Для нашего общества типичны религиозный плюрализм и столкновение мировоззрений. Современный мир сближает людей и группы с разными религиозными убеждениями, что может вести к потенциальному конфликту. Что отвечать христианину на связанные с этим вопросы? Нужно ли христианам «уважать» другие религии?
На прошлой неделе (эта статья была написана 14 марта 2009) мир облетела новость, что во время визита в Иорданию Папа Бенедикт XVI говорил о своем «уважении» к Исламу. И это вслед за пресловутым выступлением Папы в 2006 году в Регенсбургском университете в Германии. В той речи Бенедикт процитировал императора Мануила II, одного из Византийских монархов, сказавшего: «Покажите мне, что нового принес пророк Мухаммед, и вы увидите только зло и бесчеловечность, как, например, его повеление мечом распространять веру, которую он проповедовал».
Возмущение среди мусульман возникло немедленно и повсеместно. Папа Римский сделал уточнения и пояснения, но возмущение мусульман продолжались. На этой неделе, когда Папа собирался впервые посетить мусульманскую страну, обстановка была напряженная.
Ватиканский официальный транскрипт комментариев Папы Римского в аэропорту Аммана сообщает следующее:
Визит в Иорданию дает мне прекрасную возможность сказать о глубоком уважении к мусульманскому обществу, а также воздать должное правлению Его Величества Короля в развитии лучшего понимания добродетелей, которые проповедует Ислам.
В этой ситуации много интересных моментов. Во-первых, мы наблюдаем сцену, когда Папу встречают как главу государства. Это неправильно по многим причинам. Во-вторых, Папа использует дипломатическую терминологию, а не говорит прямо и просто. В-третьих, Папа говорит об «уважении» без какого-либо пояснения, что это на самом деле означает. Верит ли Папа, что мусульмане могут спастись через учение Ислама?
В общем, вероятно, так и есть, по крайней мере в контексте спасительного инклюзивизма. Римско-католическая церковь официально учит, что «спасительный Промысел объемлет» и мусульман, поскольку они исповедуют «приверженность вере Авраама».
Вот что сказано в Lumen Gentium, одном из основных документов, принятых на II Ватиканском соборе:
Но спасительный Промысел объемлет и тех, кто признаёт Творца, и среди них прежде всего мусульман, которые, исповедуя свою приверженность вере Авраама, вместе с нами поклоняются Богу единому, милосердному, Который будет судить людей в последний день.
Такие же выражения лежат в основе сегодняшнего официального катехизиса церкви. В контексте этого документа такая формулировка явно подразумевает, что мусульмане включены в сферу действия Божьего спасения. И хотя Римско-католическая церковь учит, что Ислам — неправильная и неполная религия, она в то же время считает, что на искренних мусульман может распространяться Христово спасение благодаря их верности монотеизму и Исламу.
Поэтому, когда Папа Римский говорит о своем «уважении» к Исламу, он может иметь в виду то, что не могут евангельские христиане. В контексте официального учения католической церкви Папа может допускать слияние доктрины и дипломатии.
Несмотря на то, что у евангельских христиан другой контекст этого вопроса, он настолько же актуален. Наша дипломатия не в том, чтобы вести себя как глава государства, но мы призваны быть посланниками Христа и Его Евангелия.
В свете этого любая система верований, уводящая людей от Евангелия Христа, отвергающая и отрицающая христианскую истину, заслоняющая от грешников Христа как единственный путь спасения, может считаться, согласно Писанию, только путем в погибель. Ислам, как и любой другой соперник Евангелия, пленяет человека и лишает его подлинной надежды спасения.
Таким образом, евангельские христиане могут уважать искренность, с которой мусульмане исповедуют свою веру, но саму веру мы уважать не можем. Мы можем уважать мусульман за их вклад в благосостояние, образование и культуру человечества. Мы можем уважать гениальных ученых-мусульман средневековья и поразительное искусство и архитектуру Ислама. Но мы не можем уважать систему верований, отвергающую истину Евангелия, утверждающую, что Иисус не был Сыном Божьим, и пленяющую миллионы душ.
Это не очень помогает в дипломатических отношениях, но мы ведь призваны свидетельствовать, а не поддерживать связи с общественностью. Мы должны стремиться быть обходительными и обаятельными, когда свидетельствуем о Христе, но дело в том, что Евангелие неизбежно ведет к открытому противостоянию с его противниками.
Визит Папы Римского в Иорданию четко указывает на проблему самого папства и на путаницу в богословии Римско-католической церкви по этому самому вопросу. Разобравшись в Исламе мы поймем, что нельзя считать, что мусульмане «вместе с нами поклоняются Богу единому, милосердному». Отвергать Троицу — значит поклоняться другому Богу.
Уважение — сомнительная категория. В конце концов, христиане должны проявлять уважение к мусульманам, проповедуя им Евангелие Иисуса Христа в духе любви и истины. Мы призваны любить и уважать мусульман, а не Ислам.
© www.albertmohler.org. Статья переведена и опубликована на сайте propovedi.ru с разрешения.
1 Д-р Р. Альберт Молер мл. — президент Южной баптистской богословской семинарии (США), главного образовательного органа Южной баптистской конвенции, к тому же представляющего собой одну из крупнейших семинарий в мире. Помимо этих обязанностей д-р Молер много пишет и выступает на богословских конференциях.
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.