Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Власть и страдание: Христологические аспекты Евангелия от Марка (Обзор книги)

    Тракателлис Д. Власть и страдание: Христологические аспекты Евангелия от Марка / Пер. с англ. и греч. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2012. — 257 с. Обзор подготовил: Александр Гуртаев, пресвитер церкви «Преображение» г. Самары.

    Родившись и получив образование к Греции, Димитрий Тракателлис впоследствии стал священником и даже был назначен архиепископом Греческой / Константинопольской Православной Церкви в Америке. Что касается образования, он получил степень доктора философии в Гарвардском Университете и доктора богословия в Университете Афин, а также несколько почетных степеней от различных православных учебных заведений. В течение многих лет Тракателлис преподавал Новый Завет и богословие, написал множество статей и эссе и около десятка книг.
    Книга «Власть и страдание» представляет собой краткий христологический комментарий, предназначенный для широкой аудитории. В ней автор изображает портрет Иисуса Христа согласно Евангелию от Марка, прослеживая переплетение двух фундаментальных христологических концепций – власти / силы и страдания, – которые подчеркивают присутствие божественной и человеческой природы у Иисуса Христа.
    Тракателлис разбивает свою книгу на пять глав, три из которых предлагают обзор всех основных разделов и каждого отдельного текста Евангелия от Марка, а оставшиеся две – синтез основных тем. К каждой перикопе подобрана библиография, а к некоторым из них даны краткие комментарии из отцов Церкви.
    В первой главе, посвященной краткому обзору Евангелия от Марка 1:1–8:26, Тракателлис прослеживает, как евангелист на каждом из трех этапов этого раздела подчеркивает проявления божественной власти Иисуса, которые сопровождаются ясными намеками на человеческие страсти.
    Вторая глава охватывает Евангелие от Марка 8:27–10:52 и показывает равновесие между постоянно чередующимися в этом разделе концепциями власти и страданий. Предсказания о грядущих страданиях Мессии здесь сопровождаются призывами платить цену ученичества и дополняются событиями, напоминающими о божественной власти Христа.
    Далее, в третьей главе автор завершает обзор Евангелия (11:1–16:20), акцентируя внимание на исполнении страстей в свете божественной власти Христа. Доминирующая в этом разделе концепция страстей находит выражение в достигших кульминации конфликтах Иисуса с иудейскими религиозными лидерами и в страданиях, связанных с арестом, судом и смертью Христа. Однако автор не забывает напоминать о контексте божественной власти, которая проявляется в различных речах и высказываниях Мессии. Главу венчает воскресение Христа, не оставляющее сомнений в окончательном торжестве Божьего Сына.
    Четвертая глава суммирует материал Евангелия в связи с ключевыми христологическими концепциями Марка. Прежде всего, автор демонстрирует, как сила и власть Христова распространяются на нечистых духов, природный мир, болезни, грех, религиозные нормы, человеческие установления, отношения с последователями и христологическое и эсхатологическое будущее. Далее, он объясняет, как страдания Христовы имели место в отношениях с религиозными лидерами, учениками, иудеями и язычниками, а также в аресте, суде и распятии Мессии.
    Наконец, в последней главе Тракателлис обобщает богословие власти и страдания в Евангелии от Марка и показывает, что евангелист сознательно изображал Иисуса Христа одновременно могущественным Богом и страдающим человеком. Именно эту весть Марка должен принять каждый верный последователь Иисуса.
    В целом книга «Власть и страдания» оставляет положительное впечатление грамотного исследования с неплохим богословием. Прежде всего, автор действительно берет за основу ключевые идеи Евангелия, мастерски прослеживает их через каждую перикопу и делает хорошее обобщение христологических тем – власти и страдания. При этом обзор содержания Евангелия от Марка включает немало полезных экзегетических и исторических наблюдений.
    Во-вторых, автор книги справедливо подчеркивает ортодоксальный взгляд на христологию, давая ясное обоснование сочетания божественной и человеческой природы у Господа Иисуса Христа. Анализируя взгляды современных толкователей, Тракателлис регулярно делает выбор в пользу более консервативной богословской позиции, особенно в отношении образа Иисуса. Например, он не принимает широко распространенную в критических кругах гипотезу о мессианской тайне, пытающуюся объяснить запрет Иисуса не говорить о Его мессианстве более поздней редакторской правкой (Тракателлис, 116).
    Наконец, обсуждая страсти Иисуса Христа, православный иерарх положительно отзывается о доктрине заместительного искупления, связанной с несколькими ключевыми текстами Евангелия от Марка (201).
    К числу недостатков книги можно отнести, прежде всего, то, что местами наружу пробивается расположенность к критической методологии, присущей большинству современных ученых, которые исследуют синоптические Евангелия. Хотя и очень редко, Тракателлис все-таки упоминает об источниках и традициях, лежавших в основании Евангелия от Марка (например, 214).
    Кроме того, автор предполагает, что временами Иисус шел против закона Моисеева, отвергая определенные его учения (100), что едва ли согласуется с собственными заявлениями Христа о верности закону (см. Матф. 5:17; Иоан. 8:29, 46).
    Конечно же, иногда прослеживается и православное богословие автора. Например, описывая установление Иисусом евхаристии, он говорит о ней в терминах приобщения к благодати и пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Христову (148).
    Поскольку общее содержание книги очень полезно, а недостатки незначительны и легко распознаваемы, книгу можно смело рекомендовать для широкого круга читателей. Для проповедников она также может служить в качестве краткого комментария к Евангелию от Марка.

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя