Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Как свидетельствовать мормонам

    Свидетельствуя мормонам, христиане обычно выбирают один из двух методов. Они либо опровергают мормонизм апологетическим методом, либо разоблачают мормонизм богословским методом. В первом случае обращаются к истории мормонов, лжепророчествам, археологии, ДНК, и т.д. Во втором случае обращаются к темам греха, покаяния, искупления, Евангелия и т.д.

    Большинство людей используют первый метод, но мы, участники служения «Оазис» в Юте, используем второй. Первый метод может породить множество бывших мормонов, которые необязательно станут верующими. На самом деле, этот подход может навредить.

    Когда мормоны понимают, что мормонизм – это ложь, они обычно становятся атеистами, поскольку практически неспособны отделить свое знание о Боге, Библии, Иисусе Христе от мормонского мировоззрения. Они так сильно изранены ложью, что, в результате, подвергают сомнению любые религиозные взгляды и впадают в глубокий скептицизм. Кроме того, разрушение исторического основания мормонизма – это не проповедь Евангелия. Весть, которую мы призваны нести, одинакова для всех людей, будь то мормоны или кто-то еще: мы призваны проповедовать Христа распятого, единственного Спасителя грешников. Апологетика, без сомнения, полезна для того, чтобы разбить уверенность людей, что мормонизм – полноправная религия, однако всего важнее, чтобы мормоны доверились Иисусу Христу, как единственному и достаточному Спасителю. Зачастую эти две цели конфликтуют друг с другом. Исходя из этого, мы уверены, что лучшим подходом в свидетельстве мормонам будет богословский метод: разъяснение библейского учения о грехе, праведности и вере с исследованием мормонского учения на его же богословской почве. Точная христианская доктрина нужна не для того, чтобы осознать свою греховность… она нужна, чтобы решить эту проблему! Проведя мормонов по всей их богословской системе до ее логических выводов, мы откроем им, что они грешники, и что оправдаться перед Богом своими делами невозможно, и это распахнет дверь для возвещения истинного Евангелия. Кроме того, первый подход всегда приводит к спору, который заставляет мормона почувствовать себя страдальцем за веру, что еще больше укрепляет стену отчуждения.

    Богословское исследование своего учения понуждает мормона углубляться для поиска ответов. Никакие аргументы не смогут ответить на серьезные богословские проблемы, присущие их «евангелию». Углубляясь, они обнаружат не только отсутствие ответов, но также и то, что их духовное состояние далеко не соответствует ожиданиям. Мало кто из мормонов серьезно размышлял о своем богословии, поскольку их религия не рекомендуют этим заниматься. Мы по-дружески хотим дать им шанс.

    Чтобы добиться этого, мы пользуемся методом Сократа: задаем вопросы. Мормоны любят поговорить о своей вере, они хотят «благовествовать»! Так позвольте им! Спросите, в чем заключается их весть, зачем нужно Евангелие, какие проблемы призвано разрешить Евангелие, и так далее. Слушая ответы, продумайте соответствующие вопросы, которые помогут им размышлять над своими ответами. Не переживайте, если сначала у вас получится не очень хорошо. Вам станет легче использовать метод Сократа, если вы будете регулярно разговаривать с мормонами. Кроме того, нам не нужно заранее готовиться к типовой беседе, поскольку именно этим они и занимаются. Мормоны научены говорить одно и то же, как по бумажке, мы же должны подходить к этому иначе, как Иисус учил Своих учеников (Лук. 21:14-15). Нам не обязательно быть экспертами в мормонизме, но надо быть экспертами в Евангелии. Усвоив базовые истины Евангелия, и положившись на Святого Духа в словах, мы сможем свидетельствовать любому человеку с любой религией во всякое время. Нам не нужно заранее готовить каждый вопрос или слово. Тогда каждый разговор будет уникальным.

    Важно иметь общее направление и цель, к которой, в конечном счете, будет вести разговор. Суть, или цель, когда мы применяем метод Сократа к богословской системе мормонов, заключается в том, чтобы помочь мормону увидеть, что мормонское учение не может спасти его. Точкой наивысшего напряжения будет тема искупления: она станет кульминацией разговора, поскольку это и есть сердце духовной битвы. Мормоны признают, что Иисус искупил наши грехи, чтобы мы могли быть прощены, чтобы вернуться к Богу. Совсем необязательно говорить о странных доктринах, которых они придерживаются (например, о природе Бога или о том, что искупление, по их мнению, произошло в Гефсиманском саду), нужно лишь показать, что сам по себе мормонизм, при всей своей странности, не спасает. В конечном счете, мы коснемся этих учений, однако в данный момент обращение к ним отвлечет нас от цели, и скорее всего, помешает ее достичь. Свидетельствуя мормонам, если они упоминают о каком-то странном моменте своего учения, обычно я ничего об этом не говорю, ни за, ни против, а двигаюсь дальше к цели нашего разговора.

    Вот главный вопрос: «Как человек получает искупление?» Поскольку вечная участь каждого зависит от этого вопроса, ответ на него крайне важен. Именно здесь мормонизм терпит крах.

    Учение мормонов сводится к тому, что человек должен совершенно оставить все свои грехи, чтобы получить искупление. Но это, конечно же, невозможно. В их основном руководстве, «Основах Евангелия», сказано: «Мы принимаем искупление Христово, через то, что каемся в своих грехах, крестимся, получаем дар Святого Духа и соблюдаем все заповеди. Таким образом мы очищаемся от греха и становимся достойными вернуться и вечно жить с нашим Небесным Отцом… Христос выполнил Свою часть в искуплении наших грехов. Чтобы Христово искупление обрело силу в нашей жизни, каждый из нас должен каяться и повиноваться Ему» (GospelPrinciples, 1978. С. 50-51). Согласно учению мормонов, прощение грехов – не дар, который Христос приобрел для человека, но каждый должен заработать его своим усердием через послушание Божьим заповедям. Однако Библия учит, что вечная жизнь – это дар Божий грешникам. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9). Это решающее различие между благодатью и делами является основным противоречием и конфликтом между библейским христианством и мормонизмом, именно об этом нужно говорить. Совсем необязательно обсуждать крещение или получение Святого Духа (даже если мормоны захотят перескочить на эту или подобные ей темы), потому что по учению мормонов покаяние должно предшествовать всему остальному. Каждому также должен быть достойным, чтобы принять крещение: «Все, кто… истинно раскаялись во всех грехах своих… будут приняты в Церковь Его через крещение» (Учение и заветы, 20:37). В мормонизме ничего не дается даром. Даже «вера» определяется как «такое упование на Христа, что мы повинуемся всему, что Он повелевает» (GospelPrinciples. С. 118). Согласно учению мормонов, вся суть именно в заслугах человека по его делам.

    Если мормоны правы, что «мы принимаем искупление Христово, через то, что каемся в своих грехах», то из этого «евангелия» вытекает два очевидных вопроса: 1) что такое покаяние? И 2) насколько хорошим мне надо быть, чтобы удостоиться принять искупление? Продвигаясь глубже, мы увидим, что совершенно невозможно спастись, следуя учению мормонов.

    Достаточно только взглянуть на официальные вероучительные документы мормонов, чтобы заметить их образ мыслей и понять, как они сами определяют все термины. Этот параграф взят из главы «Покаяние» в «Основах Евангелия», которая содержит цитату основателя мормонизма, Джозефа Смита: «Мало пользы признавать, что мы согрешили, если мы не прекращаем делать это зло. Если мы поистине каемся в своих грехах, мы больше не будем совершать их. Если кто-то крал, он не будет больше красть. Если лгал, он не будет больше лгать. Если прелюбодействовал, он перестанет это делать. Господь сказал Пророку Джозефу Смиту: “Таким образом вы можете знать, кается ли человек в своих грехах: вот он исповедуется в них и оставит их”» (GospelPrinciples, 1978. С. 91). Спенсер Кимбалл, покойный президент мормонской церкви утверждал: «Есть один важнейший признак покаяния. Это оставление грехов… спасительная сила не распространяется на того, кто просто хочет изменить свою жизнь… также, покаяние неполно, когда человек просто пытается оставить грех… ‘пытаться’ недостаточно. Мало ‘стараться изо всех сил’. Нужно всегда действовать сверх своих сил» (TheMiracleofForgiveness. С. 163-165). В мормонизме утверждают, что покаяться – значит полностью и навсегда оставить свой грех. Следовательно, согласно их собственному учению, чтобы мормон принял искупление и получил прощение грехов, он должен совершенно перестать грешить и соблюдать заповеди Божьи. Очень просто: если не раскаиваешься в своих грехах, не получаешь искупления. Нет никаких «постараюсь».

    Сокрушительный удар, сметающий все оправдания мормонов по этому вопросу (а они будут оправдываться), вытекает из одной из центральных доктрин их богословской системы. А именно, что Бог никогда не дает заповедь, которую невозможно соблюсти, вне зависимости от ее сложности или значимости. «Ибо знаю, что Господь не даёт повелений детям человеческим, не приготовив пути для них, дабы они могли исполнить то, что Он повелевает им» (1 Нефий 3:7). Следовательно, когда Бог повелевает нам «отречься от всего безбожного» (Мороний 10:32) и «покаяться во всех грехах» (Геламан 14:13), мы вполне способны это сделать. Если же мы этого не делаем, вина лежит на нас, а не на Боге. В мормонизме нет законного оправдания, почему человек не соблюдает постоянно все повеления. Некоторые мормоны прямо сейчас отчаянно борются с этой проблемой. Многие другие никогда об этом не задумывались и до сих пор полагают, что пока они «стараются изо всех сил», все будет хорошо. Они благополучно забыли, что бог мормонизма требует от человека совершенства. С помощью правильных вопросов и сопоставления отдельных фактов мы добьемся того, что им придется признать, что у них нет оправдания за намеренную непокорность (это библейский ответ, почему люди не исполняют Божьи заповеди).

    «Евангелие» мормонов – это порочный круг: все согрешили, и поэтому было предложено искупление. Однако чтобы получить искупление, надо перестать грешить. Следовательно, никто в прошлом, настоящем или будущем не имел и не будет иметь искупления. Не потому ли было дано искупление, что мы не могли соблюсти заповеди? Как же тогда условием для принятия искупления может быть: «Соблюди заповеди»? Мы уже доказали, что это невозможно! Именно поэтому мормонизм не спасает. «Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2:21).

    В этот момент те, чья совесть не огрубела, почувствуют смятение из-за своих грехов. Те же, чья совесть менее чувствительна, может, будут смущены и поделятся с вами своим свидетельством. Мормоны изо всех сил хотят заслужить Божью благодать, так что осознание того, что им не удалось ее получить, может их очень встревожить. Библия учит, что заповеди были даны Богом, чтобы сокрушить грешника, так чтобы он потерял всякую надежду на себя и на свои дела, вынуждая его бежать к Христу, чтобы получить оправдание по вере (Гал. 3:24). Вот что мы хотим показать, используя закон, как у мормонов. Многие стремились облегчить это бремя, понизив стандарт до безопасного искусственного уровня, однако, будучи орудиями в руках Искупителя, мы обязаны поднять этот стандарт на его истинный, внушающий трепет уровень. У нас будет искушение отступить и не доставлять людям неудобство разговором об их грехах (ложная забота), но в действительности самое доброе, что мы можем сделать людям – это говорить истину в любви, даже если это им неприятно (истинная забота). Врач обязан сначала сообщить пациенту плохую новость, а затем убедить его согласиться на лечение. В опасности вечная душа мормона, и он не знает, что идет в погибель. Следовательно, ради любви, мы должны быть готовы привести его в смущение, чтобы привести его к Иисусу Христу для спасения. Как только он увидит тщетность своего богословия, и спросит: «Ладно, а как ты получаешь искупление?!» – тогда вам откроется дверь, чтобы рассказать ему истинное Евангелие Божьей благодати, и он будет слушать вас как «губка». Вот теперь истину надо говорить четко и ясно, указывая на разницу между мормонским и христианским спасением. Им нужно услышать настоящую благую весть. Поистине, мормоны смертельно нуждаются в благодати.

    Что касается манеры вашего разговора с ними, будьте деликатны, кротки и любезны, поскольку они ожидают, что все не-мормоны, особенно христиане, будут преследовать их за убеждения. Вы сильно их озадачите, с кротостью направляя меч истины к их совести. Общаясь с мормонами, можно легко сорваться, ведь они настолько слепы и не замечают очевидного, но если мысленно представить их себе в черных очках и с белой тростью, это поможет не огорчаться, а сочувствовать им. Почти все мормоны родились в этой лжи и были обречены верить ей с самого детства, не зная ничего другого.

    Ваша открытость и честность в отношении своих грехов будет для мормонов как чистый и прохладный источник, потому что они выросли в культуре крайнего лицемерия и осуждения. Вот почему они так стремятся выглядеть хорошо перед людьми и показать всем, что они соблюдают заповеди (в конце концов, они верят, что так они оправдываются перед Богом). Если вы ведете себя естественно и честны в отношении своих грехов, это поможет им честно говорить о своих грехах… а это бывает не часто. Если же вы играете, то мормоны смогут различить лицемера за километр! (Рыбак рыбака видит издалека, правда?)

    Также не нужно расстраиваться, если покажется, что разговор ни к чему не привел. Мормоны прекрасно умеют прятать свои истинные чувства, и нам неизвестно, когда Дух Божий обличает человека и привлекает его к Себе. Есть много историй о людях, которые пришли к Христу, в то время как свидетельствовавшие им христиане и не подозревали, что их слова достигли цели. Так что не нужно сдаваться!

    Мы убедились, что эти принципы наиболее эффективны при благовестии мормонам. Богословский подход с использованием метода Сократа, чтобы показать несостоятельность мормонизма, открывает дверь истинному Евангелию благодати. В отличие от апологетического метода, этот подход обходит подводные камни атеизма, почти всегда не дает человеку почувствовать себя жертвой гонений и целиком основывается на вести о Христе распятом. Обозначенные здесь принципы применимы не только в отношении мормонизма, поскольку это лишь одно из ответвлений религии собственной праведности. Как я сказал ранее, нам не нужно быть экспертами в мормонизме, но быть экспертами в Евангелии.

    www.propovedi.ru

    Оригинал статьи находится по адресу: http://www.credenda.org/index.php/Theology/how-to-witness-to-mormons.html.

    1 Элай Брэйли трудится евангелистом в «Комьюнити крисчен министриз» в Прово, штат Юта, США.

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя