Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Молитва в духовной борьбе

    PDF

    Ефесянам 6:18-20

    (Материал преподавался на воскресных классах для взрослыхв церкви «Преображение» г. Самара, 2011)

    В книге Джона Буньяна «Путешествие пилигрима в небесную страну» странник –христианин попадает в долину Смертной Тени, где все его вооружение бессильно в борьбе с сатаной, и тогда пилигрим, обращаясь в молитве к Богу, просит Его о помощи и получает эту помощь: «…христианин вложил меч в ножны и взялся за другое оружие, которое называлось молитва»1.

    Действительно, Писание говорит об эффективности молитвы: «Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся. Сей нищий воззвал, – и Господь услышал и спас его от всех бед его» (Пс. 33:6-7).

    Мы продолжаем разбирать Послание к ефесянам 6:10-20 – текст, говорящий о духовном оружии. Последние стихи этого отрывка (ст. 18-20) говорят как раз о молитве. Хотя молитва не сравнивается непосредственно с каким-то видом вооружения, ее роль в духовном сражении трудно переоценить. Давайте прочитаем Ефесянам 6:18-20:

    18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых 19 и о мне, дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, 20 для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно.

    Во время различных войн современности нередко возникали такие ситуации: солдаты оказывались в окружении и завязывался неравный бой. Тогда отряд по рации или спутниковому телефону вызывал подмогу, после чего прилетали вертолеты, которые, имея перевес в силе оружия, спасали окруженных солдат, помогая отразить нападение врага.
    В духовном сражении роль такой спутниковой связи выполняет молитва. Молитва – это как связь с командным центром. В ответ на нее мы получаем подкрепление даже в самых тяжелых духовных ситуациях.

    В прочитанном тексте мы увидим 7 характеристик молитвы, являющейся залогом победы в духовном сражении.

    1. Во-первых, Писание учит нас молиться разнообразно

    18 Всякою молитвою и прошением молитесь…

    Здесь названы 2 разные категории молитвы:

    * Молитва – может относиться к поклонению
    * Прошение – общее слово, обозначающее любого рода просьбы.

    В другом месте апостол расширяет список: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков…» (1 Тим. 2:1).

    Кроме того, в изучаемом тексте Павел подчеркивает: «…всякою молитвой и прошением…»

    Все это говорит о том, что наша молитвенная жизнь должна быть разнообразной. Плохо, если мы всегда повторяем только одни и те же слова. Или если наши молитвы состоят только из просьб («потребительская молитва»).

    В Священном Писании мы найдем примеры молитв разного жанра. Вот некоторые из них:

    * Хвала Богу за то, каков Он
    * Благодарность Богу за Его помощь
    * Исповедание своих грехов
    * Признание своей немощи и зависимости от Бога
    * Просьбы о духовных благословениях
    * Просьбы о помощи в житейских проблемах

    Применение:
    → Молитесь разнообразно.
    → Молитесь о том, что вы только что прочитали в Писании.
    → Начинайте молитву от самого́ Бога: Его качеств и дел. Затем переходите к другим темам.

    2. Во-вторых, Писание учит нас молиться в различных обстоятельствах

    …во всякое время…

    «Во всякое время» – это значит и в хорошее время, и в плохое, и в радостное, и в горестное. То есть, речь идет о различных обстоятельствах.

    Писание учит нас следующим урокам об обстоятельствах молитвы:

    * Молитесь, когда злостраждете: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится» (Иак. 5:13а).
    * Молитесь, когда у вас все хорошо: «Весел ли кто, пусть поет псалмы» (Иак. 5:13б).
    * Молитесь, когда вы заболели: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним…» (Иак. 5:14).
    * Молитесь, когда ваши отношения испортились: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга…» (Иак. 5:16). (Вероятно, речь идет о тех грехах и проступках, которые совершены друг против друга.)

    3. В-третьих, Писание учит нас молиться при содействии Святого Духа

    … духом…

    Буквально с оригинала: «в духе», что многие переводчики и толкователи относят к Духу Святому. (В большинстве случаев, когда эта фраза встречается в Новом Завете, она относится к Святому Духу.) О молитве в Духе Святом говорит также Послание Иуды: «Вы же, возлюбленные, устрояя самих себя на святейшей вашей вере, молясь в Духе Святом…» (Иуд. 20; пер. Кассиана).

    Но что значит молиться «в Духе Святом»? Несколько текстов проливают свет на этот вопрос:

    Текст

    Пояснение

    Марк. 1:23 «И человек, бывший в синагоге их, в духе нечистом, тотчас вскричал…» (пер. Кассиана; ср. та же фраза в 5:2).

    Когда говорится, что человек был «в духе нечистом», имеется в виду, что он был под контролем нечистого духа.

    Рим. 8:9 «Но вы не во плоти, но в духе, если действительно Дух Божий живёт в вас» (пер. Кассиана).

    Имеется в виду, опять же, что вы уже не под контролем плоти, а под контролем Духа Святого.

    Рим. 9:1 «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом…»

    Имеется в виду совесть, находящаяся под контролем Святого Духа.

    1 Кор. 12:3 «Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим [букв.: в Духе Божьем], не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым [букв.: в Духе Святом]».

    Говорить в Духе Божьем – значит говорить под контролем Святого Духа. Именно так говорили пророки.

    Итак, из всего этого можно сделать вывод, что молиться «в Духе Святом» – значит молиться под контролем и под влиянием Святого Духа.

    Как этого достичь?

    → Не угашайте Духа Святого своими грехами, в частности, грехами непрощения, гнева, осуждения, плотских мыслей.
    → Старайтесь понять роль Святого Духа в жизни верующего.
    → Наполняйтесь истиной Святого Духа.
    → Покоряйтесь воле Святого Духа.

    4. В-четвертых, Писание учит нас молиться усердно

    … и старайтесь о сем самом…

    Слово «старайтесь» подчеркивает необходимость прикладывать усилия.

    Это значит, что молиться нужно усердно, преодолевая препятствия, через «не хочу».

    Илл.: Некоторые люди думают, что молиться нужно только тогда, когда хочется. А когда не хочется, а ты молишься, то такая молитва якобы будет лицемерной. Однако это не так. Писание учит нас молиться не только тогда, когда слова сами собой из нас льются, как небесная мелодия. Писание учит нас молиться даже тогда, когда «не идет».

    * Лук. 22:44 «И, находясь в борении, прилежнее молился…»

    Иногда нравится молиться, а иногда просто надо молиться.

    5. В-пятых, Писание учит нас молиться с постоянством

    … со всяким постоянством…

    Это значит, что молитва должна присутствовать у нас регулярно, каждый день. А для этого нужно включить ее в свое расписание. Вот несколько советов, которые помогут вам сделать это:

    → Посвящайте молитве утро и вечер.
    → Выделите конкретное время, которое вы будете соблюдать так же четко, как время еды, сна, работы и т. д.
    → Можете составить приблизительное расписание своего молитвенного часа. Например:

    – 15 минут – чтение Писания.
    – 10 минут – исповедание, благодарение и поклонение. Можно использовать хорошие гимны.
    – 15 минут – прочтите что-нибудь из христианской литературы (на тему освящения или духовную биографию).
    – 20 минут – прошения и ходатайственная молитва.

    6. В-шестых, Писание учит нас молиться с ходатайством о Церкви

    … и молением о всех святых…

    «Все святые» – это все верующие во Христа, то есть вся Церковь Божья (ср. Деян. 9:32; Рим. 16:15; 1 Кор. 1:2; 14:33; 2 Кор. 1:1; 13:12; Еф. 1:15; Фил. 1:1; 4:22; Кол. 1:4; 1 Фес. 5:27; Флм. 1:5; Евр. 13:24). Вот о чем вы можете молиться в отношении всех святых на земле:

    – об их физических и материальных нуждах;
    – об их духовном благосостоянии;
    – о верующих семьях, чтобы они были примером;
    – о семьях, в которых только один из супругов верующий, чтобы вторая сторона обратилась к Богу и чтобы дети выросли верующими;
    – о новообращенных, чтобы Господь их укрепил;
    – об отпадших, чтобы Господь их вернул;
    – о духовной и нравственной чистоте Церкви;
    – о том, чтобы Церковь верно возвещала Евангелие нынешнему поколению.

    7. В-седьмых, Писание учит нас молиться с ходатайством о служителях

    …19 и о мне, дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, 20 для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно.

    В этих стихах Павел просит молиться о себе самом. Если даже апостол нуждался в молитвенной поддержке других верующих, то что говорить о сегодняшних служителях!

    В отношении служителей вы можете молиться о следующем:

    1. Чтобы Господь наполнял их познанием Слова:

    …19 и о мне, дабы мне дано было слово…

    Если Павел, будучи апостолом, часто получал Слово Божье путем прямого откровения от Господа, то сегодняшие служители получают его путем изучения Писания. Однако они все равно нуждаются, чтобы им дано было познание Слова.

    2. Чтобы Господь дал им дерзновение проповедовать Евангелие:

    …устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования… (ст. 19).

    «Тайна благовествования» – это не какое-то тайное мистическое знание, а та евангельская истина, которая была сокрыта от прежних поколений, но открыта ныне через Христа и апостолов. Это тайна, которая была «открыта» и теперь должна быть «возвещена» всем людям.

    → Молитесь, чтобы пасторы и проповедники были верны в провозглашении Евангелия.

    3. Чтобы Господь дал им мужество в страданиях:

    … для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно (ст. 20).

    Итак, мы разобрали 7 характеристик молитвы, являющейся залогом победы в духовном сражении. Давайте следить за тем, чтобы, пользуясь Божьим всеоружием, мы постоянно пребывали в молитве. Только тогда это оружие проявит всю свою эффективность.

    1 Джон Буньян. Путешествие пилигрима в небесную страну. Одесса: Христианское просвещение, 2007. С. 92.

    8

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя