Приведенная ниже статья – отрывок из предисловия к китайскому изданию книги «Харизматический хаос». В ней объясняется происхождение и ранняя история харизматического движения. Харизматическое движение зародилось на заре ХХ столетия с легкой руки Чарльза Фокса Пархема, который и стал его родоначальником. Это был проповедник-эксцентрик, не отличающийся особым нравственным обликом. Его увлекали крайние идеи, мистические переживания и ложное богословие, которое называлось «Учение святости». В 1900 году мистер Пархем основал библейский колледж в городе Топика (штат Канзас, США). Этот колледж преимущественно занимался обучением миссионеров, проповедующих «Учение святости». Он верил, что его студенты способны возродить дар языков, явленный в день Пятидесятницы, и распространить Евангелие среди всех народов, не нуждаясь при этом в изучении иностранных языков. Через некоторое время он стал убежденным сторонником позиции, что дар языков – единственное истинное знамение крещения Святым Духом. Вскоре его увлечение иными языками стало настоящей манией. В конце 1900 года Пархем умолял своих студентов проводить по нескольку дней в посте и молитве, чтобы возродить этот апостольский дар. В первый день нового 1901 года, 1 января, одна из учениц Пархема, Агнес Озман начала произносить какие-то нечленораздельные слоги. Те, кто ее слышал, сделали вывод, что она заговорила по-китайски (хотя никто из них не знал ни одного китайского диалекта). На протяжении всего того дня казалось, что она не могла говорить по-английски и писала какие-то стилизованные знаки, в которых Пархем и ученики увидели китайские иероглифы. Студенты были убеждены, что Бог ответил на их молитвы и они стали свидетелями того же самого феномена, который был описан во 2 главе книги Деяний. Однако через несколько дней написанные мисс Озман знаки были опубликованы в местной газете. Эта публикация стала объективным доказательством абсолютной лживости заверений Пархема. Клочок бумаги был исписан грубыми искусственными знаками, которые было невозможно расшифровать и которые не имеют ничего общего с китайскими иероглифами. Более того, ни эти знаки, ни произносимые ею звуки не имели ничего общего со звуками ни одного реально существующего языка. Тем не менее, Пархем настаивал, что госпожа Озман говорила и писала по-китайски. Более того, сам Пархем и как минимум тридцать его студентов теперь настаивали, что также обрели дар языков. Несмотря на серьезное исследование и нелицеприятные вопросы, Пархем дерзко раздул свою выдумку до невероятных размеров: Он объявил, что студенты говорили на многих языках. Он сам обрел способность проповедовать по-немецки и по-шведски, Агнес Озман говорила и писала «по-китайски», в то время как другие студенты могли говорить на целой плеяде языков, включая японский, венгерский, сирийский, хинди и испанский. Пархем отмечал, что «разделяющие языки пламени» почили на головах говорящих. Иногда произносились и толкования, например, такие как «Бог есть любовь», «Иисус силен спасать» и «Иисус готов слышать».[1] [Gary B. McGee, “The Revivial Legacy of Charles F. Parham,” Enrichment Journal (Summer 1999)] Пархем не жалел сил, рекламируя случившийся феномен. Он настаивал, что это решительный прорыв во всей миссионерской стратегии. Уже через полгода после того, как многочисленные эксперты-лингвисты сделали заключение, что каракули Агнес Озман не имеют ничего общего с китайским письмом, Пархем по-прежнему продолжал подпитывать репортеров своей приукрашенной версией происшедших событий. Вот выдержка из одной из газетных колонок того времени, цитирующей слова самого Пархема: Мы ожидаем, что к нам [в колледж] съедутся тысячи служителей, благовестников и других верующих со всех концов Соединенных Штатов, те, кто желает стать миссионерами. Нет никаких сомнений, что в это время на них снизойдет «дар языков», если только они этого достойны и будут с верой искать его, если они уверуют, что таким образом смогут разговаривать с теми людьми, с которыми они пожелают работать, на их языке, ведь это, несомненно, принесет большую пользу. Студенты колледжа «Вефиль» уже не будут нуждаться в том, чтобы изучать языки старыми методами. Эти языки чудесным образом будут дарованы им. Разные люди уже смогли обращаться к испанцам, итальянцам, богемцам, венграм, немцам и французам на их родном языке. Я ничуть не сомневаюсь, что точно так же на наших собраниях на верующих снизойдут разные диалекты народов Индии и африканских дикарей. Я ожидаю, что это собрание будет величайшим событием со времен Пятидесятницы.[2](“New Kind of Missionaries: Envoys to the Heathen Should Have Gift of Tongues,” Hawaiian Gazette, May 31, 1901, 10) Конечно же, Пархем лгал. Но его студенты наивно поверили, что произносимые ими звуки, на самом деле были настоящими иностранными языками. Их преподаватель увещевал их ни в коем случае не допускать себе никаких сомнений и «искушать» свой «дар». Итак, на протяжении следующих десяти лет многие студенты поддались влиянию Пархема и отправились в другие страны, чтобы на практике проповедовать и общаться с людьми на языках, которые они никогда не учили. Провал такой пятидесятнической миссионерской стратегии случился мгновенно и был красноречив. В 1909 году вышла статья, такими словами описывавшая подобное фиаско: Миссионер С. Тодд, представляющий Библейское миссионерское общество, лично провел исследование в трех миссионерских точках, чтобы изучить жизнь четырех групп обманутых миссионеров, с добрыми намерениями отправившихся в Японию, Китай и Индию, ожидающих, что смогут проповедовать местным жителям этих стран на их родном языке. Но ни в одном случае у них это не получилось. В простейших жизненных ситуациях им нужен был переводчик. Некоторые из них оказались в полной нищете, лишенные средств к существованию. Им пришлось полагаться на живших там братьев по вере для обеспечения своих элементарных нужд. Они были беспомощны, как младенцы. Иногда они просто могут потерять всякую веру в сверхъестественного Бога и впасть в грех.[3] [A. E. Seddon, “Edward Irving and Unknown Tongues,” The Homiletic Review (New York; Funk and Wagnalls, 1909), 109] Неудачи и скандалы сопровождали Пархема везде, к чему бы он ни прилагал руку. Менее чем через год после своего основания библейский колледж «Вефиль» прекратил свое существование. Через пять лет газеты по всей стране пестрели заголовками о том, что в штате Иллинойс последователи Пархема до смерти избили женщину-инвалида, пытаясь изгнать из нее дух ревматизма. Не успел пройти первый шок после этой новости, как стало известно, что сам Пархем был арестован в Сан-Антонио по подозрению в содомии. Он подписал признательные показания, чтобы выйти на свободу, но через некоторое время отрекся от своих слов, утверждая, что никогда не признавал своей вины. Он полностью дискредитировал себя во всех возможных смыслах. После всех разразившихся скандалов его репутация так никогда и не была восстановлена. Однако Пархем без устали продолжал вербовать себе учеников, и это ему удавалось. На его похороны в 1929 году пришло более двух с половиной тысяч последователей, несмотря на то, что погребение происходило в глухой деревушке в Канзасе, в сильную пургу. С того самого дня, когда он возвестил на весь мир о том, что Агнес Озман писала китайские иероглифы, и до конца своих дней, Чарльз Пархем без устали стремился увековечить созданный им миф. Несмотря на обилие свидетельствующих против него фактов, несмотря на полное отсутствие фактов, свидетельствующих в его пользу, он продолжал настаивать, что дар языков произведет революцию в миссионерском служении за рубежом и ускорит исполнение Великого поручения Христа. Спустя несколько лет после того, как первые миссионеры, якобы пережившие явление Пятидесятницы, потерпели полный провал и крушение надежд, Пархем продолжал рисовать радужную картину успеха: Мы выслали на миссионерское поле нескольких миссионеров, уже пользующихся своим даром языков. Они не только говорят на языке местных жителей и понимают их, но и понимают, что говорят. Этот дар был дарован им… Неоспоримый факт, что на сегодняшний день уже десятки язычников обратились, услышав свидетельство на разных языках.[4][Charles F. Parham, The Everlasting Gospel (Baxter Springs, KS: Apostolic Faith Bible College, 1911), 68] Естественно, что здесь нет и намека на правду. На сегодняшний день движение, начатое Чарльзом Пархемом, стремительно набрало обороты. Миллионы людей заявляют, сто способны говорить языками. Но пятидесятники и харизматы до сих пор не могут говорить с представителями иноязычных культур (и даже друг с другом) до тех пор, пока не выучат тот язык, на котором они хотели бы говорить. Уже прошло больше столетия с того момента, когда Пархем заявил, что его студенты могли говорить по-китайски, но до сих пор ни одного случая, где бы кто-то говорил на иных языках, как это было в день Пятидесятницы, не было зафиксировано документально. Много раз харизматические языки записывались и подвергались лингвистической экспертизе. Результаты исследований показали, что в них начисто отсутствуют какие бы то ни было подлинные языковые характеристики. Современные харизматические языки – это набор неразличимых слогов и звуков, быстро произносимых или пропеваемых и не передающих никакого различимого смысла. Это не библейский дар языков. В день Пятидесятницы люди слышали, как апостолы говорили на различимых и понятных им языках (Деяния 2:6, 11). Языки, описанные в Новом Завете, всегда можно было перевести (Деяния 10:46; 19:6). На самом деле, смысл любой вести, произносимой на языках, оказывал особое воздействие на сам дар. Павел даже не разрешал говорить на языках без истолкования (1 Коринфянам 14:27). Учитывая всю противоречивость фигуры Чарльза Пархема, его скандальную репутацию, учитывая, насколько много он раздал обещаний, которым не суждено было сбыться, тем более, учитывая, очевидный и полный провал его миссионерской стратегии, просто удивительно, что пятидесятническое движение сумело выжить и не только удержаться на плаву, но и собрать вокруг себя стольких последователей. На тот момент, когда в Техасе Пархем был арестован по обвинению в содомии, его учение расползлось по всему миру подобно тому, как закваска заквашивает все тесто. Одним из ранних учеников Пархема, посещавшим его семинары в Хьюстоне, был чернокожий «глашатай святости» Уильям Дж. Сеймур. В 1906 году Сеймура пригласили вести собрание в общине, собиравшейся в обветшалом здании на улице Азуса, на окраине Лос-Анджелеса, и он начал проповедовать то, что выучил у Пархема. В частности, он учил, что единственное библейское доказательство крещения Святым Духом заключалось в говорении на иных языках. Через несколько недель десятки людей на Азуса-стрит, заговорили на языках. Их глоссолалия стала отправным пунктом распространившегося оттуда пятидесятнического движения. Наконец-то оно твердо стало на ноги и разошлось по всей Америке. Еще с апостольской поры церковь всегда была озабочена деятельностью лжеучителей, движимых постыдными страстями, бывших «людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка» (1 Тимофею 6:5) и претендуют на обладание сверхъестественными дарами. Павел очень точно описал тех, кто отдал себя на откуп ереси «Слова веры». В то же время харизматическое движение имеет исключительно американскую сущность. Оно зародилось в самом центре Соединенных Штатов, и изначально было плодом особого стиля религиозного фанатизма, процветавшего на американской земле. Учитывая обилие необученных, неподконтрольных, подчиненных самим себе пророков, многие из которых были настоящими самозванцами, учитывая несметное количество свободно странствующих проповедников, подобные суеверия и заблуждения распространились, не встретив практически никаких препятствий. Затем Америка экспортировала харизматическое движение по всему миру, благодаря агрессивным пиар кампаниям, активной раскрутке в средствах массовой информации, в том числе, через напористый сбор финансовых средств. При этом огромная часть собранных денежных средств расходуется на то, чтобы поддерживать роскошный образ жизни телеевангелистов. Сама культура харизматической религии воспитывает вопиющих шарлатанов, которые даже не скрывают своих аппетитов и ведут далеко небезупречный образ жизни, чтобы завлечь людей в ловушку, чтобы доверчивые граждане жертвовали больше денег, чем они могут себе позволить, а Бог будет в свою очередь обязан их обогатить. Но такое братство харизматических богачей иллюзорно. Не более чем иллюзией являются и чудеса, которые они творят, призывая зрителей достигать той или иной степени святости. И действительно, поверхностность, жульничество и обман не перестают сопровождать пятидесятническое и харизматическое движение с первого дня его основания. Почему так получается? Ответ несложен. Мы уже отмечали, что современные харизматические языки не имеют ничего общего с описанным в книге Деяний, гл. 2, даром языков, сошедшим на апостолов. Соответственно, харизматическое учение требует, чтобы его последователи отказались подвергать исследованию навязываемые им доктрины и приняли все разнообразие «духовных даров», не имеющих никакого библейского основания. Разумеется, такое движение становится легкой мишенью для мошенников, лжеучителей и шарлатанов. И в самом деле, история свидетельствует о поразительном числе лидеров и видных деятелей харизматического и пятидесятнического движения, погрязших в доктринальных заблуждениях и выявивших моральную нечистоту. Харизматическое учение воспитывает осознанное легковерие, которое подспудно, но методично разрушает авторитет и достаточность Священного Писания. А это неизбежно приведет к упадку духовности и учения, о чем я и рассказываю на страницах, которые вы будете читать в дальнейшем. Первое издание этой книги, озаглавленное «Харизматики», вышло в 1978 году. Тогда она еще не была такой большой. Но через десять дней началась так называемая «третья волна». Представители и харизматического, и евангельского движения в одинаковой степени были увлечены знамениями, чудесами, внебиблейскими пророчествами и странными феноменами, вроде «святого смеха». Тогда я дописал еще несколько глав, что почти удвоило объем книги. Дополненная и переработанная книга, уже озаглавленная «Харизматический хаос», вышла в 1992 году. Со времени выхода второго издания прошло уже более двадцати лет. Книга и сейчас продолжает издаваться и пользуется большим спросом, хотя некоторые из явлений, описанных в ней, в начале 90-х годов были куда более популярны, чем сегодня. Иногда у меня спрашивают, изменилась ли с тех пор моя позиция. Мой ответ – решительное нет! Не изменилось Священное Писание, поэтому не изменилось и мое понимание библейского учения о харизматических дарах. Не изменилось и мое отношение к авторитету и достаточности Слова Божьего. Если хотите, мои убеждения стали еще яснее и тверже, чем были тогда, когда я впервые стал серьезно высказываться по этим вопросам в 70-х годах ХХ века. Также мне часто задают вопрос, не считаю ли я, что харизматическое движение изменилось к лучшему по мере того, как многие представители евангельского движения приняли определенные харизматические доктрины или заключили перемирие со своими харизматическими товарищами. Действительно, сегодня немногие представители евангельского движения проявляют волю или интерес к тому, чтобы вести борьбу по вопросам харизматических даров. Я убежден, что они допускают серьезную ошибку, а уступки и принятие харизматических доктрин и поведения – это серьезный признак упадка евангельского движения и предвестник отступничества. Некоторые лидеры харизматического течения, чья деятельность подвергается анализу и критике в этой книге, уже почили. Среди них такие как Джон Уимбер, Кеннет Хейгин, Орал Робертс. Однако движения, начатые ими, и их доктрины продолжают жить и вызывать хаос. Закваска их влияния продолжает распространяться. Христиане, подпавшие под влияние этого учения, легко принимают его заблуждения, а материалов, критически оценивающих это движение и подвергающих библейскому анализу популярные заявления харизматиков, практически нет. Поэтому я очень рад, что выходит новое издание книги «Харизматический хаос» на китайском языке. Я молюсь, чтобы эта книга стала предметом серьезных дискуссий, чтобы, читая ее, верующие по всему миру могли не только мудро различать истину и ложь, но и противостоять цунами мошенничества и непонимания, которое царит везде, куда запускает свои щупальца харизматическое движение. Оригинальные источники: http://www.gty.org/Blog/B131009 и http://www.gty.org/Blog/B131010. Переведено и размещено на сайте propovedi.ru с разрешения правообладателя.
[1]Gary B. McGee, “The Revivial Legacy of Charles F. Parham,” Enrichment Journal (Summer 1999). [2] “New Kind of Missionaries: Envoys to the Heathen Should Have Gift of Tongues,” Hawaiian Gazette (May 31, 1901), 10. [3] A. E. Seddon, “Edward Irving and Unknown Tongues,” The Homiletic Review (New York; Funk and Wagnalls, 1909), 109. [4] Charles F. Parham, The Everlasting Gospel (Baxter Springs, KS: Apostolic Faith Bible College, 1911), 68.
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.