Во всем мире насчитывается около миллиарда католиков, то есть около миллиарда человек подчиняется авторитету римского Папы. Многие задаются вопросом, как это стало возможным. Ответ на этот вопрос не настолько однозначен и прост, как утверждают приверженцы римского католицизма. Для начала я приведу краткое объяснение католической позиции, а затем предложу объяснение того, что, на мой взгляд, произошло на самом деле.
Объяснение Католической Церкви
Традиционное католическое понимание этого вопроса заключается в том, что Иисус сказал, что Церковь будет построена именно на Петре (Матф. 16:18−19; см. также Ин. 21:15−17; Лк. 22:32). В связи с этим, Петр провел четверть века в Риме, будучи основателем и епископом церкви. Его власть признавалась среди других ранних церквей. И именно эта власть стала передаваться его преемникам. И действительно, Второй Ватиканский собор (1962–1965 гг.) подтвердил такое понимание. Апостольская власть также передавалась преемникам апостолов, равно как и верховная власть Петра передавалась его преемникам в Риме.
Однако проблема такого объяснения состоит в том, что в его подтверждение невозможно найти ни одного доказательства. Наилучшем объяснением Матф.16:18–19 является то, что церковь будет построена не на церковном статусе Петра, а на его исповедании божественности Христа. Такому пониманию соответствует и тот факт, что нет никаких библейских свидетельств о том, что Петр продолжительное время руководил церковью в Риме. Об этом умалчивает Книга деяний, этого не найти и в посланиях самого Петра. Об этом не упоминает и Павел, что выглядит достаточно странно. Если бы Петр находился в Риме с такого раннего времени, то удивительно, почему Павел не вспомнил о нем, перечисляя в конце своего Послания к римлянам многих членов этой церкви поименно. Да и аргумент о том, что авторитет Петра был широко признан ранними церквями, противоречит историческим фактам. Действительно, Ириней во II столетии писал, что церковь была основана «блаженными апостолами» Петром и Павлом. Об этом писал и Евсевий в IV веке. Уже в V столетии Иероним утверждал, что римская церковь была основана Петром, которого он называет «апостольским князем». С другой стороны, следует отметить другие противоречивые факты. Например, готовясь принять мученическую смерть, Игнатий писал письма епископам ведущих церквей того времени, но о главенстве Рима он упоминал лишь в моральном, но не экклезиальном смысле. Примерно в то же время, «Пастырь Ерма», небольшое произведение написанное в Риме в начале II века, упоминает лишь «начальствующих» и «пресвитеров», управляющих церковью. Явно, в это время в ней не было главенствующего епископа. Более того, во II и III веках было много примеров того, как руководители других церквей противились притязаниям римских руководителей на всецерковную власть в разрешении споров.
Более правдоподобным нам кажется позиция, что возвышение римского понтифика, достижение им власти и главенствующей роли в церкви произошло в результате стечения обстоятельств, а не по Божьему установлению. Это происходило в два этапа. Сначала главенствующее положение заняла римская церковь, и только затем, в результате ее возвышения, стал выделяться и ее глава. Католическая церковь поменяла местами эти факты, утверждая, что апостольский авторитет и власть, а именно незыблемый авторитет Петра, способствовали установлению главенствующего положения римского епископата. На самом же деле рост церковного престижа римского епископства был связан не с Петром, а с ростом влияния самой римской церкви.
Действительное объяснение
В самом начале римская церковь была лишь одной из многих церквей Римской империи. Однако естественные события привели к тому, что ситуация изменилась. Изначально центром христианской веры был Иерусалим. Однако армия Тита разрушила город в 70 г. по Р.Х., в результате чего христианство осталось без родины. Совершенно естественно, что жители Римской империи стали обращать свои взоры на римскую церковь, ведь она находилась в столице страны. Все дороги того времени действительно вели в Рим, и по большинству из них прошли ноги христиан-благовестников. Кроме того, в ранние века римская церковь завоевала репутацию доктринально и морально твердой и неподкупной церкви. Естественно, что римские верующие пользовались уважением среди других христиан. Церковь достигла такого возвеличенного положения отчасти благодаря своей репутации, отчасти благодаря тому, что находилась и купалась в лучах славы и величия престольного града.
Изначально в церквях было немало ересей, но в III веке церкви повели наступление против них. Тертуллиан утверждал, что иначе и не могло быть, ведь церкви, основанные самими апостолами, могли твердо стоять на ногах, подвизаясь за подлинность веры, в отличие от потенциально еретических церквей. Такой аргумент лишь укрепил растущие притязания римской церкви на господство. Но интересно, что уже в середине того же столетия в Северной Африке Киприан утверждал, что слова «Ты – Петр» относились не только к римскому епископу и тем самым давали ему привилегию папства, но были применимы ко всем епископам. Более того, на Третьем Карфагенском Соборе в 256 году он утверждал, что римский епископ не должен стремиться стать «епископом над епископами» и вершить «тираническую» власть.
Еще в апостольские времена церковь подвергалась гонениям, но в последующие века эти гонения лишь усилились. Вражда и пытки христиан стали привычным делом последующих римских императоров. Однако в IV веке произошло нечто невообразимое. Перед одним из чрезвычайно важных сражений императору Константину было видение и он принял христианство. Церковь, едва влачившая существование на задворках империи, неожиданно обрела императорскую благосклонность. В результате, стерлись всякие различия между допустимым церковным поведением и мирскими претензиями на помпезность и власть. В Средние века эти различия окончательно сошли на нет. В VI веке папа Григорий без зазрения совести утверждал, что светская власть в руках Петра и его преемников на папском престоле знаменовала собой «попечение о всех церквах». Но и тогда, в более позднее время, подобные притязания воспринимались отнюдь не однозначно. Восток с центром в Константинополе противостоял притязаниям Рима на вселенскую власть, и расхождения между Востоком и Западом уладить так и не удалость. В 1054 году, после многих дебатов, между западными и восточными церквами произошел Великий раскол. Восточное православие пошло своей дорогой, не признавая над собой юрисдикции Рима, и до сих пор шрамы, нанесенные церквями друг другу, остаются незалеченными.
Итак, возвышение римского Папы до положения наивысшего авторитета и власти было достаточно длительным. Насколько же далеко папство ушло от новозаветного понимания церковной жизни, ярче и жестче всех описал во времена Реформации Эразм Роттердамский. В 1517 году, вскоре после смерти папы Юлия II, Эразм написал сатиру «Юлий, не допущенный на небеса» (Julius Exclusus). В ней он описывает, как новопредставленный папа попадает на небеса, и Петр не узнает его! Смысл сатиры Эразма заключается в том, что папы прошли через все: богатство, властные амбиции, обмирщение и многое другое. Единственное, чего они не познали – это апостольство. Однако автору нужно было пойти еще дальше. Петр не мог назвать апостольским не только поведение пап. Апостол не был похож на них в том, как они притязали на вселенскую власть, чего он сам не делал.
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.