Джерри Койн не из тех, кто церемонится с противниками. Являясь профессором кафедры экологии и эволюции Чикагского университета, Койн прославился как страстный защитник эволюции и такой же страстный противник любой «дружбы» между наукой и религией. В недавнем номере газеты «Ю-Эс-Эй тудэй» (понедельник, 11 октября, 2010) Койн снова со всей решимостью отстаивал свою позицию.
В своей статье под названием «Наука с религией не дружит» Койн утверждает, что научное и религиозное мировоззрения непримиримы. Хотя он излагает свои аргументы по поводу религии в общем, всё же он имеет в виду именно христианство. Наука и вера, настаивает он, основываются на непримиримых подходах к пониманию Вселенной.
Спор между христианством и современной наукой — это, конечно, не новое явление, но Койн и его стронники-эволюционисты становятся всё более нетерпимыми к тому факту, что большинство американцев по-прежнему отвергают теорию эволюции. По прошествии более 150 лет после Дарвина и почти 90 лет после судебного процесса над Скоупсом американцы всё ещё отвергают теорию эволюции в качестве объяснения происхождения Вселенной и жизни в ней. Койн просто раздражён тем, что по популярности отвержения эволюционной теории Америку опережает только Турция.
За последние пятьдесят лет возникло три основных взгляда на взаимоотношения между эволюционной наукой и христианской верой. Первый — это полное принятие теории эволюции. На этот путь встали либеральные богословы, они отреклись от библейского учения о сотворении и просто стали утверждать эволюцию как неопровержимый факт. В некоторых случаях это делается с полным и честным признанием богословских и доктринальных изменений, которые при этом оказываются неизбежными. В других случаях такого честного признания не делается.
На другом конце спектра отношений к эволюционной теории находится её полное отвержение. Эту позицию избрали консервативные евангельские христиане, которые признают Библию в качестве непогрешимого и безошибочного Божьего Слова, и поэтому отстаивают несовместимость библейского откровения и учения об эволюции. В своей книге «Почему эволюция истинна?» Джерри Койн отмечает: «Хотя многие религиозные люди смогли приспособить эволюцию к своим духовным убеждениям, тем не менее, никакие подобные примирения невозможны для тех, кто буквально придерживается истины об особом сотворении». Верующие, преданные библейскому мировоззрению и достоверности Библии, уже давно это поняли.
Существует ли какая-то промежуточная позиция? Многие надеются на это, и некоторые христиане предприняли неудачные попытки согласовать эволюцию с христианской верой. Классический пример тому — теистическая эволюция, пытающаяся занять такое промежуточное положение. Эта позиция принимает главные утверждения теории эволюции и видоизменяет христианское учение, так чтобы оно не входило в противоречие с главными принципами эволюции.
На мой взгляд, любая форма христианской теистической эволюции — это противоречие в терминах. В конечном итоге, изменения в богословии, диктуемые принятием теории эволюции, оказываются просто огромными и губительными для библейского христианства. Конечно, сторонники теистической эволюции считают иначе, и это является предметом одного из величайших споров нашего времени.
Дружит ли наука с христианством? Ответ на этот вопрос — твердое «да», поскольку любая подлинная наука будет в совершенном согласии с истинами, известными нам из Божьего откровения. Но это не натуралистическая наука, хотя современная наука обычно именно такова.
Достаточно странно, что сторонники диаметрально противоположных взглядов соглашаются в том, что теистическая эволюция неудовлетворительна и несостоятельна. Тем не менее, многие пытаются отстаивать компромисс между теорией эволюции и христианством. В той же статье в «Ю-Эс-Эй тудэй» профессор Койн говорит, что намерен разрушать любые попытки доказать совместимость между христианством и теорией эволюции.
К тем, кто утверждает, что «наука и религия — это вполне совместимые друзья», Койн говорит:
Как учёный и бывший верующий я считаю, что это пустая болтовня. Наука и вера фундаментально несовместимы, именно по той самой причине, по которой несовместимы иррациональное и рациональное. Это разные формы исследования, из которых только одна, наука, пригодна для установления настоящей истины. И хотя между ними возможен диалог, он не будет конструктивным. Наука помогает религии только опровергая её утверждения, религия же ничего не может прибавить к науке.
В этом утверждении Койн демонстрирует идеальный пример натуралистического научного мышления. Его мировоззрение полностью натуралистическое и материалистическое. В его представлении всё существующее заключено внутри натуралистических рамок и может быть познано только натуралистическим способом. По его мнению, любая вера в Бога «иррациональна», а рациональна только натуралистическая наука. Наука «пригодна для установления настоящей истины», тогда как религия не опирается ни на какое реальное знание.
Койн признает, что бывают такие учёные как Френсис Коллинз из Национального института здоровья, который одновременно и христианин и эволюционист, но относит его позицию к противоречивому образу мышления и ошибке в суждении. Он утверждает, что «существование религиозных учёных или религиозных людей, признающих науку, не доказывает совместимости этих двух сфер. Это только показывает, что люди в своей голове могут одновременно иметь две противоречащие друг другу идеи».
Но Койн считает, что в любом случае таких «религиозных учёных» в мире не очень много. Он приводит цитаты из исследования Элайн Говард Экланд, в котором утверждается, что 64 процента американских учёных — атеисты или агностики.
Койн — не беспристрастный учёный. Его нападки на религиозные убеждения прямолинейны и беспощадны. Почему он предлагает столь враждебное отношение к теистическим убеждениям? Он пишет:
Потому что видимость того, что вера и наука — это равноценные способы познания истины, не только ослабляет наше представление об истине, но и незаслуженно наделяет религию авторитетом, который не дает миру ничего хорошего. Ведь именно уверенность религии, что она обладает истиной, при том, что она неспособна её найти, приводит к таким результатам, как притеснение женщин и гомосексуалистов, противодействие исследованиям стволовых клеток и эвтаназии, нападки на науку, отказ от контрацепции для контроля над рождаемостью и предупреждения СПИДа, сексуальное подавление и, конечно, все эти войны, террористы-смертники и религиозные гонения.
Профессор Койн предлагает нам ясную и сильную защиту натурализма как мировоззрения, и он достаточно честен, чтобы показать, к чему это ведёт. Он также отклоняет попытку занять промежуточную позицию между эволюцией и теизмом. Оба этих направления в мышлении следует отметить и запомнить.
Дружит ли наука с христианством? Ответ на этот вопрос — твердое «да», поскольку любая подлинная наука будет в совершенном согласии с истинами, известными нам из Божьего откровения. Но это не натуралистическая наука, хотя современная наука обычно именно такова. Слишком многие евангельские христиане пытаются найти что-то среднее, и в конечном итоге отстаивают позиции, сочетающие богословскую капитуляцию с научной наивностью. Как ясно показал Джерри Койн, нет никакой промежуточной позиции.
© albertmohler.com
Статья переведена и опубликована на сайте www.propovedi.ru с разрешения.
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.