В Библии есть как ясные повеления, так и неявные побуждения помогать бедным.
Можно хотя бы вспомнить целый свод заповедей в Книге Второзаконие 25 или Божье повеление: «Отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор. 15:11). Об этом же говорит и текст из книги Иова 29-31, свидетельствующий об открытом сердце Иова в отношении нуждающихся и угнетенных, а также Псалом 34 и Притчи 14, где говорится об особой Божьей заботе о бедных.
Мы также знаем о том, как Иисус проявлял жалость к слабым, изнуренным и беспомощным (Матф. 9:35-36). На примере ранней церкви мы видим, как верующие считали одним из главных своих приоритетов заботу о нуждах бедных и угнетенных (Деян. 4:34-35; 11:30; Гал. 2:10). Библия часто велит нам любить друг друга не только на словах, но и проявлять любовь в щедрости и оказывать материальную поддержку друг другу (Иак. 2:15-17; 1 Иоан. 3:16-18). Даже пресвитеры, посвятившие себя служению слова Божьего и молитве, получили от Павла повеление помогать немощным (Деян. 20:35).
Совершенно очевидно, что Бог заботится о бедных и желает, чтобы и мы заботились о них.
Но как?
Возможно, вы думаете: «Хорошо, я христианин. Я знаю, что Богу небезразличны бедные. Я знаю, что и мне не должны быть безразличны бедные. Впрочем, они мне не безразличны. Но как я могу и должен позаботиться о них?»
Этот вопрос в крайней степени сложен. Очень легко говорить, что христиане должны «заботиться о бедных» или «помогать бедным», и такая позиция вполне соответствует Библии. Но такая фраза, хотя и совершенно верна, абсолютно не показывает всей глубины этого вопроса. В наш век, когда доступность и простота путешествий и вездесущность WiFi может связать нас с кем угодно в каком угодно месте на планете, как определить, о ком нужно прежде всего проявлять заботу и когда нужно ее проявлять?
Если христиане призваны и обязаны помогать бедным (а это действительно так), означает ли это, что мы должны помогать всем, везде, в одинаковой степени и в любых обстоятельствах? Как мы должны относиться к собственной обязанности помогать бедным?
Я полагаю, что в ответе на этот вопрос нам могут помочь два крайне важных принципа.
В целом, обязанность помогать бедным мы должны рассматривать как расплывающиеся концентрические круги.
a) В самом центре находится круг самых близких к нам людей, членов нашей семьи. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). Это значит, что, если у вас есть возможность помогать своим детям (при условии, что они не ленивы), и вы им не помогаете, вы ничем не отличаетесь от язычников. Если у вас есть необходимые ресурсы, но вы пренебрегаете своими стареющими, беспомощными родителями, это значит, что вы отреклись от Христа.
б) В следующем круге находятся члены нашей церковной семьи. Принцип остается тем же: так же, как у нас есть обязанность заботиться о нуждах естественной семьи, мы должны заботиться и о семье духовной. Новый Завет неоднократно демонстрирует пример, а зачастую и дает недвусмысленные повеления заботиться о нуждах христиан в поместных церквах (Деян. 2:45; 4:32-37; 6:1-6; Иак. 2:15-17; 1 Иоан. 3:16-17). Если в нашей церкви есть верующий человек, который попал в беду или оказался в затруднительном положении, и при этом у нас есть соответствующие средства, но мы ничего не делаем для того, чтобы помочь этому человеку, этим мы демонстрируем, что либо у нас нет истинной любви Христовой, либо мы совсем не знаем Христа.
в) В третьем круге находятся члены нашей христианской семьи, чьи нужды не на столько близки нам. Мы по-прежнему обязаны заботиться о братьях и сестрах, однако, по мере отдаления этих нужд библейские принципы становятся менее категоричными. Так, во Втором послании к коринфянам 8-9 Павел явно желает, чтобы верующие Ахаии щедро поддержали верующих в Македонии, однако, он не выражает это пожелание в форме повеления (8:8) и не оговаривает конкретную сумму пожертвований (9:5).
г) В последнем, внешнем, круге находятся нужды неверующих по всему миру. Церковь все равно должна быть готова делать добро всем людям, но эта поддержка становится менее обязательной, нежели та, что мы оказываем христианам, и оказывать ее следует по возможности («доколе есть время» [Гал. 6:10]).
Следует упомянуть еще одну категорию. Иногда мы сталкиваемся с нуждой настолько очевидной, настолько срочной, а сами оказываемся в такой уникальной ситуации, что можем помочь, что не оказать помощь в этой ситуации было бы совершенно неправильно, каким бы ни был человек в нужде: член семьи, член церкви или абсолютно незнакомый человек. Независимо от родства или близости отношений, здесь главную роль играет «близость» нужды, и ее никак нельзя проигнорировать. Похоже, что именно об этом хотел сказать Иисус Своей притчей о добром самарянине (Лук. 10:25-37) и историей о богаче и Лазаре (Лук. 16:19-31). Если мы видим тонущего ребенка, мы должны действовать незамедлительно. Если на пустынной дороге заглохла чья-то машина, мы должны протянуть руку помощи. Эти концентрические круги полезны для того, чтобы запомнить основные принципы оказания помощи, но их не стоит использовать как оправдание бездействия тогда, когда нужно действовать здесь и сейчас.
Здесь мы вновь можем говорить о расплывающихся концентрических кругах относительно ответственности. Но этот принцип проявляется в несколько иной последовательности. Если мы выйдем на самый край этого круга, то там Слово Божье даже велит не оказывать помощь. Поэтому, несмотря на то, что логика должна претерпеть определенную модификацию, общий рисунок остается неизменным.
a) В самом центре у нас есть люди, попавшие в самую отчаянную ситуацию, поскольку их возможности наиболее ограничены. Библия объединяет их в одну общую категорию, называя «сиротами и вдовами» (Иак. 1:27). Но этот принцип в целом применим ко всем людям, будь то отдельный человек или целая группа людей, которые попали в такую ситуацию, из которой сами никак не выберутся, если мы не бросим им спасательный круг. В древние времена к этой категории относились и верующие, попавшие в темницу (Евр. 10:34).
б) Во втором круге находятся люди, находящиеся в менее отчаянных условиях, но также нуждающиеся в других и рассчитывающие на помощь. В Новом Завете это означало щедрость и гостеприимство, особенно в отношении к странствующим евангелистам, в исполнении своей миссии полагавшимся на доброту своих братьев и сестер по вере (Матф. 10:40-42; 25:31-46).
в) Кроме того, у нас есть верующие, имеющие долгосрочные нужды. Что удивительно, в библейских текстах, говорящих о «бедных», подразумевается, что помощь следует оказывать разово и быстро. Там ничего не сказано о благоустройстве сообщества (что, впрочем, не означает, что сама эта идея противоречит Библии), и очень мало говорится о тех, чьи нужды долгосрочны. Объединив эти нужды в третьем по отдаленности от центра круге, я совсем не хочу сказать, что мы должны беспокоиться только лишь о быстрых решениях проблемы. Скорее, я хочу отметить, что прежде, нежели взять на себя долгосрочные обязательства, мы должны критически оценить соответствующие нужды. В Книге деяний апостолов 6 и Первом послании к Тимофею 5 мы видим, что руководство церкви подробно и в течение долгого времени исследует вопрос об оказании помощи бедным. В частности, в Первом послании к Тимофею 5 Павел пишет о том, что вдовы, опекаемые церковью, должны соответствовать определенным критериям. Если они рассчитывают на церковную поддержку, они должны быть благочестивыми христианками, достигшими пожилого возраста (1 Тим. 5:9-16). Несомненно, церковь сочувствовала и сопереживала всем вдовам, но с материальными средствами нужно было обходиться мудро. Руководители церкви не желали поддерживать молодых женщин, способных еще выйти замуж, чтобы они не допускали себе лености, «впадая в роскошь в противность Христу». Что касается других требований, я полагаю, что церковь знала, где провести черту, и требовала от вдовы, чтобы она была «известна по добрым делам», чтобы никто не смог упрекнуть ее, будто она не истинная верная христианка, а праздная и болтливая и рассчитывает только на подаяния от других.
г) Наконец, самый удаленный от центра круг включает в себя людей, которым однозначно не следует оказывать помощь и содействие. Во-первых, христиане не должны оказывать гостеприимства лжеучителям, которые ожидают, что доверчивые христиане таким образом будут помогать им и участвовать в «злых делах» (2 Иоан. 10-11). Во-вторых, христиане не должны помогать работоспособным людям, которые вполне могут обеспечить себя сами, но вместо этого предпочитают лениться (1 Фес. 4:11-12; 5:14; Притч. 24:30-34). Апостольский принцип звучит совершенно ясно: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес, 3:10). Более того, Павел настаивает на том, чтобы тех, кто упорствует в своем тунеядстве, подвергать церковной дисциплине (2 Фес. 3:14). Христианская обязанность благотворить с радушием не распространяется на тех, кто может обеспечить сам себя, однако ожидает материальной поддержки от других. В таких обстоятельствах помощь бедным – это медвежья услуга.
Естественно, я не могу ответить на все многочисленные вопросы типа «а что, если?» или «а что, когда…?». Эти вопросы всегда возникают, когда церкви по-настоящему начинают заниматься служением помощи бедным. Я не могу дать конкретных ответов для каждой отдельной ситуации, потому что этих ответов не дает и Библия.
Но Библия показывает нам достаточно четкие принципы, чтобы принятые решения были мудрыми. Когда вы будете оценивать собственные обязанности перед бедными и обязательства вашей церкви, помните о двух принципах: близость и необходимость. Чем ближе к вам человек (духовно, географически и с точки зрения отношений), чем более насущная у него нужда (срочная, неотложная, и именно вы способны ее восполнить), тем больше ваша обязанность поучаствовать в этой нужде, оказать помощь и поддержку. Чем дальше от центра удалена эта нужда, тем в меньшей степени вы обязаны ввязываться в ее решение и с тем большей осторожностью вам следует рассматривать ее.
Но в любом случае, не стоит оправдывать свое бездействие этими двумя кругами ответственности. Не допускайте апатии и не сидите, сложа руки. Пользуйтесь этими библейскими принципами, чтобы мудро расставлять приоритеты и реагировать на нужды так, чтобы результат был долговременным и эффективным.
© 9Marks. Источник: http://www.9marks.org/journal/obligation-stewardship-and-poor
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.