Александр Строк. Мужчины и женщины: равные, но разные. — СПб.: Шандал, 2004. — 168 с. Обзор подготовил: Руслан Валиуллов, служитель церкви «Возрождение» (г. Самара). Александр Строк – известный проповедник и исследователь Библии, окончил христианский университет в Колорадо, получив степень магистра практического богословия, уже в течение тридцати лет несет служение пастора в одной из поместных церквей в городе Литтлтон. Он также является автором популярных книг, посвященных вопросам библейских принципов организации церковной жизни. Из этой серии переведены на русский язык несколько книг, среди которых «Руководство церковью. Библейские принципы», «Собрания старейшин», «Заповеди гостеприимства», «Любовь – основа служения». Автор книги «Мужчины и женщины: равные, но разные» предваряет свой труд следующими словами: «В течение последних сорока лет произошло одно из самых значительных изменений в истории человечества… это революция в области взаимоотношений полов» (3). Этими словами Строк хочет сказать, что понимание ролей мужчин и женщин в обществе в последние времена претерпевает большие изменения, происходящие небывалыми до этого момента темпами. Данное явление находит свое выражение в организациях феминистического толка, выступающих за политическое, экономическое и социальное равенство полов. Подобное движение не обошло стороной и христианство. Светский феминизм оказал свое влияние – как бы это прискорбно не звучало – и на Тело Христово. В последнее время в евангельской среде появляются люди, которых по праву можно назвать евангельскими феминистами, потому что они также выступают за равноправие полов. Те же, кто отстаивает традиционную точку зрения на то, что мужчины и женщины в Божьем замысле созданы дополнять друг друга, именуются противниками феминизма. Все это породило определенные разногласия в среде христиан относительно ролей мужчин и женщин. Нельзя сказать, что данная проблема затронула только западную культуру и церкви. Все большее возрастание в русской евангельской среде вопроса о роли и месте служения женщин в церкви говорит об актуальности данной темы и для русского читателя. Данная книга преследует основной своей целью показать ясный и открытый в Священном Писании замысел Бога для мужчин и женщин, которые были в равной мере созданы по образу Божьему (Быт. 1:26-27), но которым предназначено исполнять разные функции или роли. Для того чтобы достичь поставленной цели, автор книги исследует ключевые места Священного Писания, говорящие по поводу ролей мужчины и женщины и вызывающие различные дебаты между сторонниками евангельского феминизма и традиционного взгляда на данный вопрос. Так, в первой главе на основании первых двух глав книги Бытие убедительно доказывается абсолютное равенство мужчины и женщины в образе Божьем по их природе. Однако в тоже время, с самого начала, Божье откровение показывает главенствующее положение мужчины над женщиной, которое представлено в порядке сотворения первым мужчины (Быт. 2:7, 22), создания женщины из ребра мужчины (Быт. 2:22 и 1 Кор. 11:3, 7-8), сотворении женщины для мужчины (Быт. 2:18) и праве мужчины давать имя женщине (Быт. 2:23). В заключение данная глава объясняет, что грехопадение в Бытие 3 лишь исказило принцип главенства мужчины над женщиной, который раскрывается в первых двух главах книги Бытие. Вторая глава выдвигает еще один богословский аргумент в пользу главенствующего положения мужчины над женщиной. Автор обращает внимание на тот факт, что Сам Иисус Христос являлся представителем сильного пола человечества и в качестве Своих представителей для руководства Церковью избрал также двенадцать мужчин. Тогда как сторонники евангельского феминизма говорят о явлении Христа в образе мужчины по культурным соображениям первого века, традиционная точка зрения настаивает на том, что «мужской пол Иисуса и Его намеренный выбор двенадцати мужчин в качестве апостолов были предопределены согласно Божьему изначальному замыслу, открытому… во второй главе книги Бытие» (40). Третья глава, главным образом, представляет учение Иисуса Христа о браке, которое Он оставил через Своих Апостолов церкви в новозаветном откровении. Строк приводит толкование основных библейских текстов, касающихся учения о браке (1 Пет. 3:1-7; Еф. 5:21-33; Кол. 3:18-19; 1 Кор. 7:1-40; Тит. 2:3-5 и 1 Тим. 3:4-5, 12), давая на основании данных текстов принципы руководства мужчины женщиной и подчинения женщины мужчине в семье. Вдобавок ко всему, третья глава с учетом лексического и контекстуального анализа дает прекрасное объяснение греческого глагола ὑποτάσσω («подчиняться, повиноваться») и существительного κεφαλή («глава»), фигурирующих в спорах по вопросу взаимоотношений полов. Четвертая глава уделяет внимание учению Христа о равенстве полов и различии их функций в служении, которое Он также дал Церкви через апостолов. В основе этой главы лежит разбор текстов, касающихся организации служения церкви (1 Тим. 2:8-15 и 1 Кор. 14:33-40), положения в ней женщин (1 Кор. 11:2-16) и их служения (Рим. 16:1-16; Деян. 16:14-15 и 18:24-26; Фил. 4:2-3; 1 Тим. 3:11). Эти тексты, с одной стороны, настаивают на главенствующем положении мужчин в устройстве церкви, а, с другой стороны, на активном участии женщин в служении под руководством мужчин-лидеров. Не менее важной частью четвертой главы является рассмотрение и оценка текста из Послания галатам 3:28, неверное толкование которого производит неверный взгляд на вопрос о ролях мужчин и женщин в церкви и браке. Одним из самых больших преимуществ данного труда является то, что он по большей части представляет собой простое, небольшое по объему и ясное толкование библейских текстов, занимающих центральное место в споре о ролях мужчины и женщины. Отличительная черта данной книги – это рассмотрение вопроса не в контексте проблем западной культуры, как, например, это делает отчасти Джон Мак-Артур в своей не менее библейской и практичной работе «Различны по замыслу», а в контексте Писания, которое поднимает проблему ролей мужчин и женщин с самого начала откровения (Быт. 3:1-19 и 1 Тим. 2:9-15) и представляет ее как общечеловеческую. В своем рассуждении автор достаточно ясно представил предмет разговора, обозначив позиции обеих сторон – сторонников и противников феминизма. Уважительный тон и обращение Строка по отношению к своим оппонентам, также признающим Писание за Слово Божье, показывает истинный мотив автора как слуги Божьего (2 Тим. 2:24-25), стремящегося служить Его народу в истине. Однако, на наш взгляд, не совсем понятно звучит призыв автора к сторонникам евангельского феминизма «объединиться и решительно выступить против всех… ужасающих беззаконий, творимых по отношению к женщинам» (17). Как это можно сделать, когда сторонники двух лагерей находятся на разных позициях, и когда евангельский феминизм подрывает все основы Божьего замысла в отношении мужчин и женщин? Все беззакония, творимые по отношению к женщинам, являются результатом отклонения от библейского откровения. Этот призыв может быть актуален при одном условии – если он будет звучать как призыв принять библейскую точку зрения, где мужчины и женщины равные, но разные. Данная книга является прекрасным руководством для верного понимания ролей мужчин и женщин в семье и церковной жизни. Она предназначается для широкого круга читателей – от пасторов до рядовых членов, которые хотят иметь по этому вопросу ясное представление, основанное на авторитете и власти Священного Писания. a
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.