Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Об отношении к согрешающему

    Как мы должны относиться к согрешающему брату или согрешающей сестре? Давайте рассмотрим этот вопрос на основе 1 Коринфянам 5 гл. В начале главы апостол показывает неправильную реакцию на грех:

    1 Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего. 2 И вы возгордились

    Чем они возгордились? Вряд ли самим грехом – ибо трудно себе представить, чтобы даже коринфская церковь сказала: «Мы гордимся блудом!» Скорее всего, они стали гордиться своей любовью к грешнику. Они его не наказали – он продолжал свободно посещать церковь. И они гордились тем, что умеют так прощать. Мне нередко приходилось слышать о церквях, в которых отношение к согрешающим было именно таким. Два хориста впали в блуд: давайте их простим, им сейчас так трудно, мы все должны покрывать любовью и т.п. Однако такая реакция была неугодна Богу и получила суровое порицание со стороны апостола. Правильная реакция на грех показана дальше во 2-м стихе:

    вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.

    Правильная реакция заключается в том, чтобы прежде всего плакать о согрешающем члене церкви, плакать о его грехе. К греху нельзя относиться равнодушно, его нельзя покрывать. Но и нельзя решать проблему греха с легким сердцем. Лишь та церковь, в которой сердца людей искренно плачут о грешниках, сможет создать правильную атмосферу и правильный процесс церковной дисциплины.

    Во-вторых, правильная реакция на грех включает в себя следующее: нужно добиться того, чтобы согрешивший был, как мы прочитали, изъят из среды церкви. То есть отлучить от церковного общения. Заметьте, что отлучение – это не просто вычеркнуть из членских списков организации – тогда как человек может себе спокойно сидеть на собрании и общаться с верующими. Отлучение – это значит изъять человека из церковной среды. Это очень важный момент, о причинах которого будет сказано дальше.

    В стихах 3-5 показана реакция самого апостола Павла на грех в церкви:

    3 А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, 4 в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, 5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. 5:3-5).

    В этих стихах можно увидеть несколько важных принципов церковной дисциплины. Во-первых, мы видим, что реакцию на грех нужно проявлять …в собрании вашем… – то есть тогда, когда присутствует вся церковь. Следуя этому принципу, оглашать отлучение нужно не тогда, когда никто из членов церкви не пришел, а на самых посещаемых богослужениях. Например, на хлебопреломление.

    Раз в данном случае дело нужно было вынести на церковь, то подразумевается, что согрешающий человек не раскаивался в грехе. Не следует сразу оглашать в собрании любой грех. Это противоречило бы словам Спасителя, записанным в Матфея 18 гл. Но если пройдены первые ступени обличения, проявлено много любви и терпения, но человек, несмотря на все это, отказывается раскаяться, то о его поступке нужно сказать всей церкви (третий шаг церковного взыскания). Если же он и церкви не послушает, то и отлучение нужно тоже огласить на всю поместную церковь.

    Во-вторых, мы видим, что реакция на нераскаянный грех заключается в следующем: …предать сатане во измождение плоти… Из этого следует, что, когда мы отлучаем человека, мы не просто вычеркиваем его из церковных списков. И не просто делаем ему выговор, как на партсобрании. Мы во имя Христа совершаем серьезное духовное дело: Господь по решению Церкви отнимает Свою охрану от человека и отдает его во власть страданий: …во измождение плоти… Чтобы то, что не могло сделать обличение Словом, сделали страдания.

    В-третьих, реакция на нераскаянный грех имеет вполне определенную цель: …чтобы дух был спасен в день Господа… Иными словами, церковная дисциплина (в том числе и последний ее шаг, отлучение) должна преследовать душепопечительские цели — cпасение души. Цель отлучения не в том, чтобы наказать человека, а в том, чтобы спасти его душу. Этот библейский принцип очень часто упускают из виду, из-за чего весь процесс церковного взыскания либо превращается в сведение счетов, либо совершенно игнорируется из-за желания «быть милосердными».

    Однако, если мы пренебрегаем церковной дисциплиной, мы пренебрегаем душепопечением. Мы делаем не все возможное для того, чтобы …дух был спасен в день Господа… Душепопечение не будет эффективным в той церкви, в которой не применяются библейские принципы церковной дисциплины, поскольку оно будет лишено одного из важнейших установленных Богом инструментов. Кто занимался душепопечением с согрешающими, тот знает, что в некоторых случаях может наступить момент, когда человек нуждается в серьезных мерах. Некоторые люди всё слышали и всё понимают, однако недостаточно серьезно воспринимают библейские предупреждения. А некоторые только думают, что всё знают, тогда как на самом деле не хотят смириться перед Божьей истиной. В таких случаях требуется серьезная духовная встряска. Человек должен понять, что его «личная жизнь» – вовсе не «личная» в том смысле, в каком он хотел бы думать. Его жизнь влияет на всю Церковь, поскольку он является частью общего организма! Человек должен понять, что церковь серьезно относится к его греху и не одобряет его восстания против Божьих требований. В этом заключается душепопечительская цель отлучения.

    В стихах 6-8 показана причина такого отношения к согрешающему человеку в церкви, которое было продемонстрировано апостолом Павлом:

    Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? 7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. 8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины(1 Кор. 5:6-8).

    Причина столь серьезного отношения к нераскаянному греху заключается в том, что нераскаянный грех влияет на церковь. Малая закваска квасит все тесто. Некоторые люди начнут смотреть на нераскаявшегося грешника, остающегося в церкви, и думать: «Значит, и я так могу!» Это закваска искушения, которая будет охватывать все больше и больше неутвержденных душ. Другие могут начать терзаться сомнениями: «Почему грех того человека был наказан, а грех этого не наказан? Пресвитеры церкви несправедливы!» Это закваска разделений. Однако закваске греха и раздоров не место в Церкви! Ведь наш Господь умер ради того, чтобы очистить ее от закваски! Пасха наша, Христос, заклан за нас.

    Итак, строгое отношение к «нераскаянному» греху объясняется заботой о безквасности церкви. Если мы не применяем библейского подхода к церковному взысканию, мы даем возможность малой закваске заквасить все тесто — позволяем греху распространиться на всех людей в общине. Да, возможно, на кого-то этот грех не повлияет. Однако закваска греха воспользуется любой лазейкой, чтобы захватить как можно большее количество душ.

    До сих пор мы разобрали, какой бывает правильная и неправильная реакция на грех, а также почему к греху в церкви нужно относиться именно таким образом, как описывает апостол Павел. В следующих стихах показана сфера применения такой реакции на грех.

    9 Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; 10 впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира [сего]. 11 Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. 12 Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?13 Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас (1 Кор. 5:9-13).

    Из этих стихов видно, что реакция на грех не должна быть слишком широкой или слишком узкой. Слишком широкая реакция на грех – это когда мы предаем сатане неверующих – Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Если отделяться от неверующих или не пускать их в церковь, то – как пишет Павел – …надлежало бы вам выйти из мира. Внешних по отношению к церковной общине людей отлучение (или вообще церковное взыскание) не касается.

    C другой стороны, слишком узкая реакция на грех – это когда мы применяем церковную дисциплину только к блудникам. Однако здесь Павел пишет и о других грехах: …кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем [букв. «жадным», «желающим иметь больше, чем нужно»], или идолослужителем, или злоречивым [т.е. оскорбляющим других или ругающимся], или пьяницею, или хищником [т.е. тем, кто что-то похищает, ворует или незаконно присваивает себе]… И вряд ли он имел в виду, что список грехов, за которые нужно отлучать, ограничивается только этими шестью поступками. Отлучение – это результат любого объективного греха, в котором человек не раскаивается, несмотря на все этапы обличения (обличение один на один, вдвоем-втроем, всей церковью – см. Матф. 18 гл.).

    Итак, подведем итоги изучения 5-й главы 1-го Коринфянам. Напомню, мы говорили о том, как церковь должна относиться к согрешающему члену, который отказывается раскаяться в своем грехе. На основании данного текста Писания вырисовывается следующая картина:

    1) Кто подлежит церковной дисциплине:

    a. «Внутренний» – т.е. член церкви или ее постоянный посетитель, который своим присутствием может воздействовать на других.
    b. Согрешивший любым объективным грехом – т.е. когда речь идет не о спорах о мнениях (Рим. 14 гл.), а о конкретных объективных проступках. Важно отметить, что это должна быть не субъективная оценка ситуации одним-двумя людьми, а объективная оценка здравомыслящего церковного совета, открытого к проверке со стороны членов церкви и других церквей. Кроме того, речь идет не об оценке внутренних мотивов, что всегда весьма субъективно, а об оценке внешних поступков.
    c. Не раскаивающийся в грехе на протяжении всех этапов церковного обличения (один на один, при двух-трех свидетелях, при обличении со стороны всей церкви).

    2) Цели церковной дисциплины двоякие:

    a. Для самого человека – душепопечительская цель: чтобы был спасен его дух.
    b. Для церкви – чтобы очистить церковь от закваски греха.

    3) Механизм церковной дисциплины (на последнем этапе):

    a. Объявление при всей церкви – во время собрания, на котором присутствует максимум членов.
    b. Изъятие человека из церковной среды – то есть лишение его обычного церковного общения: он не должен присутствовать на собрании, его не должны принимать на малой группе, члены церкви не должны с ним встречаться для обычного дружеского общения и т.п. (Этот пункт не относится к родственникам отлучаемого, поскольку у них, помимо церковных обязанностей, есть семейные обязанности перед этим человеком.)
    c. Восстановление и полное принятие такого человека возможно только на условии его покаяния. Покаяние подразумевает оставление греха. Если был причинен ущерб (например, кража и т.п.), то обязательно восстановление ущерба. Если оставление греха невозможно (например, когда грех был однократным), то покаяние выражается просто в признании вины перед Богом. Искреннее это признание или неискреннее – уже остается на совести человека.

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя