Здесь у нас в Южной Калифорнии, как известно, была необычная неделя, и, тем не менее, в этом не было ничего неожиданного. На прошлой неделе нашей жизни угрожали ужасные огненные штормы, полыхающие в Южной Калифорнии. Ситуация, которая нам очень знакома: сильная засуха, высохшие кусты, страшная жара, сухие ветры “санта-ана” с порывами до 40 метров в секунду, поваленные линии электропередач, и несколько сумасшедших поджигателей погрузили наше общество, хоть и временно, в ад, заставив миллион человек оставить свои дома… грандиознейшая эвакуация за всю историю штата Калифорния.
Нам очень хорошо знаком ужасный союз ветра и огня в нашей местности. Мы видим это своими глазами, и некоторые из наших друзей потеряли свои дома на этой неделе. Но пожары – это не новость. Мы видели их здесь, в Южной Калифорнии, и раньше, мир видел их на протяжении всей своей истории, если разобраться. Вообще-то, мировая история пожаров весьма длинная. Хотя мы не можем жить без огня, и древний мир зависел от огня, который дает тепло, на котором готовят пищу, огонь может также уничтожить и может убить.
Только за несколько последних веков произошло несколько опустошительных пожаров в нашей стране. В 1846 году, во время двадцатилетнего периода пожаров в штате Орегон выгорело восемьсот тысяч гектаров леса. В 1871 году в штате Висконсин произошел очень известный пожар, он выжег 480 тысяч гектаров и начался в тот самый день, когда знаменитый чикагский пожар сжег до основания город Чикаго, и тысячи людей сгорели в этом пожаре.
В этом году в Соединенных Штатах были сильные пожары в Джорджии, Флориде, Юте, Айдахо, а в Калифорнии горит, как минимум, восемьсот тысяч гектаров кустарника. Пожары случались в Австралии, Польше, Греции, Италии, Франции, Испании, Португалии, Боливии, Бразилии и, особенно, в Индонезии. За последние 25 лет произошло несколько ужасных пожаров в Индонезии. В 1982 и 1983 годах один пожар в Индонезии спалил более 3 миллионов гектаров леса. Многие погибли в 1997 и 1998 годах в другой части Индонезии, восточной Суматре, 10 миллионов гектаров леса погибло в огне. Фактически, учение подсчитали, что 2.6 миллиарда тонн углекислого газа попало в атмосферу из-за этого пожара.
Нам должно быть известно, что в мире горели города. Горели Амстердам, Лондон, Стокгольм, Копенгаген, Вашингтон, Рим, Филадельфия, Кантон, Китай, Сантьяго, Чили, Москва, Монреаль, Токио, Нью-Йорк, Детройт, Питсбург, мы забыли о пожаре в Питсбурге, произошедшем в 1845 году, тысяча строений сгорели в Питсбурге до основания, Бостон, Ванкувер, Сиэтл, Шанхай. Один из самых страшных пожаров, о котором мне когда-либо рассказывали при посещении мною Новой Шотландии, произошел в гавани Галифакса, столицы Новой Шотландии, когда там произошел самый сильный неатомный взрыв в истории, находившийся в гавани военный корабль взорвался и буквально погрузил весь город в огонь. Вулканический огонь, огонь зажигательных смесей и бомб, огонь атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. Смертоносные пожары долгое время сопровождают человеческую историю.
И в первобытные времена пожар был весьма реальной опасностью для тех людей, которые жили в пожароопасных строениях, и большинство строений были такими. Но пожары, которые мы видели, и пожары, которые увидим, по сути, прелюдия к тем пожарам, которые начнутся в этом мире в будущем, поскольку как раз перед пришествием Господа Иисуса этому миру придется испытать пожары, подобных которым никто не может вообразить. Откровение 8 глава переносит нас вперед, ко времени Великой скорби прямо перед возвращением Иисуса, Который придет судить и царствовать… судить грешников и установить Свое Царство для святых. Прямо перед Его пришествием на эту землю обрушится суд. Одной из форм этого божественного суда будет огонь.
Откровение 8 стих 6: “И семь ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить”. Это ангелы, и каждый из них трубит в трубу, и с этого звука трубы начинается суд. “Первый, – стих 7, – ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела. Второй ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла. Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде “полынь”; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки”.
Итак, сойдет огонь и сожжет траву, третью часть растений, и даже загрязнит море и испортит пресную воду. В девятой главе книги Откровение в 17 стихе, в конце стиха упоминаются огонь, дым и сера. Третья часть людей, 18 стих, погибнет от этих трех бед, от огня, от дыма и от серы. Третья часть растений, третья часть деревьев и теперь третья часть населения земли уничтожена в огне.
В четырнадцатой главе книги Откровения описан суд, исходящий от одного ангела, и 18 стих описывает нам этого ангела словами: “ И иной Ангел, имеющий власть над огнем”. Огонь – это такая неотъемлемая часть суда, что есть особый супер-ангел, отвечающий за огонь, который будет изливаться во время Божьих судов.
16 глава 8 стих, здесь еще ангелы, и на этот раз не с трубами, а с чашами гнева. И в 16 главе 8 стихе: “Четвертый ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу”. Бог управляет этим огнем. Бог назначил ангелов, чтобы изливать этот огонь на землю. И там будет даже задействовано солнце, которое станет источником страшной жары, так что людей будет жечь как бы огнем.
В девятнадцатой главе книги Откровения в 19 стихе, в то время, когда народы земли соберутся, чтобы воевать против святых, соберутся на битву против Христа, в 19 главе 19 стихе сказано: “И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне, – то есть, с Христом, – и с воинством Его, – то есть, со святыми. – И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою”. Это огонь вечного ада.
В двадцатой главе десятом стихе: “А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков”. Стих 15: “И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное”. Огонь будет весьма заметным элементом будущего. В будущем Бог буквально подожжет эту планету, так что одна треть растительной жизни будет уничтожена и одна треть человечества погибнет в огне. И даже ад описывается как озеро огненное. Огонь играет страшную роль в истории человечества. Он будет усиливаться, усиливаться и усиливаться и, наконец, достигнет своей наивысшей мощи в те грядущие дни Великой Скорби, о чем я только что прочитал, когда Господь изольет огонь, как часть божественного суда, смертоносного суда, так, как никто себе не может представить, прямо перед пришествием Иисуса Христа.
Надо ли нам этому удивляться? Нет, потому что Иисус так и описал будущую жизнь. Вернемся в Евангелие от Луки 21… Луки 21. И там, в Луки 21, мы сидим на склоне горы Елеонской с Иисусом и Его учениками. И он рассказывает им о будущем, рассказывает им о будущем. Он говорит им, чего следует ожидать. Они спрашивают: “Когда Ты собираешься установить Свое Царство?” Когда должен наступить конец века сего и начало славного золотого века? Когда Ты примешь принадлежащею Тебе власть? И на что мы должны смотреть, на как признак того, что это скоро произойдет?
В Марка 13:3 и 4 даже говорится, что задавали эти вопросы четверо учеников; Петр, Иаков. Иоанн и Андрей. Они задавали их от лица остальных. Но знать хотели все. Иисус только что вышел из храма в последний раз, и уже не вернется туда, пока не придет во славе в будущем. Он обернулся вместе с ними, они смотрели на храм, и Иисус сказал: “Придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне”. Сорок лет спустя это произошло в точности. Не осталось камня на камне, потому что римляне, пришедшие в 70 по Р.Х., сожгли храм, соответственно, золото, которым были покрыты все стены, расплавилось и стекло вниз, в щели между камнями. И чтобы достать все это золото, они выломали каждый камень. Иисус сказал, как это будет, и в точности так произошло сорок лет спустя. Никто не знает будущего, ни того, что будет через 40 лет, кроме Самого Бога. И если Он знает будущее на 40 лет вперед, поверьте мне, Он знает будущее и на тысячи лет вперед. Ни один человек не знает, что принесет завтрашний день. Он знал. Он сказал в 6 стихе: “Придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено”. Он был прав, 40 лет спустя именно так и случилось. И, друзья, Иисус сказал это, потому что хотел, чтобы мы знали, что все, что Он говорит о будущем, в точности будет исполнено. Это было доказательством. В этом он был абсолютно прав, 40 лет спустя. Можно доверять Ему в отношении всего будущего. Если Он говорит, что это должно произойти, поверьте, это произойдет, и у вас есть доказательство, что Он знает будущее.
Итак, с 8 стиха и дальше Он начинает объяснять им, что будет происходить перед Его пришествием. Самое главное… урок, который Он дает во всей 21-ой главе, находится в 27 стихе. И в 27 стихе Он говорит: “Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою”. Да, Он грядет. Да, Он грядет с силою и славою великою. Но до того, как Он придет, есть определенные события, которые должны произойти в этом мире. Итак, обетование Его пришествия находится с 24 по 28 стихи. А предвестники Его пришествия описаны с 7 стиха по 24, то есть… мы рассматриваем, что будет предвещать Его пришествие с 7 стиха по 24.
Какой же будет жизнь перед пришествием Христа? И вот, как Он ее описывает. Прежде всего, мы узнали, что придут обольстители, стих 8. Он сказал: “Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их”. Религиозного обольщения будет предостаточно. Оно будет расти, как мы уже знаем. Оно будет процветать. Оно разрастется. Оно умножится. Оно захлестнет мир, так что пока истинная церковь растет, пока истинное христианство процветает, пока Господь строит Свою церковь и врата ада не могут ее одолеть, пока истинное семя приносит плод в истинной церкви, будет распространяться ложная форма христианства безудержно, так что станет намного многочисленнее, чем настоящая. Обольщение под именем христианства будет процветать. Лжемессии, лжехристы, лжеучители, лжепророки, ложные формы христианства, а также ложные формы всяческих религий, ожидайте этого, и мы это уже видим.
Далее, наступят бедствия. Бедствия… стих 9: “Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец”. Это указание на то, что произойдут определенные события перед концом, когда Он придет судить землю и царствовать. А именно, войны и смятения. Что Он имел в виду под этим? Стих 10: “Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство”. Здесь речь идет о войнах.
Смятения же описываются так. Стих 11: “Будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры”. Будут ужасные явления и великие знамения с неба, к которым можно отнести ветер и огонь… ветер и огонь. Мы не удивлены… мы совсем не удивлены, потому что ожидаем, что подобное будет происходить, поскольку Иисус сказал, что это будет. Что-то будет с неба, как этот ветер, ужасы, такие как пожары, сжигающие города, леса и людей. Иисус сказал ожидать этого, не ожидайте, что все будет становиться лучше, не ожидайте, что мир будет становиться лучше. Не ожидайте избавления от всех жизненных тягот, будет становиться все хуже и хуже, хуже и хуже, поскольку злые люди становятся все хуже и хуже. Последствия греха становятся страшнее и страшнее. И эта израненная, оскверненная, проклятая планета стенает об избавлении и страдает от последствий грехопадения. Ожидайте обольщения, ожидайте бедствий.
Человеческая жизнь будет также особо отмечена третьей составляющей… страданиями, и, в частности, страданиями верующих христиан от гонений. Страдания верующих христиан от гонений, прочитайте 12 стих. И я уверен, что это было труднее всего им осознать. Однако, перед всем этим, перед тем, как народы начнут войны с другими народами, перед тем, как царства восстанут на царства и войны охватят весь земной шар, перед мощными землетрясениями, великими бедствиями, страшным голодом, ужасными явлениями, всеми этими вещами, перед этим… другими словами, почти сразу, будет происходить следующее. “Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое”. Гонения на учеников Христа. Именно на тех, к кому Он обращался, среди которых, конечно же, были двенадцать, и, возможно, некоторые другие истинные последователи Иисуса. Первое, что должно произойти, прямо противоположно тому, чего можно было ожидать. Это сильно их сильно потрясло. Войны – это одно, они как что-то внешнее для нас… бедствия, голод, землетрясения, пожары, ураганы, торнадо и вулканы, и другие катаклизмы этой жизни – тоже что-то внешнее для нас. Они могли понять то, что это будет происходить, потому что это и так уже происходило. Но гонения? Все их богословие говорило, что когда Мессия придет, то с приходом Мессии придет и золотой век. Даже услышав, что Иисус сказал им, они не могли этого усвоить, потому что сразу же после этого они начали спорить о том, кто из них будет больше в Царстве. Кто же из них, этот извечный вопрос, сядет у Него по правую сторону и по левую сторону. Это все относилось к их славе, это все относилось к тому золотому веку, когда Бог превознесет Израиль, и когда Мессия, несомненно, превознесет тех, кто в Него уверовал, когда они будут возвышены и обретут известность, влияние и власть, когда они увидят исполнение всех своих ожиданий и всего, что предсказывали ветхозаветные пророки.
Кстати, быть приведенным на такой суд считалось страшным позором и унижением. Суд выслушивал дело, суд выносил решение, то есть судья формулировал свой приговор, и немедленно прямо на месте совершалось наказание. Вообще-то, поскольку римляне не дали иудеям права наказывать смертью, им приходилось как-то наказывать людей, не побивая их камнями до смерти, так что они бичевали их плетьми, как был избит Иисус, по сути, римлянами, что было типичным в среде евреев наказанием преступников. Один судья цитировал подходящий Псалом или место из Ветхого Завета, которое относилось к совершенному преступлению. Второй считал удары. Третий – командовал, а служитель синагоги, как его называли, наносил удары, и это происходило немедленно после вынесения приговора и при всеобщем обозрении.
В случае с теми верующими, их не только будут бичевать, но и бросят в темницу. Это даже больше, чем, вероятно, они могли переварить. Вспомните, они ожидали, что Иисус прогонит римлян, а не будет распят римлянами. Они ожидали, что Иисус будет принят иудеями и превознесен как Мессия, а не испытает на Себе ненависть еврейских лидеров, которые спланировали его казнь руками римлян. Они ожидали, что Мессия завладеет всем народом, а не будет отвергнут всем народом. Принять то, что Иисус отвержен народом и его лидерами, принять то, что Он так и не собрал армию, что Он не думает воевать с римлянами, что Он не думает устанавливать Свою власть и Свой престол, а вместо этого продолжает говорить о Своей смерти и уходе… это было больше того, с чем они могли справиться. По сути, принять это было для них так тяжело, что даже после того, как Он умер и воскрес и учил их много дней перед вознесением, они спрашивают в Деяниях 1: “Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?” Они не видели промежутка между первым и вторым пришествием, они видели все, что Мессия собирается сделать, происходящим во время Его пришествия, единственного пришествия. И вот они слышат, что сейчас они не только не сядут по Его правую и левую руку, но пока вообще не будет Царства. Мы не только не будем превознесены и возвышены и не будем наделены властью и влиянием, но мы будем гонимы. Это было абсолютно противоположно всем их представлениям. Вопреки всем их чаяниям. Иисус сказал, что это будет происходить, и это будет происходить от рук иудеев.
Именно так все и произошло. Если вы откроете книгу Деяний, то скоро увидите, что эти гонения наступили немедленно в книге Деяний, и они пришли от евреев. Они начинаются в 3 главе, вы видите их в 4, 5, 8, 12, 13, 14, 21, 22, 25, 26, 27, 28, гонения от евреев на христиан. И, продолжая читать книгу Деяний, вы отмечаете распространение евангелия, 13 глава, среди язычников. Начинаются гонения от язычников. Их можно видеть в 16, 17, 18, 21, 24, 25, 26. Весь мир ополчился против них. В точности так, как сказал Иисус. Он сказал, чтобы они ожидали гонений, вы будете гонимы евреями и язычниками.
За что? Конец 12 стиха: “за Имя Мое”. Они гонят вас, потому что ненавидят Меня. Они гонят вас, потому что ненавидят Меня. Вот в чем дело. Это не потому, что христиане злые, несимпатичные и нехорошие. Но то, что у них есть, именно это невозрожденные евреи и язычники ненавидят. У них есть евангелие, которое осуждает всех их, как грешников, идущих в ад, которым надо покаяться и уверовать в Иисуса Христа, и это единственный путь спасения. Они ненавидят эту весть. Они ненавидят евангельского Христа.
Итак, они, должно быть, чесали затылки и говорили: “Да, тут все как-то не так”. Однако, Иисус дает им надежду в 13 стихе. Он говорит следующее: “Будет же это вам для свидетельства… будет же это вам для свидетельства”. Мне это нравится. Это откроет для вас двери, чтобы понести евангелие всюду. Помните, что говорил Павел в Филиппийцам 1, что когда он стал узником, евангелие распространилось благодаря его узам? И даже было возвещено в доме кесаря, так что он привел некоторых из дома кесаря к познанию Спасителя, Господа Иисуса Христа. Гонения на церковь всегда дают возможность для свидетельства, гонения на церковь всегда очищают церковь. Гонения на церковь всегда делают церковь сильной, они делают церковь смелой.
И параллельное место, помните, что в Луки 21, здесь учение Иисуса – это часть того, что Он сказал, остальное же, сказанное Им, содержится в Матфея 24 и Марка 13, все это вместе. Но в Матфея 24:14 Иисус также говорит по тому же случаю: “И проповедано будет сие евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец”.
Прежде, чем придет конец, евангелие пройдет до конца мира. И они, возможно, удивлялись, как это может произойти. Как же это может произойти? Как же это может произойти, что евангелие пройдет до конца мира, если нас будут арестовывать, сажать в тюрьму и убивать? Это только часть всей истории. Это создаст возможность для вашего свидетельства. Гонения на христиан позволяют христианам давать сильное, твердое, уверенное, истинное свидетельство о славе евангелия. Читали “Книгу мучеников” Фокса? Я читаю ее всю свою жизнь, прочитывая по частям и отрывкам, частями, снова и снова. И вы слышали эти удивительно волнующие, прекрасные свидетельства людей, которые были приведены к месту казни, где их собирались сжечь, или на плаху, на гильотину за их любовь к Христу, и как мощно теперь звучит их свидетельство.
Так вот, в 14 стихе Иисус говорит: “Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать”. Не беспокойтесь об этом. Не думайте, что… буквально, это специальный греческий термин, означающий подготовку и репетицию выступления. Не делайте этого. Положите себе на сердце буквально не практиковаться в том, что вам говорить. Не надо. Почему? Потому что, стих 15: “Ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам”. Я дам вам, что сказать.
Это не первый раз, когда Господь им об этом говорит. Это не первый раз, когда Господь сказал им, что они будут гонимы. Но для них это трудно было принять, хотя Он повторял снова и снова. Если возвратится к 10 главе от Матфея, еще давно, на раннем этапе Своего служения Он сказал им в 17 стихе 10 главы от Матфея: “Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня”. То же самое, гонения от евреев и язычников. “Для свидетельства перед ними и язычниками”. Стих 19: “Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас”. Ух ты, вот это обещание. Не беспокойтесь, не бойтесь. Не переживайте, сможете ли вы сказать правильно в тот час, в тот момент.
Я помню, что читал какую-то литературу времен Жана Кальвина. Тогда молодые проповедники писали Жану Кальвину взволнованные письма, прося его научить их, что говорить, когда им придется как мученикам взойти на гильотину. И чему же Кальвин должен был их научить? Ничему, кроме упования на обетование Бога, Который сказал: “Ибо в тот час Дух скажет вам, что говорить”.
От Марка 13:11: “Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой”.
Опять же, еще раньше Иисус говорил, от Луки 12, стихи 11 и 12, Луки 12 стихи 11 и 12: “Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить”. Это так ясно. Тут нет ничего неопределенного. Не беспокойтесь об этом. Вы будете гонимы. Это так, вы будете гонимы. Это даст вам возможность рассказать евангелие, дать хорошее исповедание евангелия и вашей веры в Христа. Не беспокойтесь, о чем надо будет говорить, Дух Святой, Который обитает в вас, покажет вам, что говорить. И это будет так, что никто из ваших противников не сможет противоречить или противостать вам.
Вы можете прочитать книгу Деяний и увидеть иллюстрации этому, когда их приводили пред лицо властей, они отвечали им так верно, что на это власти ничего не могли сказать. Даже в своей жизни я полагался на это обетование. Я бываю в ситуациях, когда оказываюсь под огнем ненавидящих евангелие, иногда это случается на телевидении. Люди меня спрашивают: “Как ты к этому готовишься?” И я всегда отвечал так: “Я готовлюсь к этому, просто уповая на Духа Святого”. Я, вообще-то, волнуюсь, это как приключение. Мне бы очень хотелось знать, что я скажу. И иногда я пересматриваю это и говорю: “Ух ты, это было здорово”. Но они никогда не смогут потягаться с истиной. Они никогда не смогут потягаться с истиной.
Итак, Он уже говорил им об этом ранее, как мы прочитали в Матфея 10 и Луки 12. Но давайте откроем Иоанна 14. В Иоанна 14 Иисус с учениками следующим вечером. Была среда, когда Он на горе Елеонской говорит о Своем Втором пришествии. Следующий вечер – четверг. Он находится в горнице, Он совершает Пасху с учениками, это на один день позже. И в Иоанна 14:29 Он говорит с ними, на протяжении всего раздела, начиная с 13 главы, но взгляните, что Он говорит в 29 стихе. “И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется”.
Итак, Он говорит, чтобы они ожидали гонений, чтобы, когда придут, они не удивлялись, говоря: “Эй, что же это такое происходит?” Глава 15, посмотрите на 19 стих… так, 18 стих: “Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел”. На следующий вечер Он говорит им так. “Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше”. Вот, Я говорю вам.
Теперь дальше в 16 главе 1 стихе, Он говорит зачем. “Сие сказал Я вам, чтобы вы не… чтобы вы не соблазнились. Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились”. Я не хочу, чтобы вы споткнулись и упали, когда придут гонения из-за того, что вы их не ожидали.
Стих 2: “Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу”. Евреи будут преследовать вас, думая, что служат Богу, преследуя вас. “Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня”. Евреи не только не знают Сына, они также не знают и Отца.
И вот 4 стих – ключевой. Иоанна 16:4: “Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами”. Пока Я был с вами, то принимал удар на Себя. Пока Я был с вами, то Я испытывал их ярость. Пока Я был с вами, то принимал их вражду. Когда Я уйду, это придет на вас и вам нужно это знать… вам нужно это знать.
Теперь вернемся к Луке. Насколько личными будут эти гонения? Стих 16 от Луки 21: “Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое”. Все будут ненавидеть вас из-за Моего имени, даже из вашего личного круга друзей и родственников. Вы не просто будете ненавидимы язычниками, вы не просто будете ненавидимы евреями. Вы не просто будете ненавидимы евреями, вы будете ненавидимы вашими родителями, вашими братьями и сестрами, отвергающими евангелие. Вы будете ненавидимы всеми за имя Мое, ради имени Моего, поскольку вы за одно со Мной.
Был ли Он прав насчет гонений? О, да. Пришли ли они прежде всего остального? Несомненно. Со времени возникновения в день Пятидесятницы, сейчас немного истории, со времени возникновения в день Пятидесятницы, церковь Иисуса Христа столкнулась с враждебностью евреев. Нужно только взглянуть на церковь. Церковь появилась в Деяния 2. В Деяния 3 Петр и Иоанн исцеляют хромого от рождения. Объясняя это исцеление, Петр говорит удивительную евангельскую проповедь в Деяния 3. И вот мы читаем следующее в Деяния 4: “Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер”.
Церковь появилась во 2 главе. Петр говорит свою первую проповедь в 3. Их бросили в тюрьму в 4. Прежде чем произошло все остальное, в точности, как сказал Иисус. Однако, вскоре после этого, обеспокоенные феноменальным ростом церкви, три тысячи в день Пятидесятницы и еще тысячи чуть позже, когда доходите до 5 главы, следующей главы Деяний, что же вы читаете? “Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на апостолов, и заключили их в народную темницу”. В точности, что должно было произойти, по словам Иисуса от рук евреев. Это глава 5.
Открываете 6 главу и видите Стефана, служителя церкви. Стефан был ложно обвинен. Он был арестован евреями. Они привели его на суд в синедрион, иудейский совет. А затем его, глава 7, побили камнями. После его смерти, вы дошли до 8 главы. Как начинается 8 глава? Всеобщими гонениями, начавшимися против всех христиан, которые возглавлял никто иной как человек по имени Савл тарсянин. Гонения начались и стали распространяться.
Гонения, наконец, достигли апостолов в двенадцатой главе. Первым из апостолов мучеником стал Иаков, брат Иоанна, и он был казнен по желанию иудеев руками Ирода, глава 12.
Даже тех, кто не принадлежал к первоначальному кругу учеников, Марка волокли по улицам Александрии, пока он не умер. Иаков, брат Иисуса и глава Иерусалимской церкви, был побит камнями по приказу Синедриона. Матфей, Симон Зилот, Фаддей и даже Тимофей были убиты за свою непоколебимую преданность Иисусу Христу. Климент Римский, современник апостолов, умерший около 100 по Р.Х., видевший все это, писал: “По зависти и ревности, величайшие и самые праведные столпы церкви были преследуемы и казнены”.
Иисус сказал, что это случится, и это случилось. Иисус не сказал, что гонения ограничатся только ими. Он сказал, что с них начнется, и будет продолжаться. Апостол Павел говорит: “Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы”.
Обратимся к Павлу. До того как его казнили, Павел столкнулся с сильной оппозицией, в основном, от иудеев. Его твердая, безбоязненная проповедь евангелия поразила и разъярила иудеев, живших в Дамаске, и они хотели его убить. Ему пришлось спасаться бегством. Деяния глава 9, его спустили с городской стены ночью в корзине. Этот инцидент, по сути, обозначил направление всей его жизни. Он всегда был в бегах.
Лука описывает, что за время своих миссионерских путешествий он был вынужден бежать из Иконии. Его забросали камнями и оставили умирать возле Листры. Его избили и бросили в тюрьму в Филиппах. Его заставили покинуть Фессалонику, когда из-за его проповеди начались беспорядки. Он был вынужден бежать из Верии, когда туда пришли враждебно настроенные иудеи из Фессалоники. Над ним насмехались и издевались греческие философы в Афинах. Его привели к римскому проконсулу в Коринфе его противники-иудеи. И он постоянно встречался с враждебностью иудеев и язычников в Ефесе. Это жизнь Павла с 14 главы Деяний по 19.
Когда он собрался плыть из Греции в Иерусалим, заговор евреев, хотевших его смерти, заставил его изменить план путешествия, и это Деяния 20. На пути в Иерусалим он встретился с пресвитерами Ефесской церкви и сказал им: “Ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святой по всем городам свидетельствует, – другими словами, Дух постоянно говорит об этом, – говоря, что узы и скорби ждут меня”. Я не знаю точно, чего ждать, когда приду в Иерусалим, кроме того, что стану узником.
Когда он, наконец, прибыл в Иерусалим, его увидели направляющимся в храм евреи из Малой Азии, которые его знали. Затем он был жестоко избит озверевшей толпой. Его бы убили прямо там, на территории храма, если бы римские солдаты не увидели, что происходит, и не спасли бы его от неминуемой смерти. Они же арестовали его, и теперь это уже Деяния 21, они арестовали его ради его же безопасности.
Когда он находился в заключении в Иерусалиме, под римской охраной, иудеи составили другой план его убийства, побудивший римского начальника перевести его из тюрьмы в Иерусалиме с мощной охраной к правителю в Кесарию. И к этому моменту вы в Деяниях 23.
В конечном счете, он перенес тяжелое морское путешествие и кораблекрушение. Под римской стражей он прибыл в Рим. Там, Деяния 28, местные иудеи противостали ему. Они преследовали его даже до конца книги Деяний, потому что ненавидели Христа. Римляне освободили его после двух лет заключения, Деяния 28:30. В конечном счете, они снова арестовали его и отрубили голову во время гонений при Нероне.
Иудеи, однако, думали, что они служат Богу. Они думали, что они почитают Бога. Они считали христиан еретиками. Как я читал из Иоанна 16: “Изгонят вас из синагог… всякий убивающий вас будет думать, что он тем служат Богу”. А некоторые из иудеев, в частности, саддукеи и власть имеющие знали, что получили эту власть, потому что сумели наладить отношения и стать пособниками римлян. Другими словами, они получили политическую власть, пресмыкаясь перед римскими правителями. Они боялись христианства, потому что христиане ставили Иисуса выше кесаря и считали, что если христианство распространится, это не понравится римлянам, и они потеряют свое место у власти. Итак, были гонения от иудеев по политическим соображениям, и были гонения от иудеев по религиозным соображениям. Но это были гонения, так или иначе.
О, кстати, гонения от иудеев закончились с исчезновением иудаизма, в 70 году по Р. Х. он исчез. Когда храма не стало, когда город был уничтожен, он исчез. Организованные иудеями гонения прошли. Однако, гонения от язычников только начались и продолжаются по сей день. И я буду говорить об этом в следующий раз. Мы думаем, что около 160 тысяч христиан убивают каждый год с 1990 года. Это гонение будет еще страшнее… намного страшнее во время Великой скорби. Оставим это на следующий раз.
Хочу дать вам слово надежды, посмотрите на 18 стих. Даже когда вы будете ненавидимы всеми за имя Мое, все равно и волос с вашей головы не пропадет. Возможно, вы умрете, но все будет хорошо. Самое худшее, что может произойти с верующим, это самое лучшее, что с ним может произойти.
Отче, благодарим Тебя за Твою истину. Благодарим Тебя за силу слов нашего Господа, и иногда мы читаем эти слова, и они как-то пролетают мимо, и мы не можем осознать их влияния, но это поразительно – видеть, насколько точно Иисус знал будущее. Это было противоположно всему, чего они ожидали, даже в сравнении с общепринятой мудростью в Его дни. Он говорил о вещах, которые просто были за пределами понимания.
История – это Твоя повесть, Ты ее пишешь. И мы видим опять, что она разворачивается, как Ты сказал. Ты – истинный Бог, Христос – истинный Искупитель и истинный Спаситель, говорящий нам истину. Мы пребываем в этой истине. Мы не удивляемся, мы не шокированы, мы не ошеломлены. Мы не шатаемся и не сомневаемся в вере из-за гонений. Ты сказал ожидать этого, и это пришло. Если они ненавидели Тебя, они точно будут ненавидеть нас за имя Твое.
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.