Возможно, вы знаете Пола Вошера как человека, который проповедовал снискавшее дурную славу «Шокирующее послание для молодежи» – проповедь, которая собрала свыше миллиона просмотров на YouTube. Однако в нем есть нечто гораздо большее, чтобы считать его просто человеком одной проповеди. Он был миссионером в Перу на протяжении десятилетия, за которое создал Миссионерское Общество ХартКрай, предназначенное для поддержки основателей перуанских церквей. Помимо этого Пол является пастором, писателем1 и спикером на конференциях. На данном этапе он трудится на полную занятость в Миссионерском Обществе ХартКрай.
Мог бы ты назвать пять людей и пять книг, которые в наибольшей степени оказали влияние на твою веру?
Личность, которой я восхищаюсь больше всего – это Иисус Христос. Он не терпит никаких сравнений. Разница между Ним и остальными людьми, не просто количественная, а качественная. Он находится в отдельной категории по отношению ко всем остальным. Самый щепетильный и внимательный ученый ограничен в том, что он знает, и ошибается в некоторых вещах, которые утверждает; самый посвященный праведник запятнан грехом и полон ошибок; самое смелое сердце среди нас потерпит неудачу и разобьется. Но Христос абсолютно прекрасен, свят и неизменен. Что же касается святых в истории, я приобрел неоценимую пользу от Георга Мюллера, Чарльза Сперджена, Мартина Ллойд-Джонса Джорджа Уайтфилда и Жана Кальвина. И это только малая часть из них. Если сказать словами автора послания к Евреям: «И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о…» всех реформаторах и пуританах, у которых я учился: это и Буньян, и Бостон, и Брукс, и Эдвардс, Флэвел, Гудвин, Мюррей, Ньютон, Оуэн, Райл, Сиббс и другие.
Книга, которая повлияла на мою жизнь более всего – это Библия. Это само собой разумеется для каждого подлинного христианина, но на данном факте всегда следует делать акцент, даже если эта фраза покажется избитой и излишней. Книга книг, Само Слово Божье, единственный записанный документ, обладающий властью спасать и преображать жизни. Помимо Писания, самой важной книгой в жизни была Автобиография Георга Мюллера. Она лежит с правой стороны на углу моего стола, ее обложка износилась, а страницы пожелтели и поистрепались. Книга оказалась огромным подспорьем в моей вере на протяжении почти тридцати лет служения. Вторая не менее важная книга для меня – это «Путешествие Пилигрима» Джона Буньяна. Она излагает доктрину спасения с поразительной ясностью и проницательностью. Третья по счету – это «Благовестие сегодня» Эрнеста Райцингера. Когда я был молодым человеком, то всегда знал, что есть что-то неправильное в том способе, как я занимаюсь евангелизацией. Бог использовал труд Райцингера, чтобы разоблачить поверхностность моей вести и метода. Прочитав половину книги, я почувствовал, как меня переполняет страх от того, каким образом я проповедую Евангелие. В тот день я пообещал Богу, что если Он позволит мне жить, я никогда больше не буду проповедовать Евангелие столь поверхностным способом. Четвертая книга, по сути, является собранием сочинений под названием «Полное собрание Э. М. Баундса о молитве». Пятая книга – «Пятидесятница сегодня?» за авторством Ианна Мюррея, – одно из лучших рассмотрений возрождения и силы Святого Духа, с которым я когда-либо сталкивался. В ней я обнаружил наиболее близкое сходство с моими убеждениями относительно этой доктрины. Наконец, я просто обязан также упомянуть видео-серию Р. Ч. Спраула «Святость Бога», которая оказала сильнейшее влияние на мою жизнь, когда я еще был молодым миссионером в Перу. Часть этих серий я просмотрел на коленях. Временами я ставил кассету на паузу и просто лежал, распростершись на полу. Это был поворотный момент в моей жизни.
Многие люди впервые о тебе узнали, благодаря YouTube и «Шокирующему посланию». Не мог бы ты рассказать, как возникла эта проповедь, и как она стала хитом YouTube? Какое значение имела эта проповедь в твоей жизни и служении?
Как только я вышел за кафедру, я чувствовал необыкновенную тяжесть и неуверенность по поводу того, о чем проповедовать. Казалось, что до меня были тысячи проповедников, которые подпитывали ложную уверенность. В моем сердце возгорелось послание, но я понимал, что оно будет неприятным. Когда я начал говорить о влиянии культуры на церковь, люди в зале разразились аплодисментами. Они не имели ни малейшего представления, что я говорю о них. В тот момент я обратился к тексту из Матфея 7 и начал проповедовать. Это было подобно тому, будто бы меня двигал и подгонял вперед сильный ветер, которому я был не в силах сопротивляться. Я чувствовал себя разбитым на миллион мелких осколков, и меня уже не пугали никакие последствия. Сразу же после завершения я думал, что свалюсь в изнеможении, и меня наполнял страх. Многие люди были в ярости на меня в тот день. Следующие несколько недель я испытывал неприятности, связанные с этой проповедью. Пока я проповедовал, у меня не было ни малейших сомнений, но они начали одолевать меня после. Правильно ли я поступил? Несколько месяцев спустя, в конце концов, я выбросил эти мысли из головы. Я никогда не видел ни одной записи этого видео, а ХартКрай не размещала его в онлайн.
По прошествии семи месяцев мы начали получать электронные письма со всего мира. Люди присылали свои свидетельства о том, как они были спасены, благодаря «Шокирующему посланию молодежи». Все в ХартКрай были в замешательстве. Мы не могли взять в толк, о каком послании люди ведут речь, и действительно ли я тот, кто его проповедовал. Наконец, один из моих товарищей из штата сотрудников вышел в интернет и обнаружил это видео. Я был шокирован больше, чем кто-либо другой. Радиостанции стали звонить и просить об интервью, по всему интернету не прекращались дебаты, люди высказывали либо слова поддержки, либо выступали против того, что я проповедовал. И даже после стольких лет мы продолжаем получать свидетельства со всего света от людей, которые обратились в результате этой проповеди.
Эта проповедь отразилась на моей жизни самым различным образом. В хорошем смысле она позволила мне проповедовать и писать о Евангелии и природе подлинного обращения. Также она открыла дверь для людей, чтобы те увидели работу, которую Бог совершает через Миссионерское Общество ХартКрай и местные миссии. В негативном смысле проповедь привела некоторых молодых реформаторов к несбалансированному взгляду на тип проповеди, который необходим для истинного возрождения. Послание, которое я проповедовал, было суровым, очень суровым, однако это было исключение, а не норма для моей проповеди. Есть времена, когда «суровое слово» должно быть проповедано даже Божьему народу. Но церковь и каждый верующий в отдельности растет ежедневно, подкрепляясь не «суровыми словами», а будучи питаем и ободряем всей волей Божьей. Сильнейший катализатор для духовной зрелости и истинно обращенного – это превосходящее откровение о любви Бога во Христе. Другая вещь, которую «начинающим провозвестникам» стоит усвоить, что проповедник несет Меч, таз и полотенце. И он с великой радостью скорее возьмется за таз и полотенце. Но он должен быть медлен на то, чтобы взяться за меч, и всегда, когда до этого доходит, у него должны быть слезы, страх и стертые колени.
Мог бы ты поделиться с нами, как случилось, что ты оказался в Перу на десять лет? Очевидно, что ответ кроется в Великом поручении, но все же, почему ты выбрал Перу? Как ты понял, куда Бог хочет, чтобы ты отправился?
Во время первого года в семинарии я составил список потенциально возможных направлений моей жизни, при этом нижние строчки я оставил пустыми, поскольку осознавал, что Божья воля может состоять в чем-то помимо того, что я занес в список. Нужно ли мне продолжать уличное служение, где я уже трудился? Хочет ли Бог, чтобы я вернулся на Филиппины или в Перу, в страны, в которых я временно нес служение? Каждый день я молился по списку и ожидал Господа. Иногда я вычеркивал какой-то вариант из списка, но только лишь для того, чтобы на следующий день вписать его обратно. В конечном счете, мое желание отправиться в Перу укреплялось до тех пор, пока не затмило все остальные. Вдобавок к моему внутреннему желанию Бог начал открывать двери и устраивать обстоятельства так, что становилось очевидным, что это – то самое направление, которого мне следует придерживаться. Наконец, однажды, на ступеньках в промежутке между вторым и третьим этажом семинарской библиотеки меня посетила непреодолимая уверенность и радость в том, что это было именно Перу. На протяжении годов я открыл некоторые основополагающие принципы в распознавании Божьей воли: Во-первых, благодатью Божьей мы должны быть твердо посвящены в первую очередь поиску Царства Божьего и Его славы. Во-вторых, необходимо установить жизненную дисциплину по обновлению нашего ума в Слове Божьем. В-третьих, мы должны искать благочестивых советов от зрелых верующих. В-четвертых, нужно наблюдать за знаками Божьего проведения, открывающими и закрывающими двери. И последнее: нам следует учитывать желания собственного сердца. Бог дал мне возрастающее желание благовествовать народу Перу и служить их нуждам. Когда я основывал ХартКрай с целью достигать других народов, я снова был движим аналогичным желанием.
Что бы ты мог рассказать нам о состоянии дел в церквях Южной Америки? Есть ли что-то, что может ободрить или обеспокоить, из того, что ты там увидел?
В Южной Америке, как и в любом другом месте в мире, есть и то и другое: и моменты, которые воодушевляют, и причины для большого переживания. К ободрениям можно отнести количество людей, которые обратились и их ревность по благовестию потерянным – тем, кто принадлежит не только к числу их народа, но также и другим народам мира. Существует провиденциальная открытость к Евангелию, которая могла бы поразить большинство верующих в Штатах. Уличные проповедники делятся полным Евангелием с большим количеством людей за день, чем в США за месяц. Еще один ободряющий момент схож с тем, который мы наблюдаем здесь: многие проповедники и ученики Слова заново открывают великие доктрины церкви, достаточность Писания и важность экспозиционной проповеди.
Беспокойства в Южной Америке являются в некотором роде отражением тех проблем, которые мы находим и в Соединенных Штатах. Во-первых, это поверхностное Евангелие, которое порождает легковерие. Во-вторых, есть ощутимый недостаток экспозиционной проповеди и библейского душепопечения. В-третьих, происходит рост лжепророков и маргинальных христианских сект. Где бы ни совершалась подлинная Божья работа, мы можем быть уверены, что дьявол будет умножать подделки.
Семейное поклонение – одна из дисциплин, в которой хотят преуспеть большинство христианских семей, но при этом испытывают с ней трудности. Какой у тебя опыт семейного поклонения? Мог бы ты описать, как проводишь его в своей семье?
Семейное поклонение – это, безусловно, неотъемлемая часть для христианской семьи. Несколько лет назад я прочитал высказывание доктора Джона Мак-Артура о воспитании детей. Я не смогу процитировать дословно, но основная суть, как я помню, заключалась в следующем: преподавайте Писание своим детям ежедневно, наказывайте их последовательно и любите безусловно. Если вы придерживаетесь перечисленных вещей, то будете поступать по-библейски. Эта истина стала краеугольным камнем в жизни моей семьи и воспитании детей. Обычно пять раз на неделе моя семья встречается по вечерам для размышления и молитвы. У меня трое детей в возрасте двенадцати, девяти и шести лет. Во время нашего размышления мы изучаем книги Библии и молимся. Каждую ночь мы проходим по нескольку стихов из Притч и несколько стихов из какой-нибудь другой книги Библии, которую мы изучали на тот момент. Например, сейчас мы проходим Притчи 16 и Луки 11. Мы применяем построчное разъяснение. Один из ребят читает стих, и я объясняю. Второй ребенок прочитывает следующий стих, и я также его истолковываю. По ходу жена и дети еще дополняют процесс комментариями и вопросами. На данном этапе мы уже в третий раз идем по книге Притч и закончили такие книги как Матфея, Иоанна, Римлянам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, 1 & 2 Фессалоникийцам, 1 & 2 Петра и 1, 2 & 3 Иоанна. Как правило, изучение занимает около получаса каждый вечер. Однако периодически, когда интерес детей достигает максимума, наше время размышления длится и час. Я стараюсь следить за тем, что происходит с детьми в это время. Вечернее время должно быть не монотонной рутиной, а ярким моментом в дне.
Многие ваши братья-христиане уважают тебя и восхищаются тобой. Как ты справляешься с восхвалениями со стороны других? Как Господь хранит тебя смиренным?
Если я отвечу именно на такой вопрос, каким он был сформулирован, то он обернется против меня, потому что он предполагает, что либо я смиренный, либо я считаю себя смиренным. Гордость – ужасная и опасная вещь. Она принимает столь много различных форм, что может даже замаскироваться под смирение. Гордость может вести не только к самовозвеличиванию, но и к самоуничижению. Это как опасный червь в разных обличиях. Ключ к сражению с гордостью состоит не в том, чтобы бороться с тем, как бы не думать о себе слишком высоко и стремиться думать о себе скромно. Ключ в том, чтобы не думать о себе вообще, но покоить свое мышление во Христе и нуждах других.
Говоря об этом, я могу поделиться некоторыми вещами, которые могли бы быть полезными в нашей борьбе с гордостью: прежде всего, мы должны стремиться к росту в нашем понимании доктрины о Боге и доктрины о человеке. Чем больше мы понимаем, кто Он есть, и кто мы на Его фоне, тем больший урон мы нанесем гордости. Во-вторых, было бы мудро окружить себя теми, кто знает нас и любит в достаточной степени, чтобы высказать нам слова исправления и обличения. В-третьих, после длительных путешествий, нам следует как можно скорее направляться домой. Люди, которые только слушают проповедников, имеют тенденцию возводить их на пьедестал, но те, кто живет с проповедниками, осознают, что они всего лишь обычные люди. Наконец, если мы оцениваем наши жизни на основании того, что мы знаем или говорим, то легко попадемся в ловушку самообмана, думая, что мы – те, кем на деле не являемся. Поэтому благоразумно было бы оценивать себя, исходя количества истины, по которой мы действительно живем. Это смиряет.
Тебя часто ассоциируют с движением, которое известно как Новый Кальвинизм. Какие положительные и отрицательные моменты ты видишь, глядя на это движение?
На этот вопрос трудно ответить, поскольку существует очень много определений «Нового Кальвинизма». Некоторые используют это название, как знак почета, а иные как пренебрежительный ярлык. По этой причине все подобные названия ведут в заблуждение, а то и к откровенной опасности. За последнее десятилетие было много молодых парней и девушек, которых смутили доктрины Реформации. Если говорить о них, то я вижу и некоторые моменты, которые могут обрадовать, и те, что могут обеспокоить. Я начну с первых.
Прежде всего, воодушевляет такое возрождение интереса нынешнего поколения к великим доктринам Писания, которые были ясно изложены во время Реформации, Доктрины евангельских церквей находятся в сильном упадке, поскольку они отвергли эти самые доктрины или пренебрегли библейской истиной в угоду прагматизму. Христианство – это «истинная» религия. Когда эта истина становится расплывчатой, христианство становится туманным и беспомощным. И даже хуже, оно скоро станет синкретическим и его поглотит мирская культура. Возвращение некоторых современных евангельских церквей к надлежащему определению истины вселяет оптимизм. Во-вторых, ободряет возвращение нынешнего поколения к пяти Solae Реформации – Sola Scriptura, Solus Christus, Sola Gratia, Sola Fide и Soli Deo Gloria. Эти доктрины безоговорочно являются неотъемлемыми элементами для библейского христианства, здравым основанием, которое часто подводило к реформации и пробуждению среди народа Божьего. В-третьих, радует, что современное поколение осознает важность церковной истории. Приверженность “sola scriptura” не отрицает необходимость сравнения нашего толкования Писания с великими исповеданиями Церкви и бесчисленным множеством благочестивых верующих, прошедших перед нами. Это один из самых эффективных способов распознания того, насколько много из собственной культуры закралось в наше толкование. Наконец, в-четвертых, ободряет, что нынешнее поколение заново открывает великих богословов и проповедников прошлого. Мы должны понимать, что поверхностность, недостаток дисциплины и жажда развлечения и свободы, которыми изобилует наша культура, не являются инкубаторами для мыслителей с глубокими духовными переживаниями. Когда же мы читаем труды великих святых в истории, мы можем почерпнуть из колодца, который глубже, чем наш собственный, оценить, насколько далеко мы отпали и установить наш взор на основании, находящемся выше, чем того требует или даже ожидает наше время.
Наряду с тем, что я наблюдаю много хорошего, я также замечаю немало того, что меня тревожит. Во многих отношениях движение пройдет через те же самые ошибки и опасности всех тех людей, кто его составляет.
Мое первое переживание заключается в тенденции к крайностям. Когда молодой человек начинает серьезно осознавать важность учения, его может унести в крайности, когда он будет предавать чрезмерное значение одной доктрине и приуменьшать другую. Обладать правильным толкованием каждой конкретной доктрины не достаточно; еще мы должны научиться содержать доктрины в гармонии друг с другом.
Второе, что меня беспокоит, это тенденция отрицать или исключать тайну из личности и дел Божьих. Нам нужно помнить, что ереси, например, касательно Троицы пришли от двух разных источников – от тех, кто хотел отвергнуть ее и от тех, кто хотел ее объяснить. Молодой человек легко может подвергнуться великой опасности – наделить его собственное суждение таким же весом или авторитетом, как Священное Писание. Так поступая, он создаст богословскую модель с выводами, идущими дальше, чем истина. Наша гордость будет скорее упразднять тайну у Бога и хвалиться своими достижениями, чем ее признает и смиренно преклонится перед Тем, чьи судьбы непостижимы и чьи пути неисследимы.
Третье мое беспокойство – это пустой интеллектуализм. Такое бывает, когда осмысление на уровне разума становится скорее финальной целью, нежели средством для достижения большего – применения данной доктрины в нашей собственной жизни во славу Бога и для блага Божьего народа. Когда молодой человек начинает учить вещам и хвалиться вещами, которые в его жизни только становятся реальностью, он может оказаться слеп к тому факту, насколько мало он понимает истину, которую объясняет и насколько скудной жизнью живет в сравнении с тем, что он предположительно знает.
Четвертое беспокойство связано с богословской скукой, которая перекрывает любовь. Если мы растем в истине и преуспеваем в христианстве более наших сверстников (Галатам 1:14), нам следует спросить себя: «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Коринфянам 4:7). Рост в истине должен вести нас к росту в смирении и сострадании к другим, особенно по отношению к верующим. Когда молодой богослов посмеивается над вывеской, которая гласит: «Бог любит вас!», просто потому, что знает, что тот, кто написал эту фразу, не понимает во всей полноте сложность сделанного утверждения, то это ужасная ошибка. Иисус сказал: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Матфея 18:10).
Пятое, что меня тревожит, это готовность молодого поколения реформаторов охватить великие доктрины Реформации одновременно вкупе с неготовностью отпустить небиблейские модели служения и церковной жизни, которые укоренились в современной евангельской практике. Нам нужно осознавать, что многие неправильные моменты в текущем положении дел в евангельском течении связаны с тем, что мы отошли от библейского богословия, которое было разработано в Реформацию. Если мы воистину улавливаем смысл этих доктрин, особенно Sola Scriptura, тогда это требует того, чтобы мы согласовывали наши организационные структуры и методологии служения с Писанием и никак иначе.
Постижение реформатского и пуританского богословия без практики их благочестия и посвящения Богу – таково мое пятое беспокойство. Реформаторы были мужами, которые знали Бога и ходили с Богом. Молитвенный чулан был им знаком как свои библиотеки. Они стремились преобразовываться в образ Христов. Они ни в коем роде не были идеальными людьми, но они усердно искали сообразования каждого аспекта своей жизни с учением Писания. Трансформация в их богословии произвела трансформацию в их доксологии и практике. Стиль жизни, по крайней мере, некоторых молодых реформаторов граничит с антиномианизмом, который щеголяет своей мнимой свободой и избегает строгого благочестия немногим меньше, чем рабства закона.
Наконец, мое седьмое, заключительное беспокойство проистекает из попытки многих молодых реформаторов казаться современными, стильными, крутыми или даже законодателями моды. Такое кокетливое отношение к культуре опасно, и из-за него миру очень трудно принимать служителя или его весть со всей серьезностью.
Почему ты решил написать серию книг «Возвращению к Евангелию»? Кому стоит прочитать эти книги, и что, как ты надеешься, они призваны совершить?
Прежде всего, я решил писать о Евангелии потому, что это ведущая страсть моей жизни. По сути, я бы мог без устали проповедовать одну и ту же весть об искупительной смерти Христа каждый раз, когда я ступаю за кафедру, не меняя темы. Евангелие Иисуса Христа – это основание церкви и величайшее откровение славы Божьей. Во-вторых, есть настоящая причина, из-за которой Евангелие было утеряно евангельскими церквями. Это утверждение некоторым могло бы показаться преувеличением, однако такая утеря Евангелия происходила на протяжении всей истории, и все признаки указывают на то, что это повториться снова во время нашего поколения. Когда мы сравниваем Евангелие, которое по большей части проповедуется в наши дни с тем, которое проповедовалось реформаторами, пуританами, Эдвардсом, Уайтфилдом, Уэсли, Спердженом, Ллойд-Джонсом, мы видим сильнейший контраст. И становится ясно, что мы обладаем урезанным Евангелием, и не на несколько духовных законов или пустых вероучительных утверждений, а в гораздо большей степени. Ситуация демонстрирует, насколько важно созидание богословия в контексте церковной истории. Знаменитые вероисповедания и символы веры церкви, также как и наиболее посвященные проповедники и богословы, могут помочь нам понять, как сильно мы заблудились. Многие дорогие мне и искренние христиане делились со мной, что об истинах, которые они открыли для себя из моих книг, никогда ранее не слышали. Часто они бывали шокированы, когда я говорил им, что эти истины являются общеизвестным фактом для любого, кто в прошлом слушал евангельскую проповедь. В-третьих, я написал серию о Евангелии, потому что хотел изложить Его великие истины на языке людей церковной скамьи с многочисленными ссылками на Писание. Великие истины христианства принадлежат не только профессиональным богословам, но и каждому человеку, который призван во имя Христа.
В Силе и вести Евангелия ты говоришь: «Те, кто верует и проявляет свою веру посредством публичного отождествления со Христом посредством водного крещения, будут спасены». Я уверен, что ты бы согласился, что спасение происходит только по благодати и только через веру. Мог бы ты прояснить эту цитату, исходя из которой создается видимость, что ты говоришь о крещении, как о необходимом требовании для спасения?
Это интересный и полезный вопрос. Я недвусмысленно и категорично поддерживаю доктрины sola gratia и sola fide – спасение только по благодати и только через веру. От всего сердца я выражаю согласие с Лондонским исповеданием 1689 года, которое гласит: «Крещение – это таинство Нового Завета, установленное Иисусом Христом, которое символизирует сообщение того, кто крестится со Христом, Его смертью и воскресением…» (Статья 28).
Подтвердив эту истину, мы можем взглянуть на некоторые любопытные моменты. В исповедании выше я использовал библейский язык. В Деяниях 2:38 Петр призывал: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов…». Похожие обороты мы также находим в Марка 16:16, Деяния 22:16 и 1 Петра 3:21. Нам никогда не надо бояться использовать библейский язык. Отношение между спасением и некоторыми внешними воздействиями (такими как крещение) можно также увидеть в Римлянам 10:9: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать… то спасешься». Учит ли этот текст, что для спасения человека необходимо нечто большее, чем вера? Говорится ли, что спасение только по вере или по вере и исповеданию, или по вере и крещению? Нашими благородными усилиями защитить и огородить доктрины sola fide мы можем стать повинными в отрицании другой важной истины – вера, результатом которой является спасением, также ведет еще и к отождествлению со Христом и исповеданию Христа, причем даже тогда, когда это может быть опасным.
На Западе отождествление со Христом через публичное крещение и устное исповедание утеряло значительную часть того значения, которое предавалось им в Новом Завете. В результате того, что минуло уже несколько поколений, при которых христианство не было преследуемо, крещение стало замечательным событием, которое можно разделить с семьей и друзьями, и даже неверующие родственники могут присутствовать на торжестве. Однако во времена Нового Завета, а также во многих частях света в наши дни крещение – самое трудное решение человека из тех, что тот когда-либо принимал. Это великое событие, когда он публично отождествляет себя со Христом и порывает со своей семьей, друзьями и культурой. Из-за такого решения он лишится работы, станет изгоем общества и, вероятно, на него даже будут охотиться, посадят в тюрьму и замучают. В этом случае крещение было доказательством его веры и спасения. Только истинно возрожденные дерзнут отождествиться со Христом такой ценой. Вот почему и крещение, и публичное исповедание Христа так близко связаны с верой и спасением в Новом Завете.
В одной из своих проповедей ты упомянул, что в тебе «больше металла, чем в грузовике». В то же самое время ходит много толков о твоем нездоровом состоянии. Мог бы ты прокомментировать свое здоровье?
Я родился с генетическим пороком развития, и да, во мне много металла. Мои ребята называют меня «технопастор». У меня была полная замена обеих бедер, я трижды ломал левое запястье и дважды его оперировал, теперь оно соединено специальном штифтом. Три операции проводилось на левом колене, и еще у меня была грыжа межпозвоночных дисков и костяной шип в шее. До операции на бедрах я испытывал нескончаемую боль. Из-за нее было крайне трудно сконцентрироваться, спать и передвигаться по горам Анд. Трудность с хронической болью, подобной моей не похожа на боль острую, ее всегда сопровождает слабость и тошнота.
Вплоть до времени двух лет назад, отсчитывая от нынешнего апреля, мое состояние неуклонно ухудшалось. Боль становилась тяжелее, а бессонница имела негативные последствия. Я часто спал на полу в зале, потому что ночью я так много ворочался, что моя жена едва ли могла заснуть. А потом в одно утро, я проснулся из-за того, что вздрогнул, как будто если бы кто-то тряхнул меня, или захлопнулась дверь. Я вскочил на ноги и в то же мгновение почувствовал, что моя боль ушла. Я сказал жене, что, похоже, Бог подарил мне хороший день. Я определенно ожидал, что боль вернется, но на следующий день я чувствовал себя даже лучше. Несколько дней спустя, я прогуливался по двору, и мой сын Иен бросил фрисби в моем направлении. Не задумываясь, я подпрыгнул и поймал его (в моем словаре «подпрыгнул» означает, что мои пятки оторвались от земли). Когда я обернулся, чтобы бросить фрисби обратно Иену, он воскликнул: «Папа, ты видел, что ты только что сделал?».
Позднее, я отправился в комнату и помолился. Я сказал Господу, что если боль была необходима, для моего освящения и безопасности, то я с радостью приму ее обратно. Но до тех пор, я буду добрым управляющим того дара, что Он дал мне. С обновленной надеждой, я поменял свою диету и начал делать зарядку со своими ребятами. Минуло два года, и я продолжаю поправляться. В прошлом году я бросил вызов Водди Бокаму, предложив ему три раунда в клетке. Полагаю, я бы мог побить его, поскольку он так сильно смеялся, что не смог бы обороняться. Из этой истории можно извлечь два урока. Во-первых, у меня были серьезные физические проблемы, но я убежден, что все эти годы переносил их при помощи беспокойства, стресса, и переутомления. Все это симптомы неверия и/или гордости. Христианское служение трудно, и мы не должны быть ленивыми или вялыми. Однако мы часто возлагаем на свои плечи бремена, которые не согласуются с волей Божьей. Чем больше я познаю Бога и Его совершенный труд ради меня, тем больше я способен отдыхать. Во-вторых, я бы не променял свои трудные годы на все сокровища мира. Бог знает, в чем каждый из нас в отдельности должен пострадать для того, чтобы сообразоваться в образ Христа.
Я знаю, что многие христиане любят молиться за тебя. За что конкретно эти люди могли бы молиться о тебе, твоей семьей и твоем служении?
Я не могу выразить, как для меня ценны молитвы Божьих людей. Молитвы других – это средство через которое Бог укрепляет Своих служителей. Больше всего я желаю, чтобы молились о моем подобии Христу и стойкости. Я вступаю в опасный этап жизни. И Ной и Давид пали после того, как они ходили с Богом уже много лет и выиграли много сражений. Моя цель – быть верным до конца. Моя жена также очень хочет быть похожей на Христа, проявлять доброту, милость и терпение, особенно в отношении обучения на дому наших детей. Касательно детей, наше величайшее желание, чтобы они достигли библейской уверенности в спасении и любили Господа Бога всем сердцем своим, всей душой своей, всем разумением своим и всей крепостью своей. Что же до сотрудников ХартКрай, то мы нуждаемся в чистоте и мудрости, чтобы заниматься административной деятельностью согласно воле Божьей.
© Источник: http://www.challies.com/interviews/an-interview-with-paul-washer и http://www.challies.com/interviews/an-interview-with-paul-washer-part-2. Переведено и размещено на сайте www.propovedi.ru с разрешения правообладателя.
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.