Сегодня серьезное бедствие на церковных просторах – это изрядное число еретиков, процветающих в среде евангельского христианства. Они чувствуют себя вольготно, и мало кто открыто противостоит им. За закрытыми дверями мы как будто все согласны, что подобные «братья» распространяют серьезные заблуждения. Но как только открываются двери и входит один из них, мы вдруг теряем эту уверенность и предпочитаем молчать во имя христианской любви.
Возникает вопрос: «Как нам, христианам, следует реагировать на окружающие нас лжеучения, особенно когда такие серьезные ереси распространяются людьми в церкви?» Это важный вопрос, потому что мы живем в период, когда саму суть евангельского христианства переворачивают с ног на голову. В особенности это происходит из-за людей, проповедующих так называемое «евангелие процветания» в разных формах. Они губят многие жизни. Они искажают путь спасения. Как нам реагировать на все это?
Мы должны реагировать, намеренно вступая в христианскую полемику. Что такое «полемика»? Полемика – это открытое словесное или письменное опровержение чьих-либо убеждений. Это спор, рассматривающий чье-либо мнение и показывающий, что оно неверно. Это противоположность апологетики, открытой словесной или письменной защиты своих убеждений в свете нападок других людей. Другими словами, апологетика и полемика – две стороны одной медали. Апологет рассматривает истину, подвергающуюся нападкам, и старается защитить ее, а полемист рассматривает заблуждение, которое распространяется, и старается его опровергнуть.
Библия учит, что полемика входит в обязанности старейшин церкви. Апостол Павел говорил Титу, что епископ должен быть «держащийся истинного Слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9). Заметьте, что здесь говорится как об одной стороне, так и о ее противоположности. С одной стороны, служитель должен давать наставление в здравом учении, но с другой стороны, он должен обличать противящихся здравому учению.
Почему это так важно? Апостол Павел сказал, что так нужно поступать, потому что «есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждаться уста: они развращают целые дома, уча, чему не должно, из постыдной корысти» (Тит. 1:10–11). Если мы будем молчать, лжеучители будут и дальше разрушать веру многих людей в погоне за своей постыдной корыстью. Поэтому обязанность заграждать им уста лежит на тех, кто заботится о Божьем стаде.
Вот зачем нужна полемика. Когда-то считалось само собой разумеющимся, что христианские пасторы и учители будут вступать в полемику, ведь это входило в их обязанности. В то время политкорректность еще не признавали за добродетель. Ересь нужно было искоренять. Выдающийся американский богослов Б. Б. Уорфилд возглавлял кафедру Дидактического и полемического богословия в Принстонской богословский семинарии с 1887 года и до самой смерти в 1921 году. И в то время в этом не было ничего особенного.
Часто возникает вопрос: «Как нам следует вести полемику?» Замечательно, что у нас есть пример Господа Иисуса Христа. Ближе к концу Своего земного служения Иисус уделял довольно много времени критике учения и образа жизни книжников и фарисеев. Целую главу в Евангелии от Матфея занимает семикратное «горе вам», с которым Иисус обратился к этим людям, потому что они многих сбивали с пути. Давайте посмотрим на один отрывок из этой главы, Матфея 23:16–22, чтобы понять, как сегодня можно возродить утраченное искусство полемики, следуя примеру самого Иисуса. Вот четыре урока, которые можно отсюда извлечь…
Иисус прямо говорил, что это за лжеучение. Чему учили книжники и фарисеи? Иисус сказал: «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен… Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на жертвеннике, то повинен» (Матф. 23:16, 18). Здесь Иисус изобличает этот хитрый способ лгать или давать ложную клятву и оставаться безнаказанным. Люди пытались быть религиозными, внутренне оставаясь безбожниками. Иисус не собирался оставлять это без порицания. Он указал, что это лжеучение. Нам также не стоит бояться указывать на ложное учение, которое разрушает веру Божьего народа.
На этом я остановлюсь немного дольше, потому что мы живем во времена политкорректности, когда даже Божьи слуги превращаются в тряпку. Иисус использовал очень резкие выражения, описывая этих лжеучителей. Он говорил: «Горе вам, вожди слепые… Безумные и слепые… Безумные и слепые! (ст. 16, 17 и 19). В этой же главе он называет их еще так: «лицемеры, сыны геенны, змии, порождения ехиднины!» (ст. 13, 15 и 33) и говорит, что они подобны «окрашенным гробам» (ст. 27). Давайте признаем, что Иисус использует здесь очень резкие слова. Такие выражения совсем не политкорректные. Джентльмены обычно так не разговаривают.
Как это можно объяснить? Во-первых, Иисус не разговаривал так каждый день. Обычно Он разговаривал вежливо. Однако, очевидно, что почти три года Иисус учил истинной духовности, а эти люди упрямо отвергали Его учение и по-прежнему учили ереси. И теперь Иисус как бы снимает перчатки и прямо говорит, что к чему. Это важно. К сожалению, есть такие христианские служители, у которых, как кажется, постоянный приступ раздражительности, и все их служение наполнено только лишь желчью, сарказмом, презрением и язвительными насмешками. Прикрываться примером Иисуса в таком случае значит поглощать верблюда и оцеживать комара.
Следует заметить, что для Иисуса книжники и фарисеи не были спарринг-партнерами, с которыми надо обращаться помягче, чтобы они в следующий раз опять пришли на тренировку. Они были врагами, губящими души. Они отвергали истину и навязывали заблуждение, производя опустошение. Они затворяли врата небес для других людей и делали их сынами геенны, вдвое худшими их самих (ст. 15). Было важно, чтобы Иисус как-то проявил Свои чувства в отношении этих учителей ереси. Павел делал то же самое, когда писал, что благовествующих иное Евангелие нужно предать «анафеме» (Гал. 1:8, 9). А в другом месте он даже называет их «псами» (Флп. 3:2).
Послание Иуды еще более едко говорит, что такие затаившиеся в церкви еретики «бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды вымершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы навеки» (Иуд. 1:12–13). Я привожу все эти цитаты для того, чтобы резкие слова в полемике против еретиков не вызывали у нас шока. Иисус и другие авторы богодухновенного Писания показывают пример, как надо использовать резкие выражения.
Господь Иисус Христос обращался к разуму и логике, разоблачая заблуждение книжников и фарисеев. Он спрашивал: «Безумные и слепые! Что больше: золото, или храм, освящающий золото?» и «Безумные и слепые! Что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?» (ст. 17, 19). По сути, Он говорил: «Как вообще вы можете считать золото важнее храма, если именно храм определяет его значимость? И опять, как вы можете считать дар важнее жертвенника, если сама его ценность напрямую зависит от жертвенника, на который он возложен?» Он ясно показывал: логика фарисеев ошибочна. Нужно просто подумать, чтобы увидеть это.
Именно в этом сила полемики. Дело не просто в том, чтобы назвать учение ложным или использовать едкие высказывания. Сила в том, чтобы показать абсурдность доктринальный позиции, которую занимают лжеучители. Знаете ли, у людей мозги все еще работают, особенно у тех, кого Божья благодать очистила от греха. Обращайтесь к разуму. Ересь неразумна. При помощи логики мы должны показать абсурдность лжеучения и отвоевать у него тех, кто готов думать.
В конце Господь Иисус Христос преподал истинное учение Своим слушателям. Он сказал: «Итак, клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божьим и Сидящим на нем» (стихи 20–22). Здесь Иисус открывает, в чем же истина. Было мало просто указать на лжеучение, или использовать резкие выражения, чтобы словами хлестнуть задремавших, или приводить логические доводы и таким образом разоблачить заблуждение лжеучителей. В конце надо было сказать, во что же следует верить.
Точно также, одна из причин, почему сегодня заблуждения процветают, заключается в том, что зная истину, мы чувствуем себя слишком неловко. Мы живем в век постмодернизма, когда больше не признают «истинную истину». И поэтому, как кажется, мы готовы лишь ставить под вопрос правоту других, но не утверждать прямо, что есть истина. И тогда члены наших церквей начинают сомневаться в истинности других учений, но при этом сами не знают, во что же верить. Мы говорим, что не нужно верить тому, чему учат другие, но тогда во что они должны верить вместо этого? Что есть истина?
О, если бы мы следовали примеру Иисуса! Я умоляю вас возродить сегодня полемическое учение и проповедь. Мы живем в очень темные времена. Так печально слышать, что звучит с кафедры во многих церквях, называющих себя евангельскими. Я говорю с любовью: многие последователи «евангелия процветания» совсем не христиане. Это движение стало грязным предприятием по получению прибыли. В нем полно скандалов. Его сторонников следует публично обличать. Надо спасать от них души, как это делал Господь Иисус Христос.
В конце я хочу сказать, что ворам нравятся собаки, но только те, что не лают. Если ваша собака виляет хвостом, когда к вам в дом заходят воры, вам лучше поскорее избавиться от нее. Когда-то Бог назвал пророков Израиля «немыми псами, не могущими лаять» (Ис. 56:10). Может ли Он сказать то же самое о нас? Воры вошли в церковь. Они крадут из карманов людей и губят души. Лаем ли мы на них или виляем хвостом, пока они опустошают церковь? О, если бы мы возродили полемику!
Источник: http://www.conradmbewe.com/2016/05/lets-revive-lost-art-of-christian.html
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.