Как христианин может определить, какие доктрины существенны, а какие нет?
Прежде всего, самые строгие слова осуждения в Новом Завете обращены к лжеучителям, искажающим Евангелие. Поэтому именно Евангельскую весть следует признать основным моментом фундаментального учения.
Какая весть должна определять содержание нашего благовестия? Обратимся к Священному Писанию и попробуем вывести некоторые библейские принципы, чтобы определить, какие элементы веры действительно важны для подлинного христианства.
Прежде всего, если учение на самом деле фундаментальное, оно должно исходить из Библии, а не предания, папских эдиктов или любого другого авторитетного источника. Павел напоминает Тимофею: Священные Писания «могут умудрить тебя во спасение» (2 Тимофею 3:15). Иными словами, учение, имеющее существенное значение для спасения, мы должны черпать из Библии. Поэтому любое подлинно фундаментальное учение должно содержаться в записанном Слове Божьем. Оно человека Божьего «своершенным… ко всякому доброму делу приготовленным» (2 Тимофею 3:17). И если бы какие-то необходимые доктрины не были явлены в Священном Писании, эти обещания звучали бы как пустой звук.
Псалмопевец пишет: «Закон Господа совершен, укрепляет душу» (Псалом 18:8). Это значит, что Священного Писания вполне достаточно. Нет существенной духовной истины, нет фундаментальной доктрины, нет ничего, что могло бы укрепить душу, вне истин, явленных нам в Писании. Нам не нужно искать каких бы то ни было существенных доктрин за пределами написанного Слова Божьего. Нет ничего необходимого вне того, что записано в Божьем Слове.
Безусловно, это и есть реформаторский принцип sola Scriptura – «только Писание». Согласно самой Библии, никакой предполагаемый духовный авторитет вне «священных писаний» Библии не может дать нам никакой мудрости, которая привела бы нас ко спасению. Никакие папские энциклики, никакие устные предания, никакие пророчества последних дней не могут содержать истинно фундаментального учения вне Священного Писания.
Во-вторых, если элемент веры считается фундаментальным, он должен быть ясно прописан в Священном Писании. Никакое потаенное знание, никакая скрытая формулировка истины не может считаться фундаментальным элементом веры. Чтобы раскрыть учение Библии, совершенно не нужны никакие зашифрованные ключи.
Божьи истины не нацелены исключительно на образованных интеллектуалов. Они вполне доступны и ребенку. «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Матфея 11:25). Слово Божье – не загадка, не ребус. Там нет шифров и тайн. Оно ясно и очевидно для тех, у кого есть духовные уши, чтобы слышать. «Откровение Господа верно, умудряет простых» (Псалом 18:8).
Однако речь не идет о том, что любой фундаментальный элемент веры должен быть подтвержден ясным утверждением из библейского текста. Например, доктрина о Троице несомненно имеет существенное значение для истинного христианства. Она ясно прослеживается в Писании, но ни в одном отдельно взятом отрывке Библии нет исчерпывающего описания Троицы.
Это не значит, что фундаментальная доктрина не может вызывать никаких споров. Некоторые утверждают, что единственным тестом на признание учения существенным для христианской веры может стать ее одобрение всеми христианскими традициями. Однако если следовать таким правилам, то вряд ли останется хоть сколько-нибудь существенное учение, чтобы отличить христианское Евангелие от пути «спасения», предлагаемого языческим морализмом или мусульманским богословием. «Стоит прислушаться к замечанию Климента Александрийского: “Я полагаю, ни один текст Писания не имел такой привилегии, чтобы не оказаться предметом споров”» (Herman Witsius. Sacred Dissertations on the Apostles’ Creed. – Репринт. Phillipsburg, NJ: Presbyterian & Reformed, 1993. Т. 1. С. 21).
В-третьих, учение следует считать фундаментальным, если от него зависит вечная жизнь. В Писании есть масса утверждений, определяющих понятие спасения и описывающих живую веру.
«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евреям11:6). Этот стих ставит правильные отношения с Богом в зависимость от веры. Кроме того, он ясно называет фундаментальными такие элементы христианской веры, как убежденность в существовании Бога и Его верности Своему Слову.
В других местах мы можем узнать, что вечная жизнь достигается познанием истинного Бога и Иисуса Христа (Иоанна 17:3; 14:6; Деяния 4:12). Поскольку сам Иисус – истинный Бог во плоти (1 Иоанна 5:20; Иоанна 8:58; 10:30), факт Его Божественности (а вместе с этим фактом и сама доктрина Троицы) является фундаментальным элементом веры (см. 1 Иоанна 2:23). Наш Господь сам подтвердил это, сказав, что Сына нужно чтить так же, как чтут и Отца (Иоанна 5:23).
Истина о том, что Иисус есть Сын Божий и Мессия, также является фундаментальным элементом веры (Иоанна 20:31).
Несомненно, телесное воскресение Христа необходимо назвать фундаментальной доктриной, ведь Первое послание к коринфянам 15:14 утверждает: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Коринфянам 15:14).
Послание к римлянам 10:9 подтверждает, что воскресение Иисуса есть фундаментальная доктрина, и добавляет к ней еще одну – владычество Христа: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься».
В соответствии с Посланием к римлянам 4:4-5, оправдание по вере также является фундаментальной доктриной: «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Иными словами, тот, кто стремится быть принятым Богом на основании собственной праведности, увидит свою несостоятельность (Римлянам 3:27-28; Галатам 2:16-3:29). Только те, кто верит, что Бог вменил им совершенную Христову праведность, будут признаны истинно праведными. Это библейское Евангелие категорически противоречит учению Римско-католической церкви. И в этой фундаментальной доктрине – сердце всего Евангелия.
На самом деле, неспособность понять доктрину оправдания стала причиной отступничества еврейской нации: «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Римлянам 10:3). Разве не в этом заключается причина падения и римского католицизма? «Потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Римлянам 10:4).
Некоторые доктрины Писания несут в себе угрозу проклятия для тех, кто осмелится их отрицать. О некоторых идеях Библия ясно утверждает, что они свойственны лишь неверующим. Такие доктрины очевидно затрагивают фундаментальные элементы истинного христианства.
Апостол Иоанн начинает свое Первое послание серией заявлений, утверждающих основные положения доктрины о грехе (гарматиологии) как неотъемлемой части христианской веры. «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» (1 Иоанна 1:6). Этот стих осуждает огульное антиномианство (идею, что христиане не находятся ни под каким законом) и проливает свет на доктринальный и нравственный аспект истинного христианства. Второе заявление опровергает гуманистическое представление о том, что человек в принципе хорош: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Иоанна 1:8). Третье заявление говорит, что ни один истинный христианин не будет отрицать собственную греховность: «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Иоанна 1:10).
Первое послание к коринфянам 16:22 провозглашает фундаментальным вопрос любви ко Христу: «Кто не любит Господа Иисуса Христа – анафема». Похожее утверждение в Первом послании к коринфянам 12:3 напоминает, что «никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса».
Истина о воплощении Иисуса также провозглашается как фундаментальное учение: «Духа Божия [и духа заблуждения] узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1 Иоанна 4:2-3). «Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист» (2 Иоанна 7). Эти стихи одновременно осуждают и тех, кто отрицает рождение нашего Господа от девы, ибо если бы Он не родился от Девы, Он был бы простым человеком, а не вечным Богом, явившимся во плоти.
Поскольку тем, кто искажает и извращает Слово Божье, угрожает погибель (2 Петра 3:16), к фундаментальным истинам настоящего христианства относятся уважительное отношение к Священному Писанию и разумный метод толкования Библии (герменевтика).
Павел писал: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Коринфянам 3:11). Сам Христос воплотил в Себе и установил всякую существенную для истинного христианства доктрину. И тот, кто отрицает какую-либо из главных доктрин христианской веры, поклоняется иному «христу», но никак не библейскому Христу.
Как основы веры олицетворяются во Христе?
Что касается богодухновенности и авторитета Писания, Он есть воплощенное Слово (Иоанна 1:1, 14). Он держался абсолютного авторитета написанного Слова (Матфея 5:18). Сам Христос установил принцип sola Scriptura в качестве основополагающей доктрины, когда обличал фарисеев, сводящих на нет авторитет Писания своими человеческими преданиями: «Хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого… хорошо ли, [что] вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?» (Марка 7:6-9). У Господа было, что сказать об авторитете и непогрешимости Слова Божьего.
Согласно доктрине оправдания верой, верующему вменяется совершенная праведность именно Христа, и именно это учение кардинально отличает истинное библейское оправдание от искаженного учения римско-католической церкви и псевдохристианских культов. Именно это имел в виду Павел, говоря: «Потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Римлянам 10:4). В том числе и по этой причине Павел написал, что Христос «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Коринфянам 1:30), поэтому и Иеремия назвал Его так: «Господь – оправдание наше!» (Иеремии 23:6). Сам Господь Иисус Христос – наша праведность (Иеремии 33:16). Вот суть доктрины оправдания одной лишь верой, sola fide.
Конечно же, все эти фундаментальные доктрины, связанные с воплощением, – рождение Христа от девы; божественность Христа, Его человечность, Его безгрешность – это неотъемлемая часть Его сущности. Отвергнуть любую из этих доктрин – значит подвергнуть нападкам Его самого.
Главные доктрины, касающиеся Его подвига, – Его искупительная смерть, воскресение и реальность Его чудес – представляют собой основу Евангелия (cм. 1 Коринфянам 15:1-4; Евреям 2:3-4). Отвергнув эти доктрины, можно свести на нет саму суть христианской вести.
Основы веры настолько тесно связаны с Иисусом Христом, что апостол Иоанн называл «учением Христовым» все доктрины, которые считал фундаментальными. Для него эти доктрины представляли разницу между истинным христианством и ложной религией.
Вот почему он написал: «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» (2 Иоанна 9). Иоанн не только не благословлял союз с теми людьми, которые отрицали фундаментальные истины веры, но и запрещал любые формы духовного общения или поддержку такого лжеучения (ст. 10-11).
Я не ставил перед собой целью дать исчерпывающий перечень фундаментальных доктрин. Такую задачу не под силу выполнить в данной статье. Более того, попытка точно определить и создать перечень таких доктрин было бы слишком сложным заданием. Но любой разумный перечень таких доктрин безусловно начинался бы с тех из них, которые ясно и четко обозначены в Библии как непререкаемые: абсолютный авторитет Священного Писания над преданием (sola Scriptura), оправдание одной лишь верой (sola fide), Божественность Христа и Троица.
Но что же нам делать с этим пониманием? Прежде всего, мы должны устоять перед искушением превратить все эти доктрины в молоток судьи, обрекающий толпы народа на вечное осуждение. Мы не должны рассматривать себя судьями судеб других людей.
В то же время, мы должны признать, что те, кто отвернулся от здравого учения в вопросах, существенных для спасения, сами себя осуждают. «Неверующий уже осужден» (Иоанна 3:18). Мы должны иметь желание четко и ясно провозглашать фундаментальные доктрины, чтобы вывести людские души из тьмы заблуждений. Мы должны твердо противостать слепоте и неверию – главной причине, по которой многие услышат слова Господа: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матфея 7:23). Еще раз подчеркнем, что тот, кто поступает так, как будто эти основополагающие доктрины не влекут за собой никаких последствий, только навлекает на себя вину лжеучителей (2 Иоанна 11).
У нас нет никакого права выносить приговор о вечном осуждении против кого бы то ни было (Иоанна 5:22). В то же время мы не должны допускать кого угодно до причастия и общения в церкви. Мы не должны связывать себя духовными узами с людьми, допускающими фундаментальные заблуждения, равно как не должны искать общения с теми, кто виновен в мерзких грехах. Иначе мы погрязнем в высокомерии, как коринфяне, которые отказывались изгонять из своего общения человека, живущего в непристойнейшем грехе (1 Коринфянам 5:1-3).
Мы также должны помнить, что серьезное заблуждение может быть крайне утонченным. Лжеучители никогда не ходят с вывесками, провозглашающими их суть. Чаще всего они наряжаются в одежды Христовых апостолов (2 Коринфянам 11:13). «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Коринфянам 11:14,15). И в свете сегодняшнего стремления к экуменическому компромиссу самая насущная задача церкви – уделить особое внимание утверждению фундаментальных доктрин христианской веры.
© www.gty.org. Данная статья вышла в трех частях на английском языке:
http://www.gty.org/Resources/Articles/A326;
http://www.gty.org/Resources/Articles/A327;
http://www.gty.org/Resources/Articles/A328.
Переведено и размещено на сайте www.propovedi.ru с разрешения.
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.