Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Руководство и распорядительство. Часть 1

    Христиане не могут оставаться равнодушными к вопросам руководства, поэтому они вполне оправдано уделяют им серьезное внимание. Но в то же время многие христиане не видят дальше мирских стандартов и моделей руководства. У мира сего есть чему поучиться. Мы можем многое узнать из мирских исследований в области руководства. Однако меньше всего на свете церкви нужны раскрученные бизнес теории, приправленные христианским сленгом.

    Христианский лидер призван руководить на основании своих убеждений. Это значит, что верования определяют решения руководителя и приводят к действиям всего коллектива. Главная роль убеждений заключается в том, чтобы обязательно определять любое истинно христианское понимание руководства. Это значит, что руководство всегда остается богословским занятием, в том смысле, что наши главные верования и убеждения касаются Бога. Фундаментальные верования о Боге определяют все остальное, что имеет для нас какое-либо значение. Если наши представления о Боге неверны, то вся наша сущность, все наши знания будут искажены и деформированы этими ложными убеждениями. И этот факт указывает на наличие серьезнейшей проблемы.

    «Но церкви меньше всего на свете нужны раскрученные

    бизнес теории, приправленные христианским сленгом».

    У современного нам общества свой взгляд на Бога, и с библейским Богом он имеет слишком мало общего. Из тумана сегодняшней культуры Бог восстает как некая концепция, врач-терапевт, мягкий и добрый, всепрощающий папа, божество, удобное для использования. Очень точно сказал об этом богослов Дэвид Ф. Уэллс:

    Вместо того, чтобы поклоняться Богу, которому необходимо повиноваться, мы обратились к Богу, которым можно пользоваться. Вместо Бога, которому мы должны отдать все права на самих себя, мы обратились к Богу, который удовлетворяет все наши потребности. Бог стал этаким Богом ради нас самих, ради нашего удовольствия, и мы сами себе решили, что так и должно быть в церкви. И так мы милостивого Бога отдали на милость самим себе. Мы вообразили Его себе неким добреньким дядей, покорно согласным с тем, что мы будем заигрывать с Его сущностью и доставать Его, как джокер из колоды, для продвижения собственных проектов и карьер.1

    В результате подобного кризиса познания Бога, многие основополагающие истины были либо искажены, либо вовсе потеряны, и одной из таких основополагающих истин является учение о распорядительстве.

    Всевластие Бога и распорядительство лидеров

    В этом мире горизонты руководства часто простираются не дальше очередного квартального отчета или заседания совета директоров. Но для руководителя-христианина горизонт и охват подчинения в руководстве несоизмеримо больше. Мы знаем, что руководство осуществляется в контексте вечности. Наши действия, несомненно, имеют значение и сегодня, но то, чем мы занимаемся, имеет отношение к вечности именно потому, что мы служим вечному Богу и руководим людьми, относительно которых Он имеет вечные цели.

    Но самая важная реальность, определяющая наше понимание руководства, это не что иное, как суверенитет Бога. Человек может претендовать на власть, но никто из людей и близко не подходил к тому, чтобы обладать истинным суверенитетом. В главе 4 книги Даниила мы читаем о Навуходоносоре, великом царе вавилонском, одном из величайших монархов во истории человечества. Бог строго осудил Навуходоносора за высокомерие и гордыню и лишил его царской власти и державы. Позже, преподав Навуходоносору урок смирения, Господь восстановил его былое величие. Но, если царский суверенитет можно у человека забрать, значит в конечном счете, у него нет суверенитета. Навуходоносор сам вспоминает выученный урок о том, кто по-настоящему всевластен. Он свидетельствует об истинном суверенитете Бога, «Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды» (Дан.4:31).

    Подобно Навуходоносору, сегодняшние христианские лидеры знают, что Бог всевластен, а мы нет. Но что для христианского руководителя значит утверждать Божий суверенитет на самом деле?

    Это значит, что Бог управляет пространством, временем и историей. Это значит, что Бог сотворил мир ради своей славы и управляет миром, ведя его к Своей цели. Это значит, что мы можем быть спокойны, зная о том, что суверенная цель Бога искупит Себе народ через смертную жертву, которую понес Его Сын. Кроме того, это также значит, что лидеры-люди, какие бы они ни занимали посты, должности, чины, какими бы ни обладали титулами, на самом деле, не самые главные.

    Главное в том, что мы не господа. Мы просто распорядители того, что нам вверено. Божий суверенитет ставит нас на соответствующее место. И это место служения Богу.

    Распорядитель: Истинное значение руководства через служение

    Библейскую концепцию распорядительства понять невероятно просто и легко. Распорядитель – это тот, кто управляет тем, что не находится в его собственности, ведет тех, кто ему не принадлежит. При этом в своем руководстве он знает, что даст отчет Господу, который и есть Владыка и Властелин всего.

    «Главное в том, что мы не господа. Мы просто распорядители того, что нам вверено. Божий суверенитет ставит нас на соответствующее место. И это место служения Богу».

    На распорядителе лежит большая ответственность. И действительно, Библия неоднократно повторяет, что у распорядителя есть как большая власть, так и большая ответственность. У царей были распорядители, которые управляли их царствами, взять хотя бы пример Иосифа, который был главным распорядителем при дворе фараона. Богачи нанимали управителей [в XIX веке их называли «экономы», от греч. «οἰκονόμος» – прим.пер.], которые управляли их имением исполняли по сути такую же функцию, какую в сегодняшних корпорациях исполняют генеральные или исполнительные директоры. Для примера можно прочитать притчу Иисуса о неверном управителе в Лук. 16:1-8.

    Павел описывает служителей церкви как «домостроителей [в греческом языке то же самое слово «οἰκονόμος», что и «распорядитель» – прим.пер.] тайн Божиих» (1 Кор. 4:1), а Петр говорит, что все христиане – «домостроители многоразличной благодати Божьей» (1 Пет. 4:10). Совершенно ясно, что это понятие занимает центральное место в христианском ученичестве и христианском руководстве. Руководителю-христианину поручено влияние, власть и доверие, которое мы призваны оправдать. В каком-то смысле это подчеркивает, насколько Бог доверяет человеку – Своему творению, несмотря на всю его ненадежность и неустойчивость. Мы призваны владычествовать над творением, но при этом мы не обладаем тем, чем призваны управлять. Мы имеем поручение от Кого-то иного: служить от Его имени.

    Подумайте только о тех неудачах и кризисах в руководстве, заголовками о которых пестрят сегодняшние средства массовой информации. Многие, а пожалуй, все эти неудачи были вызваны либо высокомерием руководителя, либо превышением им своих служебных полномочий. Настоящий распорядитель не может позволить себе высокомерие, он должен, не откладывая дело в долгий ящик, научиться сохранять себя от опасности брать на себя слишком много. В то же время, настоящий распорядитель призван действовать, а не стоять в стороне, пассивно наблюдая за происходящим вокруг. Руководитель должен вести за собой, зная при этом, что он действует и руководит от имени кого-то другого. Руководители, независимо от титула или высоты занимаемой должности – это просто слуги. Все просто и понятно.

    (c) www.albertmohler.com. Переведено и опубликовано на www.propovedi.ru с разрешения правообладателя.

    1 David F. Wells, God in the Wasteland: The Reality of Truth in a World of Fading Dreams (Eerdmans, 1994).

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя