Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Вопрос применения в проповеди: Нагорная проповедь как контрольный пример

    Некоторые пасторы проповедуют так, будто их единственная задача – объяснить оригинальный текст Писания. Тем не менее, если вы рассмотрите величайшую проповедь Иисуса, Нагорную проповедь, то увидите, что Он считал применение чрезвычайно важным компонентом. Если вы обратите внимание на план этой проповеди, то заметите, насколько Он ценил применение, включая его не только в каждый из Своих пунктов, но и в подпункты. Следуя Его примеру, мы должны уметь не только хорошо объяснять текст, но и помогать нашим слушателям в применении библейских истин в сегодняшней жизни.

    * * *

    Некоторые пасторы учат с кафедры таким образом, будто их единственная задача – объяснить оригинал библейского текста. Они сосредоточивают свою энергию исключительно на объяснении отрывка, не призывая при этом применить полученную информацию. Джон Стотт признавался: «В начале своего служения я думал, что мое дело сводится к экзегезе и разъяснению смысла; вопрос применения я оставлял Святому Духу»2. Но разве такую модель оставил нам Иисус в Своих проповедях? Разве Он только объяснял тему и предоставлял слушателям самим думать о применении, или Он также призвал к изменению жизни как важной части процесса обучения?

    Конечно, для того чтобы выяснить, включал ли Иисус применение в Свои проповеди, и если да, то как часто, лучше всего было бы провести исчерпывающий анализ всех Его речей. Однако столь обширная задача выходит за рамки данной статьи. Моя цель гораздо более скромная: исследовать всего одну наиболее значительную проповедь Иисуса, записанную в Библии, – так называемую Нагорную проповедь (Mатф. 5–7 гл.). Поскольку она считается Его magnumopus3, величайшей из произнесенных Им проповедей4, она послужит для нас контрольным примером, чтобы проверить, включал ли Иисус в Свое учение конкретные наставления в отношении применения. На основании этого будут сделаны выводы для современных проповедников.

    Определение «применения»

    Перед тем как исследовать Нагорную проповедь, мы должны дать определение этому фундаментальному термину. В своей простейшей форме применение – это «выводы из духовной истины, относящиеся к конкретному человеку в настоящее время»5. Это «когда слушатели обретают способность видеть, как Слово Божье обращается к миру, в котором они живут, подобно тому, как оно обращалось к миру, в котором жили библейские герои»6. Применение «призывает и побуждает к исполнению христианского долга»7 и является современным откликом на данный текст. «Слово отклик использовано намеренно, поскольку слишком часто применение предполагает [только] действие»8. Тем не менее, отклик – нечто большее, нежели внешнее действие. Он также может включать внутреннюю перемену отношения. Писание ясно говорит, что из сердца исходят «источники жизни» (Прит. 4:23), и «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лук. 6:45). Поэтому точное определение применения должно включать не только то, что должен делать слушающий, но и внутренние реакции сердца, необходимые для порождения таких действий.

    Предпосылки

    Еще один момент, нуждающийся в предварительной оговорке, касается предпосылок, от которых отталкиваются рассуждения в настоящей статье. Во-первых, мы принимаем за аксиому, что большинство учителей Библии хотят, чтобы их проповедь шла по образцу Иисуса и что Его учение должно считаться примером для современных проповедников, стремящихся следовать за Ним и уподобляться Ему9. Во-вторых, мы будем исходить из того, что Нагорная проповедь была единой проповедью, сказанной Иисусом за один раз10. Сам богодухновенный текст говорит об этом следующим образом: Иисус, «отверзши уста Свои, учил их, говоря…» (Mатф. 5:2). Вся проповедь, как представляется, идет без перерыва вплоть до следующего замечания евангелиста: «И когда Иисус окончил слова сии…» (Mатф. 7:28). Нет никаких указаний на то, что это компиляция из разных речей; она представлена как одна проповедь, сказанная в один период времени.

    Структура Нагорной проповеди

    Исследуя Нагорную проповедь, мы будем пользоваться следующим ее планом11:

    1. Введение: признаки истинных верующих и их влияние (5:3-16)

    • Привилегии и характер верующих – заповеди блаженства (5:3-12)

    • Влияние верующего – как соль и свет (5:13-16)

    1. Основная часть проповеди: большая праведность истинных верующих (5:17-

    7:12)

    • Непрекращающаяся актуальность Ветхого Завета требует большей праведности (5:17-20)

      • Непрекращающаяся актуальность Ветхого Завета (5:17-19)

      • Тема проповеди (5:20)

    • Шесть контрастов между тем, как Иисус толковал закон, и типичными ошибочными толкованиями – требования большей праведности (5:21-48)

    • Истинная праведность верующих проявляется в нелицемерных благотворительности, молитвах и постах (6:1-18)

    • Большая праведность верующего проявляется в правильном отношении к богатству и тревогам (6:19-34)

    • Большая праведность верующего проявляется в правильном суде и молитве (7:1-12)

    1. Заключение проповеди: призыв к решению и применению (7:13-27)

    • Призыв войти в Царство (7:13-14)

    • Призыв остерегаться препятствий вхождению в Царство (7:15-23)

    • Призыв откликнуться на учение Иисуса и постоянно применять его (7:24-27)

    Введение (5:3-16)

    Теперь мы воспользуемся изложенным выше планом, чтобы рассмотреть каждый пункт и подпункт и определить, как часто Иисус показывал Своим слушателям конкретное применение тех истин, о которых Он говорил.

    Введение в этой проповеди включает два подпункта. Первый – это заповеди блаженства, описывающие привилегию и характер тех, кто унаследует Царство (5:3-12). Как мы видим, последние две заповеди блаженства говорят о благословении гонимых (5:10-11), и сразу же вслед за этим звучит призыв: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (5:12). Призыв радоваться и веселиться – это повеление в настоящем времени; оно указывает на применение озвученной Христом истины.

    Второй подпункт введения относится к тому, как ученики могут влиять на мир, подобно соли и свету (5:13-16). Иисус заключает эту часть проповеди наставлением к Своим слушателям: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (5:16), – то есть применением. Таким образом, оба подпункта введения включают конкретные советы о том, как слушатели должны реагировать на Его учение.

    Тема проповеди и шесть контрастов (5:17-48)

    Следующая часть проповеди – основная, в которой Иисус объясняет три момента: продолжающуюся актуальность Ветхого Завета (5:17-19), тему проповеди (5:20)12 и шесть контрастов между Его интерпретацией закона и типичными неверными интерпретациями того времени (5:21-48). Каждый из этих трех пунктов включает применение.

    В первом пункте (касающемся актуальности Ветхого Завета), объяснив, что Он не упраздняет, а исполняет закон, Иисус применил эту концепцию к Своим слушателям следующим образом: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (5:19). Второй пункт – основной тезис о том, что наша праведность должна превосходить праведность книжников и фарисеев, иначе мы не войдем в Царство Небесное, – сам по себе носит увещательный характер (а следовательно, сосредоточен на применении)13. В третьем пункте, указывающем на шесть контрастов, Иисус сравнивает Свое знание закона с преобладающими неверными интерпретациями того времени. Каждый контраст сопровождается применением.

    Первый контраст показывает, что неправилен не только внешний акт убийства, но и внутренний гнев, его мотивирующий. Иисус призывает Своих слушателей, чтобы они не позволяли гневу пускать корни, а спешили мириться со своими соперниками – вплоть до того чтобы оставить дар у жертвенника и немедленно искать примирения (5:23-25).

    Второй контраст – между внешним поступком прелюбодеяния и внутренним актом похоти. Иисус обличает оба и призывает Своих учеников не идти вслед за похотью – вплоть до изъятия глаза или отсечения руки (5:29-30). В рамках этих двух контрастов (5:21-30) Иисус отвел больше времени на применение (6 стихов), чем на экспозицию (4 стиха).

    Третий – контраст между легким отношением иудеев к разводу и единственным случаем, в котором Иисус позволяет развод14. Составление документов и написание разводного письма недостаточны (5:31); справедливым поводом для развода может быть лишь сексуальная распущенность (pornea) (5:32). Любой, кто разводился по причине, не связанной с нарушением супружеской верности, совершал прелюбодеяние (5:32).

    Четвертый контраст – между ложью и честностью. В те времена у иудеев была сложная система клятв, в рамках которой одни клятвы считались более обязывающими, чем другие. Некоторые люди пользовались таким положением вещей, выдавая свои обещания за истину, тогда как на самом деле это была ложь. Иисус учил, что люди должны делать. Он говорил: «Не клянись вовсе» (5:34) и будь настолько честным, чтобы одного твоего слова было достаточно («Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» – 5:37).

    В пятом случае месть противопоставляется прощению (5:38-42). Ветхозаветное учение «око за око и зуб за зуб» было вырвано из юридического контекста и превращено в разрешение на личную месть. Иисус показал более точное понимание, уча, что вместо пощечины в ответ на пощечину нужно подставить обидчику и другую щеку. Вместо того чтобы мстить римлянам, когда они заставляли нести ношу на расстояние требуемой мили15, Иисус говорит, что нужно добровольно проходить с ними вторую.

    Шестой контраст касается принятого в обществе греховного обычая любить ближнего и ненавидеть врага. Иисус повелел: «Любите врагов ваших и молитесь за обижающих вас» (5:44). Все эти контрасты содержат конкретные примеры того, как Его проповедь должна действовать в жизни слушателей.

    Раздел о благочестии (6:1-18)

    В следующей части Своей проповеди Иисус говорит о лицемерии – когда мы выставляем свою праведность напоказ пред людьми, вместо того чтобы стремиться угодить Господу. В данном разделе рассматриваются три религиозных обычая: милостыня, молитва и пост.

    Прежде всего, мы не должны давать милостыню так, чтобы «трубить перед собою»16 (6:2). Иисус советует Своим слушателям приносить дар тайно – настолько тайно, что даже одна рука словно бы не будет знать, что сделала другая (6:3-4). Точно так же мы не должны выставлять себя напоказ во время молитвы, например, произносить показные речи на углах улиц (6:5), но должны молиться тайно и без бессмысленного повторения (6:6-7). Пост включает тот же принцип. Иисус советует постящимся не принимать грустного, страдающего, «унылого» облика, но выглядеть обычно, чтобы никто не заметил их поста (6:17-18).

    Раздел о богатстве и заботах (6:19-34)

    Иисус обратился к этим двум темам, чтобы помочь Своим последователям смотреть на деньги и другие земные ценности с точки зрения вечности. О деньгах Он наставляет нас: «Не собирайте себе сокровищ на земле… но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (6:19-20).

    В отношении бытовых забот Иисус учил, что мы должны взирать на Того, Кто питает даже птиц и цветы. Он объяснил, что наши тревоги не решают проблем (вы можете добавить хотя бы один локоть к длине своей жизни?) и что «довольно для каждого дня своей заботы» (6:34). Он описывает, как на практике перестать беспокоиться: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (6:33).

    Раздел об осуждении и молитве (7:1-12)

    Обращаясь к нашим взаимоотношениям, Иисус призывает нас не быть критиками и лицемерами в оценке других (7:1-5). Он говорит: «Не судите, да не судимы будете»; и: «Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего». Он хочет, чтобы мы взвешивали свои сердца. Где нам взять мудрость и разумение для верной оценки себя и других? Мы должны «просить», «искать» и «стучать в дверь». Итак, Иисус помогает нам узнать, как применять на практике то, чему Он учил, – для этого нужно относиться к другим так, как мы бы хотели, чтобы другие относились к нам (7:12).

    Заключение (7:13-27)

    Иисус завершает Свою знаменитую проповедь тремя парами сопоставляемых понятий: Он описывает два пути (широкий и узкий), два вида плодов (плохой и хороший) и два исповедания веры (пустое и истинное). Иисус предупреждает, что широкий путь мира ведет к погибели, и учит Своих слушателей входить узким путем, потому что он ведет в жизнь вечную (7:14).

    Говоря о двух видах плодов, Иисус предупреждает, что лжепророки в «овечьей одежде» придут, чтобы обмануть (7:15-16). Как нам увидеть разницу между истинными и ложными учителями? Иисус говорит, что мы должны рассмотреть два плода. Хорошие деревья приносят хорошие плоды, а плохие деревья приносят плохие плоды.

    Последнее сравнение представляет собой предупреждение против исповедания веры только лишь на словах, в отличие от истинной веры, которая сопровождается послушанием Господу. Не тот, кто говорит «“Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (7:21).

    Иисус завершает всю Нагорную проповедь призывом строить дом на камне в противоположность глупцу, построившему свой дом на песке. Когда придет день последнего суда, глупец будет истреблен подобно человеку, чей дом находится в долине затопления, когда приходит наводнение и уничтожает все на своем пути17.

    Следующая таблица обобщает вышеизложенную информацию в более наглядной форме и показывает, что Иисус включал применение в каждый абзац, или каждый подпункт, Нагорной проповеди.

    Таблица 1. Практическое применение в контексте Нагорной проповеди в Евангелии от Матфея

    Текст Нагорной проповеди

    Тема раздела

    Включают ли эти стихи применение?

    Применение

    5:3-12

    Заповеди блаженства

    Да

    «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (5:12)

    5:13-16

    Влияние учеников

    Иисуса

    Да

    «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (5:16)

    5:17-20

    Взгляд Иисуса на Закон

    Да

    «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (5:19)

    5:21-26

    Мысленное убийство

    Да

    «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. 25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (5:23-26)

    5:27-30

    Прелюбодеяние в сердце

    Да

    «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. 30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (5:29-30)

    5:31-32

    Развод

    Да

    «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (5:32)

    5:33-37

    Важность честности

    Да

    «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. 37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (5:34-37)

    5:38-42

    Невоздаяние

    Да

    «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 42 Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (5:39-40)

    5:43-48

    Люби врагов своих

    Да

    «Я говорю вам: любите врагов ваших… и молитесь за обижающих вас… 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (5:44, 46-48)

    6:1-4

    Милостыня нуждающимся

    Да

    «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. 2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. 3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, 4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (6:1-4)

    6:5-15

    Молитва

    Да

    «И, когда молишься, не будь, как лицемеры… <…> 6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; 8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. 9 Молитесь же так…» (6:5-9)

    6:16-18

    Пост

    Да

    «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (6:16-18)

    6:19-24

    Собирание сокровищ на небесах

    Да

    «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. <…> 24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (6:19-21, 24)

    6:25-34

    Заботы

    Да

    «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

    34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (6:33-34)

    7:1-6

    Осуждение других

    Да

    «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? 4 Или как скажешь брату твоему: “Дай я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? 5 Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. 6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (7:3-6)

    7:7-12

    Молитва

    Да

    «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (7:12)

    7:13-20

    Призыв войти в Царство и предупреждение против лжепророков

    Да

    «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; 14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. <…> 16 По плодам их узнаете их [лжепророков]. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? 17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. 18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. 19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. 20 Итак по плодам их узнаете их. 21 Не всякий говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (7:13-14, 16-21)

    7:24-27

    Призыв применять проповедь на практике

    Да

    «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне… 26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке» (7:24, 26).

    Выводы и заключение

    Из этого анализа можно сделать несколько важных выводов. Во-первых, Иисус высоко ценил применение и свободно включал его в Свою, как считается, наиболее выдающуюся проповедь, записанную в Писании. Во-вторых, Он включил применение во всей этой проповеди, даже во введении. Каждый из Его главных пунктов и даже подпункты содержат применение – 18 из 18 отрывков18. В-третьих, впечатляет, насколько большую часть Своей проповеди Иисус уделяет применению – 57 из 107 стихов, а это 53 %. В-четвертых, применение было не только целью, но и основной мыслью заключительной части проповеди. Иисус сказал, что только тот, кто «исполняет» Его слова, будет считаться мудрым человеком, построившим свой дом на камне. Всякий, кто не исполняет постоянно Его слов, – глупец, строящий свой дом на песке, и его ждет эсхатологическое истребление (7:26). В-пятых, Иисус направлял применение не только на внешние действия, но и на внутренний сердечный настрой. Девять из восемнадцати Его применений (50 %) направлены на внутренний настрой сердца, а остальные девять (50 %) касались внешних поступков. Иисус ценил и то, и другое и ничем не пренебрегал.

    Поскольку пример Иисуса достоин подражания, мы должны обратить внимание на то, сколь большой акцент Он делал на применении, и последовать Его образцу. Итак, является ли применение необходимым в проповеди? Для тех, кто хочет быть подобным Господину, ответ – громкое «да»!

    1 Данная статья была впервые издана на английском языке: Alvord B. The Question of Application in Preaching: the Sermon on the Mount as a Test Case // Master’s Seminary Journal. № 24/1. Весна 2013. С. 125–136. Переведена и опубликована с разрешения автора.

    2 Stott J. Creating the Bridge: An Interview with John R. W. Stott – Interview by Albert Mohler // Preaching. № 4/5. Мартапрель 1989. С. 4–5.

    3 Osborne G. Matthew: Zondervan Exegetical Commentary on the New Testament. Grand Rapids: Zondervan, 2010. С. 159.

    4 Следующие антологии великих проповедников ставят Нагорную проповедь Иисуса первой или одной из первых в списке величайших проповедей: (1) Fant C. and Pinson W. A Treasury of Great Preaching: An Encyclopedia of Preaching. Dallas: Word Publishers, 1995. С. 3–8; (2) MaCartney C. Great Sermons of the World. Peabody: Hendrickson Publishers, 1997. С. 19–16; и (3) Larsen D. The Company of the Preachers: A History of Biblical Preaching from the Old Testament to the Modern Era. Grand Rapids: Kregel, 1998. С. 41.

    5 Chapell B. Christ-Centered Preaching: Redeeming the Expository Sermon. 2-еизд. Grand Rapids: Baker Academic, 2005. С. 210.

    6 Thompson W., цит. по: Ortberg J. Biblical Preaching is About Life Change, Not Sermon Form // The Art and Craft of Biblical Preaching / Подред. Robinson H. and Larson C. Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 2005. С. 452.

    7 Wiersbe W. and Wiersbe D. The Elements of Preaching: The Art of Biblical Preaching Clearly and Simply Presented. Wheaton, IL: Tyndale House Publishers, 1986. С. 58.

    8 Scharf G. God’s Letter of Intent // The Art and Craft of Biblical Preaching. С. 231. Курсив как в оригинале.

    9 Во многих книгах по гомилетике проповеди Иисуса приводятся в качестве образцового примера для современных учителей (напр., LewisR. andLewisG.LearningtoPreachLikeJesus. Westchester, IL: Crossway, 1989. Давая некоторые предупреждения о возможных перегибах, Йорк и Декер выделяют несколько областей, включая применение, в которых современные проповедники должны следовать примеру Иисуса. «Несомненно, мы должны подражать многим элементам проповеди Иисуса: Его рвению, Его высокому мнению о Писании, Его обличению, применению, а также стремлению привести к решению принять или отвергнуть» (YorkH. andDeckerB. PreachingWithBoldAssurance: ASolidandEnduringApproachtoEngagingExposition. Nashville: Broadman & HolmanPublishers, 2003. С. 15).

    10 Такова точка зрения Карсона, Бломберга и Морриса в их комментариях на Евангелие от Матфея. Хагнер, Бетц и Франс считают, что Нагорная проповедь является компиляцией Матфеем нескольких проповедей Иисуса.

    11 Этот план принадлежит автору, однако он во многом схож с планами Бломберга, Карсона, Гуэлича, Докери и Гарланда, Хагнера, Осборна, Тернера, Стотта, Вебера и Куарлса (BlombergC. Matthew. The New American Commentary. Nashville: Broadman & Holman Publishers, 1992. С. 95–96; Carson D. The Sermon on the Mount: An Evangelical Exposition of Matthew 5–7. Grand Rapids: Baker Books, 1978. С. 7–8; Guelich R. The Sermon on the Mount: A Foundation for Understanding. Waco, TX: Word Books, 1982. С. 39; Dockery D. and Garland D. Seeking the Kingdom: The Sermon on the Mount Made Practical for Today. Wheaton, IL: Harold Shaw Publishers, 1992. С. 133–137; Hagner D. Matthew 1–13. Word Biblical Commentary. Dallas, TX: Word Publishers, 1998. С. 84; Osborne. Matthew. С. 161; Turner D. Matthew. Baker Exegetical Commentary on the New Testament. Grand Rapids: Baker Academic, 2008. С. 143; Stott J. The Message of the Sermon on the Mount (Matthew 5–7): Christian Counter-Culture. Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1985. С. 24–26; Weber S. Matthew. Holman New Testament Commentary. Nashville: B & H Publishers, 2000. С. 73; Quarles C. The Sermon on the Mount: Restoring Christ’s Message to the Modern Church. Nashville: B & HAcademic, 2011. С. 17–18.

    12 Ульрих Луц говорит, что Матфея 5:20 – это тема Нагорной проповеди. Многиедругиепридерживаютсятогожемнения. (Luz U. Matthew 1–7: A Commentary on Matthew 1–7 / Подред. Koester H. Изд. перераб. идоп. Hermeneia. Minneapolis, MN: FortressPress, 2007. С. 177.

    13 Иисус являет пример того, что Джей Адамс назвал «установкой проповедника». Проповедник показывает слушателям, как Библия относится к их нынешней жизни; Он говорит о том, «что Он делает и что они должны делать» (AdamsJ. PreachingwithPurpose. GrandRapids: Zondervan, 1982. С. 43). Согласно Адамсу, каждая часть проповеди должна исходить из «проповеднической установки», то есть говорить на основании Библии о слушателях с целью произвести в них изменения, основанные на фактах, а не просто прочитать лекцию или предоставить отвлеченную информацию (Там же. С. 43–45). Джон Мак-Артур говорит об этом так: «Конечная цель учительского служения – не просто напичкать головы людей информацией, а запечатлеть в их сердцах необходимость послушания» (цит. по: FabarezM. PreachingThatChangesLives. Nashville: T. NelsonPublishers, 2002. С. vii).

    14 Иисус противопоставляет Свою точку зрения как школе Гиллеля, разрешавшей развод почти по любой причине (Mатф. 19:3), так и школе Шаммая, требовавшей развода в случае аморальности (Blomberg. Matthew. С. 110; Kostenberger A. God, Marriage, and Family. Wheaton, IL: Crossway, 2010. С. 228). Ни одна из этих интерпретаций не была верной. Иисус не позволял разводиться ни по какой другой причине, однако Он и не требовал обязательного развода в случае прелюбодеяния.

    15 В те времена существовал закон о трудовом оброке, согласно которому римские оккупанты могли потребовать от любого человека оказать помощь или предоставить животных для перевозки грузов и оборудования вплоть до одной римской мили (NollandJ. TheGospelofMatthew: ACommentaryontheGreekText. New International Greek Testament Commentary. Grand Rapids: Eerdmans, 2005. С. 259. Примеч. 242; MacArthur J. Matthew. MacArthurNewTestamentCommentary. Chicago: MoodyPress, 1985. С. 334). Это, конечно, могло привести в ярость любого иудея, которого заставляли помогать ненавистным оккупантам, и вызывало естественную в таких случаях жажду мести.

    16 «Трубить перед собою» – «речевой оборот, указывающий на полный диапазон религиозной показухи и помпезности», которых нужно избегать, служа Богу и ближним (BetzH. TheSermonontheMount: ACommentaryontheSermonontheMount, IncludingtheSermononthePlain (Matthew 5:3–7:27 andLuke 6:20-49). Hermeneia. Minneapolis, MN: FortressPress, 1995. С. 356). Дэвис и Аллисон соглашаются: «Трубить в трубу – это образное выражение, указывающее на то, как делалось публичное объявление, или на привлечение внимания к собственной персоне» (DaviesW. andAllisonD. ACriticalandExegeticalCommentaryontheGospelAccordingtoSaintMatthew. International Critical Commentary. London: T&T Clark International, 2004. Т. 1. С. 579).

    17 Точку зрения, что Евангелие от Матфея 7:25-17 говорит о внезапных зимних наводнениях в Израиле, во время которых вади переполняются водой и которые разрушают все на своем пути, поддерживают Бауэр, Данкер, Арндт и Гингрич, которые говорят, что слово «наводнения» (ποταμός) в Матфея 7:25, 27 – это «горные потоки, или зимние потоки, поднимающиеся в горных ущельях после сильного дождя и сносящие все на своем пути» (ArndtW., DankerF. andBauerW. AGreekEnglishLexiconoftheNewTestamentandOtherEarlyChristianLiterature. 3-е изд. Chicago: UniversityofChicagoPress, 2000. С. 856). Хагнер говорит, что наводнения, о которых идет речь в этих стихах, – это «проливные дожди, порождающие внезапные потоки там, где раньше были сухие вади» (Hagner. Matthew 1–13. С. 191).

    18 Хотя автор самостоятельно разделил текст на отрывки, они, по большей части, совпадают с делением на абзацы в изданиях NASB и ESV, а также греческом Новом Завете (AlandK., BlackM., MartiniC. etalt. TheGreekNewTestament. 4-е изд.DeutscheBibelgesellschaft, 2006). Отрывки, использованные для этой статистики: Mф. 5:3-12; 5:13-16; 5:17-20; 5:21-26; 5:27-30; 5:31-32; 5:33-37; 5:38-42; 5:43-48; 6:1-4; 6:5-15; 6:16-18; 6:19-24; 6:25-34; 7:1-6; 7:7-12; 7:13-20; 7:24-27.

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя