Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Духовное руководство: Основы успеха каждого христианина (Обзор)

    Дж. Освальд Сандерс. Духовное руководство: Основы успеха каждого христианина. СПб.: Мирт, 2005 — 287 с. Обзор подготовил: Игорь Гердов, проповедник церкви «Благая Весть», г. Самара.

    Джон Освальд Сандерс на протяжении нескольких лет был руководителем Зарубежного миссионерского братства (Overseas Missionary Fellowship) и именно на серии лекций прочитанных автором в этом сообществе и основана данная книга (Сандерс, 3). Сам Сандерс за свою жизнь написал более 40 книг, которые касаются различных аспектов христианской жизни.

    В предисловии к книге редакторы поясняют, что лекции Сандерса не присутствуют в ней в чистом виде. Но они были подвергнуты редакции, поскольку язык первого (английского) издания нуждался в прояснении некоторых деталей (3). В предисловии перечислены конкретные сферы, которые нуждались в пояснении больше всего (3-5).

    Конечно же в первую очередь книга адресована духовным руководителям. Однако, они не единственные адресаты, в руки которых должна попасть эта книга. Как явствует из подзаголовка («Основы успеха каждого христианина») и из предисловия к первому изданию (6-7), в книге содержатся принципы не только для для руководства в духовной сфере, но и даже в светской (6). Для большей выразительности своих идей, автор подкрепляет их не только обильным свидетельством Писания, но и примерами из жизни многих великих людей в истории.

    Книга состоит из 22 глав и в конце книге приведены вопросы для изучения, рассчитанные на 6 занятий (264-285).

    Первая глава посвящена вопросу о стремлении человека к руководству. На основании Первого послания к Тимофею 3:1 Сандерс убеждает читателя, что в желании руководить другими изначально не содержится чего-то неправильного. Однако он поясняет, что в библейские времена быть епископом не означало быть «папой» или всемирным руководителем, но эта должность была связана «с немалым риском и серьезной ответственностью» (12). И только «истинная любовь к Богу и искреннее стремление помочь церкви могли побудить людей становиться руководителями» (14). Чуть позже в этой главе Сандерс пишет, что «основополагающий принцип духовного руководства» состоит в том, что «истинное величие, истинный авторитет приходят к тому, кто посвятил себя служению людям» (16), в противоположность тому, кто лишь достигает своих желаний путем обещаний и угроз.

    Вторая глава затрагивает один из наиболее острых вопросов современности: найти настоящего руководителя не так-то и легко. Однако, без таких людей церковь не сможет поддерживать свое влияние и голос в этом мире (20). Сандерс подчеркивает, что количественный, и что важнее, качественный рост церкви во многом зависит от наличия сильных духовных руководителей (21).

    Третья глава посвящена главному принципу руководства, который оставил нам Сам Господь Иисус Христос: «кто хочет быть большим — будь слугою» (Мк. 10:43-44).

    В четвертой главе автор рассказывает об отличительным чертах, необходимых духовному руководителю. Здесь Сандерс проводит различие между обыкновенным и духовным руководителем (38) и доказывает, что «духовных целей могут достичь только духовные люди» (42).

    В пятой главе, Сандерс предлагает читателю проверить свою собственную пригодность на роль руководителя. Он предлагает некоторые вопросы для самоисследования, которые помогут заметить в себе присутствие необходимых компонентов (47-51).

    Следующие две главы рассматривают, что говорили о руководстве два величайших апостола: Павел и Петр. Список качеств подразделяется на социальные, нравственные, умственные и личностные (57-63). Также делается акцент на зрелости руководителя, его семье и силе его личного примера (63-64, 73).

    Восьмая и девятая главы посвящены рассмотрению качеств, которые должны присутствовать у руководителя. Стоит отметить, что эти две главы занимают практически 1/5 всей книги (76-124). Сандерс особым образом подчеркивает дисциплинированность (78), видение (84), мудрость (88), решительность (90), мужество (93), смирение (96) и открытость (99). Вдобавок к этим «духовным» характеристикам, Сандерс особым образом выделяет чувство юмора, терпение, тактичность, силу вдохновения и другие.

    В десятой главе автор подчеркивает важность духовного состояния руководителя. Он подмечает тот факт, что недостаточно быть просто одаренным руководителем или умелым организатором. Прежде всего нужно быть настоящим духовным руководителем (125).

    Главы 11-13 касаются личных дисциплин духовного руководителя. Во-первых, Сандерс пишет о молитве. В качестве примера автор указывает на Христа, Павла и других апостолов. Помимо этого он приводит пример Хадсона Тейлора и Джорджа Мюллера. Когда Сандерс пишет о времени, где подчеркивает, что во многом от использования времени будет зависеть станет человек выдающимся или будет посредственным (149). Помимо молитвы и времени, Сандерс также подчеркивает важность чтения. Он пишет, что желающий расти духовно и интеллектуально руководитель, «будет постоянно читать» (163). При этом Сандерс поясняет, что необходимо, в первую очередь, читать только то, что снабдит его знаниями для более эффективного служения (170).

    Глава 14 говорит о развитии навыков руководителя. Для начала автор предлагает читателю выявить свои слабости (176) и затем рассказывает как развивать свои способности в руководстве (181). Следующая глава посвящена чрезвычайно важному вопросу — о цене руководства. Сандерс предупреждает, что любой руководитель должен быть готов к самопожертвованию, усталости, критике, отвержению, давлению со стороны людей и обстоятельств. В 16-й главе Сандерс перечисляет обязанности духовного руководителя, в первую очередь подчеркивая необходимость видения и очевидных целей. Особенно примечателен список правил некого Бенсона (205). Далее, в семнадцатой главе Сандерс предупреждает об испытаниях, которые повстречаются любому руководителю. Среди этих испытаний он перечисляет следующие: стремление к компромиссу, честолюбие, безвыходные ситуации, неудачи и зависть.

    Главы 18 и 19 посвящены важным темам: искусству передавать полномочия и самому процессу смены руководителей. Здесь Сандерс подчеркивает необходимость способности распознавать особые качества и способности в других людях (216), которые в будущем были бы способны перенять эстафету служения. Делегирование полномочий является одним из важнейших залогов успеха служения (218). По мнению Сандерса, с которым трудно не согласиться, «истинной проверкой успешной деятельности руководителя является благополучие организации…после того, как сам руководитель ее покидает» (224).

    Практически в унисон с предшествующими главами, 20-я глава акцентирует внимание на важности подготовки новых руководителей.

    В главе 21, будучи опытным руководителем, Сандерс предупреждает о возможных опасностях, подстерегающих любого, кто занимает руководящую должность. Самую большую опасность представляет гордость, эгоцентризм, ревность, стремление к популярности, и наконец, притязания на непогрешимость и незаменимость.

    Заключительная глава этой книги посвящена обзору жизни и служения Неемии.

    В целом, книга Освальда Сандерса оставляет весьма положительное впечатление. Обилие духовных уроков, подкрепленные Писанием принципы, примеры из жизни святых и полезные практические замечания делают эту книгой одной из самых доступных, написанных на тему духовного руководства. Эти качества с уверенность можно отнести к ее сильным сторонам.

    Однако, местами появляется ощущение, что некоторые вопросы могли бы быть раскрыты более основательно. К примеру, автор практически не говорит о проповеди. Возможно, это объясняется тем, что книга обращена не только к проповедникам. Но, тем не менее, если учитывать, что основным кругом читателей являются пасторы, то этой главы явно недостает. Еще одну слабость представляют несколько спорных заявлений автора. Например, его добавление «святого гнева» к качествам, которые должны быть у руководителя (107); необходимость верующим молиться «против сатаны», которого «необходимо заставить ослабить свою хватку» (143); и положительная оценка и рекомендации книги Чарльза Финнея (в книге «Финни») – «Лекции по возрождению религии» (167). Однако, эти слабости практически без остатка растворяются в огромном количестве полезного материала. И именно по этой причине, эту книгу можно смело рекомендовать всем, кто занимается таким важным служением как духовное руководство.

    www.propovedi.ru

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя