Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Как достигать единства в церкви часть 1

     

    Мне очень приятно находиться с вами, братья. Учитывая, что за последние несколько дней конференции проповедников вы слушали меня достаточно много, я приятно удивлен, что у вас осталось желание послушать меня еще раз.

    Если бы вам пришлось быть пастором церкви в Коринфе в 55 г. н. э., то с чего бы вы начали процесс решения серьезных проблем, существовавших в той церкви? Это была церковь, в которой относились терпимо к греху кровосмешения, в которой верующие судились друг с другом в городских судах, вечеря Господня извращалась, а духовные дары использовались с целью возвышения отдельных членов церкви над другими. С чего бы начали вы? Возможно, многие из вас начали бы не с того, с чего начал апостол Павел. А он начал с проблемы единства.

    Тем же путем апостол Павел идет и в Послании к ефесской церкви. Первые три главы этого послания, как вы знаете, посвящены описанию положения верующих во Христе. Во всех этих трех главах мы встречаем лишь одно повеление, которое находится во второй главе, — повеление «помните». Но зато остальные три главы Послания к ефесянам просто насыщены повелениями. Именно в этих трех последних главах послания он рассматривает практические вопросы, вытекающие из нашего положения во Христа. В частности, этот практический раздел начинается в первом стихе четвертой главы с призыва «поступать достойно звания, в которое вы призваны». И с чего же он начинает практический раздел этого своего послания? Он снова начинает с вопроса единства. Поэтому я считаю важным для нас сегодня поразмышлять над таким вопросом: что это такое — христианское единство? И к нему не относится?

    К сожалению, иногда единство понимается как нечто сентиментальное, не основанное на каком-либо согласии относительно божественной истины. А иной раз мы впадаем в искушение полностью игнорировать вопрос единства или даже готовы разрушить его, причем делаем это без всякой необходимости.

    Как вы сами знаете из опыта, отсутствие в церкви единства может выглядеть достаточно уродливо и, в то же время, смешно. Пару лет назад я прочитал об истории, произошедшей в одной из валлийских церквей в Великобритании. Церковь находилась в поисках нового пастора, и между ее членами возникла вражда. Вот как эта история описывалась в новостях: «Вчера две оппозиционные группы в церкви выслали своих служителей за кафедру. Они оба говорили одновременно, пытаясь каждый перекричать другого, назначая пение своих гимнов, и обе группы общины одновременно пели два разных гимна, каждая пытаясь заглушить пением другую». Далее следовало: «Эти группы начали кричать друг на друга, в гневе размахивая Библиями. Воскресное утреннее служение превратилось в драку. А в это время оба проповедника пытались перекричать друг на друга, произнося свои проповеди. В итоге один дьякон вызвал полицию. Два полицейских вошли и начали кричать на общину, призывая к тишине. Они убедили сорок человек из этой церкви разойтись по домам. Остались только два пастора, которые продолжали спорить». Эта новостная статья заканчивается такими словами: «Прошлым вечером одна из противоборствующих групп призвала другую на встречу примирения. Но она закончилась спором».

    К сожалению, подобные сцены происходят во многих церквах. Возможно, вы и сами были свидетелями некоторых из них. Я до сих пор не могу забыть одну такую сцену, которая произошла, когда я еще подростком присутствовал на членском собрании одной баптистской церкви. Двое взрослых мужчин стояли перед всем собранием и кричали прямо в лицо друг другу. Один из них был председателем дьяконского совета. А другой был мужем женщины, которая играла на пианино во время богослужений. В тот момент я был уверен, что если этот спор не прекратится, то они начнут бить друг друга. И о чем же они спорили? Спор был о том, где должно стоять пианино.

    Подобные разногласия и споры, возможно, обычное явление, но в Новом Завете ясно говорится, что наш Господь не их приемлет. Проблема разногласий настолько серьезна, что апостол Павел начинает применять истину к церкви в Ефесе — начиная с 4-й главы — именно с рассмотрения вопроса единства. По сути, если посмотреть на Ефесянам 4:1, то можно увидеть, с чего он начинает. Первый стих задает тему всей остальной части послания. Повеление поступать достойно нашего звания в Господе — это общее повеление, охватывающее многие другие вопросы. А затем последующая часть послания разъясняет нам, как мы должны поступать достойно своего звания. И объяснение того, как нам поступать достойно, первым делом касается единства в церкви.

    В Ефесянам 4:1-16 читаем:

    Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.

    Тема этого абзаца очевидна как из повторения похожих идей, так и из его структуры. Девять раз в этих стихах упоминается понятие единства. Трижды в них встречается идея о «единстве тела». В 3-м стихе тема единства выражена ясно: «…стараясь сохранять единство духа в союзе мира». Этот деепричастный оборот, как явствует из греческого текста, служит сердцевиной всего прочитанного нами отрывка. Фраза «…стараясь сохранять единство духа в союзе мира» является центральной в этом абзаце. Стихи 1-й и 2-й подводят к этой центральной части, а 4-16-й вытекают из нее.

    Начнем с рассмотрения основополагающего вопроса о природе единства. Что это такое? Греческое слово, переведенное здесь как «единство», образовано от корня, означающего «один». На самом простом уровне единство означает «единичность». Позвольте сказать, что не является единством. Для того чтобы церковь была в истинном единстве, ей не обязательно быть организацией с видимой упорядоченной структурой, как у Русской православной церкви. Это также не означает стремиться к внешнему, поверхностному единству, игнорируя важные доктринальные различия. Это также не позволение смотреть сквозь пальцы на грех в общине или на доктринальные заблуждения у отдельных людей в церкви или в группе церквей.

    Тогда что такое единство? Поскольку все христиане уже едины в Иисусе Христе, то все истинные члены невидимой Церкви Христа объединены друг с другом. Другими словами, мы уже обладаем внутренним единством со всеми истинными христианами.

    Это видно из таких текстов, как Иоанна 10:14-16, где Господь говорит, что Он соберет всех Своих овец в одно большое стадо. В Иоанна 17:20-23 в Своей первосвященнической молитве Иисус просит о том, чтобы Его истинные последователи были едины, как Он един с Отцом.

    В Послании к ефесянам Павел приводит три иллюстрации, чтобы помочь нам понять это настоящее единство. Во второй и четвертой главах он проводит параллель между духовным единством и единством между членами человеческого тела (см. Еф. 1:22-23; 4:15-16). Хотя каждый член или орган тела является его отдельной частью, вместе они соединены в одно тело. Во второй главе Павел говорит об этом же единстве на примере камней храма (см. Еф. 2:19-21). Апостол сравнивает нас с большим зданием храма. Каждый отдельно взятый верующий подобен камню в этом здании, вместе же мы составляем Божий храм. Также в Ефесянам 2:19 и 4:6 он использует образ членов одной семьи. Верующие теперь стали членами Божьей семьи. И хотя каждый из нас представляет собой отдельную личность, мы все — члены одной духовной семьи. Между всеми истинными христианами существует настоящее, жизненно важное единство. И это единство было создано в момент нашего спасения, когда мы были соединены со Христом и друг с другом.

    Каков источник нашего единства? Взгляните снова на Ефесянам 4:3 и обратите внимание на фразу «единство Духа».

    Святой Дух — это источник, начало, причина этого единства. Именно Святой Дух производит единство. Посмотрите также на 1 Коринфянам 12:12-13, где говорится о том, как это единство было создано: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом».

    По поводу различий в действиях Святого Духа в Ветхом и Новом Заветах ведется множество споров. Чтобы сильно не уклоняться от нашей темы, увлекаясь многочисленными подробностями, позвольте лишь коротко поделиться несколькими мыслями относительного этого сложного вопроса. По моему мнению, в Ветхом Завете совершалось действие Святого Духа по возрождению и освящению. Никто не может прийти к вере в истинного Бога без действия Святого Духа. Никто не может возрастать в подобии Богу без действия Его Духа. Поэтому я верю, что было некое постоянное пребывание Святого Духа с ветхозаветными святыми.

    Но здесь есть два ясных различия, которые существуют между действием Святого Духа в Ветхом и Новом Заветах. Согласно словам нашего Господа, произнесенным в горнице и записанным в Иоанна 14-16-й главах, в благословении пребывания с верующими Святого Духа должно произойти одно важное изменение. Он сказал, что теперь Дух будет «в вас». Второе отличие действия Святого Духа в Новом Завете описано в 1 Коринфянам 12-й главе. В Ветхом Завете не было крещения Духом в Тело Христово. Но теперь в момент спасения это сверхъестественное действие Духа — крещение Духом ­– совершается с каждым из нас. Христос — Глава, а мы присоединяемся как члены к Его телу через крещение Святым Духом. Ни вы, ни я никогда сами не смогли бы совершить такого объединения, и нам не дано повеления это совершать своими силами. Дух Божий уже сделал это с нами.

    Но в чем тогда заключается наша ответственность? Посмотрите снова на Ефесянам 4:3: «Стараясь сохранять единство Духа». В греческом тексте эта фраза стоит в форме причастия, но по своей функции это повеление. Мы вполне законно могли бы перефразировать ее так: «Старайтесь сохранять единство Духа!»

    Греческое слово, переведенное здесь как «стараясь», встречается в Новом Завете одиннадцать раз. Оно выражает идею «срочности», «поспешности» или «быстрого совершения какого-то дела». Также в него заложена идея «важности». И, наконец, оно может означать «стараться» или «делать что-либо хорошо». Поэтому, когда Павел говорит «стараясь», он имеет в виду следующее: «Делайте это сейчас же, делайте это, потому что это важно, и усердно трудитесь над этим!» Итак, что же мы должны стараться делать? Заметьте, что нам сказано стараться «сохранять», то есть «хранить», или «держаться» того единства, которое Дух уже создал. Мы должны сохранить то, что у нас уже есть. А оставшаяся часть абзаца говорит нам о том, как это сделать.

    В стихах со 2-го по 16-й Павел называет три средства, предназначенные для сохранения этого единства. Давайте посмотрим на них. Первое средство для сохранения единства описывается в стихах 2-м и 3-м: (I) облекитесь в составляющие единства. Второе средство описано в стихах с 4-го по 6-й: (II) сосредоточьтесь на основании нашего единства. Третье средство для сохранения единства содержится в стихах с 7-го по 16-й: (III) следуйте Христову плану о единстве.

    В этом последнем разделе (ст. 7-16) он подробно говорит о том, как церковь должна функционировать. Я знаю, что вы преданно следуете этому третьему средству. В своей подготовке к служению вы либо уже изучали, либо еще будете изучать библейскую экклезиологию. Вы уже понимаете и признаете то, чему учит оставшаяся часть четвертой главы этого послания — что Христос дал Своей церкви духовно одаренных людей (то есть вас, пастырей-учителей), чтобы вы могли снаряжать святых на дело служения. Затем по мере того, как святые совершают дело служения, вся церковь растет и получает назидание. На самом деле меня не тревожит ваше отношение к этому третьему средству, описанному в стихах 7-16, поскольку я не думаю, что вы им пренебрегаете. Поэтому сегодня я хочу, чтобы мы сосредоточились на первых двух средствах сохранения нашего единства.

    I. Облекитесь в отношения единства (Еф. 4:2-3)

    Для того чтобы сохранять единство, которое создал Дух, мы должны, прежде всего, облечься в отношения единства.

    Чтобы сохранять единство, нужен определенный внутренний настрой. Там, где он есть, почти во всех случаях будет и единство. (Мы поговорим и о некоторых исключениях.) Там, где такой внутренний настрой отсутствует, будут конфликты и разногласия.

    Но прежде чем мы посмотрим на эти важные составляющие единства, мы должны ответить на два вопроса. Первый вопрос следующий:

    1. Каковы самые распространенные причины отсутствия в церкви единства? В ответ на этот вопрос нам в голову, возможно, сразу же придут несколько идей. Несогласия, непонимания, гордость, эгоистические амбиции, желание получить или удержать власть, грубое или жесткое обращение с людьми, скрывание вреда от чьего-либо греха, неспособность быть снисходительным к ошибкам других и споры по незначительным доктринальным разногласиям. Таковы обычные причины, разрушающие единство.

    2. Существуют ли какие-либо оправданные причины расстройства единства? Это второй вопрос, на который нам нужно ответить. Есть ли такие поступки, которые могут повредить единству в церкви, но которые мы все равно должны совершить? И библейский ответ на этот вопрос — да, есть! В Новом Завете описываются две причины, по которым бывает необходимо подвергнуть опасности единство в церкви.

    (a) Первая причина — это противостояние продолжающемуся образу жизни в нераскаянном грехе. В той церкви, где я несу пасторское служение, верное применение шагов церковной дисциплины, описанных в Матфея 18-й главе, иногда приводит к некоторому разногласию. Если член церкви, которого обличают в грехе, не раскаивается в нем, но вместо этого отстаивает свою правоту, то, как правило, он тем самым вредит единству тела. И тем не менее, наш Господь говорит нам в Матфея 18-й главе, что мы должны предпринять эти шаги в отношении греха, несмотря на цену. У членов любой церкви нет иного выбора, как только применять церковную дисциплину в случае нераскаянного греха, даже если это угрожает расстроить единство церкви. В 1 Тимофею 5:20 нам сказано, что это также следует делать в отношении пресвитеров церкви. Если они находятся в грехе, то их нужно обличить, даже если это расстроит единство церкви. Нельзя игнорировать нераскаянный грех просто ради сохранения единства. Если нужно противостать очевидному нераскаянному греху в церкви, то это оправданная причина для расстройства единства.

    (b) Существует и вторая оправданная причина для расстройства единства в церкви — это исправление ложного или нездравого учения. Посмотрите, чему учит нас Писание в Послании Иуды. Сводный брат нашего Господа пишет послание, в котором он говорит о такой необходимости. В Иуды 3-4 сказано:

    Возлюбленные! Имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.

    Иуда здесь говорит, что мы должны ревностно сражаться за веру, даже с теми людьми, которые находятся в церкви.

    И это сражение за веру может включать в себя риск поставить под удар видимое единство в церкви. Возможно, самый яркий пример этого мы находим во второй главе Послания к галатам. Павел пишет в стихах 5-м и 11-14-м:

    Мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас. Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?

    Здесь Павел вспоминает темный день в истории церкви. Все — за исключением апостола Павла — в каком-то смысле пошли наперекор Евангелию. В этой ситуации апостол Павел посчитал единство второстепенным вопросом по отношению к доктринальной чистоте и перед всеми открыто обличил апостола Петра.

    Братья, эти две ситуации — единственные обозначенные в Писании примеры, когда единством церкви можно пренебречь. Другими словами, если в церкви есть разногласие и отсутствует единство, но это не по причине исправления ложного учения и не из-за обличения кого-либо в нераскаянном грехе, тогда это разногласие не оправдано и является грехом. В таких случаях у тех, кто вовлечен в такие разногласия, неизбежно отсутствует одно или более из обязательных составляющих единства, перечисленных Павлом в Ефесянам 4:2.

    Продолжение следует.

    1 Это перевод первой из трех лекций, произнесенных на семинаре о духовном руководстве, который проводился 13 октября 2010 г. при поддержке Программы «В помощь проповеднику» в Церкви «Преображение», г. Самара.

    2 Том Пеннингтон — старший пастор Библейской церкви «Кантрисайд» в Далласе, Техас (США). Он несколько раз приезжал в Россию для преподавания семинаров по гомилетике в рамках Программы «В помощь проповеднику» при Церкви «Преображение» (г. Самара), а также был одним из приглашенных докладчиков на Конференции Проповедников, которая проводилась в Церкви «Преображение» в 2010 году.

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя