Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Возвышение папства

    Во всем мире насчитывается около миллиарда католиков, то есть около миллиарда человек подчиняется авторитету римского Папы. Многие задаются вопросом, как это стало возможным. Ответ на этот вопрос не настолько однозначен и прост, как утверждают приверженцы римского католицизма. Для начала я приведу краткое объяснение католической позиции, а затем предложу объяснение того, что, на мой взгляд, произошло на самом деле.

    Объяснение Католической Церкви

    Традиционное католическое понимание этого вопроса заключается в том, что Иисус сказал, что Церковь будет построена именно на Петре (Матф. 16:18−19; см. также Ин. 21:15−17; Лк. 22:32). В связи с этим, Петр провел четверть века в Риме, будучи основателем и епископом церкви. Его власть признавалась среди других ранних церквей. И именно эта власть стала передаваться его преемникам. И действительно, Второй Ватиканский собор (1962–1965 гг.) подтвердил такое понимание. Апостольская власть также передавалась преемникам апостолов, равно как и верховная власть Петра передавалась его преемникам в Риме.

    Однако проблема такого объяснения состоит в том, что в его подтверждение невозможно найти ни одного доказательства. Наилучшем объяснением Матф.16:18–19 является то, что церковь будет построена не на церковном статусе Петра, а на его исповедании божественности Христа. Такому пониманию соответствует и тот факт, что нет никаких библейских свидетельств о том, что Петр продолжительное время руководил церковью в Риме. Об этом умалчивает Книга деяний, этого не найти и в посланиях самого Петра. Об этом не упоминает и Павел, что выглядит достаточно странно. Если бы Петр находился в Риме с такого раннего времени, то удивительно, почему Павел не вспомнил о нем, перечисляя в конце своего Послания к римлянам многих членов этой церкви поименно. Да и аргумент о том, что авторитет Петра был широко признан ранними церквями, противоречит историческим фактам. Действительно, Ириней во II столетии писал, что церковь была основана «блаженными апостолами» Петром и Павлом. Об этом писал и Евсевий в IV веке. Уже в V столетии Иероним утверждал, что римская церковь была основана Петром, которого он называет «апостольским князем». С другой стороны, следует отметить другие противоречивые факты. Например, готовясь принять мученическую смерть, Игнатий писал письма епископам ведущих церквей того времени, но о главенстве Рима он упоминал лишь в моральном, но не экклезиальном смысле. Примерно в то же время, «Пастырь Ерма», небольшое произведение написанное в Риме в начале II века, упоминает лишь «начальствующих» и «пресвитеров», управляющих церковью. Явно, в это время в ней не было главенствующего епископа. Более того, во II и III веках было много примеров того, как руководители других церквей противились притязаниям римских руководителей на всецерковную власть в разрешении споров.

    Более правдоподобным нам кажется позиция, что возвышение римского понтифика, достижение им власти и главенствующей роли в церкви произошло в результате стечения обстоятельств, а не по Божьему установлению. Это происходило в два этапа. Сначала главенствующее положение заняла римская церковь, и только затем, в результате ее возвышения, стал выделяться и ее глава. Католическая церковь поменяла местами эти факты, утверждая, что апостольский авторитет и власть, а именно незыблемый авторитет Петра, способствовали установлению главенствующего положения римского епископата. На самом же деле рост церковного престижа римского епископства был связан не с Петром, а с ростом влияния самой римской церкви.

    Действительное объяснение

    В самом начале римская церковь была лишь одной из многих церквей Римской империи. Однако естественные события привели к тому, что ситуация изменилась. Изначально центром христианской веры был Иерусалим. Однако армия Тита разрушила город в 70 г. по Р.Х., в результате чего христианство осталось без родины. Совершенно естественно, что жители Римской империи стали обращать свои взоры на римскую церковь, ведь она находилась в столице страны. Все дороги того времени действительно вели в Рим, и по большинству из них прошли ноги христиан-благовестников. Кроме того, в ранние века римская церковь завоевала репутацию доктринально и морально твердой и неподкупной церкви. Естественно, что римские верующие пользовались уважением среди других христиан. Церковь достигла такого возвеличенного положения отчасти благодаря своей репутации, отчасти благодаря тому, что находилась и купалась в лучах славы и величия престольного града.

    Изначально в церквях было немало ересей, но в III веке церкви повели наступление против них. Тертуллиан утверждал, что иначе и не могло быть, ведь церкви, основанные самими апостолами, могли твердо стоять на ногах, подвизаясь за подлинность веры, в отличие от потенциально еретических церквей. Такой аргумент лишь укрепил растущие притязания римской церкви на господство. Но интересно, что уже в середине того же столетия в Северной Африке Киприан утверждал, что слова «Ты – Петр» относились не только к римскому епископу и тем самым давали ему привилегию папства, но были применимы ко всем епископам. Более того, на Третьем Карфагенском Соборе в 256 году он утверждал, что римский епископ не должен стремиться стать «епископом над епископами» и вершить «тираническую» власть.

    Еще в апостольские времена церковь подвергалась гонениям, но в последующие века эти гонения лишь усилились. Вражда и пытки христиан стали привычным делом последующих римских императоров. Однако в IV веке произошло нечто невообразимое. Перед одним из чрезвычайно важных сражений императору Константину было видение и он принял христианство. Церковь, едва влачившая существование на задворках империи, неожиданно обрела императорскую благосклонность. В результате, стерлись всякие различия между допустимым церковным поведением и мирскими претензиями на помпезность и власть. В Средние века эти различия окончательно сошли на нет. В VI веке папа Григорий без зазрения совести утверждал, что светская власть в руках Петра и его преемников на папском престоле знаменовала собой «попечение о всех церквах». Но и тогда, в более позднее время, подобные притязания воспринимались отнюдь не однозначно. Восток с центром в Константинополе противостоял притязаниям Рима на вселенскую власть, и расхождения между Востоком и Западом уладить так и не удалость. В 1054 году, после многих дебатов, между западными и восточными церквами произошел Великий раскол. Восточное православие пошло своей дорогой, не признавая над собой юрисдикции Рима, и до сих пор шрамы, нанесенные церквями друг другу, остаются незалеченными.

    Итак, возвышение римского Папы до положения наивысшего авторитета и власти было достаточно длительным. Насколько же далеко папство ушло от новозаветного понимания церковной жизни, ярче и жестче всех описал во времена Реформации Эразм Роттердамский. В 1517 году, вскоре после смерти папы Юлия II, Эразм написал сатиру «Юлий, не допущенный на небеса» (Julius Exclusus). В ней он описывает, как новопредставленный папа попадает на небеса, и Петр не узнает его! Смысл сатиры Эразма заключается в том, что папы прошли через все: богатство, властные амбиции, обмирщение и многое другое. Единственное, чего они не познали – это апостольство. Однако автору нужно было пойти еще дальше. Петр не мог назвать апостольским не только поведение пап. Апостол не был похож на них в том, как они притязали на вселенскую власть, чего он сам не делал.

     

     

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя