Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Парадокс Христова искупления

    I. ВОПРОСЫ: Хотя можно было привести намного больше вопросов, ниже перечислены некоторые важнейшие вопросы, возникающие при обсуждении масштаба Христова искупления.

    A. Есть ли несоответствие между «всеобщим» предложением Христова искупления и его ограниченным принятием?

    B. Обязательно ли достаточность искупления приравнивать к его действенности (способности приводить к желаемому результату)?

    C. Умер ли Христос, чтобы все люди стали пригодны для спасения, или Он умер, чтобы спасти только избранных?

    D. Как лучше описать искупление: как «ограниченное» или как «неограниченное»? Есть ли более точный термин?

    1. Какой вопрос важнее задать: «За кого умер Христос?» Или: «Почему умер Христос?»

     

    II. ВАРИАНТЫ: Ответы на приведенные выше вопросы будут зависеть от того, какая из следующих богословских схем лучше всего описывает суть спасения в соответствии с учением Писания.

    A. Человек делает выбор принять или отвергнуть предложенное Богом спасение, которое Христос обеспечил вседостаточным искуплением.

    B. Бог безусловно избрал некоторых к спасению и предоставил искупление, которое по масштабам ограниченно только искуплением избранных.

    C. Бог безусловно избрал некоторых к спасению и обеспечил его вседостаточным искуплением, которое для всего человечества имеет определенную ценность помимо искупления.

     

    III. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ МЫСЛИ: Следующие первостепенные принципы помогут сохранить наши рассуждения в рамках главных положений, связанных с искуплением.

    A. Мы должны сопротивляться желанию принять какую-нибудь определенную богословскую систему (кальвинизм, арминианство и т.д.). Скорее, мы должны стараться принять во внимание все библейские сведения и прийти к обоснованному заключению.

    B. Человеческая логика сама по себе не решит этого вопроса.

    C. Слова «ограниченное» и «неограниченное» могут быть неправильно поняты, если употреблять их без пояснений. Многие споры о природе Христова искупления могут быть вызваны семантической путаницей.

    D. Упрощенные объяснения (только либо так, либо так) искажают вопрос и не принимают во внимание всех библейских сведений.

    E. Каков бы ни был результат нашего исследования, мы утверждаем, что универсализм, т.е. мнение, что в конце концов все будут спасены, — полная ересь, не основанная на Писании (ср. Отк. 20:11-15; Ин. 5:29; Дан. 12:2).

    F. В ранней церкви никакого подобного спора не было вплоть до четвертого века. До тех пор учили о безусловном Божьем избрании и о всеобщем провозглашении спасительной Божьей благодати, не видя в этом никакого противоречия или несоответствия.

     

    IV. НАША ОТПРАВНАЯ ТОЧКА: Следующие основополагающие истины должны задавать отправную точку, если только мы надеемся выстроить некоторое здравое понимание Христова искупления. Если мы уже здесь не будем согласны, то бесполезно продолжать рассуждения дальше.

    A. Непогрешимое Божье Слово содержит парадоксы, которые иногда ускользают от полного понимания и объяснения человеком. Тем не менее, эти парадоксы нисколько не пятнают непорочного характера Писания и не делают учение Писания менее истинным.

    1. Парадокс молитвы: зачем молиться, если Бог в Своей суверенности уже определил исход всего сущего (ср. Лк. 18:1 и Ис. 46:10)?

    2. Парадокс смерти Христа: убил ли Христа Бог (Деян. 2:23), или иудеи (Деян. 2:23), или римляне (Деян. 2:23), или все человечество своим грехом и нуждой в спасении (Ин. 3:16; 1 Тим. 4:10; 1 Ин. 2:2)?

    3. Парадокс правления миром: правят ли миром люди (Деян. 4:26-27) или Бог (Деян. 4:28)?

    4. Парадокс христианской жизни: кто направляет мою христианскую жизнь, Христос или я (Гал. 2:20)?

    5. Парадокс Писания: написана ли Библия Богом (2 Тим. 3:16), людьми (Рим. 16:22), или Святым Духом (2 Пет. 1:21)?

    6. Парадокс благовестия: могут ли прийти к Христу все (Мф. 11:28) или только те, кого избрал Сын (Мф. 11:27)?

    7. Парадокс спасения: я спасен (Рим. 10:13), спасаюсь (1 Кор. 1:18) или только приближаюсь ко времени спасения (Рим. 13:11)?

    B. Божье Слово не только содержит парадоксы, оно также несомненно учит о безусловном избрании к спасению. Это значит, что в конечном счете спасение людей зависит не от их решения, а от Божьего. Следующие библейские тексты свидетельствуют об истинности этого утверждения.

    1. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1:12-13).

    2. «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2:39).

    3. «Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян. 13:48).

    4. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:28-30).

    5. «Ты скажешь мне: «За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «Зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?» (Рим. 9:19-24).

    6. «…Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей… В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей…» (Еф. 1:4-5, 11).

    7. «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,- благодатью вы спасены…» (Еф. 2:4-5).

    8. «…Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1:13).

    9. «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2 Фес. 2:13).

    10. «…Спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тим. 1:9).

    C. Ясно описанный выше факт приводит еще к одному парадоксу: Бог ли определяет наше спасение или это делаем мы сами (Рим. 10:13)? Хотя без всякого сомнения верно, что мы принимаем участие в процессе спасения (Ин. 1:12 — «А тем, которые приняли Его»), наша роль вторичная и подчиненная по отношению к суверенному Божьему выбору и производимому им возрождению (Тит. 3:5-6). Однако, меньшее проявление нашей человеческой ответственности существует одновременно с большим проявлением суверенной Божьей воли.

    1. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1:12-13).

    2. «Иисус отвечал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5).

    3. «»Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день». <…> И сказал: «Для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего»» (Ин. 6:44, 65).

    4. «И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян. 16:14).

    5. «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30).

    D. Наконец мы пришли к парадоксу Христова искупления. Как может «евангелие для всякого» быть согласовано с истиной о безусловном избрании? Как может искупление с неограниченным потенциалом в конечном счете быть действенным только для избранных? Как можно искупление некоторых примирить с тем, что Христос — Спаситель всех человеков?

     

    V. БИБЛЕЙСКИЕ ФАКТЫ: Мы должны рассмотреть все учение Писания, а не только те тексты, которые поддерживали бы заранее избранную богословскую систему. Это необходимый шаг для того, чтобы прийти к обоснованному заключению.

    A. Во многих местах Писания говорится об искуплении, которое имеет, в каком-то смысле, более широкое применение, чем только к избранным. Ниже приводятся некоторые такие места.

    1. Тексты о «всяком»:

    a. «…Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:15-16).

    b. «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:13).

    c. «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1 Ин. 4: 15).

    2. Тексты о «мире» и «всех»:

    a. «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).

    b. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

    c. «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли» (2 Кор. 5:14).

    d. «…Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир …» (2 Кор. 5:19a).

    e. «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2:2).

    f. «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Ин. 4:14).

    3. Прямые утверждения:

    a. «…Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины… предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство…» (1 Тим. 2:4, 6).

    b. «Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4:10).

    c. «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Пет. 2:1).

    B. Тем не менее, в других местах Писания говорится об искуплении, которое ограничено только избранными.

    1. «… Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21).

    2. «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец» (Ин. 10:15).

    3. «…Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего» (Гал. 1:4).

    4. «…И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5:2).

    5. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Еф. 5:25).

    C. Становится очевидно, что здесь есть потенциальная возможность для парадокса, поскольку обе стороны этого вопроса имеют основание в Писании. Любая попытка прояснить этот вопрос, в которой не будут разумно учтены все приведенные выше тексты Писания, будет недостаточной.

     

    VI. ПРЕДЛАГАЕМОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ: Только один из трех упомянутых выше вариантов (II A, B, C) объясняет все, что Библия говорит об искуплении.

    A. Прежде всего надо понять, что цель искупления будет определять его масштаб, но не наоборот. Утверждается, что единственная цель, которая объясняет все данные, состоит в том, что Бог возлюбил мир (Ин. 3:16). Следовательно, в Божьем разуме, прежде создания мира, была такая последовательность:

    1. Человек согрешил.

    2. Божья любовь к человечеству дала всем Спасителя.

    3. Бог суверенно избрал некоторых к спасению.

    Поэтому, лучше спрашивать не «За кого умер Христос?», а «Зачем умер Христос?». Если пытаться рассмотреть все сведения как-нибудь иначе, то решение окажется бессмысленным и противоречивым. Мы утверждаем, что меньшее (Бог суверенно избрал некоторых к спасению) должно восприниматься в свете большего (Божья любовь к человечеству дала всем Спасителя).

    B. Далее, два из трех вариантов, предложенных в начале (II.), не соответствуют Писанию в том, что здесь указано.

    1. «Человек делает выбор принять или отвергнуть предложенное Богом спасение, которое Христос обеспечил вседостаточным искуплением».

    Хотя это логически возможно, небиблейский характер первого условия делает этот вывод неприемлемым. Бог избрал не тех, о которых Он знал, что они потом уверуют, но Он избрал тех, которые, вследствие этого избрания, потом и уверовали.

    2. «Бог безусловно избрал некоторых к спасению и предоставил искупление, которое по масштабам ограниченно только искуплением избранных».

    Хотя Библия действительно говорит о безусловном избрании, последнее условие («ограниченно только искуплением избранных») — неполное выражение того, что сказано в Писании. Следовательно, даже если это объяснение кажется логичным, оно не вполне библейское, потому что не включает в себя наиболее всестороннего библейского описания искупления. Оно не объясняет тех мест Писания, где сказано, что Христос в определенном смысле умер за весь мир.

    C. Пожалуйста, поймите, что, в каком-то смысле, все (и арминиане, и кальвинисты) верят в ограниченное искупление. Только для одних оно ограничено волей человека, а для других — волей Бога. Надо задать вопрос: «Какой из этих вариантов библейский?»

    D. Таким образом, предложенное библейское решение, которое на первый взгляд не соответствует человеческой логике — «Бог безусловно избрал некоторых к спасению и обеспечил его вседостаточным искуплением, которое для всего человечества имеет определенную ценность помимо искупления» — тем не менее, вполне соответствует Библии, поскольку без противоречий объясняет все данные Писания.

    E. Тогда мы приходим к выводу, что Библия учит об искуплении, которое в одном смысле ограниченное, а в другом — неограниченное.

    1. Ограниченные аспекты

    a. Оно не распространяется на ангелов или животных,

    b. По Божьему выбору оно не оказывается действенным для всех людей.

    2. Неограниченные аспекты

    a. Оно направлено на весь человеческий род в смысле пригодности.

    b. Весть о нем обращена ко всем людям при ее возвещении.

    c. Его достаточность не ограничена по ценности.

    d. Оно делает всех людей подотчетными в смысле вечной ответственности.

    e. Оно делает общую благодать (в не вечном проявлении) доступной всему человечеству (Мф. 5:45; Деян. 14:17).

    f. Оно всем избранным приносит пользу в искупительной, вечной действенности.

    VII. ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ: Если взглянуть назад на ветхозаветный «день искупления», то мы также найдем ограниченное/неограниченное искупление. Такое соответствие свидетельствует о единстве Писания, о преемственности искупления и об уместности нашего вывода об ограниченности/неограниченности искупления.

    A. Поскольку ветхозаветные жертвы были предвкушением и образом одной окончательной жертвы Иисуса Христа, было бы полезно понять масштаб Христова искупления в связи с искуплением в Ветхом Завете.

    B. По тщательном изучении 16 главы книги Левит (в частности, стихов 17, 21, и 34), становится очевидно, что первосвященник приносил жертву искупления за себя самого, затем за весь народ, хотя и не все из народа были искуплены. Таким образом, на следующий год Божий гнев был умилостивлен, так что Он милостиво удерживал их от заслуженного осуждения*.

    C. Следовательно, мы можем сделать вывод, что искупление в Ветхом Завете было не только предвкушением искупительной жертвы Христа для тех ветхозаветных святых, которые уверовали в Бога во спасение, но и давало временную общую благодать для тех, за кого приносилась жертва. Эта благодать не была вечной и не имела спасающего характера в отношении не избранных.

    D. Можно сказать, что общая Божья благодать ко всему миру (как показывал ВЗ день искупления) была обеспечена Христовым искуплением только на время земной жизни людей (Евр. 9:27). Однако, спасающая Божья благодать только для избранных была обеспечена Христовым искуплением для вечного спасения. Поэтому Павел и мог написать: «Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4:10).

    E. Таким образом, мы считаем, что прямо изложенное учение Нового Завета также имеет замечательный образ в Ветхом Завете. Христово искупление неограниченно не в спасительном смысле для всего грешного человечества, но имеет ограниченную действенность для искупления только тех, кого Бог индивидуально и безусловно избрал к вечному спасению.

    * Richard Mayhue, «The Paradox of Christ’s Atonement.» Этот материал впервые был представлен как семинар на конференции «Шепардс», проходившей в 1982 году в церкви «Грейс Коммьюнити», Сэн-Вэлли, Калифорния, США (Shepherds’ Conference at Grace Community Church, Sun Valley, California, USA). Д-р Ричард Мэйхью — проректор по учебной части семинарии «Мастерс», Сэн-Вэлли, Калифорния, США. Перевод Андрея Раугаса. Перевод и публикация выполнены с разрешения.

    * Ср. также Лев 16:16 и Евр. 9:23: очищение рукотворного и небесного святилища. — Перев.

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя