Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Величайшая из рассказанных когда-либо историй

    В сотворении мира и его искуплении Бог поставил одну цель: принести Себе Самому славу (Исаия 43:7; см. Ефесянам 1:6, 12, 14).

    Эта цель выражена в Его заповеди Адаму и Еве, произнесенной при сотворении. Там Господь поручает человеку, уникальному творению, созданному по образу Божьему, обладать и владычествовать над землей в праведности (Бытие 1:28). Человек должен был возносить славу Господу, свидетельствуя самим собой о Божьем присутствии и будучи Его заместителем перед всем творением.

    Но Адам и Ева вскоре проявили несостоятельность в исполнении своего поручения. Змей искусил Еву, Адам съел от дерева, с которого запрещено было есть, и с этих пор все человечество совершило великое падение и обрекло себя на духовную смерть и проклятье (Бытие 3:1–7).

    Семя жены

    Немедля Бог по милости Своей обещал, что семя жены сокрушит семя змея и отвратит проклятье человека за грех (Бытие 3:15). И так история книги Бытия, равно как и вся история Ветхого Завета, становится историей ответа на вопрос: «Кто это семя жены, благодаря которому человечество будет искуплено и восстановит отношения с Богом?»

    • Ева думала, что это мог быть Авель, потому что на него призрел Господь (Бытие 4:4), но вскоре его убил Каин (Бытие 4:8).
    • Вскоре Ева родила Сифа. Она думала, что он мог стать тем семенем. Когда Сиф родился, она сказала: «Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (Бытие 4:25). Но и Сиф не был тем обещанным семенем.
    • Отец Ноя Ламех верил, что, возможно, этим семенем будет Ной. После рождения сына Ламех говорил: «Он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь [Бог]» (Бытие 5:29, ср. 3:176). Но, конечно же, Ной никак не мог совершить спасение человечества, потому что «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Бытие 6:5). Ной не только не смог спасти мир, но и увидел, как Бог истребил весь мир водами потопа (Бытие 6:17). Кроме того, уже после потопа Ной напился вина, в результате чего он сам и его сыновья оказались участниками постыдной сцены (Бытие 9:20–29). Ною не суждено быть семенем.
    • Следующий эпизод случился у Вавилонской башни, где человечество воспротивилось Божьему поручению расселиться по всей земле (см. Бытие 9:1) и поставило цель сделать себе имя (Бытие 11:4). Не так должен был себя вести наместник Бога, управляющий всей землей. В результате Бог смешал все языки и теперь, даже, если бы семя жены явилось на землю, узнать его было бы практически невозможно. Так, человечеству оставалось лишь уповать на Божью благодать.

    Семя Авраамово

    Вскоре после событий у Вавилонской башни Бог из всех народов избрал Авраама. Господь заключил с ним завет и обещал из его потомков (т.е. из его семени) произвести великий народ (Бытие 12:2), дать им землю (Бытие 12:7) и в семени Авраама благословить все народы. Это особое семя должно было произойти из особого народа.

    Завет с Авраамом был подтвержден в Исааке и Иакове. Книга Бытия в своем повествовании приводит летопись создание великого израильского народа. Наконец, история Иосифа заканчивается тем, что израильский народ оказался в рабстве в Египте, а Господь возвысил Моисея, чтобы тот стал посредником освобождения Израиля из рабства.

    Верный израильтянин

    Господь избрал Себе народ, с которым Он уже вступил в завет через Авраама, и на горе Синай заключил с ним другой завет, на этот раз уже с целым народом. Синайский кодекс (или завет с Моисеем) – это не просто перечень заповедей, исполняя которые, можно стать Божьим народом. Это завет, который по милости Божьей показывает тем, кто уже принадлежит Божьему народу, как иметь с Ним правильные отношения.

    Израильтяне тотчас заявили о своей готовности повиноваться Господу (Исход 24:3). Но не успел Моисей спуститься с горы Синай, как израильтяне впали в грех идолопоклонства (Исход 32:1–6). Начиная с эпизода, когда израильский народ сделал себе золотого тельца, и на протяжении всего Ветхого Завета мы видим неверность Израиля и непослушание завету Божьему.

    Войдя в Ханаанскую землю, Израиль не позаботился полностью очистить ее от живших там язычников. Вместо того, чтобы в чистоте поклоняться единому Богу Яхве, народ стал смешиваться с другими народами, участвуя в их мерзостях и идолопоклонстве (Судей 1).

    Праведный освободитель

    В книге Судей мы видим повторяющийся цикл, когда Израиль впадает в грех, в результате чего на него нападают соседние народы, затем Божий народ взывает к своему Богу Яхве об избавлении, и Господь посылает им освободителя, который дает временный покой от вражеского ига. Так происходит вновь и вновь. Народ начал роптать: «Когда же Господь пошлет судью, который окончательно избавит нас от врагов?» Вот почему в книге Судей так часто звучит рефрен: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Судей 17:16; 19:1; 21:25). Когда же наконец придет праведный царь и установит в народе порядок, нравственность и чистоту?

    Во времена Самуила, последнего судьи, народ восстал и объявил, что больше не желает, чтобы ими руководил Самуил, и потребовал себе царя, чтобы правил ими, как и у прочих народов (1 Царств 8:5). Бог сказал Самуилу, что так народ отверг Самого Бога, не желая, чтобы Господь был их царем (1 Царств 8:7; см. 10:19). Тем не менее, Господь поставил Израилю царя Саула. Будет ли он тем праведным царем и спасителем, на которого так надеялся Израиль?

    Нет. Саул был Вениамииянин (1 Царств 9:1), а обещанный царь Израильский должен был происходить из колена Иудина (Бытие 49:10). Кроме того, он самовольно взял на себя право приносить Богу жертвы, что могли делать лишь священники (1 Царств 13:8–14) и не уничтожил всех Амаликитян (1 Царств 15:9, 17–33).

    Сын Давидов

    Тогда Бог воздвиг на царство Давида и заключил с ним завет. Господь обещал, что один из его потомков (т.е. его семя) унаследует престол Израильский, и царству его не будет конца (2 Царств 7; 1 Паралипоменон 17). К этому времени мы знаем, что обещанное семя должно было быть (a) семенем жены; (б) семенем Авраамовым; (в) из народа Израильского; (г) сыном Давидовым.

    • Можно было предположить, что Давид был праведным царем, но его рукой было пролито много крови (2 Царств 16:7–8), к тому же он был убийца и прелюбодей (2 Царств 11).
    • Можно было также предположить, что таким царем мог бы стать Соломон, муж мира. Но у Соломона было 700 жен и 300 наложниц, а Второзаконие 17:17 учит, чтобы царь «не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его». Именно это и произошло с Соломоном. Ему было не суждено стать обещанным царем.
    • Затем в Израиле воцарился Ровоам. Но при нем царство разделилось на Израиль, объединивший десять колен, и Иуду, где жили два колена. Единство Израиля было нарушено.

    Наша история переходит к двум последним книгам Царств, где повествуется об истории нечестивых царей Израиля и Иуды. И хотя в истории Иуды встречается несколько благочестивых царей, даже их сыновья, как правило, совершали зло в очах Господа, о чем каждый раз говорит Слово Божье.

    Посредник Нового завета

    Так продолжался порочный круг беззаконий, пока избранный народ не довел себя до края пропасти, оказавшись в вавилонском пленении. Израиль к тому времени уже пал под натиском ассирийского войска (в 721 г.до Р.Х.). А в конце VII века до Р.Х. всех жителей Иуды увели в плен в Вавилон. И в это время пророки Иеремия и Иезекииль стали проповедовать о грядущем заключении Нового Завета.

    Бог обещал восстановить Израиль и вернуть его на свою землю (Иезекииль 36:24, 28) и вложить Свой закон в сердца народа (Иеремия 31:33), чтобы они ходили путями Его (Иезекииль 36:27). На этот раз это будет закон, действующий силой изнутри, а не давлением извне. Господь обещает простить грех народа (Иеремия 31:34; Иезекииль 36:25) и вложить в сердца Своего Духа, который будет побуждать народ к послушанию (Иезекииль 36:27). Через Новый завет Господь обещает спасение.

    Но и тогда, когда Израиль возвращается из вавилонского плена, иудеи не имеют полного освобождения. Храм, построенный Зоровавелем, «как бы ничто» по сравнению с былой славой храма Соломонова. (Ездра 3:12; Аггей 2:3). Иудеи стали вступать в браки с иноплеменниками, смешиваясь с народами (Ездра 9), а священники пренебрегали жертвами Господу (Малахия 1:6–14). И все же Бог обещал послать Вестника Нового завета (Малахия 3:1), чтобы над Израилем взошло «Солнце правды и исцеление в лучах его» (Малахия 4:2).

    И наконец, спустя 400 лет, Бог сказал Свое окончательное слово.

    Благая весть о великой радости

    После 400 лет молчания на свет родились и Предтеча, и сам Мессия. Оба родились чудесным образом. Захария, отец Иоанна Крестителя, восхищается грядущим пришествием Солнца правды:

    И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира. – Лук.1:76-79

    И Захария, и Мария возвестили, что в лице Иисуса из Назарета Господь Бог исполнил обетования заветов с Авраамом и Давидом:

    Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. (Луки 1:54,55

    И воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам … – Луки 1:69–73

    Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. – Луки 1:32–33

    Сей Иисус и есть семя жены, т.е. Человек (Матфея 1:17; Луки 1:35; 3:38). Он есть семя Авраамово (Галатам 3:16). Он принадлежит народу Израилеву, Он наилучшее воплощение всего того, каким должен быть подлинный израильтянин (Исаия 49:3), потому что в совершенстве исполнил закон (Галатам 4:4–5). Он Сын Давидов (Матфея 1:1), обещанный Царь (Луки 1:32–33; 23:3). Приняв смерть и воскреснув из мертвых, принеся Себя Самого в жертву, Он стал Ходатаем (посредником) Нового Завета, его благословений, выраженных в прощении грехов и постоянном присутствии Святого Духа (Луки 22:20; Евреям 9:15).

    Конечно же, история на этом не заканчивается. Иисус грядет снова, чтобы установить Свое царство на земле и праведно править с престола Давидова. Он исполнит Божьи обетования израильскому народу и вернет ему его землю, и в довершение всего изгонит все зло с лица земли, полностью истребив все дела дьявола, как и обещал Бог.

    Источник: http://thecripplegate.com/the-greatest-story-ever-told/

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя