Эта статья была опубликована на английском языке в апрельском номере 2012 «Иванджеликал мишнз куотерли» (Evangelical Missions Quarterly, EMQ, www.emqonline.com). Переведено на русский язык и опубликовано на propovedi.ru с разрешения.
Автор Сесил Столнэкер — профессор межкультурных исследований в Богословской семинарии Тиндэйл, расположенной рядом с Амстердамом. Он служит уже более тридцати лет в Бельгии и Нидерландах с «Криэйтор Байбл Мишн», занимаясь в области ученичества и подготовки лидеров, благовестия и основания церквей.
На конференции, проходившей в Нидерландах, один миссионер представил «золотой ключик» мирового благовестия: «Если вы не творите знамений и чудес, то вы не благовествуете».
По его мнению, в этом решение проблем благовестия. Но так ли это? Некоторые «золотые ключики», предложенные за последние двадцать пять лет, не срабатывали, другие же не достигли цели. Такие подходы, как благовестие силы, апостольское руководство, ориентирование на ищущих, идентификационное покаяние[1], контекстуализация, евангелие процветания, победа над местными духами и «метод верблюда»[2], были предложены в качестве стратегических средств для благовестия во всем мире.
Не слишком ли мы увлеклись поисками «золотого ключика»? Действительно ли мы убеждены, что есть один подход, имеющий решающее значение для миссионерского успеха? Пожалуй, «золотой ключик» существует, но он может оказаться вовсе не тем, о чем мы думаем.
Единственный и неповторимый источник церковного роста, как качественного, так и количественного, находится в Боге. Церковь Божья «растет возрастом Божьим» (Кол. 2:19). «Золотой ключик» мирового благовестия – это Сам Бог, поскольку Он проявляет абсолютную власть и господство в истории искупления. Будучи всемогущим, Он способен исполнить Свои замыслы в отношении искупления.
Нам известно, что замысел искупления «ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога» (Иоан. 1:13). Строитель церкви, как в качественном, так и в количественном отношении, – это Иисус. Согласно Матфея 16:18, Иисус дал божественное обетование, что община Его последователей будет расти. Любая церковь, построенная творческими миссионерскими методами, будет уступать той, что строит Иисус.
Книга Деяния подчеркивает действие Бога в процессе благовестия. Деяния 2:47 напоминает нам, что «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». Важный титул ho kyrios («Господь») стоит в начале предложения не только по правилам грамматики, но и для смыслового выделения[3], поскольку именно Господь приводит людей в церковь.
Во время второго миссионерского путешествия Павла Господь Бог «отверз» сердце Лидии (Деян. 16:14). Именно Бог «отверз дверь веры язычникам» (Деян. 14:27). Писание никогда не указывает на определенную «методику» как на средство для открытия сердца человека; только Бог дает человеку способность ответить.
Что касается обращения Корнилия в 10 главе Деяний,
…оно совершенно очевидно показывает, что Божье поручение – это не просто занятие для церкви. Это действие Духа, Который идет впереди церкви, касается этого римского солдата и его домашних, подготавливает их к принятию вести и преподает церкви новый урок о размахе Божьей благодати[4].
Выражаясь кратко, «Божья миссия состоит в том, что Он посылает, наделяет силой и производит результаты»[5].
В служении Павла и Аполлоса заметно, что «возрастил Бог» (1 Кор. 3:6). Это подчеркивается с помощью союза «но» (alla), противопоставляющего действие людей (Павла и Аполлоса) действию Бога. Используя метафоры из сельского хозяйства, Павел утверждает, что ни один земледелец не может вызывать рост. Он может только насаждать и поливать. То же самое применимо к миссиям и их методам. В данном тексте греческие глаголы «насадил» и «поливал» стоят в аористе, тогда как «возрастил» в имперфекте.
Другими словами, насаждение и полив, если говорить о благовестии, завершенные действия; рост же – это продолжающееся благословение и действие Божье[6]. Построив фразу таким образом, Павел хотел подвести коринфян к выводу, что Бог – это единственный источник жизни, если речь идет о результатах благовестия.
Сеятели лишь разбрасывают семя, которое предоставил им Бог (2 Кор. 9:10), помещая их в почву, которую сотворил Бог. Поливающие поддерживают почву влажной для роста и используют для этого влагу, предоставленную Богом… Дело в том, что успех зависит не от проповедующих, а от Бога… Павел утверждает, что каждый труженик равно незначителен перед Богом… каждый труженик равно необходим[7].
Цель Павла – показать читателю Бога и Его славу, а не восхвалять миссионерский труд и успехи апостолов.
Признавать Бога Господом церкви, видеть Его ее центром и славой, ее источником и жизнью, – это по-настоящему обнадеживающее чувство. Оно избавляет нас от мыслей, что мы должны решать невыполнимые задачи. То есть, взращивать церковь. Мы не можем делать того, что по силам только Богу. Мы можем работать в церкви, проповедовать и учить, распространять Благую Весть, ободрять и побуждать друг друга, но мы неспособны давать новую жизнь. Также, мы совершенно неспособны освящать церковь. Более того, мы не можем даже питать церковь. Только Бог дает духовную пищу; мы же просто подаем ее на стол (1 Кор. 3:5) [8].
Хотя люди непосредственно вовлечены в этот процесс, Писание ясно утверждает, что плоды и рост проявляются в результате действия «руки Господней» (Деян. 11:21). Забывать на миссионерском поприще о Божьем действии – это ошибка.
Потенциальный урожай с побелевших полей всегда находится в Божьих руках. Он даже использует социальный и политический хаос, культурные проблемы и стихийные бедствия, чтобы сделать людей открытыми и готовыми к принятию Евангелия. Большое число современных новообразовавшихся церквей среди мусульманских народов возникло в результате стихийных бедствий. Неподдающиеся контролю обстоятельства, которые находятся в руке Божьей, могут стать теми элементами, которые начнут открывать глаза слепым, производя во многих случаях готовность к духовным переменам.
Очень часто Бог действует непостижимыми путями. Согласно одному отчету от 2009 года, за три месяца в одном из северных регионов Индии состоялось 1730 крещений, было организовано 125 домашних церквей, и 142 человека стали обучаться на лидерских курсах. «Это не что иное, как суверенная Божья воля!» – утверждается в отчете[9].
По причине порочности человека и коварства сатаны, человеческую природу совершенно невозможно преобразить каким-либо евангелизационным методом. Однако, Дух Святой преодолевает эти барьеры и дает способность мертвым в грехах людям отзываться на истину о спасающей смерти Христа.
Из-за этого духовного омертвения очень важно, чтобы при обсуждении открытости и противления, во-первых, учитывалась роль Бога, «а во-вторых… все относящееся к мировоззрению, социологии, контекстуализации или стратегии»[10]. Еще один фактор, влияющий на отношение людей к благой вести, – это сатана, который ослепил разум неверующих, «чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» (2 Кор. 4:3-4).
Какими бы ни были препятствия, действие Божьей благодати сильнее. «Только благодаря просвещению Духа человек может понять значение креста; следовательно, только Духом человек может исповедовать Иисуса распятого также и Господом (1 Кор. 12:3)»[11]. Какой бы ни был метод, люди не откроются для Евангелия, пока Сам Бог не произведет действие в их сердцах и умах.
Из-за того, что греховность человека глубокая, всепроникающая, порабощающая и духовно ослепляющая, очевидно, что никакой миссионерский метод благовестия не может естественным образом привести к отклику со стороны людей – даже так называемая контекстуализация.
Никакой уровень эффективности, если говорить о контекстуализации, не может гарантировать, что человек скажет Богу «да». Совсем наоборот. Даже если – а точнее – когда люди поймут предложенное им Евангелие (даже если оно изложено в самой подходящей форме, с учетом особенностей культуры, отношений и общества), они ответят Богу «нет», если только не будет действия Святого Духа[12].
Впрочем, нет такого сердца, которого Бог не мог бы коснуться.
Пожалуйста, поймите правильно, все это не умаляет важности социального контекста и участия людей. Практически осуществляя благовестие, апостолы считали себя «соработниками у Бога» (1 Кор. 3:9) и инструментами Святого Духа – не больше и не меньше.
Конечно же, результаты благовестия проистекают из методов и деятельности миссионеров. Писание нигде не говорит, что Божье действие в сердце, разуме и душах людей не согласуется с человеческой волей или методологией. Миссионерские методы включены в Божий план искупления, однако они никогда не возвеличивались, не прославлялись, не считались ключом для появления плодов.
К чему же все это приводит? Крайне важно, чтобы миссионеры осознавали сердцем и умом, что Бог и есть «золотой ключик» мирового благовестия. В противном случае у них может проявиться одна или несколько из следующих негативных реакций.
1. «Отрясти прах с ног своих» и оставить поле своего служения. Некоторые отправятся на более благодатные места, а многие просто оставят служение. Почему? Потому что они, возможно, слишком полагаются на свои способности, считая, что продолжать бесполезно, если плод незначителен. Зная же, что причина роста – это Бог, мы можем довериться Его планам в отношении Его замысла искупления. Если семя Евангелия не всходит, мы можем предположить, что находимся на стадии насаждения, сеяния и полива. История миссий свидетельствует, что эта стадия может продолжаться десятилетиями, однако после нее часто бывает урожай.
2. Почувствовать удрученность, разочарование и безнадежность. Давайте не будем забывать, что слова Иисуса: «Я создам Церковь Мою» (Матф. 16:18), – были «прежде всего обетованием для ободрения учеников»[13]. Хотя нет гарантии, что данный миссионер увидит плоды своих трудов, он или она с определенной долей уверенности может считать, что эти усилия могут привести к успеху, потому что Бог силен особым образом вмешаться и изменить ситуацию.
Благодаря тому, что Бог действует властно, мощно и повсеместно, Он может преодолеть любую преграду для Евангелия – богословскую, социальную, физическую или психологическую, потому что Он всемогущий сокрушитель преград.
История говорит о сотнях таких поворотных пунктов в отношении урожая. Хотя миссионеры неспособны произвести духовный переворот, это не проблема для Бога. Можете представить себе отчаяние миссионеров, которых высылали из Китая в 1949 году? Однако, в угодное Ему время Бог вмешался, привлекая к Себе миллионы. Роланд Аллен однажды сказал: «Великие дела Бога – за пределами нашего контроля»[14].
3. Ощущать «персональную» ответственность за урожай. Понимание того, что все в Божьих руках, удаляет бремя персональной ответственности за сердца и души людей. Лесли Ньюбигин дает нам неплохой совет: «Благовестие необходимо спасать от пелагианской обеспокоенности, что мы в ответе за обращение мира»[15]. Бог никогда не возлагал на людей эту ответственность. И «забывая, что только Бог может дать веру, мы начинаем думать, что обращение людей, в конечном счете, зависит не от Бога, а от нас»[16].
4. Потерять веру в силу Евангелия. Понимание могущественного Божьего действия в благовестии значительно укрепит миссионеров и их веру в силу Евангелия. Фактически, некоторые миссионеры так упорно придерживаются своей методологии именно по той причине, что они, видимо, не до конца осознают Божье действие при благовестии. Когда миссионеры на самом деле понимают могущественную и всеобъемлющую Божью работу в духовной тьме, они еще отважнее провозглашают благую весть. Почему? Потому что вход в Царство Божье открывается только благодаря силе Евангелия.
5. Оказаться в опасности миссионерского редукционизма. В свете Божьей силы и Его действия в мире разнообразные человеческие методы и подходы – это лишь инструменты живого Бога, а вовсе не ключи к успеху. Если у миссионеров не будет глубокого понимания, что именно Бог – главная причина появления плода, они позволят методологии подменить дело Христа по созиданию Церкви. Тогда свои миссионерские методы мы превратим в евангельских идолов и низведем успех благовестия до методик и стратегий.
6. Посчитать себя способными определять, кто примет Евангелие, а кто нет. Результаты благовестия невозможно предсказать человеческими методами. «Никто не может предсказывать или контролировать рождение людей свыше. Это целиком и полностью Божье дело»[17]. В Иоанна 3:8 сказано: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа».
Действие Святого Духа совершенно невозможно предсказать. Мы никогда не знаем, каким будет результат, поскольку Дух Святой свободен действовать когда, как и где Он хочет. Бог часто удивляет нас, когда мы видим, какие люди принимают Евангелие, а какие отказываются от него.
7. Утратить дальновидность в отношении к ученичеству. Поскольку чисто человеческие подходы не могут дать жизнь, которую дает только Бог, произведенный ими плод недолговечен. Что угодно, кроме Божьего действия, способно произвести любопытствующих людей, но не истинных учеников. Миссионеры могут вызывать рост церкви, используя разнообразные маркетинговые технологии, ярких ораторов и обещания исцелений и процветания – но это всего лишь ложные основания.
Не всякий рост церкви – это хорошо. Самые вредоносные раковые опухоли растут быстрее всего. Среди самых быстрорастущих религиозных движений в мире много духовно нездоровых, лишенных библейской истины, поскольку они построены на основании из дерева, сена и соломы. Если у миссионеров не будет глубокого понимания, что Бог – это главная причина появления плодов, они в погоне за плодами даже могут начать манипулировать людьми или применять давление в своем подходе к благовестию.
8. Все больше фокусироваться на человеке, а не на Духе. Если мы не понимаем могущественного Божьего действия в мировом благовестии, мы будем считать свои методы и стратегии проводниками Божьей силы, полагая, что они дают жизнь духовно мертвым. В таком случае есть опасность забыть, что главное в евангельской вести – это чудо Божьей благодати. Хотя благовестие – это духовный труд, предполагающий размышление о методах и деятельности, нужно избегать любого намека на то, что мы распоряжаемся плодами благовестия.
Мы не хотим, чтобы благовестие свелось лишь к борьбе нашей воли с волей неверующего. Привычка заставлять людей принимать решение последовать за Христом довольно легко появляется у миссионера, который не убежден, что именно Бог дает жизнь. Пол Хиберт писал, миссии могут быть опасны, особенно если есть
…смещение акцента с Бога и Его действия на то, что мы можем сделать для Бога своими знаниями и усилиями. Мы оказываемся в плену современного мирского мировоззрения, где человеческий контроль и методики подменили божественное руководство и повиновение человека, как основание для миссии[18].
«Золотой ключик» мирового благовестия не прагматический, а священный. Какая логика заключается в библейской истине, что Бог производит результат? Слава Божья. Это главная цель миссий. Так же как Земля вращается вокруг Солнца, вся миссионерская работа должна вращаться вокруг одного – величия Божьей славы. Именно через миссионерское служение должно проявляться величественное сияние Божьей славы. Это слава, воздаваемая Богу – слава Ему за то, что Он уже сделал и еще сделает для искупления людей.
Allen, Roland. The Spontaneous Expansion of the Church. Grand Rapid, Mich.: William B. Eerdmans Publishing Co. 1962.
Erickson, Millard I. Christian Theology. Grand Rapids Mich.: Baker Book House. 1985.
Garland, David A. I Corinthians. Baker Exegetical Commentary on the New Testament. Grand Rapids. Mich.: Baker Academic. 2003.
Hiebert, Paul. “De-theologizing Missiology: A Response.” Trinity World Forum, Fall: 4. 1993.
Hong, Young-Gi. “Revisiting Church Growth in Korean Protestantism: A Theological Reflection.” International Review of Mission. April: 190-202. 2000.
Ladd, George E. A Theology of the New Testament. Grand Rapids. Mich.: William B. Eerdmans Publishing Co. 1974.
Longenecker, Richard N. The Acts of the Apostles. Vol. 9 of The Expositor’s Bible Commentary. Grand Rapids, Mich.: Zondervan. 1981.
MacArthur, Jr., John. Ashamed of the Gospel. Wheaton, Ill.: Crossway Books. 1993.
Nations, a publication of World Outreach International. Issue 3. 2009.
Newbigin, Lesslie. Gospel in a Pluralist Society. Grand Rapids. Mich.: William B. Eerdmans Publishing Co. 1989.
_______. “Evangelism in the Context of Secularization.” In the Study of Evangelism. Eds. Paul W. Chilcote and Laceye C. Warner, 46-58. Grand Rapids, Mich.: William B. Eerdmans Publishing Co. 2008.
Packer, J. I. Evangelism and the Sovereignty of God. London: lnterVarsity Press. 1961.
Rienecker Fritz and Cleon Rodgers. Linguistic Key to the Greek New Testament. Grand Rapids. Mich.: Zondervan, 1980.
Van Engen, Charles. “Reflecting Theologically about the Resistant.” in Reaching the Resistant. Ed. J. Dudley Woodbury, 22-75. Pasadena Calif.: William Carey Library. 1998.
Wells, David. The Courage to be Protestant. Grand Rapids. Mich.: William B. Eerdmans Publishing Co. 2008.
[1] Идентификационное покаяние – это представление, что христиане должны приносить покаяние за грехи своей нации (народа). – Примеч. пер.
[2] «Метод верблюда» предполагает использование выдержек из Корана для обращения мусульман. – Примеч. пер.
[3] Longenecker, 291.
[4] Newbigin 1989, 168.
[5] Hong 2000, 192.
[6] Rieriecher and Rodgers 1980, 393.
[7] Garland 2003, 112.
[8] Wells 2008, 242.
[9] Nations 2009, 8.
[10] Van Engen 1998, 23.
[11] Ladd 1974, 491.
[12] Van Engen 1998, 52.
[13] MacArthur 1993, 176.
[14] Allen 1962, 12.
[15] Newbigin 2008, 52.
[16] Packer 1962, 27.
[17] Erickson 1985, 946.
[18] Hiebert 1993, 4.
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.