Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Подлинно-библейское душепопечение: богословие наставничества в поместной церкви (Обзор книги)

    Тотджес, Пол. Подлинно-библейское душепопечение: богословие наставничества в поместной церкви / Пер. с англ. Р. Е. Горяинов. — СПб.: Библия для всех, 2009. — 265 с. Обзор подготовил: Евгений Бахмутский, магистр пасторского служения, пастор РБЦ, заместитель председателя РС ЕХБ.

    Вопрос душепопечения становится в последние годы все более и более актуальным. В душепопечении нуждаются уже не просто отдельные верующие, но даже их пастыри – пресвитеры, проповедники, служители.

    Большинство людей, смотря на окружающую их действительность, полагают, что душепопечением должны заниматься какие-то подготовленные специалисты, особая каста избранных, которые способны разобраться в самых запутанных проблемах и найти лучшее решение. В сущности, на этом построен мир современной практической психологии, которая понемногу набирает вес в российском христианстве. Именно поэтому взгляд автора данной книги, с одной стороны, обескураживает, с другой – все ставит на свои места.

    Причина, по которой так много проблем с душепопечением в современной Церкви, находится не в области техногенности общества или в пресловутом постмодернизме, не в переизбытке информации и, соответственно, не в новых стрессах, с которыми встречается человек (хотя все эти факторы, несомненно, имеют место). Основная причина этого явления заключается в том, что люди отодвинули Библию в сторону как не вполне достаточный инструмент в решении вопросов душепопечения1 и встали на небиблейский путь консультирования, который, как и разбитые водоемы у пророка Иеремии2, не может никак удовлетворить жаждущие сердца, внося все больше неразберихи и рождая новых псевдомессий душепопечения как в нашей стране, так и в остальном мире.

    Книга Пола Тотджеса не является обширным справочником или всеохватывающим учебником по душепопечению. Она, скорее, дает направление и закладывает верный фундамент, строя каркас для настоящего, библейского душепопечения, через которое точно работает Бог.

    Книга сродни некоему авторитетному лекалу, потому что автор постоянно работает с библейскими текстами, что дает возможность проверить уже существующую или сформировать с нуля систему наставничества в церкви. Это сильно отличает его книгу от многих подобных изданий по душепопечению, которые больше опираются на здравый смысл и личный опыт автора, нежели на записанное Божье откровение – Библию.

    Книга Тотджеса содержит изложение здравого библейского богословия наставничества в поместной церкви. Поэтому основная аудитория читателей этой книги – пасторы, служители, лидеры церквей. Но она также будет интересна и широкому кругу церковных читателей, потому что автор многократно настаивает на том, что душепопечение – это призвание и ответственность каждого верующего (23). Она поможет выйти из сложно закрученных спиралей человекоцентричных подходов в служении наставничества, ученичества и душепопечения к ясной и понятной богоцентричной модели, которую мы находим на страницах Писания. Именно об этом и пишет автор в главе «Введение».

    Мне довелось познакомиться с автором этой книги – скромным братом-служителем, небольшая церковь которого за годы служения выросла с нескольких десятков до нескольких сотен человек. И вовсе не потому, что применяла какие-то специальные программы или суперпроекты – она действительно посвящена библейскому наставничеству, которое рождает и созидает подлинных учеников Христа.

    Во второй главе Пол показывает, что душепопечение – не отдельное явление церковной жизни, потому что оно является частью задачи ученичества, частью Великого Поручения: воспитывать учеников Иисуса Христа. Или, как говорит автор, «ученичество – это самая сердцевина душепопечения… Помощь другому верующему идти путем библейского преобразования к уподоблению Христу» (32). Поэтому библейское душепопечение – это не дело выбора, это призвание всей церкви, а не только отдельных специалистов.

    Третья глава рассказывает о том, что настоящее душепопечение начинается с подлинного обращения человека ко Христу, признания своих грехов и работы Духа Святого в победе над властью греха. Если не произойдет возрождения и оправдания грешника, то душепопечение превратится в психологическое консультирование, которое имеет мало общего с христианским наставничеством и в действительности не помогает решению проблем человека.

    В четвертой главе автор рассматривает вопросы освящения и самодисциплины на пути личного благочестия. Эта тема особенно актуальна сегодня, потому что современное христианское медиапространство давно уже превратилось в индустрию удовлетворения плотских желаний верующих, нежели в инструмент, помогающий им реально возрастать в святости. Эта глава является прекрасной жемчужиной среди многоженства странных пособий по душепопечению, которые можно найти сегодня в христианских магазинах.

    Поскольку христианская жизнь – это трудная война, и временами некоторые воины будут получать раны на поле битвы, то появляется особая необходимость в изучении Божьего плана восстановления упавших учеников (106). Именно этому и посвящена пятая глава, где автор ярко и аргументированно доказывает, что именно Писание может не только восстанавливать упавшего, врачевать израненного, но и действенно побеждать грех в жизни христианина. Именно в таком подходе можно увидеть и познать настоящую христианскую любовь.

    Такой взгляд сегодня не пользуется популярностью у большинства христианских служителей, которые оказались поврежденными философией потребления и развлечения, а также мирской психологией. Именно поэтому шестая глава полна решимости и смелости утверждать, что Писание является достаточным, чтобы преобразить грешника как снаружи, так и изнутри без использования психологических манипуляций, психотропных лекарств и теорий самопомощи. Обоюдоострый меч – вот тот единственный духовный инструмент, который Бог сделал способным произвести подлинно духовные преобразования в жизни человека. Это само дыхание Живого Бога (139).

    Если в предыдущих главах автор защищает важность, необходимость и актуальность подлинно-библейского наставничества, то в седьмой главе брат Пол Тотджес анализирует опасность использования мирской психологии в душепопечении, которое должно совершать, опираясь на Божью мудрость и силу креста Христова, а не на человеческие домыслы и предположения. Обращая внимание на проблему интеграции христианства и мирской психологии, автор смело заявляет, что Евангелие интеграционизма превратило Иисуса из нашего Спасителя в нашего терапевта (163). В сущности, произошли две больших ошибки: смещение акцента с проблемы вины и греха на вопрос самореализации и с искреннего доверия Божьему Слову на упование на человеческую мудрость. И Тотджес абсолютно прав, когда утверждает, что «такой брак истины и заблуждения невозможен без ущемления Евангелия, поскольку сами основы богословия и психологии радикально противоположны. По сути, они происходят из разных миров» (164).

    Именно поэтому церковь становится центром для подлинно-библейского душепопечения и наставничества. Восьмая глава прекрасно показывает эту истину. Гордость индивидуализма привела к тому, что многие христиане испытывают проблемы в личном освящении, пренебрегая приоритетом библейского общения. Многие впали в искушение покупать «церковный товар» на свое воскресное утро или вечер, подбирая позрелищнее программы, поживее музыку и поэмоциональнее проповедь. И такая тенденция налицо и повсеместно. Все это говорит о том, что церкви мало используют библейскую модель душепопечения, что приводит к появлению все большего количества незрелых христиан, испытывающих серьезные проблемы в личном духовном росте, и слабеющих церквей, где тема освящения и уподобления Христу становится все менее и менее актуальной. Церкви впадают в ложное представление об успехе, который часто оценивается количеством проведенных мероприятий или восторгом присутствующих, нежели тем, как верующие назидаются в вере и преображаются в образ Иисуса Христа. А последнее возможно только при применении богоцентричного библейского механизма душепопечения.

    Данная книга произвела очень приятное впечатление: библейски-аргументированные идеи, пасторское сердце и прекрасное понимание перипетий церковного служения, актуальность рассматриваемых вопросов, простота изложения. Это дает все основания рекомендовать каждому служителю церкви серьезно изучить данную книгу и через призму прочитанного выстроить заново или перестроить служение душепопечения и наставничества в церкви.

    Единственным слабым моментом книги является то, что написана она в контексте западной, прежде всего, американской церковной среды, и поэтому некоторые моменты книги звучат не так актуально в нашем православно-секулярном контексте. Нам необходимо все больше и больше книг, которые, подобно Полу Тотджесу, излагали бы ясные библейские концепции в приложении к нашему церковному окружению и реалиям. Хотя стоит сделать оговорку: по причине того, что автор работает, прежде всего, с Писанием, его книга не звучит как какое-то чуждое нам произведение, культурно принадлежащее не нам, поскольку библейское учение стоит выше любой культуры, традиции, времени и особенностей народов. Оно актуально и релевантно всегда и во все времена.

    У многих читателей по мере чтения книги вполне резонно возникает вопрос: а какова же роль пастора в церкви, его место и задача при реализации библейской модели душепопечения? Пол Тотджес помогает своим читателям: он добавил к этой книге небольшую, но важную часть, в которой призывает пресвитеров наставлять верующих и рассказывает о роли пастыря-учителя в поместной церкви. В сущности, он желает помочь им преодолеть искушение увлечься ложными представлениями об успехе служения, не попасть в ловушку прагматизма ради желаемых результатов, а быть и оставаться верными сопастырями Христовыми, ведя церковь к более близким отношениям со Христом и к верному служению Ему. Автор делает это на примере рассмотрения философии служения апостола Павла. Она состоит из четырех глав:

    1. Пастырь по сердцу Божьему.

    2. Пастырь ведет Божью паству к духовной зрелости.

    3. Пастырь снаряжает Божью паству к эффективному служению.

    4. Пастырь служит ради вечной награды.

    Наши церкви очень нуждаются в таких пастырях, пасторах, которые руководствуются ясным учением о Церкви, записанным на страницах Нового Завета, а не последними светскими учебниками по маркетингу или менеджементу. Только тогда поместные церкви будут сильными, потому что будут получать необходимую духовную пищу и пасторское попечение. И Евангелие будет активнее проповедоваться, даже до края земли!

    1 Можно почитать книгу Гари Коллинза «Пособие по христианскому душепопечению» / Пер. с англ. А.А. Баев. Спб.: Мирт, 2003. Например, с. 20–21.

    2 «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2:13).

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя