Быть человеком означает мыслить, а мыслить означает действовать в рамках своего мировоззрения. Каждый человек формирует в своем разуме набор убеждений относительно реальности, истины, смысла и устройства мира. Как разумные существа, мы создаем, осознаем, впитываем и основываем свое мышление на определенных мыслительных предпосылках, которыми мы, по сути, объясняем себе смысл существования мира.
Наличие определенного мировоззрения не является отличительной характеристикой лишь христианства. Для всякого процесса интеллектуальной деятельности необходима некая структура идей, в которой ни одна идея не появляется независимо от предшествующих ей предпосылок. И мы, как люди, вряд ли можем дать начало какому-либо мыслительному процессу независимо от предположений, которые по своей сути предшествуют какой-либо философии. Это свойственно всем людям, независимо от содержания или формы их мировоззрения.
Для христианина очень сложно сформировать у себя такое мировоззрение, которое по своей форме, сущности и структуре было бы исключительно христианским. Это нелегкая задача, особенно в нашем интеллектуально сложном мире, отличающемся невероятным разнообразием мировоззрений и идеологий.
Все больше христиан нашего поколения понимают ответственность формировать у себя христианское мировоззрение. Тем не менее, представление многих из этих христиан о формировании христианского мировоззрения сводится лишь к определенным принципам веры, которые, как ожидается, должны вести к конкретным прагматическим выводам и практическим формам выражения. У нас нет недостатка в семинарах, книгах, учебных курсах и пособиях, направленных на развитие христианского мировоззрения. Конечно, мы должны радоваться такому пробуждению интереса к формированию христианского мировоззрения, но еще больше мы нуждаемся в развитии более всестороннего понимания христианского мировоззрения, которое начинается и заканчивается в Божьей славе.
Христианство признает и подтверждает важность интеллектуальной деятельности. Функции разума считаются главной составляющей в процессе христианского наставничества. Христианин должен не только жить в послушании Христу, но и служить Христу через формирование у себя исключительно христианского разума.
К сожалению, многие христиане игнорируют интеллектуальную составляющую наставничества. Этот трагический факт вскрывает непонимание Евангелия, ибо к пониманию Евангелия Иисуса Христа нужно подходить с познавательной стороны. Другими словами, существует знание, которому в христианской вере отводится главное место. Как говорит апостол Павел в Римлянам 10-й главе, «вера от слышания», и эта вера утверждается на провозглашении истин, которые не подлежат обсуждению и обязательны для спасения.
Для формирования христианской преданности верующему необходимо развивать свои интеллектуальные способности, чтобы он мог понимать христианскую веру, развивать привычку мыслить по-христиански, формировать интуицию, основанную на библейской истине, и жить в верности всему учению Христа. Это, конечно, нелегкая задача. Точно так же как для процесса христианского наставничества необходим рост и развитие, так и для формирования интеллектуальной верности необходимо посвященное изучение в течение всей жизни, освященное мышление и аналитическое исследование.
Как утверждал ведущий классический христианский богослов одиннадцатого века, Ансельм Кентерберийский, задачу христианина лучше всего описать как «вера, стремящаяся к пониманию». Другими словами, христианская вера высоко ценит разумную деятельность и интеллектуальную жизнь. Вера, оправдывающая грешников, это вера, для которой требуется определенное знание, и которая затем ведет к ответственности возрастать в познании и понимании, чтобы интеллектуально развиваться «от молока к мясу».
Все это необходимо для того, чтобы ученик возрастал в благодати и понимании, а также для того, чтобы христиане возрастали в интеллектуальной проницательности. Эта интеллектуальная проницательность является необходимой составляющей ответственности христианина познавать истину, любить то, что истинно, отличать истину от заблуждения и защищать истину, «однажды преданную святым».
В результате поддержки христианством интеллектуальной жизни возникли школы, колледжи, университеты, семинарии и огромное множество других центров интеллектуальной деятельности. Можно проследить, что рассвет университетов обязан собой интеллектуальной силе средневекового христианства. Христианство высоко ценит интеллектуальную жизнь, и поэтому грамотность людей стала главной заботой церкви. Христианство – это религия книги – Библии – а также это вера, которая с огромной серьезностью подходит к развитию способности читать и писать.
Наконец, христианство высоко ценит интеллектуальную жизнь не потому, что она прославляет силу человеческого разума, а потому что Сам Христос повелел христианам любить Бога всем своим сердцем, всей душой и всем разумом.
Сам факт, что Бог повелел нам любить Его разумом, абсолютно и безошибочно указывает на то, что наш Творец сотворил нас для того, чтобы познавать Его, и чтобы мы в итоге любили Его и искали Его славы больше всего остального. Исходя из таких предпосылок, мы должны все свои интеллектуальные способности и наставничество разума посвятить формированию в себе христианского мировоззрения, которое начинается и заканчивается в славе Бога, открывшего нам Себя в Библии.
(c) www.albertmohler.com
Оригинал статьи был опубликован на английском языке по следующей ссылке: http://www.albertmohler.com/2010/11/12/the-glory-of-god-and-the-life-of-the-mind/.
Переведено и размещено на сайте www.propovedi.ru с разрешения правообладателя.
Д-р Р. Альберт Молер-мл. – президент Южной баптистской богословской семинарии (США), главного образовательного органа Южной баптистской конвенции,к тому же представляющего собой одну из крупнейших семинарий в мире. Вдобавок к этим обязанностям, д-р Молер много пишет и выступает на богословских конференциях.
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.