Просматривая некоторые толкования в моём любимом книжном магазине в Колумбусе, штат Огайо, я встретил знакомую женщину, которую недавно посещал в больнице и о которой молился. Она подошла ко мне, я поприветствовал её и заметил, что она выглядит вполне здоровой.
В ответ она сказала мне: «Ранами Его я исцелилась. Слава Богу, что в искуплении Христовом есть исцеление».
Я сразу же решил, что книжный магазин – не место для богословских дискуссий. Мне не хотелось подавить её радость или лишить её уверенности в том, что Бог каким-то образом участвовал в восстановлении её здоровья. Однако её понимание Исаии 53:5 и 1 Пет. 2:24 не вполне соответствовало тому, что с ней произошло на самом деле.
Я пытался догадаться, где она могла научиться такому пониманию этих текстов. Возможно, от какого-то целителя верой она услышала объяснение 53 главы книги Исаии, или, может быть, подруга или соседка сказала ей об этих стихах. Возможно, и вы сами задумывались о них.
Даётся ли исцеление через искупление? Если да, то – какого рода? В какой мере? Когда мы получаем его? Давайте, это исследуем.
Искупление
Исаия 53 глава служит основанием для богословия исцеления.1 «Декларация» Божьих обетований об исцелении сосредоточена на крестной жертве Христа. Впервые искупление упоминается в книге Левит в качестве неотъемлемой части системы жертвоприношений в Моисеевом законе. В один определённый день в году израильский первосвященник входил в святое святых, подходил к ковчегу завета и кропил кровью для искупления грехов Израиля.
Аарон, брат Моисея, был первым из первосвященников. В Левит 16:3 говорится, что Аарон входил в святое место с тельцом для приношения. Было ли это приношением за грех или за болезнь? Без сомнений, это было приношение за грех. Аарон приносил тельца сначала за свои грехи, а затем за грехи своего дома (ст. 5-6; сравн. ст. 11, 16, 21, 34).
Моисей установил День искупления по Божьему повелению около 1440 г. до Р.Х. Сотни лет спустя после этого (около 700 г. до Р.Х.) Исаия написал о грядущем Рабе, который должен стать «искуплением». Ритуал искупления, учреждённый Моисеем, позже был исполнен Иисусом Христом в Его смерти за наши грехи, а не за наши болезни.
Через изучение Послания к евреям («новозаветная книга Левит») мы можем увидеть согласованность Священного Писания. Когда произошло окончательное искупление, Христос исполнил роль и священника, и жертвы (Евр. 9:11-12). Иисус Христос, воплотившийся Бог, стал Агнцем, закланным за грехи мира.
В Евреям 10 главе содержится несколько утверждений по поводу совершившегося в Иисусе Христе искупления.
Потом прибавил: «Вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа (Евр. 10:9-10).
Из года в год первосвященник должен был совершать искупление сначала за себя и за свою семью, а затем за весь народ. Но Христу пришлось принести Себя в жертву только один раз (Евр. 10:12, 14). Это и предсказывалось в Исаии 53 главе.
Как в книге Левит, так и в Послании к евреям, показано, что искупление в Божьем замысле предназначено для того, чтобы решить проблему грехов, а не с болезней. И всё это было задумано для того, чтобы мы могли вечно пребывать со святым Богом. Совершённое Христом искупление было оплатой долга за грех, которая выразилась в том, что Божий гнев излился на Иисуса Христа. Совершенно ясно, что основное внимание в Исаии 53 главе направлено на духовное спасение.2
О чём говорится в Исаии 53 главе?
Сказанное в Исаии 53:4-6 порождает такой вопрос: «Что же всё-таки пророк говорит по поводу физического исцеления?»
Еврейские слова в Исаии 53:4, переведённые как «немощи» и «болезни», действительно могут означать либо физическую, либо душевную боль и духовные проблемы. Тем, кто утверждают, будто здесь говорится только о физических болезнях, следует быть более осторожными и говорить, что эти слова могут относиться к физическим немощам.
К счастью, слова всегда стоят в определённом контексте и имеют то значение, которое подразумевается автором. Обычно ближайший контекст указывает на то, какой смысл автор вкладывал в свои слова.
Обратите внимание, что слово «беззаконие» в Исаии 53 главе встречается четыре раза и определяет главное течение мысли в тексте. В 53:5 говорится, что Христос был «мучим за беззакония наши». В соответствии с 53:6 «Господь возложил на Него грехи всех нас». Он понесёт на Себе наши грехи (53:11), и Он Сам понёс на Себе грех многих (53:12; сравн. Евр. 9:28). Таким образом, основное ударение в Исаии 53 главе делается на духовные и вечные последствия греха, а не на его физические проявления в теле.
В Исаии 53:4 мы читаем, что Он «взял» на Себя наши немощи и «понёс» наши болезни. Исаия употребил эти же самые глаголы в стихах 11 и 12. И если мы сравним стихи 3 и 4 со стихами 11 и 12, то увидим, что главное внимание снова направлено на спасение.
Прояснение вопроса
Теперь позвольте рассмотреть несколько дополнительных текстов Священного Писания, которые подтверждают то, что мы только что узнали из Исаии 53 главы.
Во-первых, наше тело в настоящее время подвержено тлению, то есть его состояние ухудшается, пока мы не умрём. В конце концов, физическое будет отделено от духовного (Иак. 2:26). Но добрая весть для всех верующих состоит в том, что однажды мы облечёмся в нетление – в такое состояние, в котором мы останемся неизменными, чистыми и безгрешными всю вечность (Рим. 8:23; 1 Кор. 15:50-54).
Во-вторых, Христос умер за наши грехи. Евангелие – это Благая Весть, которая непосредственно говорит о решении проблемы нашего греха, а не физических проблем. Вы можете прочитать об этом в Матфея 1:2; Иоанна 1:29; 1 Коринфянам 15:1-3 и в других текстах.
Далее, Христос стал грехом3, а не «болезнью». Во Втором послании к коринфянам в пятой главе говорится о Его служении примирения (см. стихи 18-21).
В-четвёртых, Христос простил наши грехи, а не наши болезни. Иоанн написал: «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его» (1 Иоан. 2:12).
В-пятых, Христос отдал Самого Себя за наши грехи, а не за наши болезни (Гал. 1:3-4).
Далее, Библия говорит, что если человек действительно спасён, то он не может потерять своё спасение (Иоанн. 5:24; 10:28-29; Фил. 1:6; Иуд. 24). А теперь давайте приведём эту мысль к её логическому завершению: если через искупление передаётся физическое исцеление точно так же, как и духовное, то это значит, что мы никогда не должны потерять своё физическое здоровье и, следовательно, никогда не умрём.
Но так ли происходит на самом деле? Нет, Писание говорит, что нам всем положено умереть (Евр. 9:27). Стоит посмотреть на пример таких благочестивых людей как Авраам, Исаак, Даниил, Павел и Тимофей, чтобы удостовериться в том, что величайшие Божьи святые болели и в итоге умерли. Таким образом, мы можем сделать библейски обоснованный вывод о том, что хотя в искуплении присутствует аспект физического исцеления, всё же он не реализуется до тех пор, пока нас не постигнет смерть, и не будет искуплено наше тело через воскресение (Рим. 8:23).
В-седьмых, как верующие мы уверены в своём спасении, но у нас нет гарантий по поводу нашей физической жизни или нашего здоровья. Иаков в своём послании в 4:13-14 говорит, что мы не можем быть уверены даже в том, что завтра кто-нибудь из нас будет жив. Но есть твёрдая уверенность в том, что если мы уверовали в Иисуса Христа, мы навеки будем Его сыновьями и дочерьми (Ефес. 1:5).
Далее, если через искупление даётся физическое исцеление, и если это применимо в настоящем, то те люди, которые своей верой вопрошали о физическом исцелении и не получили его, на основании логики не имеют никакого права на уверенность в своём спасении. В противоположность этому Бог говорит, что если мы спасены, то у нас есть все основания верить в своё спасение. Поэтому если бы физическое исцеление давалось через искупление, и мы просили бы о нём, но не получили, то мы утратили бы не только уверенность в физическом, но и в духовном искуплении. К счастью, такой небиблейский вывод может быть сделан только в том случае, если мы изначально упустим главную цель искупления – прощение наших грехов.
В-девятых, предположение о том, что физическое исцеление через искупление может быть применимо в настоящем, подразумевает также необходимость применения в настоящем и понятия вечной жизни с приобретением бессмертных тел.
Но смерть остаётся для нас возмездием и великим препятствием на пути к этому предполагаемому выводу. Мы все должны умереть (Евр.9:27). Смерть не отнимется от человеческой жизни до тех пор, пока не наступит вечность. Следовательно, какие бы физические преимущества не предполагались в искуплении, мы не будем ими полностью обладать до времени нашего вхождения в Божье присутствие.
Подумайте также вот о чём: если Христос оплатил долг наших грехов, но мы всё ещё продолжаем согрешать, то что же тогда говорить применительно к физической сфере нашей жизни? Полное здоровье или частичное? Точно также как мы обладаем частичным духовным здоровьем, в той же мере мы продолжаем обладать частичным физическим здоровьем, пока присутствие греха не будет удалено. И это не произойдёт до самой смерти или до пришествия Господа.
Действительно, Христос уплатил за наши грехи, но Он не удалил присутствие греха из жизни верующего. Христос позаботился о причине болезни – грехе, который в нравственном смысле является корнем болезни. Но Он не удалил болезнь из жизни верующих, потому что Он не избавил их от преследующего их греха.
Наконец, если в Исаии 53 главе действительно говорится о грехе, а не о болезни, тогда Новый Завет должен это подтвердить. Священное Писание удивительно едино и не может противоречить само себе.
Как и ожидается, в Новом Завете содержатся цитаты из Исаии 53 главы. Филипп встретился с эфиопским евнухом, читавшим текст из Исаии 53 главы (Деян. 8:28, 32-33). Когда евнух попросил Филиппа объяснить ему, он «благовествовал ему об Иисусе» (Деян. 8:35). Очевидно, евнух уверовал во Христа, как в своего личного Спасителя и Господа, поскольку далее он попросил крестить его. Главное, что мы должны понять из этого случая, заключается в том, что они оба – и Филипп, и евнух – поняли, что в Исаии 53 главе говорится о грехе, а не о болезни.
Что говорит Матфей об Исаии 53 главе?
В Матфея 8 и 9 главах описывается самое насыщенное исцелениями время в Евангелии. И в Матфея 8:14-17 мы также находим цитату из Исаии 53:8, которую некоторые могут использовать для поддержки утверждений о том, что физическое исцеление является неотъемлемой частью искупления:
Придя в дом Петров, Иисус увидел тёщу его, лежащую в горячке, и коснулся руки её, и горячка оставила её; и она встала и служила им. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется речённое через пророка Исаию, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понёс болезни».
Хотя на первый взгляд может показаться, что в Матфея 8:14-17 подтверждается идея о наличии элемента исцеления в искуплении, более внимательное изучение этого текста раскрывает то, чему в действительности Господь хотел научить.
Греческие слова в Матфея 8:17, переведённые как «взял» и «понёс», отличаются от соответствующих греческих слов, использованных в Септуагинте, греческом переводе Исаии 53 главы. Для такой перемены есть свои веские причины.
В Матфея 8 главе эти слова означают «удалять от», а не «взять на». (Учтите, что слова, использованные в Исаии 53:4, означают «понести в жертвенном смысле», что передаёт идею о том, что «Он взял на Себя наши грехи».) Матфей говорит, что Христос «удалил» немощи людей. Христос не «понёс» немощь тёщи Петра в заместительном смысле. Он не сказал: «Беру её горячку на Себя». Он просто коснулся её, и горячка ушла. Он также не понёс на Себе ни болезни тех, кто был болен, ни духов тех, кто были одержимы (Матф. 8:16). Позже Ему предстояло понести грех на кресте, но в этот момент в Матфея 8 главе Он только удалил немощи.
Следующая мысль очень важна: то, что Христос совершил на кресте, произошло несколько лет спустя после Его целительного служения в Капернауме, описанного в Матфея 8 главе. Нет абсолютно никакой связи между тем, что Христос сделал в Капернауме, и Его искуплением на Голгофском кресте. Скорее Матфей употребляет ветхозаветный текст для иллюстрации. Он указывает на связность и тождественность между Исаией 53 гл. и целительным служением Христа в Капернауме.
Вот ещё один способ, которым это можно объяснить: 8 глава Матфея имеет такое же отношение к 53 главе Исаии, как 17 глава Матфея (преображение Христа) к 19 главе Откровения. Это всего лишь предвкушение, как описанное в Матфея 8 главе является предвкушением грядущего вечного царства, в котором не будет греха и болезней. Один автор по этому поводу говорит:
Действительно, как я уже доказывал, Матфея 8:16-17 недвусмысленно связывает совершённые Иисусом чудеса исцелений и изгнания бесов с искуплением, которое ещё не совершилось. Они служат его предвкушением и утверждены на крестной смерти, которая является их основанием и оправданием.4
Предположение о том, что теперь нет болезней из-за того, что Христос на кресте позаботился о физических немощах, подобно предположению о том, что теперь нет греха, поскольку Христос понёс наши грехи на кресте. Если грех всё ещё существует (а это именно так), значит, нравственная основа для болезней также продолжает своё существование.
Что говорит Пётр об Исаии 53 главе?
Умер ли Христос за наши грехи или за наши болезни? Кое-кто учит, что 1 Петра 2:24, где сказано: «ранами Его вы исцелились», – подтверждает, что Христос на кресте решил проблему физических болезней. Но контекст этого отрывка требует от нас, чтобы мы рассматривали крестную смерть Христа как жертву за наши грехи.
Часто задаваемый вопрос состоит в следующем: «Что означает слово “рана”, или каково значение фразы “ранами Его мы исцелились”?» Слово, переведённое как «раны», является еврейским словом в Исаии 53 главе, лучший перевод которого звучит как «раны от физического оскорбления». Это в точности отражает понимание Пётром записанного в Исаии 53 главе.
Из контекста мы понимаем, что Пётр не говорит о ранах, которые были нанесены Христу воинами во время избиения, но скорее – о крайне мучительной боли, перенесённой Им на Голгофе (Пс. 21:15-18). Избиения и оскорбления, которые Он претерпел перед тем, как Его прибили ко кресту, были ничем в сравнении с Его мучениями на кресте, когда Он понёс на Себе грехи мира. В 1 Петра 2:24 говорится о нашем духовном исцелении и о том, что Христос заплатил за наши грехи, а не за наши болезни.
Подведём итог
В Исаии 53 главе говорится об искуплении и о его ценности для спасения, а не о его целительном воздействии на физические болезни. Этот вывод подтверждается четырьмя свидетельствами:
Искупление в книге Левит и в Послании к евреям относится исключительно к спасению.
Контекст Исаии 53 главы главным образом сфокусирован на воздействии искупления на грехи.
В богословском смысле смерть Христа и спасение ориентированы на грех.
Матфей, Пётр и эфиопский евнух понимали, что записанное в Исаии 53 главе относится ко греху.
Все свидетельства Писания подтверждают, что Исаии 53 глава говорит о духовном состоянии человека. Главное внимание в ней направлено на грех, а не на болезни. Она фокусируется на главной причине болезней, грехе, а не на немедленном устранении одного из последствий греха, болезни.
Вернёмся обратно к вопросу, который мы задали в начале: «Даётся ли исцеление через искупление?» Мой ответ на него – «Да!», но с последующим объяснением: исцеление даётся «через» искупление или «как один из результатов» искупления, но оно никогда не предназначалось для верующих в настоящем времени.5 Когда грех будет окончательно удалён, то для верующих придёт и полнота физического исцеления – но только в будущем, когда наши тела будут искуплены силой Божьей (Римлянам 8:23; Откровение 21:4).
Следовательно, на основании Матфея 8:16-17 нельзя проповедовать, что в искуплении даётся исцеление, если только это не подтверждается другими текстами Писания. Но об этом больше нигде не утверждается, и это не может быть достаточно обосновано текстом из Матфея 8:16-17. Нет, в искуплении нет исцеления для наших смертных тел. Этот вывод основан на том факте, что прощение грехов и избавление от вины даётся бесплатно и однозначно предлагается через крест всем искренно верующим в настоящем времени, в то время как исцеление от всех наших немощей и болезней в настоящем не даётся беспрепятственно и безусловно всем верующим. Никто из уверовавших в прощение и очищение никогда не был отвержен, но тысячи и тысячи уверовавших в физическое исцеление не получили ожидаемого. В этом нет противоречия – по весьма уместному объяснению. Позволение грешить в настоящем не входит в Божий план и Его намерение для нас, но с позволением болеть часто происходит именно так, как мы видим это в Писании и в свидетельстве христиан. . . . Поэтому как Писание, так и опыт говорят «нет», телесного исцеления нет в искуплении.6
Принимая во внимание 1) значения используемых слов, 2) контекст, в котором находятся рассмотренные выше тексты, 3) дополнительную информацию из книги Левит и Послания к евреям, и 4) сущность искупления, мы можем сделать вывод о том, что искупление было предназначено для того, чтобы решить проблему греха и удовлетворить праведный гнев святого Бога. Не раньше, чем смерть избавит нас от присутствия греха, вы и я сможем насладиться полным физическим здоровьем.7 Когда воскресение дополнит первые плоды искупления в настоящем (Рим. 8:23), тогда мы познаем полноту физического исцеления через искупление.
Дж.И. Пакер выразительно передаёт весь смысл Исаии 53 главы в этом глубоком высказывании:
Снова, это – истина: спасение охватывает как тело, так и душу. И, конечно, как некоторые предполагают, в искуплении есть исцеление для тела. Но мы должны заметить, что совершенное физическое здоровье обещано не для этой жизни, а для небес, как часть славы воскресения, ожидающего нас в тот день, когда Христос «уничижённое тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё». Полное физическое благополучие является благословением будущего спасения, а не настоящего. То, что обещал Бог, и когда Он это даст, являются различными вопросами.8
* Эта статья представляет собой восьмую главу из книги Ричарда Мейхью «Обетование исцеления» (СПб: Библия для всех, 2007). Доктор Ричард Мейхью (Richard L. Mayhue), много написавший по вопросу библейского учения об исцелении, несет служение декана семинарии «Мастерс» в Сан-Вэлли, Калифорния (The Master’s Seminary, Sun Valley, CA). Чтобы узнать, как приобрести эту книгу, пишите на адрес admin@propovedi.ru, или свяжитесь с издателем на www.bible.org.ru.
1 Я был чрезвычайно удивлён тому, насколько мало внимания уделяется Исаии 53 гл. в некоторых наиболее свежих и заметных публикациях в защиту современного целительного движения. Например, в книге Jack Deere, SurprisedbythePoweroftheSpirit(Grand Rapids, MI: Zondervan Publishing House, 1993), состоящей из 299 страниц, вопросу исцеления посвящается лишь один абзац на стр. 169. В книге John Wimber and Kevin Springer, PowerHealing(San Francisco: Harper & Row, 1987), состоящей из 269 страниц, этому отводится менее четырёх полных абзацев (стр. 152-156), но основное место занимают рассуждения о том, что сказали люди, вместо того, чтобы рассматривать учение Писания. В книге Benny Hinn, Lord, IneedaMiracle (Nashville, TN: Thomas Nelson Publishers, 1993) отводится меньше двух страниц (стр. 55-56). Jeffrey Niehaus в книге TheKingdomandthePower(Ventura, CA: Regal Books, 1993) посвятил этому меньше трёх полных страниц (стр. 48-50). Для знакомства с полным экзегетическим исследованием Исаии 53 гл. см. Edward J. Young, The Book of Isaiah, Vol. 3 (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1972), стр. 340-354.
2 В Новом Завете постоянно говорится о Христе, как о заместительной жертве за христиан, Который, совершив искупление, понёс на Себе их грехи. См. Матфея 20:28; Иоанна 1:29; Римлянам 4:25; 5:6-8; 8:3; 1 Коринфянам 15:3; 2 Коринфянам 5:21; Галатам 1:4; 3:13; 4:4-5; Евреям 9:28; 1 Петра 3:8 и 1 Иоанна 2:2; 4:10.
3 Именно так переводится греческий текст 2 Коринфянам 5:21: «Не Знавшего греха Он соделал грехом вместо нас…», – что отражено в переводе еп. Кассиана. – Примечание переводчика.
4 D.A. Carson, Showing the Spirit (Grand Rapids, MI: Baker Book House, 1987), 156-57.
5 С библейской точки зрения было бы более верно говорить: «Через искупление будет дано исцеление», – вместо того, чтобы говорить: «С искуплением даётся исцеление». Я согласен с доктором Дагом Моо (Doug Moo), который в своей статье “Divine Health and Wealth in the Gospel” в журнале TrinityJournal, 9 (1988), 204говорит: «Мы предпочли бы говорить, что физическое исцеление – это одно из последствий искупительной смерти Христа». Также см. в W. Kelly Bokovay, “The Relationship of Physical Healing to the Atonement,” Didaskalia(April, 1991), 35: «Заблуждается любой, кто предполагает, что “в” искуплении даётся исцеление, не делая главной оговорки; болезни – всего лишь последствие греха, и их окончательное искоренение гарантировано, поскольку наш грех был искуплен».
6 J. Sidlow Baxter, Divine Healing of the Body (Grand Rapids, MI: Zondervan Publishing House, 1979), 136-35. Бакстер здесь не смягчает слов, полностью отвергая возможность получить физическое исцеление в настоящем на каком-либо основании, связанном с искуплением.
7 John Wimber и Kevin Springer в книге PowerHealing, 154 цитируют R.A. Torrey, DivineHealing(Grand Rapids, MI: Baker Book House, reprinted 1974), 53 по поводу значения Исаии 53 главы (на стр. 43) говорят, что «на основании того, Иисус испытал на кресте, мы в последствии можем испытать стопроцентное исцеление здесь на земле». В лучшем случае, это – преувеличение того, что говорит Торрей (стр. 43-46), а в худшем это – искажение. Читателю нужно быть осторожным, когда ему предлагаются цитаты из других авторов, особенно когда цитируемая литература не является легкодоступной для проверки.
8 James I. Packer, “Poor Health May Be the Best Remedy,” Christianity Today (May 21, 1982), 15.
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.