Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Как быть жалким утешителем?

    PDF

    За исключением описаний страданий Иисуса Христа на Голгофском кресте, Книга Иова служит наилучшим библейским примером человеческих страданий. Всего за несколько мгновений Иов, великий человек Востока, потерял все свое богатство (которое было весьма внушительным), физическое здоровье и десятерых детей. И хотя он не был совершенным (все же он был грешником), Иов в пример нам отреагировал на происшедшее стойкой верой в суверенного Бога – именно во время своих страданий, а не лишь после них (см. Иак. 5:11). На примере Иова мы можем многому научиться о доверии Божьей суверенности и о жизни, основанной исключительно на вере, преодолевающей глубокую боль. Нам всем хочется видеть перед собой добрый пример, которому мы можем следовать. И поэтому мы благодарны Богу за Иова.

    Но в уроках Книги Иова есть и важная негативная составляющая. Негодное «служение ближнему», которое оказали Иову его так называемые «душепопечители», служит для нас отрицательным примером, из которого мы должны научиться тому, как нам однозначно не следует поступать. Троим друзьям Иова крайне не хватало сострадания, и они были страшно скупы на утешительные слова. Их неспособность к рассудительности выглядела предательством. Однако в самом корне их бесплодных советов лежала более серьезная проблема. У них было недоразвитое богословие, чрезмерный упор в котором делался на причинно-следственную связь между грехом и страданием. Они всегда усматривали прочную связь между страданиями человека и его личными грехами. В итоге, к сожалению, Иов был прав, когда назвал этих людей «жалкими утешителями» (см. Иов. 16:2).

    Если мы хотим служить благодатью и истиной в душепопечении друг другу, то иногда нам будет полезно взглянуть на плохие примеры душепопечения. Итак, сделаем это сейчас. Посмотрим, как это выглядит, когда кто-то в спешке становится бесчувственным душепопечителем. Если вы хотите быть жалким утешителем, тогда…

    1. Поступайте, как советчик Елифаз.

    • Автоматически предполагайте, что причиной страданий вашего друга был его грех, и, следовательно, именно за это на него обрушилось Божье наказание, тем самым намекая, что в какой-то степени он сам виноват даже в смерти своих детей (главы 4-5).
    • Когда ваш друг (переживающий тяжелое страдание) пытается объяснить вам свою ситуацию, воспринимайте это как его попытку просто по-своему представить факты с целью оправдать себя. Скажите ему, что он наполнен пустым знанием и ветром и что в конце концов его обязательно постигнет погибель по причине его крайней нечистоты (глава 15).
    • Обязательно напомните ему, что он великий грешник, исполненный жадности и жестокости, которому нужно примириться с Богом. Да не будет в ваших словах ни капли благодати (глава 22).

    2. Поступайте, как советчик Вилдад.

    • Исходя из убеждения, что нечестивый не будет процветать, придите к выводу, что ваш друг нечестив, и обязательно скажите ему об этом хотя бы просто для того, чтобы он не забыл (глава 8).
    • Манипулируйте страхом, чтобы побудить вашего друга покаяться, постоянно напоминая ему о будущей погибели нечестивых (глава 18).
    • Когда у вас кончатся аргументы, прибегните к словесным оскорблениям. В таких случаях всегда уместно обозвать своего друга «молью» (глава 25).

    3. Поступайте, как советчик Софар.

    • Не проявляйте к страдальцу никакой милости и не сочувствуйте его трудностям. Если он отважится поделиться с вами своими чувствами – откроет вам свои глубокие сомнения и страхи – не вздумайте терпеливо выслушивать его и потом задавать ему осторожные и проясняющие вопросы. Вместо этого скажите ему, что он слишком болтлив. (Его нытье просто невыносимо.) Скажите ему, что он лжет и что он не получил и половины из того, что заслужил. И поэтому он просто должен покаяться (глава 11).
    • Обязательно напомните ему, что его постигнет участь беззаконника. Что бы вы ему ни говорили, не давайте ему никакой надежды (глава 20).

    Одним словом, если вы хотите быть жалким утешителем, то вам всегда нужно проводить железную связь между всеми страданиями человека и его собственными грехами. И обязательно напоминайте своим духовным друзьям, что в итоге они сами виноваты во всех своих страданиях (и, следовательно, в каком-то смысле они управляют всеми своими обстоятельствами через свои поступки), и поэтому у вас всегда должен быть один ответ: «Покайся!»

    © www.counselingoneanother.com.

    Переведено и размещено на сайте www.propovedi.ru с разрешения правообладателя.

    Д-р Пол Тотджес с 1992 года несет служение пастора-учителя в «Библейской церкви Эммануила» в городе Шебойган (штат Висконсин, США). В рамках своего служения ему приходилось много раз бывать в других странах, в том числе в России, где он преподавал на темы, связанные с библейским консультированием. Д-р Тотджес – автор нескольких книг, среди которых книга «Подлинно-библейское душепопечение», опубликованная в России издательством «Библия для всех» в 2009 г.

     

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя