Образ мира в ближайшем будущем вырисовывается таким, что это будет соревнование идеологий христианства, ислама и западной секуляризации общества. Как одно, так и другое конкурирующее мировоззрение требует от христиан существенного изменения в методах благовестия в долгосрочной перспективе. Ни одно из этих мировоззрений не новое, и история противоборства между христианством и исламом длится уже более тысячелетия.
Более тридцати лет назад, когда большинство американских протестантов мало что знали об исламе, преподаватель миссиологии Герберт Кейн из Евангельской богословской семинарии «Тринити» в штате Иллинойс (США) сформулировал шесть причин того, почему благовестие в исламском мире встречает такие трудности. Его объяснения «Почему мусульманская почва такая бесплодная» по-прежнему остаются поучительными и заслуживающими внимания.
1. Ислам моложе христианства
Позаимствовав свои идеи частично из иудаизма и частично из христианства, ислам «содержит в себе достаточно от христианства, чтобы быть вакцинированным против его истинной формы». Как и мормоны, мусульмане претендуют на обладание более поздним откровением, которое исправляет и заменяет собой Библию. Данный факт представляется существенной трудностью для христиан, которые в своих аргументах в пользу Евангелия опираются на библейское откровение.
2. Ислам отвергает божественность и смерть Христа
Ислам не только отвергает божественность Христа, сама эта идея представляется в исламе мерзкой. «Если миссионер только упомянет о божественности Христа, фанатичный мусульманин, скорее всего, плюнет на его тень, чтобы выразить свое крайнее презрение к столь богохульной мысли». Кроме того, Коран отвергает, что Христос действительно умер на кресте, тем самым устраняется сам факт нашего искупления. «Кажется, нет способа преодолеть эти два препятствия, – с печалью отметил Кейн. – Христианский миссионер может найти много точек соприкосновения между христианством и исламом и, конечно, он захочет использовать их с полной пользой, но рано или поздно он должен будет подойти к главной теме Евангелия – ко кресту. В этот момент он упрется в каменную стену. Он может избежать многих оскорбительных для мусульманина тем, но ему никогда не обойти оскорбительной вести о кресте. Крест и божественность Христа – две неустранимые преграды».
3. Отношение к изменникам ислама
«Во всех религиях, включая самую распространенную из них – индуизм – с презрением воспринимаются те, кто изменяет своей религии, – отмечает Кейн. – Но только в исламе разработан закон об отступничестве, который позволяет обществу убивать последователя, изменившего своей вере».
В исламе «обращение – это улица с односторонним движением». И даже если отступнику не грозит действительная смерть, от него откажется общество и семья, что будет для него огромным наказанием.
4. Сплоченность исламского общества
Исламское общество отличается сильной сплоченностью, жизнь каждого его члена целиком, включающая религиозную, политическую, экономическую и личную сферу, подчинена исламу. Даже там, где мусульмане не составляют большинство, как, например, в западных странах, они часто сосредотачиваются в определенных районах или сообществах, в которых можно поддерживать эту сплоченность.
По этой причине усилия христиан по благовестию мусульманам наталкиваются на согласованное противление с их стороны. А чье-то решение выйти из ислама может быть воспринято другими как непатриотичное действие, равносильное предательству своего народа или нации.
5. Публичное совершение религиозных действий
Многие христиане часто упускают из виду тот факт, что преданные мусульмане демонстрируют свою верность исламу в публичном совершении молитвы и других религиозных обрядов. Обратившийся в другую религию сразу же становится заметным, так как прекращает участвовать в таких мероприятиях. Эта система публичной молитвы и совершения ритуалов служит мощной поддержкой ислама и сильным средством устрашения для желающих обратиться в любую другую религию.
6. Память о крестовых походах
Кейн объясняет: «Для христиан на Западе крестовые походы – как дурной сон, о котором у нас остались лишь смутные воспоминания; но для арабов они – сильнейшее доказательство ненависти христиан к исламу». Христиане несут тяжкое бремя давних и глубоких горьких воспоминаний мусульман о крестовых походах. Хотя зверства совершались с обеих сторон, но только зверства, совершенные христианами, откровенно отрицали основные положения христианского учения.
Крестовые походы живы в памяти многих мусульман. Для многих в исламском мире христиане по-прежнему отождествляются с крестовыми походами, а благовестие считается лишь разновидностью продолжения крестовых походов.
Проведенный профессором Кейном анализ этих препятствий не только интересен и полезен, но и служит напоминанием о том, что эти вопросы вовсе не новы. В то же время христиане должны благовествовать мусульманам, невзирая на препятствия христианскому свидетельству.
Христиане должны помнить, что Святой Дух может разрушить величайшую стену противления, и что Слово Божье, как Он Сам сказал, подобно молоту, разбивающему скалу. Рассуждения д-ра Кейна помогают нам понять эти трудности, но они не были задуманы, чтобы удержать нас от благовестия. Наоборот он хотел, чтобы церковь была лучше осведомлена, выполняя повеление Христа.
Д-р Р. Альберт Молер-мл. – президент Южной баптистской богословской семинарии [США], главного образовательного органа Южной баптистской конвенции, к тому же представляющего собой одну из крупнейших семинарий в мире. Вдобавок к этим обязанностям, д-р Молер много пишет и выступает на богословских конференциях.
(c) www.albertmohler.com
Переведено и размещено на сайте www.propovedi.ru с разрешения правообладателя.
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.