Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Sola Scriptura – часть I. Псалом 118:1–8

    Д-р Стивен Дж. Лоусон в настоящее время несет служение старшего пастора в баптистской церкви «Крайст феллоушип» в г. Мобил (штат Алабама, США). Он получил степень бакалавра делового администрирования (B.B.A.) в Далласском техническом университете, степень магистра богословия (Th.M.) в Далласской богословской семинарии и степень доктора служения (D.Min.) в Реформатской богословской семинарии. Д-р Лоусон написал двенадцать книг, включая толкования на Псалтирь и книгу Иова[1].

    Я заключил с Богом завет, чтобы Он не посылал мне ни видений, ни снов, ни даже ангелов. Я полностью доволен даром Священного Писания, которое дает мне обильные наставления и все, что мне нужно знать как о нынешней жизни, так и о грядущей.

     Мартин Лютер.

    ВВЕДЕНИЕ

     В драматичное время протестантской Реформации боевым кличем реформаторов было выражение Sola Scriptura, что в переводе с латинского означает «только Писание». Этим смелым утверждением реформаторы выражали свою непоколебимую преданность абсолютному и исключительному авторитету Писания, превосходящему все церковные традиции и решения соборов. Независимо от того, что может говорить человек, только то, что Бог провозглашает в Своем Слове, имеет значение. Этот принцип стал известен как регулирующее правило веры. Всё в церкви и христианской жизни подлежит проверке Писанием, только Писанием.

    За весь период Реформации шестнадцатого века наибольший героизм в провозглашении этого утверждения был проявлен Мартином Лютером, когда он в 1521 году предстал перед судом Вормсского рейхстага в Германии. После публикации Девяноста пяти тезисов в Виттенберге и последующих основанных на Писании трудов Лютер был вызван на суд церкви в Вормсском рейхстаге. На этом суде председательствовал император Священной Римской империи Карл V, а на столе перед церковным собором лежали богословские труды Лютера. Затем реформатору задали два простых вопроса: «Это ваши труды?» – и: «Отрекаетесь ли вы от них?» Лютер знал, что не мог отречься от своих трудов, поскольку в них было изложено учение самого Писания. Отречься от своих трудов означало для него отречься от Писания.

    Так, 18 апреля 1521 года Лютер произнес свою знаменитую речь, смело утверждаясь на Слове. Лютер заявил: «Поскольку ваше величество и ваша светлость требует простого ответа, я дам его именно так, не приукрашивая. Если только меня не убедит свидетельство Писания или здравый смысл, – ибо я не доверяю ни папе, ни церковным соборам, поскольку хорошо известно, что они часто ошибались и противоречат друг другу, – я связан тем Писанием, которое цитировал, и моя совесть в плену у Слова Божьего. Я не могу отречься и не отрекусь ни от чего, так как это небезопасно и неверно – идти против совести. Я не могу поступить иначе, на том стою. Помоги мне Бог. Аминь».

    Когда прозвучали эти отважные слова, течение истории изменилось. Факел Реформации был зажжен, и его огонь распространялся подобно пожару. Никакие церковные традиции не должны были брать вверх над непогрешимым Словом Божьим. Всё должно было преклониться перед Писанием. Вся церковная жизнь должна была выстраиваться в подчинении божественному авторитету Библии. И впоследствии реформаторы твердо придерживались достаточности Писания, веря, что оно живо и действенно, способно принести в жизнь человека все, что Бог замыслил для него: спасение и благочестие. Все периоды реформаций и пробуждений в истории Церкви начинались именно с возврата к посвященности Божьему Слову.

    Перед нами – «гора Эверест» Псалтири, развернутое описание блаженного мужа из Псалма 1, который находит удовольствие в Божьем Слове. В этом псалме представлено многогранное совершенство Божьего Слова, переплетенное с примерами благочестия самого псалмопевца. Один этот псалом длиннее тридцати библейских книг, вместе взятых. Он составлен из 22 строф по 8 стихов в каждой, что в общем составляет 176 стихов. Каждый из восьми стихов первой строфы начинается с первой буквы еврейского алфавита; каждая строка второй строфы начинается со второй буквы, и так строфа за строфой до самой последней (22-й) буквы алфавита. Таким образом, весь псалом имеет форму акростиха.

     КОММЕНТАРИЙ

     ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ: псалмопевец провозглашает абсолютную достаточность Божьего Слова в жизни верующего, любящего его и повинующегося ему.

     I.          Внутреннее наслаждение Божьим Словом (118:12)

     РАЗВИТИЕ МЫСЛИ: псалмопевец провозглашает блаженство человека, который ходит в Божьем Слове.

     118:1. Блаженны верующие, которые ежедневно направляют свои пути точно по Божьему Слову. «Блаженны» (евр. ашер) выражает переполняющее наслаждение, глубокую сердечную радость и высшей степени удовлетворенность, доступные всем, кто поступает по Слову. Им в наслаждение дана преизобильная благодать. Блаженство этих верующих заключается в том, что их образ жизни характеризуется таким хождением, когда они каждый день стремятся быть послушными авторитетному закону Божьему.

    118:2. Начало второго стиха вторит первому стиху, приобретая особую выразительность и подчеркивая то, как блаженны все, хранящие Писание. Блаженны все, хранящие Слово и делающие его своей собственностью через послушание ему. Откровения (евр. эдот) – одно из наименований Слова, подчеркивающее, что Божье свидетельство доступно людям и говорит прямо и откровенно. Божье Слово говорит о жизни как она есть, открыто, начистоту. Глубокое душевное удовлетворение даруется тем, кто ищет Бога всем своим сердцем, то есть всем существом (разумом, чувствами и волей).

    II.        Нравственное руководство Божьего Слова (118:3)

    РАЗВИТИЕ МЫСЛИ: Писание направляет верующих на Божьи пути, удерживая их от греха.

    118:3. Божье Слово безошибочно направляет стопы верующего к самому центру Божьей воли. Послушные Писанию (ст. 1–2) не делают беззакония, потому что они бегут прочь от всякого зла и греха. Благодаря точному руководству Слова они ходят Божьими путями. Слово «пути» – еще один синоним Писания, который подчеркивает практическое ежедневное следование Писанию. Вся жизнь человека должна проходить в рамках ясно обозначенных путей Божьего Слова. Сравнение с хождением подразумевает привычный образ жизни или следование по четко указанному пути Божьей воли.

    III.       Вечные требования Божьего Слова (118:46)

     РАЗВИТИЕ МЫСЛИ: Божье Слово авторитетно, и ему следует полностью повиноваться.

     118:4. Обращаясь напрямую к Господу, псалмопевец говорит: «Ты заповедал повеления», – недвусмысленно подтверждая божественный авторитет Писания. Сам Бог дал его, а не человек. И здесь мы видим другой синоним Слова – повеления (евр. пиккудим), подчеркивающий точность указаний, которые дает Писание. Следовательно, их следует хранить твердо. Каждое божественное повеление должно быть исполнено, послушание лишь наполовину – не послушание вовсе.

    118:5. Псалмопевец выражает томление своей души: «О, если бы направлялись [были тверды] пути мои [предпринимаемые мной шаги] к соблюдению уставов Твоих». Он намерен достигать долговременного послушания, двигаясь в одном направлении. Уставы (евр. хукким) – это еще один синоним Божьего Слова, который подчеркивает его неизменность, обязательный характер и постоянство. Божье Слово пребудет вечно (Ис. 40:8), никогда не будет отменено. Вечное Слово требует от человека добровольного послушания, а не просто интеллектуального знания или чисто эмоциональной реакции.

    118:6. Когда псалмопевец повиновался Слову, он делал это публично, несмотря на угрозы врагов: «Тогда я не постыдился бы…» Он не будет чувствовать себя униженным, взирая на все заповеди Божьи. Божье Слово никогда не постыдит его, если он повинуется ему. Он не стыдится того, что внешнему миру представляется слишком узкими требованиями. Этот синоним Писания – заповеди (евр. мицвот) – означает авторитетный приказ, отданный личностью, имеющей более высокое положение или чин. Это слово указывает на суверенную власть Писания над жизнью верующего. Писание не просто предлагает варианты на выбор – оно полно заповедей, которым мы должны повиноваться.

    IV.       Духовное воздействие Божьего Слова (118:78)

    РАЗВИТИЕ МЫСЛИ: Божье Слово обладает сверхъестественной силой, способной производить в нас благочестивую жизнь.

     118:7. Божье Слово побуждает правое сердце к славе. Писание призывает петь Господу и радоваться в Нем. Псалмопевец хочет поучаться судам Божьей правды. Здесь мы находим очередной синоним Писания – суды (евр. мишпат) правды. Этот термин указывает на совершенную справедливость Божьего Слова: оно сулит награду за послушание и наказание за непослушание.

    118:8. В заключение первой строфы псалмопевец объявляет о своем решении: «Буду хранить уставы Твои». В этом видно его твердое намерение хранить Слово. Он не хочет быть непоследовательным или ленивым в соблюдении Божьего Слова. Даже посреди трудных обстоятельств, в окружении преследующих его врагов, он умоляет Бога: «Не оставляй меня совсем». В своем бедствии он отчаянно ищет того, чтобы Бог помог ему соблюдать Свое Слово. Человек не может повиноваться Писанию исключительно силой своей немощной плоти, но только по Божьей благодати (Фил. 2:12–13; Евр. 12:2). И все же, многие трудности его личной жизни не смогут помешать ему повиноваться Слову. Вопреки всем переживаниям он воспевает Богу хвалу с переполняющей его радостью, которая во много раз превосходит боль, причиненную ему многими скорбями (Пс. 118:7)

     ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНОЙ МЫСЛИ: псалмопевец провозглашает абсолютную достаточность Божьего Слова в жизни верующего, любящего его и повинующегося ему.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Джон Уиклиф (1329–1384), «утренняя звезда Реформации», долго останется в нашей памяти как первый человек, сделавший перевод Библии на английский язык. Он был блестящим ученым, преподававшим в Оксфордском университете в Англии. Будучи одаренным проповедником, он выступал со многих кафедр, а также проявил себя как выдающийся писатель. Стремясь распространять Божье Слово, он посылал по всей Англии группы проповедников, названных лоллардами, которые проповедовали Евангелие Иисуса Христа. Однако главная заслуга этого человека перед англоязычным миром заключается в том, что он перевел Библию на язык народа. Движущей силой всех неустанных трудов Уиклифа была его преданность истинности и достаточности Писания.

    По поводу сверхъестественной силы Писания Уиклиф написал: «Божьи слова дадут людям новую жизнь в большей степени, чем любые другие слова, услаждающие слух. О удивительная сила божественного Семени, превозмогающая ратников, смягчающая и обновляющая черствые сердца, делая Божьими людьми тех, кто прежде были обезображены грехом и бесконечно удалены от Бога. Поистине, эта сверхъестественная сила не может проявиться через работу священника, если только Дух Жизни и Вечное Слово, превыше всего остального, не будут действовать в ней».

    Пусть же эта истина побудит нас предать себя изучению этой божественной Книги, Библии, которая одна способна так радикально преобразить нашу жизнь. Поистине, Писание – сверхъестественная книга, и только она может произвести сверхъестественные перемены в жизни человека. Будем внимательны к ее словам.

     ПРИМЕНЕНИЕ

     Каждый христианин в величайшей степени зависит от служения Божьего Слова, которое ведет его к полноте познания и исполнения Божьей воли. Какой же подход к Писанию избрать? Как его следует читать и применять? Представленные ниже шаги помогут каждому верующему держаться верного направления.

    Читайте Библию. Писание следует читать основательно, строку за строкой, повеление за повелением. Каждой детали должно быть уделено пристальное внимание. Каждый христианин должен иметь план систематического чтения Библии.

    Изучайте Библию. Во время чтения держите под рукой листок бумаги и ручку. Подчеркивайте ключевые слова и истины. Обводите важные термины и фразы. Отмечайте стрелками причины и следствия. Подумайте о приобретении учебной Библии, в которой внизу страниц есть пояснения.

    Истолковывайте Библию. Всегда стремитесь понять, что конкретный текст означает. Избегайте поверхностного толкования, которое ищет в тексте некое «духовное» значение. Вместо этого всегда старайтесь понять текст в его обычном, буквальном, историческом и грамматическом значении.

    Применяйте Библию. После этого Писание всегда следует применять к своей практической жизни. Живите по Писанию, и тогда оно преобразит вашу жизнь.

     МОЛИТВА

     Боже, мы благодарны Тебе за бесценное сокровище, которое Ты вверил нам в Своем написанном Слове. Мы радуемся, находя на его страницах многие обетования, укрепляющие и ободряющие нас. Мы молим о том, чтобы по мере того, как мы погружаемся в Твое Слово, оно проникало в нас и преображало нашу жизнь. Во имя Иисуса Христа. Аминь.

     УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ

     В Псалме 118 встречаются различные термины, обозначающие Писание. Каждый из них отражает какое-то особое качество в его всеобъемлющей способности достигать Божьих целей.

     I.          Закон (118:1)

     Слово «закон» (евр. тора) происходит от корня, означающего «направлять» или «учить», и относится ко всякому наставлению Божьего Слова, раскрывающему или указывающему на Божью волю по отношению к человеку. Это слово охватывает не только нравственный, гражданский или церемониальный закон, но и полностью все учение, наставление или доктрину Писания.

    II.        Откровения (118:2)

     Слово «откровения» (евр. эдот) образовано от корня со значением «свидетельствовать». Божье Слово свидетельствует о Своем божественном Авторе. Это торжественное свидетельство, провозглашение Божьей воли, установлений, которые являются для нас стандартом поведения. Так, это слово используется в отношении двух скрижалей с начертанным на них законом, Десятью заповедями, которые находились в ковчеге откровения и свидетельствовали о святом Божьем характере.

    III.       Повеления (118:4)

     Слово «повеления» (евр. пиккудим) относится к поэтическому стилю (встречается только в Псалтири и только во множественном числе). Буквально оно означает авторитетный приказ, налагающий обязательства на его получателя. В данном случае, этот приказ исходит от суверенного Господа Вселенной, управляющего и распоряжающегося всеми народами.

    IV.       Заповеди (118:6)

     Слово «заповеди» (евр. мицва) Господа означает конкретную авторитетную заповедь или какой-то приказ Господа. Оно обобщает в себе все повеления, содержащиеся в Божьем Законе.

     V.        Суды (118:7)

     Слово «суды» (евр. мишпат) обозначает судебное постановление, имеющее обязательную силу. Этот термин указывает на божественные решения по всевозможным вопросам, то есть применение откровений, повелений и заповедей закона к разным жизненным ситуациям. Во Второзаконии это слово относится к законам, следующим за Десятью заповедями. Оно также может означать Божий суд в отношении нечестивых.

     ПЛАН ПРОПОВЕДИ

     I.    Внутреннее наслаждение Божьим Словом (118:1–2).

    II. Нравственное руководство Божьего Слова (118:3).

    III. Вечные требования Божьего Слова (118:4–6).

    IV. Духовное воздействие Божьего Слова (118:7–8).



    [1] Двухтомный комментарий Стива Лоусона на псалмы, сопровождаемый третьим томом, «Как проповедовать по псалмам», должен выйти на русском языке летом 2010 г. Настоящая статья представляет собой одну из глав комментария на псалмы. Данная статья была впервые опубликована во 2-м выпуске альманаха «Кафедра», посвященном теме «Sola Scriptura» (Самара, 2010), с. 137-46

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя