Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Уроки от либералов

    Мертвые немцы.

    О них мне приходится говорить каждую весну в одной из лекций по истории церкви – я преподаю краткий обзор немецкого богословия XIX – начала XX вв.

    От этой лекции любой преподаватель впадет в уныние. Это печальный рассказ о скептицизме, перемешанном с ученостью, мрачное описание трагедии, спровоцированной неумеренным сомнением и необузданным неверием.

    Будучи наследниками идей Реформации, многие немецкие протестантские богословы, тем не менее, ушли от исторической догматики библейского христианства в угоду набирающему популярность рационализму эпохи Просвещения. Так они сами потерпели кораблекрушение в вере и обрекли на смерть свои души, одновременно убив веру в миллионах других.

    Приверженцы высшей критики, такие как Иоганн Эйхгорн и Давид Штраус, отрицали богодухновенность и непогрешимость Библии. Они утверждали, что Пятикнижие было написано отнюдь не Моисеем, а Евангелия – не Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Что еще хуже, они заявляли, что Иисус, описанный в Библии, – совсем не тот Иисус, который существовал в истории. Пытаясь «открыть исторического Иисуса», эти критики в своем воображении создали своего «Иисуса», принизив Его до уровня хорошего человека, который не мог творить чудеса, никогда не претендовал на право называться Богом, которого иудеи первого века просто неправильно поняли.

    Либеральные богословы, от Фридриха Шлейермахера до Альбрехта Ричля, также отреклись от притязаний на истину. Вместо этого они начали искать новые основания для своей искаженной версии христианства. Некоторые нашли его в переживаниях романтизма; кто-то в этике социального евангелия. Однако, отвергнув главные христианские доктрины (например, учение о заместительной жертве Христа и Его телесном воскресении), либерализм отверг саму суть евангельской вести (см. 1 Кор. 15:3-4). Исследуя крах либерального богословия, Ричард Нибур делает следующий вывод: в либерализме «Бог, у которого нет гнева, привел человека, у которого нет греха, в царство, в котором нет суда, через служение Христа без креста» (Niebuhr R. The Kingdom of God in America. С. 193).

    Легко себе представить, что содержание этой лекции похоже на фильм-катастрофу, где терпит крушение поезд, и богословов одного за другим уносит прочь, как сносит вагоны с рельсов, по мере того как сами ученые мужи оставляют основы библейского христианства. (К счастью, после этой лекции я читаю другую – о современном миссионерском движении, и она возвращает студенческий поезд на правильные рельсы.)

    И все же, смотря на весь этот хаос, сумятицу и разрушение, я задаюсь вопросом: можем ли мы у них чему-то поучиться, хотя бы в плане негативного опыта? Думаю, да.

    Позвольте перечислить семь уроков, которым можно научиться на горьком опыте либералов. Нумерация этих уроков совершенно произвольная. (Я обычно включаю эти уроки в конспекты для студентов семинарии.)

    Семь уроков из опыта немецких либералов и представителей высшей критики:

    1. «Разбавленное» Евангелие – далеко не лучший способ донести Благую весть до скептиков. Многие либеральные богословы полагали, что христианство будет более привлекательным для рационалистов, впитавших идеи Просвещения, если только отказаться от притязаний на историческую достоверность библейских текстов и дать иное определение Евангелия (в частности, убрать скандальное для современного мира определение, что это спасение от греха через Иисуса Христа). Однако тем самым они уничтожили то самое Евангелие, которое хотели сохранить.

    2. Истинное благочестие можно потерять всего лишь за одно поколение. Большинство немецких либералов были сыновьями ортодоксальных протестантских служителей. Можно лишь сожалеть о том, что они отреклись от веры своих отцов. Студенты семинарии, готовящиеся стать пасторами, должны в первую очередь обращать внимание на свою главную паству – собственную семью.

    3. Немецкий либерализм представляет собой не ответвление христианства, а совершенно новую религию. Если Евангелие не основано на исторических фактах, это уже не Евангелие. Апостол Павел четко указывает на этот момент в 1-м Коринфянам 15 гл., говоря, что если Иисус не воскрес из мертвых, то вера наша тщетна.

    4. Либералы превозносили сомнение как некое благородное и интеллектуально честное занятие. На самом же деле, сомнение в Божьем Слове – это тяжкий грех. Этот грех навязывал сам сатана со времен Эдема (Бытие 3 гл.). Сомневающийся в Божьем слове выставляет Бога лжецом. Кроме того, он отвергает истинное Евангелие, навязывая вместо него евангелие собственного воображения. Августин так говорит еретику Фаусту: «Нужно было бы честно сказать, что ты не веришь Христовой Благой Вести. Ибо верить во что хочешь и не верить во что хочешь – значит верить в себя, а не в Евангелие» (Против Фауста, 17.3).

    5. Немецкий либерализм демонстрирует, что любые идеи приводят к последствиям, а плохие идеи – к крайне тяжелым последствиям. Миллионы людей пошли пагубным путем под влиянием либеральных богословов и приверженцев высшей критики. Здесь особо уместно вспомнить увещание Иакова: «Братия мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (3:1).

    6. Во многих протестантских церквях до сих пор процветает либеральное социальное евангелие. Среди ученых мужей до сих пор распространено изучение Библии с позиций скепсиса, присущего высшей критике. Будущие пасторы должны быть готовы противостоять заблуждениям с помощью библейской истины (Тит. 1:9).

    7. Высшая критика, фактически, основана на том, что человеческая мудрость ставится выше Божьего откровения. Это наивысшая степень надменности. Но в самом по себе этом явлении нет ничего удивительного, ведь еще Павел говорил, что мудрость Божья для погибающего мира юродство есть (1 Кор. 1:18). Нельзя поддаваться стремлению любым путем заслужить мирскую похвалу и одобрение научных кругов. Кто желает быть верным Евангелию, тот вряд ли будет пользоваться популярностью у ведущих философов мира сего. Хотя нужно избегать поводов обвинить нас в антиинтеллектуализме, в то же время, мы должны остерегаться опасного стремления принимать любое мнение, популярное в светских ученых кругах.

    ______________________________

    Натан Бузениц несет служение в пасторском совете церкви «Благодать» в Калифорнии, США (Grace Community Church, Sun Valley, California, USA) и преподает богословие в семинарии «Мастерз».

    Оригинал статьи впервые был опубликован на английском языке по следующей ссылке: http://thecripplegate.com/learning-from-liberals/.

    www.propovedi.ru

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя