Несколько лет назад мой знакомый пастор Рэй Юверс обучил меня удивительному искусству, как входить в церковь. Большинству людей это может показаться чем-то элементарным, что не требует особого беспокойства. Возможно, семье с пятью малолетними детьми не помешает пара советов, но большинству из нас в голову даже не приходила подобная мысль. Урок, который преподал мне Рэй, состоял всего из одной фразы: «Молись о том, где сесть».
Я бы еще согласился, что нужно молиться при входе в церковь. Все-таки это лучше, чем ворчать о том, что негде поставить машину, или о том, что первый гимн нужно петь не так быстро и из «Песни возрождения», а не «Сборника духовных песен». Но зачем молиться о конкретном месте, на котором я буду сидеть? Ведь каждую неделю я и так сижу на своем месте!
Совет Рэя был основан на особом восприятии церкви. Он считал церковь местом работы христиан. Церковь – это собрание Божьего народа, искупленных людей, желающих слышать Божье Слово и в послушании и с верой исполнять его. В этом собрании мы пребываем в общении друг с другом через кровь Иисуса Христа и, благодаря этому общению, стремимся послужить друг другу. С помощью дарованных Богом способностей и духовных даров мы укрепляем друг друга и назидаем церковь. Слово «назидание» (буквально, «строительство») часто описывает процессы, происходящие в церкви. Все верующие участвуют в строительстве церкви. Поэтому каждый член церкви должен рассматривать себя не просто как составную часть организации под названием «Церковь св. Губерта», а как слугу Божьего народа, желающего послужить нуждам других, даже если придется пожертвовать собой.
Рэй попал в самую точку! При таком подходе его совет молиться о выборе места в церкви действительно имеет смысл. Если мы призваны укреплять братьев по вере, то выбор места на скамье становится важной частью работы в церкви, ведь мы должны будем поговорить с человеком, сидящим рядом, поприветствовать пришедших на собрание, помочь другим в понимании Божьего Слова и помолиться друг с другом.
«Молитва о скамье» стала поворотным моментом в моем понимании сущности церкви. Она изменила причины, по которым я хожу в церковь. Вместо того, чтобы думать о том, кто и как поможет мне, я стал думать о том, кому и как я сам могу помочь, вместо того, чтобы служили мне, я стал стремиться послужить другим. Церковь – это место, где мы ожидаем духовной пищи и ободрения с целью возрастания в благочестии. В то же самое время, это место, где мы можем дать духовную пищу другим и ободрить их. По милости Божьей мы все больше уподобляемся Христу, подобно Ему, отрекаясь от себя ради других. Однако, собираясь вместе с братьями и сестрами из Божьего народа, мы ставим целью укреплять их и назидать Тело Христово. Мы ищем возможности практически помогать в росте церкви. Есть множество способов, как рядовой член церкви может осуществлять свое служение. В данной работе мы рассмотрим некоторые из них.
Один их самых очевидных способов назидания церкви – приглашать на служения других людей. Служитель, ответственный за евангелизацию, имеет лишь ограниченные возможности по привлечению других людей на церковные собрания. Однако члены церкви, занимающие места на собраниях, общаются с сотнями людей в тех местах, где они постоянно бывают.
Есть несколько причин, почему мы уклоняемся от приглашения других людей в церковь:
1. Мы думаем, что церковь существует для христиан, а не для неверующих.
Мы воспринимаем церковь как собрание Божьего народа, слушающего Его Слово. Но такое понимание часто приводит к сосредоточенности на самих себе и сектантскому мышлению, исключающему других людей. Мы слишком легко ограничиваем церковь тем, что воспринимаем ее служение лишь для «верных». Однако церковь призвана возрастать в благочестии, а Бог, которому мы служим, смотрит за пределы одной лишь церкви и желает спасения всего человечества. Слово, которое мы слышим в церкви, – это весть о спасении для всех людей. Бог искал и нашел нас, так же и мы должны искать других людей, как Бог нашел нас. Апостол Павел ожидал, что в церкви будут и неверующие (см. 1 Коринфянам 14:22 и далее).
Мы должны решить для себя, каким образом церковь может одновременно воздействовать как на христиан, так и на неверующих. На протяжении последних лет многие церкви стали проводить раздельные богослужения для верующих и для гостей – «обычное» служение и «евангелизационное» служение. Это решение, к сожалению, основано на ложной предпосылке, что проповедь, обращенная к христианам, должна коренным образом отличаться от евангелизационной речи, адресованной неверующим.
Однако любая библейская проповедь должна быть евангельской. Любая часть Божьего Слова наставляет нас в Христовом благовествовании. Мы принижаем Евангелие, если думаем, что его можно втиснуть в рамки небольшого обращения, основанного на Евангелии от Иоанна 3:16. Проповедовать по Библии и при этом не быть христоцентричным – значит неправильно проповедовать Слово Божье. Проповедовать Священное Писание, сосредоточившись на Христе, значит благовествовать и наставлять одновременно. Если же мы проповедуем Слово Божье, Евангелие нашего спасения, то церковь получит назидание и в обращении грешников, и в благочестии верующих. Церковь всегда была и будет площадкой для благовестия.
Личное благовествование друзьям и знакомым лишь укрепится с помощью церковной евангелизации. Новообращенным христианам будет легче посвятить себя церкви, если раньше они уже посещали ее. В проповеди с кафедры они могут услышать более прямые призывы, чем в личном общении с верующими. Через разъяснительную проповедь oни могут научиться читать Библию и видеть всеохватную Божью цель, достигнутую во Христе. Так они увидят единство и историческую целостность Священного Писания и через них убедятся в подлинности Библии. Они смогут увидеть реальную жизнь других христиан и, убедившись, что вы не маргиналы, отбросить предубеждения против христиан и церкви, принять Евангелие и наладить общение. Кроме того, они практически увидят, как повлияет на них христианская жизнь. Помимо всего прочего, мы можем подчеркнуть командную работу в церкви, ведь кто-то хорошо идет на первоначальный контакт с неверующими, другие хорошо поясняют Евангелие, третьи хорошо наставляют новообращенных в начатках веры.
2. Мы стесняемся собраний в своей церкви.
Мы только тогда сможем пригласить друзей в свою церковь, когда сами с интересом будем относиться к тому, что там происходит. Если там не проповедуется Евангелие, нет смысла туда приглашать неверующих. Мы должны делать все зависящее от нас, чтобы убедиться, что наша церковь проповедует Евангелие, или найти другую церковь, которая благовествует. В нашей стране слишком много церквей, которые не проповедуют Евангелие, поэтому христианину нет никакого смысла поддерживать их.
Если же наша церковь проповедует Евангелие, но делает это плохо, непонятно и недоступно для неверующих, то одним фактом приглашения в церковь неверующих друзей рядовые члены церкви могли бы побудить церковь делать шаги в этом направлении. Мыслящие по-евангельски христиане задумаются о необходимости пересмотреть традиционный стиль служения, если увидят, что этот стиль препятствует новым людям приходить в церковь. Но для того чтобы понять, что это проблема, нужно увидеть, как неверующий гость реагирует на стиль служения. Лишь после этого мы можем посмотреть на собрание его глазами и ощутить здравое побуждение изменить в форме служение то, что настраивает гостей против церкви.
Если же мы считаем, что на церковь хмурая, скучная и непрактичная, мы никогда не пригласим туда друзей. А если они туда придут, мы будем ощущать себя крайне неловко, поеживаясь от каждой ошибки или неловкости во время служения. С другой стороны, если мы будем видеть, что церковь заставляет задуматься, вызывает интерес, создает приятную атмосферу, дает твердую духовную пищу и преподает глубокоее учение, мы сами будем стремиться приглашать друзей и знакомых присоединиться к нам.
3. Мы предполагаем, что люди не захотят прийти в церковь.
В то самое время, когда я пишу эти строки, техник из телефонной компании ремонтирует проводку у меня дома. Мне следовало бы пригласить его в церковь, чтобы он услышал Евангелие, но я даже представить себе не могу, что он придет туда. Наша церковь явно не для него. Скорее всего, он живет слишком далеко, возможно, он подозревает у меня скрытые мотивы, у него явно что-то не получается в работе, и он разозлен, причем настолько, что скорее ударит меня, чем пойдет со мной в церковь. Таким образом, я просто сам себя отговориваю от приглашения человека в церковь. Я пессимист.
На самом деле, австралийцы гораздо более готовы прийти в церковь, чем христиане готовы их туда пригласить. Возможно, телефонному мастеру и будет тяжело принять подобное приглашение, но те, кто встречается с нами ежедневно в других обстоятельствах жизни – друзья, коллеги, соседи и родственники, – с удовольствием пойдут с нами в церковь.
Однако нам следовало бы быть оптимистами, а не пессимистами. Селигман, автор книги «Осведомленный оптимизм», приводит статистику, согласно которой среди агентов по продажам оптимисты чаще достигают успеха. Причем успех этот вызван не тем, что у оптимистов лучше навыки продаж, они просто не унывают после неудач. В отличие от пессимистов, они продолжают стучаться в двери и совершать телефонные звонки, потому что верят в свой продукт и в то, что он нужен покупателям. Если мы с оптимизмом смотрим на то, чтобы в наши церкви приходили новые люди, то будем продолжать приглашать их, предполагая, что несколько человек все же придут. И если приглашать людей достаточно часто, то кто-то обязательно придет. Моя проблема заключается в том, что уже после нескольких неудач я готов сдаться.
Однако служение рядового члена церкви не ограничивается лишь рекламой церкви и приглашением людей послушать Евангелие. Когда в нашем настроении произойдет изменение, когда мы из сидящих получателей превратимся в активных работников, служителей и жертвующих людей, тогда в жизни окружающих нас людей, а также в организации и проведении собраний произойдут такие перемены, что мы и представить себе не можем. Ниже мы предлагаем несколько советов, для исполнения которых совершенно не обязательно официальное благословение служителя, – каждый может выполнить любую из этих рекомендаций по собственной инициативе. Каждый член церкви может поучаствовать в этих делах. Главное в подобной работе с людьми – наблюдать за тем, что происходит вокруг вас и отвечать на нужды людей.
Продумайте, как хронологически проходят церковные собрания. Что можно делать до начала, во время и после окончания церковного собрания?
Подготовка
Наш главный вклад в служение – подготовка. К служению должен быть готов не только служитель. Мы можем совершать подготовку к собранию молитвой о проповеднике, о музыкантах, о ведущем, о тех, кто будет читать отрывки из Писания, и о гостях церкви. Подготовку можно проводить, изучая библейские тексты, на которые пастор будет говорить проповедь. Так, изучив вопросы и темы, затрагиваемые в проповедуемых отрывках, мы можем достичь наибольшей эффективности при обучении. Кроме того, такая подготовка может принести и другую пользу. Заранее просмотрев текст, мы с большей готовностью сможем вести дискуссию с другими людьми после богослужения. Для самого проповедника огромная радость знать, что члены церкви желают лучше понимать Библию и готовы приложить к этому усилия. Проповедь – непростое занятие: ни для проповедника, ни для слушателей. Грамотный вопрос, комментарий или замечание о проповеди станет огромным побудительным фактором для проповедника, который из раза в раз старается просветить умы и сердца членов церкви Словом Божьим. И те, кто приходит на служение и занимает обычные места в зале церкви, могут внести особый вклад в успех служения проповедника, провозглашающего Слово Божье с кафедры.
Встреча гостей и впервые пришедших
Нам всем нравится встречаться с друзьями в церкви, однако, необходимо приучить себя знакомиться и с новыми людьми. С ними нужно сесть рядом и помочь им преодолеть барьер, который неизбежно возникает у любого, кто пришел в незнакомое место. Им нужно объяснить, что происходит. Неверующих друзей различных членов церкви следует приветствовать и знакомить со своими друзьями и другими членами церкви. Все дело в обычном гостеприимстве. Так же, как мы принимаем других людей у себя дома, нужно принимать и гостей в доме Божьем. Искреннее гостеприимство постепенно растопит лед предубеждений и недоверия, которое первоначально может присутствовать у внешних.
Заблаговременный приход в церковь
Это значит, что прийти нужно даже не вовремя, а именно заблаговременно. Это может стать величайшим чудом!
Активное слушание
Члены церкви, сидящие в зале во время собрания, оказывают огромное влияние на руководителей церкви и проповедников. Общение всегда является двусторонним процессом. Тот, кто желает побудить служителя к более эффективной проповеди, будет слушать активно: делать записи, смотреть проповеднику в глаза, садиться поближе к кафедре, реагировать на шутки (даже если они звучат уже в сотый раз). Трудно с энтузиазмом проповедовать в сонной, суетливой и отвлекающейся аудитории. Активное слушание заразит церковь здоровой жаждой к обучению, а суета лишь приведет ее в уныние. Так и неверующие, увидев, как члены церкви с рвением постигают Библию, поймут, что эти идеи стоят того, чтобы внимать им.
Пение
Таким же образом рядовые члены церкви могут оказать неоценимую помощь в музыкальном и певческом служении. Каждый член церкви обязан участвовать в общем пении церкви. Даже самая грамотно подобранная музыка будет лишь угашать дух, если церковь будет петь уныло. Энтузиазм и радость, с которой мы поем великие гимны христианской веры, может оказать огромную услугу как тем, кто окружает нас, так и тем, кто несет в церкви музыкальное служение. Даже если мы едва держим тональность. Просто представьте, что вы находитесь в душе.
Технические детали
Каждый рядовой член церкви играет важную роль в том, чтобы собрание проходило ровно. Дьявол будет делать все возможное, чтобы отвлечь сидящих на богослужении от Слова Божьего. И если что-то пошло не так, не стоит ждать распорядителей. Если нужно открыть окно, просто откройте его. Если не слышно микрофон, дайте знак ведущему или проповеднику, чтобы проблема была устранена, а люди могли слышать проповедь.
Гости
Не забывайте о нуждах тех, кто пришел в первый раз. Если они не могут найти нужное место в Библии или в бюллетене церкви, или не знают, куда отвести ребенка, помогите им сами. Это ваша церковь, а не церковь ваших служителей. Нужно всего лишь внимательно наблюдать.
Обсуждайте Божье Слово
Мы только что услышали Божье Слово, но почему-то сразу после служения мы начинаем обсуждать вчерашний сериал. Это неправильно, и мы это знаем, но нам просто крайне неловко начинать «духовные» разговоры. Однако стоит лишь начать, и другие обязательно подхватят почин. Готовясь к собранию, а также во время проповеди, подумайте о вопросах, которые можно было бы задать другим прихожанам. Если вы спросите: «Что вы думаете о сегодняшней проповеди?», ваш собеседник, скорее всего, застынет в недоумении. Может быть, плодотворной работе поспособствует такой комментарий: «Я не знал, что Авель был пророком. На каком основании человек может стать пророком?» И даже если такой вопрос не вызовет большой дискуссии, ваш энтузиазм в изучении Библии породит энтузиазм и у других членов церкви, а неверующие увидят, что церковь – это не унылое скучное место, а незабываемое захватывающее событие.
Молитесь вместе с другими
Время после служения можно провести в тихой молитве о других членах церкви. Узнайте, какие у них нужды, и помолитесь вместе с ними. Для гостей, впервые пришедших в церковь, видеть людей, склонившихся в молитве по двое, может поначалу показаться странным, однако, вскоре они поймут, что мы любим друг друга и доверяем Богу.
Гости
Люди, впервые пришедшие на богослужение, обычно уходят очень рано, поэтому стоит поспешить и поговорить с ними сразу же после собрания. Этим вы достигните нескольких целей: познакомитесь с ними сами и познакомите с ними своих друзей, возможно, представите их пастору и поможете им понять, как можно стать членом церкви. При этом можно отложить встречу с друзьями на время, когда гостям уже уделено достаточно внимания.
Оставайтесь позже
Усвоив такое видение своего служения в церкви, вы будете уходить после служения в числе последних, потому что возможности для служения остаются до того момента, пока двери церкви не закрылись. Сейчас уже не то время, когда посещение церкви можно было уместить между завтраком и обедом. Служение внутри церкви требует времени.
Этот план можно использовать при обсуждении «Служения рядового члена церкви» в малой группе, чтобы выяснить, как применить эти идеи в вашей церкви.
1. Зачем нужно выбирать место в церкви?
2. Как члены церкви могут объяснить причины, по которым они ходят в церковь?
3. Как эти причины влияют на то, чем они занимаются в церкви?
4. Кто в вашей церкви активно несет служение, будучи рядовым членом? Как можно ободрить и поддержать таких людей?
5. Как члены вашей церкви относятся к тому, чтобы приводить неверующих знакомых в церковь?
6. Что в программе последнего воскресного богослужения могло бы отпугнуть неверующих?
7. В следующее воскресенье внимательно наблюдайте, кто в церкви хоть в чем-нибудь ощущает себя отверженным.
8. Каким образом вы планируете совершать служение, оставаясь рядовым членом церкви?
(c) Matthias Media (The Briefing #131; www.matthiasmedia.com.au/briefing). Права и собственность на этот документ принадлежат служению MinistryTrainingStrategy – MTSLtd. По вопросам использования этого документа просьба обращаться по электронной почте mts@mts.com.au.
Переведено и размещено на сайте www.propovedi.ru с разрешения правообладателя.
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.