Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Предостережения о языке

    Можно ли многословие назвать грехом? Честно говоря, однозначного ответа на этот вопрос нет. Читая библейские предостережения о силе слов, мы можем поддаться искушению взять обет молчания! Однако мы быстро понимаем, что такой упрощенный ответ не решает проблему. Правильный ответ – тяжелый путь самодисциплины и любви. Этот нелегкий путь заключается в мудром обуздании самого сильного мускула в нашем теле. Это навело меня на мысли об опасностях, которые влечет за собой чрезмерная разговорчивость. Их очень много и они включают следующие 8 предостережений.

    1. Многословие открывает дверь греху. «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» (Прит. 10:19). «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (21:23). «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда» (13:3). Из упомянутых стихов следует, что чем больше говоришь, тем больше грешишь. Доказательство этого можно найти в отрезвляющей истине, записанной в Иакова 3:8: «А язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда». Наша задача – проявлять дисциплину и не говорить тогда, когда можно промолчать. В этом мудрость. «Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным» (Прит. 17:27-28).
    1. Многословие порождает сплетни. Словарь Даля так определяет сплетни: «Сплетня, сплетни мн.пересказы и наговоры, смутки, перенос вестей из дому в дом, с перессудами, толками, прибавками». Пересуды, толки и прибавки действительно характеризуют сплетни. Однако важно понимать, что достоверность информации во процессе передачи сплетни не имеет большого значения. Сплетни остаются сплетнями независимо от того, правдивы они или нет. Истина заключается в том, что есть определенные сведения, которые не нужно, а точнее, нельзя повторять из-за многочисленных страшных негативных последствий. Сплетни разрушают дружбу: «Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга» (Прит. 17:9). Они вызывают раздоры: «Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает» (Прит. 26:20). Сплетни приводят к потере доверия: «Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся» (Прит. 20:19). Они причиняют много боли другим людям: «Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева» (Прит. 18:8). Пуританин Томас Ватсон говорил: «Скорпион носит яд на кончике хвоста, а клеветник – на кончике языка. Слова его жалят глубоко, как иглы дикобраза» («Доктина покаяния»).
    1. Многословие – враг слушания. Я уверен, мы все можем признаться, что в разное время не слушали других, потому что в разуме у нас слишком скоро созрел ответ, еще до того, как человек закончил говорить. Притчи называют такого человека глупцом: «Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему» (Прит. 18:13). «Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? На глупого больше надежды, нежели на него». (Прит. 29:20). Иаков в Новом Завете также подтверждает эти слова: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак. 1:19). Обратите внимание на связь между скорым слышанием и медленными словами. Чем больше человек будет слушать, тем меньше он будет говорить, и наоборот. Итак, если я сознательно и намеренно приму решение слушать, меня не так сильно будет увлекать желание высказаться. А если я начну высказываться более осторожно, то стану лучше слушать других.
    1. Многословие может способствовать хвастовству. Хвастовство означает восхваление самого себя за дела или богатство. Хвастуны отличаются от сплетников тем, что много говорят не о других, а о себе. Книга Притчей предупреждает о таковых: «Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой» (Прит. 27:2). «Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит?» (Прит. 20:6). «Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками» (Прит. 25:14). Хвастовство – это мерзость перед Богом, потому что оно подпитывается гордостью. Вот почему мы особо внимательно должны прислушаться к предупреждению Иакова: «Теперь послушайте вы, говорящие: «Сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Иак. 4:13-16).
    1. Многословие приводит к лести. Вряд ли можно лучше определить лесть, чем это сделал Кент Хьюз: «Сплетни – это то, что говорят о человека за глаза, но никогда не скажут прямо в лицо. Лесть – это то, что говорят о человеке в лицо, но никогда не скажут за глаза». Библия разоблачает потаенные мотивы льстецов: «Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его» (Прит. 29:5). Блудница соблазняет свою добычу льстивыми словами (Притч. 2:16-18; 6:24; 7:21). Раньше всякий раз, когда я встречал льстецов, я задавался вопросом: «Чего они действительно хотят?» Берегитесь тех, кто источает чрезмерную, неверную или неискреннюю похвалу.
    1. Многословие может оказаться пустословием. Еслинеограничиватьсебявсловах, можетоказаться, чтомыведемпустыеречи. «От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб» (Прит. 14:23). Иначе говоря, много слов и мало дела неизбежно приведут нас к нищете. Иисус строго напоминает нам о горьких последствиях пустословия: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Матф. 12:36). Память о том, что мы дадим отчет на судилище Христовом, должна удерживать нас от пустословия, если оно закрадывается в наше сердце.
    1. Многословие приводит к сквернословию. Сквернословие, какибогохульство, совершеннонедопустимовжизниБожьегодитя. «Им [языком] благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие» (Иак. 3:9-10а). Если в воскресенье мы поем славу Богу, а в понедельник проклинаем людей, «не должно, братия мои, сему так быть» (Иак. 3:10). Не может «смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3:11-12). Поэтому, если мы называем себя новым творением во Христе, наша жизнь должна быть свободна от любого сквернословия (2 Кор. 5:17).
    1. Многословие может нанести ущерб многим людям. «Так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшойогонькакмного вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3:5-6). Центр пожарной информации США приводит следующую статистику: За 2000 год в пожарах было сожжено 8 422 237 акров лесов и полей, нанесен ущерб более 1,3 миллиарда долларов. Мы можем измерить ущерб, который наносят полям и лесам пожары. Но вред, нанесенный необдуманным словом, подсчитать невозможно. Дисциплинируя себя и удерживая язык за зубами, мы доверяем Святому Духу, который производит в нас плод воздержания (Гал. 5:23). А по мере возрастания в благодати и познании Господа Иисуса Христа, мы будем все больше и больше уподобляться совершенному (зрелому) человеку, который не согрешает в слове (Иак. 3:2).

    Принесем ко Кресту все грехи языка и с покаянием исповедаем их. Будем молиться, чтобы нам более уподобиться тому духовно зрелому мужу. Всем нам не мешало бы от всего сердца молиться вместе с Давидом: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс. 140:3).

     

     

    ©www.counselingoneanother.com.Перевод и публикация на www.propovedi.ru осуществлены с разрешения автора.

    Д-р Пол Тотджес с 1992 года несет служение пастора-учителя в «Библейской церкви Эммануила» в городе Шебойган (штат Висконсин, США). Исполняя свое служение, ему приходилось не раз бывать в других странах, в том числе в России, где он преподавал на темы, связанные с библейским консультированием. Д-р Тотджес – автор нескольких книг, в числе которых книга «Подлинно-библейское душепопечение», опубликованная в России в 2009 г. издательством «Библия для всех».

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя