Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Господство Христа в спасении

    Евангелие, которое проповедовал Христос, было призывом к ученичеству, призывом следовать за Ним в послушании и покорности, а не просто просьбой принять решение или произнести молитву. Слово Христа освобождало людей от рабства греха, открыто разоблачая и осуждая лицемерие. В нем раскаивающимся грешникам предлагалась вечная жизнь и прощение, но в то же время в нем порицалась внешняя религиозность людей, в жизни которых не было истинной праведности. Оно сообщало грешникам о необходимости отвернуться от греха и принять Божью праведность.

    Слова нашего Господа о вечной жизни неизменно сопровождались предупреждениями для тех, кто мог бы легкомысленно отнестись к спасению. Он учил, что цена следования за Ним высока, что путь узок, и немногие находят его. Он говорил, что многие из называющих Его Господом не войдут в Царство Небесное (Матф. 7:13-23).

    В евангельском христианстве нашего времени эти предупреждения по большей части игнорируются. Доминирующее представление о спасающей вере становится всё шире и всё мельче, тогда как образ Христа в проповедях и свидетельствах становится всё более расплывчатым. Любого называющего себя христианином принимают в евангельских кругах за верующего лишь на основании исповедания, не учитывая, есть ли в его поведении какие-нибудь подтверждения преданности Христу. Таким образом, вера превратилась просто в упражнение ума. Вместо того чтобы призывать людей покориться Христу, современное благовестие лишь просит их признать некоторые основные факты о Нём.

    Такое мелкое понимание спасения и евангелия, известное под названием “легковерие” (англ. easy-believism), резко контрастирует с подлинно библейским учением. Если сказать кратко, то евангельский призыв к вере предполагает, что грешник должен покаяться в своём грехе и подчиниться власти Христа. Вот вкратце, что обычно называют господством Христа в спасении.

    Отличительные черты учения о господстве Христа в спасении
    Существует множество фундаментальных положений веры для всего евангельского учения. Например, все верующие согласны по поводу следующих истин: (1) вечное спасение было приобретено смертью Христа; (2) спасённые оправданы благодатью только через веру во Христа; (3) грешники не могут заслужить Божьего благоволения; (4) Бог не требует от грешника никаких предварительных дел или изменений для получения спасения; (5) вечная жизнь – Божий дар; (6) верующие обретают спасение ещё до того, как их вера произведёт какие-либо дела праведности; и (7) христиане могут грешить и действительно грешат, причем иногда тяжко.

    Каковы же тогда отличительные черты учения о господстве Христа в спасении? Какие истины Писания принимают сторонники господства Христа в спасении, но отвергают приверженцы “легковерия”? Ниже приводится девять отличительных признаков библейского понимания спасения и евангелия.

    Во-первых, Писание учит, что евангелие призывает грешников к вере и неразрывно связанному с ней покаянию (Деян. 2:38; 17:30; 20:21; 2 Пет. 3:9). Покаяться – значит отвернуться от греха (Деян. 3:19; Лук. 24:47), что представляет собой не человеческое дело, а дарованную Богом благодать (Деян. 11:18; 2 Тим. 2:25). Это перемена в сердце, но также истинное покаяние приводит к изменениям в поведении (Лук. 3:8; Деян. 26:18-20). В отличие от этого, легковерие утверждает, что покаяние – просто синоним веры, и для спасения не требуется никакого отвращения от греха.

    Во-вторых, Писание учит, что спасение – это полностью Божье действие. Верующие спасены абсолютно независимо от их собственных усилий (Тит. 3:5). Даже вера – это Божий дар, а не усилие человека (Еф. 2:1-5, 8). Поэтому подлинная вера не может быть частичной или временной, но она пребывает вовек (Флп. 1:6; ср. Евр. 11 гл.). В отличие от этого, легковерие учит, что спасающая вера может прекратиться, и что истинный христианин может вовсе перестать верить.

    В-третьих, Писание учит, что вера направлена на Самого Иисуса Христа, а не на символ веры или какое-то обетование (Иоан. 3:16). Следовательно, вера включает в себя личную посвящённость Христу (2 Кор. 5:15). Другими словами, все истинные верующие следуют за Иисусом (Иоан. 10:27-28). В отличие от этого, легковерие учит, что спасающая вера – это просто убеждённость или уверенность в истине евангелия, и она не подразумевает личной посвящённости человека Христу.

    В-четвёртых, Писание учит, что подлинная вера неизбежно приводит к изменённой жизни (2 Кор. 5:17). Спасение включает в себя преображение внутреннего человека (Гал. 2:20). У христианина новая и совершенно иная природа (Рим. 6:6). Если человек рождён свыше, он не может постоянно пребывать в грехе и вражде с Богом (1 Иоан. 3:9-10). Обладающие подлинной верой следуют за Христом (Иоан. 10:27), любят своих братьев (1 Иоан. 3:14), повинуются Божьим заповедям (1 Иоан. 2:3; Иоан. 15:14), исполняют Божью волю (Матф. 12:50), пребывают в Божьем Слове (Иоан. 8:31), хранят Божье Слово (Иоан. 17:6), совершают добрые дела (Еф. 2:10) и остаются в вере (Кол. 1:21-23; Евр. 3:14). В отличие от этого, легковерие учит, что хотя какой-то духовный плод и неизбежен, но он может быть невидим для других, и христиане могут даже впасть в состояние полной духовной бесплодности.

    В-пятых, Писание учит, что Божий дар вечной жизни включает в себя всё необходимое для жизни и благочестия (2 Пет. 1:3; Рим. 8:32), а не только билет в небеса. В отличие от этого, по учению легковерия, верующим в этой жизни гарантированы только юридические аспекты спасения (такие как оправдание, усыновление и позиционное освящение); а для практического освящения и возрастания в благодати требуется дополнительный акт посвящения после обращения.

    В-шестых, Писание учит, что Иисус Христос – Господь для всех, и вера, которую Он требует, подразумевает безоговорочную капитуляцию (Рим. 6:17-18; 10:9-10). Другими словами, Христос не дарует вечную жизнь тем, чьи сердца продолжают противиться Ему (Иак. 4:6). Подчинение господству Иисуса – это не дополнение к библейскому пониманию спасения; требование подчинения находится в сердце евангельского призыва, представленного во всём Писании. В отличие от этого, легковерие учит, что подчинение верховной власти Христа несущественно для спасения.

    В-седьмых, Писание учит, что истинные верующие любят Христа (1 Пет. 1:8-9; Рим. 8:28-30; 1 Кор. 16:22). Следовательно, они стремятся повиноваться Ему (Иоан. 14:15, 23). В отличие от этого, легковерие учит, что христиане могут на протяжении всей своей жизни оставаться плотскими.

    В-восьмых, Писание учит, что поступки человека говорят о его вере. Послушание – это подтверждение того, что его вера подлинная (1 Иоан. 2:3). С другой стороны, если человек абсолютно не желает повиноваться Христу, то это свидетельствует против подлинности его веры (1 Иоан. 2:4). В отличие от этого, легковерие учит, что непослушание и затянувшийся грех не повод для сомнений в подлинности веры.

    В-девятых, Писание учит, что истинные верующие могут спотыкаться и падать, но в итоге они устоят в вере до конца (1 Кор. 1:8). Кто впоследствии полностью отворачивается от Господа, показывает этим, что в действительности никогда не был рожден свыше (1 Иоан. 2:19). В отличие от этого, легковерие учит, что истинный верующий может полностью оставить Христа и дойти до полного неверия.

    Большинство христиан признают, что эти девять отличительных признаков не являются какими-то новыми или чуждыми идеями. На протяжении веков подавляющее большинство христиан, следующих Библии, считало их важными положениями здравого учения. По существу, ни одно крупное ортодоксальное направление в истории христианства никогда не учило, что грешники могут отвергать господство Христа и при этом считать Его Спасителем.

    Этот вопрос не из числа второстепенных. На самом деле, что может быть важнее? Евангелие, проповедуемое неверующим, имеет вечные последствия. Если это истинное евангелие, то оно может указать людям путь в вечное Царство. А если это искажённое евангелие, то оно может внушить неспасённым людям ложную надежду, в то же время обрекая их на вечное осуждение. Это не то, о чем только богословы должны беспокоиться, рассуждать и спорить. Это то, в чем должен разбираться каждый пастор и каждый верующий, чтобы верно проповедовать евангелие всем народам.

    Адаптировано из книг John MacArthur, The Gospel According to Jesus (Grand Rapids: Zondervan, 1994); John MacArthur, The Gospel According to the Apostles (Dallas: Word Publishing, 2000); и John MacArthur, “Getting the Gospel Right,” Masterpiece, Fall 1988, 6-10. Для более подробного исследования темы о господстве Христа в спасении обращайтесь к этим источникам.

    A GRACE COMMUNITY CHURCH DISTINCTIVE
    Серия публикаций об «Отличительных характеристиках» объясняет ключевые библейские и богословские убеждения Церкви «Грейс Коммьюнити».

    © Grace Community Church, Sun Valley, California, USA
    www.gracechurch.org

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя