Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Ефесянам 4:2-16 — Сохранение единства веры. Часть 2

    Первую часть статьи можно прочитать здесь

    В четвертой главе апостол Павел уделяет основное внимание практическим вопросам, связанным с разногласиями в церкви. Но позвольте мне сказать, что это те же составляющие единства, которые должны характеризовать любые отношения с людьми. Идет ли речь о семье и браке, о работе или церкви. Буквально, в одном стихе Павел упоминает такие отношения, которые производят единство. Другими словами, там, где есть такие отношения, всегда будет единство. А где они отсутствуют, истинного единства не будет никогда.

    Посмотрите на Ефесянам 4:2: «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью». Все эти фразы призваны выполнить роль повелений. Павел повелевает нам проявлять именно такие отношения, именно такие добродетели. И здесь есть четыре вида отношений, которые сохраняют единство Духа.

    Возможно, вы помните свои школьные уроки по биологии. Может быть, вы использовали чашку Петри для выращивания грибов или каких-нибудь бактерий. В зависимости от того, что вы хотели вырастить, вам нужно было создать определенную среду, в которой чашка должна была содержаться. В одних случаях нужен был свет, а в других — темнота. То же самое и в отношении церкви. Если вы желаете, чтобы единство в церкви возросло и расцвело, то вам необходимо создать для этого правильную среду. Правильная среда как раз и складывается из этих четырех видов отношений.

    A. Смирение

    Первое отношение, необходимое для единства, — это смирение. Гордость — враг единства. В Книге притчей 13:10 сказано: «От высокомерия происходит раздор». В Третьем послании апостола Иоанна мы читаем о гордости Диотрефа, которая разрушала единство церкви. Поэтому неудивительно, что Павел, желая призвать нас к единству, начинает именно со смирения.

    Как вы, возможно, уже знаете, смирение не почиталось добродетелью в том мире, в котором создавался Новый Завет. Греки считали смирение унижением достоинства, слабостью характера. Так откуда же взята идея смирения? Она происходит из Ветхого Завета. Сходная этому слову идея передается еврейским словом, которое переводится «низко». Оно встречается около 270 раз в греческом переводе Ветхого Завета — Септуагинте. Итак, у Бога эта добродетель всегда была на высоком счету. Уделите время изучению таких ветхозаветных текстов, как Исаия 57:15 и 66:2.

    Значит, именно ветхозаветное слово «низко» повлияло на новозаветнее использование слова «смирение» апостолом Павлом. Что же оно означает? Оно не означает «самоистязание» или «аскетизм». Скорее, оно подразумевает правильное отношение к самому себе и к другим. В Деяниях 20 главе, как вы помните, Павел говорит, что он сам проявлял это качество, когда находился среди ефесян. Он напоминает им, что он служил Господу среди них «со всяким смиренномудрием [смирением]» (20:19).

    Так что же такое смирение? Лексикон Тайера предлагает следующее определение: «Обладание скромным представлением о самом себе, глубокое осознание своей незначительности в нравственном отношении». Смирение противоположно чувству собственного достоинства и гордости.

    Я хочу остановиться на этом качестве немного больше, чем на остальных, потому что оно действительно является основополагающим для нашего служения. Посмотрите на вторую главу Послания к филиппийцам. Здесь Павел дает определение смирению. Он начинает с объяснения того, чем смирение не является. В Послании к филиппийцам 2:3 сказано: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию». Эгоизм [любопрение] проявляют те, кто преследует свои личные цели или старается осуществить свои личные планы. Посмотрите, что Павел говорит далее: «или по тщеславию». Такой человек ищет себеславы. Как стремление к личным целям, так и поиск личной славы основаны на гордости; и как одно, так и другое разрушает единство. Единство расцветает только там, где эти два качества заменяются истинным смирением.

    Обратите внимание, что Павел говорит, что вместо эгоизма и тщеславия мы должны «почитать один другого высшим себя» (Флп. 2:3). Слово «почитать» означает «оценить данные и прийти к заключению». Какое же заключение здесь подразумевается? Вот правильное заключение, к которому мы должны прийти: окружающие нас люди более важны, чем мы. Мы должны внимательно рассмотреть данные нам свидетельства и прийти к однозначному заключению, что другие люди важнее нас. Это значит, что мы должны считать всех остальных людей заслуживающими больше чести и уважения, чем мы.

    Братья, это очень высокий стандарт. Так ли вы думаете о своей супруге? Так ли вы воспринимаете своих детей? Так ли вы относитесь к людям в своей церкви? Так ли вы думаете о других служителях вашей церкви? Или вы считаете себя самым лучшим, самым умным, самым красивым, самым умелым или самым духовным? Если именно так вы думаете о себе, тогда я могу вам гарантировать, что ваши взаимоотношения с ними будут омрачены разногласиями, потому что разногласия всегда порождаются гордостью.

    Обратите внимание, что в Филиппийцам 2:4 Павел добавляет: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других». Настоящее смирение ищет возможности послужить другим. Поэтому мы можем дать такое определение, что значит быть смиренным. Это означает: (1) прийти к заключению, что другие более важны, чем я; и (2) активно искать возможность послужить им.

    Интересно, что отсутствие данных добродетелей характеризует лжеучителей. Прочитайте 2 послание Петра 2 главу. Прочитайте Послание Иуды. И вы обнаружите тот факт, что в обоих посланиях лжеучители характеризуются гордостью. Они убеждены, что не другие люди, но они сами более важны, и что другие должны служить им.

    Гордость — это нечто такое, с чем каждый из присутствующих здесь, включая и меня, борется. Итак, как же нам развивать в себе смирение? Я прошу вас открыть вместе со мной другой текст Писания — 1 послание Петра 5 главу. Что мне особенно нравится в этом тексте, так это то, что Петр говорит конкретно о том, как развивать смирение. Но, прежде всего, обратите внимание на важность смирения в притче, которую Петр цитирует в своем послании. В пятом стихе он говорит, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Обратите внимание, что Петр связывает эту притчу с предыдущими и последующими стихами посредством слов «потому что» и «итак». Другими словами, эта притча является основанием для этих повелений. Поскольку Бог гордым противится и поскольку смиреннымОн дает благодать, «повинуйтесь пастырям, облекитесь смиренномудрием»; а в следующем стихе сказано: «Смиритесь перед Богом». Эти три повеления являются для нас дорожной картой, или маршрутом к смирению.

    Если бы у нас было больше времени, то мы рассмотрели бы каждое из этих трех повелений, но я хочу, чтобы мы взглянули только на первое из них: «Повинуйтесь пастырям» (5:5a). Итак, кто такие «младшие» и «пастыри»3, упомянутые в этом стихе? Некоторые считают, что этот стих повелевает относиться с уважением ко всем людям пожилого возраста. Это мнение основано на том, что в греческом тексте перед словом «старейшины» отсутствует определенный артикль, который указывал бы на определенную группу среди пожилых людей. Поэтому делается вывод, что это слово должно подразумевать всех пожилых людей в общем. Но в данном случае ваш перевод правильно указывает, что здесь речь идет об особой группе служителей, выполняющих в церкви обязанности руководителей. И мы знаем об этом, потому что в стихах с первого по четвертый пятой главы речь идет о должности пресвитера церкви. Кроме того, глагол «повинуйтесь» в пятом стихе используется Петром в этом же послании еще шесть раз, и в каждом случае речь идет о подчинении людям, наделенным властью (см. 2:13, 18; 3:1, 5, 22; 5:5). Поэтому Петр говорит «повинуйтесь», или «подчиняйтесь». Слово «повинуйтесь», использованное в греческом тексте, имеет военный оттенок значения. Таким образом, здесь передается такая идея, что некто в армии низший по рангу подчиняется вышестоящим офицерам.

    Таким образом, общий принцип, вытекающий из этого, таков, что мы должны подчиняться тем людям, которые, занимая соответствующую должность, наделены властью. Это первый шаг к смирению. Подчинять себя тем, кто стоит над вами в этом отношении.

    Позвольте мне выражить эту мысль конкретнее. Если вы хотите иметь смиренное сердце, то вы должны подчиниться пресвитерам, поставленным над вами. В чем вы должны им подчиняться? Вы должны подчиняться им в церкви таким же образом, как в любых других взаимоотношениях между начальством и подчиненными. Например, все мы должны подчиняться государству и исполнять все его законы (см. Рим. 13; 1 Пет. 2:13). Женам сказано подчиняться своим мужьям «во всем» (см. Еф. 5:24). Дети должны подчиняться своим родителям «во всем» (см. Кол. 3:20). Во всем!

    Существуют ли какие-то исключения относительно фразы «во всем»? Да, есть четыре таких исключения:

    (a) Во-первых, если какая-либо власть повелевает вам делать то, что противоречит ясной Божьей заповеди, то в этом случае повеление подчиняться отменяется. Помните, что в Деяниях 5:29 Петр и другие апостолы ответили синедриону: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Этот принцип ясно учит нас, что если какая-либо человеческая власть над нами — включая и руководителей церкви — просит нас сделать что-то противоречащее Божьему Слову, то мы не должны этому подчиняться.

    (b) Во-вторых, исключением будет к тот случай, когда наделенный властью человек находится в явном постоянном нераскаянном грехе. В Матфея 18 главе и в 1 послании к Тимофею 5 главе об этом говорится очень ясно. В таком случае мы призваны обличить наделенного властью человека в этом конкретном грехе и следовать процессу, предписанному нашим Господом, но в духе смирения и уважения.

    (c) В-третьих, если властная структура находится в серьезном доктринальном заблуждении, тогда подчинение также не обязательно. Мы видим применение этого принципа в Послании к галатам 1 и 2 главах. Там Павел утверждает, что если бы даже он как апостол пришел и начал учить чему-то противоречащему Писанию, то его не следовало бы слушать. Он сам призывает своих читателей не подчиняться ему, если бы он заблуждался. В то же время, во 2 главе Послания к галатам описывается, как Павел открыто обличил апостола Петра, потому что его поведение как руководителя — а именно, его лицемерие — было недопустимым в церкви и нельзя было допустить, чтобы другие последовали его примеру.

    (d) Четвертое исключение вступает в силу тогда, когда вы рискуете поступить против своей совести. В Новом Завете есть два текста, которые говорят об этом вопросе — это Римлянам 14 глава и 1 Коринфянам 8-10 главы. Это четвертое исключение в основном действует в случае разногласий относительно тех доктрин, которые не относятся к фундаментальным, и этим оно отличается от предыдущего пункта (c). Например, вы твердо верите в абсолютную Божью суверенность в спасении, а те, кто поставлен над вами, не верят в нее. Если от вас требуют сделать то, что противоречит вашим убеждениям, то вы рискуете поступить против своей совести. Что же тогда вам делать? Вы должны начать с уважительного и терпеливого обращения с просьбой к людям, обладающим над вами властью. Мы видим подобный подход в Писании на примере покорного отношения к различным властям. Например, жена обращается с просьбой к своему мужу, Даниил обращается к поставленным над ним начальникам с просьбой по поводу определенной пищи. В лучшем случае, ваши духовные начальники ответят вам положительно и позволят вам не поступать против своей совести и учить в церкви согласно вашим убеждениям.

    Но что если руководители вашей церкви не позволят вам учить согласно тому, что одобряет ваша совесть? Тогда вам нужно принять решение. Вы должны определить, насколько важен этот вопрос для вас и для вашей совести. В зависимости от того, насколько он важен, у вас будет два варианта. Первый вариант — остаться в церкви, молчать и искренне служить. Фактически, мы все в чем-то не согласны с теми, кому мы должны подчиняться и кто наделен над нами властью. Такова реальность. Если найдутся два человека, согласные между собой во всем, тогда или один из них, или оба либо лгут, либо просто не думают. Поэтому следует ожидать, что у вас всегда будет какое-то несогласие с теми, кто поставлен над вами. Если несогласие незначительное и не соблазняет вашу совесть, тогда вы можете продолжать относиться с уважением к руководству церкви и подчиняться ему. В этом случае вы остаетесь в церкви и служите в ней от всего сердца и не позволяете этому несогласию стать источником разделения между вами и другими служителями или кем-то еще в церкви.

    Второй вариант — это когда несогласие, по вашему мнению, касается очень важного вопроса, и вы рискуете поступать вопреки своей совести, если не будете преподавать и практиковать этот конкретный аспект своих убеждений. Если вы оказались в такой ситуации, тогда вы должны в частном порядке, спокойно и с уважением объяснить руководителю церкви возникшую у вас напряженность. И если не будет найдено никакого приемлемого для вас решения, то вам следует уйти из этой церкви с миром, не производя в ней никакого разделения. И после того, как вы уйдете из этой церкви, вы не должны забывать о том, что оставшиеся в ней люди, по-прежнему являются вашими братьями, с которыми вы разделяете духовное единство веры через действие Святого Духа.

    B. Кротость

    Возвратившись обратно к нашему основному тексту, 4 главе Послания к ефесянам, посмотрим на второе качество отношений, которое содействует развитию практического единства в церкви. Первым качеством было смирение. В Ефесянам 4:2 мы находим также второе: «Со всяким смиренномудрием и кротостью».

    Понятию «кротости» очень сложно дать определение. Она противоположна грубости, гневу и резкости. В светском греческом языке оно использовалось при описании дикого животного, которого укротили и одомашнили. В то время как смирение проявляется в том, как мы думаем о других, кротость более всего видна в том, как мы поступаем по отношению к другим. Но при этом она не является свойством лишь нашего внешнего поведения. Это внутреннее качество, которое отражается в нашем внешнем поведении. Человек может поступать в отношении к другим кротко, потому что он является кротким. В переводе Ветхого Завета на древнегреческий язык, Септуагинте, именно это качество приписывается Моисею. В Числах 12:3 о нем сказано, что он был очень кротким, кротчайшим человеком на земле. При этом в Септуагинте использовано именно это слово «кроткий». В 5 главе Послания к галатам Павел упоминает это слово «кротость»среди других составляющих плода Духа. Во 2 Тимофею 2:25 говорится, что пастор должен с кротостью наставлять противников. В Титу 3:2 нам предписано проявлять кротость ко всем. Кротость — это отношение сердца, которое позволяет вам сохранять внутреннее спокойствие и контролировать свое поведение вопреки провокациям.

    Когда я еще рос, в нашей семье были собаки породы бульдог-боксер. По своей природе это очень сильные, способные постоять за себя животные. Но я помню, как однажды наблюдал за нашей старой собакой, когда она лежала на полу, а ее щенки терроризировали ее. Они ее и кусали, и терзали, и царапали. Но, не смотря на всю свою силу, собака-мать только лежала и все это терпела, всякий раз отвечая им только кротостью. Вот как мы должны поступать с людьми, даже когда они щипают нас, царапают и кусают. Мы всегда должны обращаться с ними кротко.

    Так ли вы обращаетесь с людьми? Если бы сегодня здесь была ваша жена, то сказала бы она, что вы относитесь к ней кротко? Сказали бы это ваши дети? Могли бы так сказать люди из вашей церкви? Сказали бы это ваши братья-служители? Кротость приносит мир и единство, но грубость порождает гнев.

    C. Терпение

    Существует и третье отношение, которое способствует единству: это терпение. Лексикон Тайера объясняет это слово как «медлительность в отмщении за зло; сдержанность, которая не быстро отвечает на злые поступки». Иоанн Златоуст описывает его как дух, который обладает силой для отмщения, но не воздает его. Это медлительность на гнев, когда гнев заслужен.

    Наш Бог часто характеризуется именно так. Даже в Своем великом откровении о Себе в Исходе 34:6 Он назвал Себя долготерпеливым. Я помню, как в семинарии я изучал еврейский язык. Первой книгой, которую мы должны были перевести с еврейского, была Книга Ионы. Как это обычно получается у студентов, я делал свой перевод в последний момент в течение одной ночи и подошел к четвертой главе, в которой описывается, как Бог открыл Себя Ионе. После того, как я закончил свой перевод, я еще раз просмотрел его, и мне показалось, что я перевел неверно. Вот как я перевел ответ Ионы Богу: «Я знал, что Ты был длинноносым». Но именно это и сказано в еврейском тексте этой книги. Требуется много времени, чтобы разгневать Бога. Нос часто ассоциируется с недовольством и гневом, и Богу нужно много времени, чтобы прийти в такое состояние. Такая медлительность к гневу должна характеризовать и нас.

    Смирение– это наше правильное мышление о себе и о других. Кротость ­– это наши правильные поступки в отношении других. Терпение — это наша правильная реакция на злые поступки в отношении нас, когда против нас согрешают. И, братья, вы должны помнить, что люди будут согрешать против вас. Имейте реалистичные ожидания. Члены вашей семьи также будут согрешать против вас. Члены вашей церкви будут согрешать против вас. И даже ваши сотрудники в церкви, другие служители, будут согрешать против вас. И они будут делать это часто. И точно так же, как Бог отвечает нам — с долготерпением — и мы должны отвечать людям. Мы должны проявлять терпение, давая согрешающим против нас время покаяться.

    D. Снисходительность

    Четвертое отношение, которое взращивает единство, находится в конце Ефесянам 4:2: «Снисходя друг ко другу любовью».

    Если терпение — это наша правильная реакция на грехи других против нас, то проявление снисходительности – это наша правильная реакция на слабости и ошибки других. Само это слово буквально означает «удерживать себя позади». Таким образом, это отношение означает «проявлять сдержанность, чтобы терпеть или переносить кого-либо или что-либо». В Римлянам 2:4 этим качеством характеризуется Бог.

    Один толкователь Писания (Эбботт) пишет следующее: «Снисходительность включает в себя готовность измениться, учитывая немощи друг друга, не прекращать любить своего ближнего или друга из-за тех его недостатков, которые, возможно, нас оскорбляют или раздражают». Без этого качества, братья, вообще невозможно жить с другими людьми. В Колоссянам 3 главе Павел также повелевает нам проявлять эту добродетель, когда в тринадцатом стихе он говорит, что мы должны «снисходить друг другу».

    Теперь снова посмотрим на 4 главу Ефесянам и отметим, что это отношение не должно выражаться с недовольством. Напротив Павел говорит: «Снисходя друг ко другу любовью». Это нелегко — не позволять себе внешне выражать недовольство своего сердца. Это не просто воздержание от выражения недовольства в отношении чьих-то недостатков. Скорее, это такая разновидность снисходительности, которая исходит из сердца на основании истинной любви к этому человеку. Это означает намеренно не замечать ошибок и недостатков других, потому что вы любите их. Скажу снова, что это не значит, что мы не должны обращать внимания на продолжающийся нераскаянный грех в жизни человека. Наш текст говорит не об этом. Но смысл этого отношения в том, чтобы великодушно снисходить к недостаткам других. Сносите ли вы терпеливо недостатки и ошибки окружающих вас людей, или же вы их преувеличиваете? Сосредотачиваетесь ли вы на них и думаете только о них? Приковываете ли вы все свое внимание к их недостаткам?

    В моем церковном кабинете у меня есть калейдоскоп. Я принес его туда несколько лет назад для того, чтобы он мне напоминал о чем-то важном. Как-то раз я заметил, что у меня развивается греховный образ мышления. Я становился нетерпимым к недостаткам окружающих меня людей. Я заметил, что постоянно сосредотачиваюсь на их недостатках, и однажды я осознал, что проблема была не в людях, а во мне. Я пошел и купил калейдоскоп, чтобы он напоминал мне, что все дело в том, какой образ мышления относительно чего-либо я избираю. Если я смотрел в калейдоскоп с одного конца, то видел простые камешки, но если я решал посмотреть с другого конца, то видел красивые разноцветные узоры. Братья, на чем вы решаете сосредоточиться, когда думаете о людях вокруг себя? Преувеличиваете ли вы их недостатки или решаете сфокусироваться на их сильных сторонах, которыми наделил их Бог? Вот что значит проявлять снисходительность друг ко другу в любви.

    Подумайте, нет ли у вас испорченных отношений с кем-либо? В вашем браке, в семье, в церкви? Затем задайте себе такой вопрос: Возник ли этот конфликт по причине того, что я исправлял ложное учение или противостоял греху? Если причина была не в этом, тогда этот разлад отношений имеет греховную природу. И если это разногласие греховно, то я могу вам гарантировать, что причина его в том, что кто-то из вас не во всем проявлял эти четыре качества отношений — смирение, кротость, терпение и снисходительность. Конечно, в этом может быть не ваша вина, если вы, как говорит Павел, со своей стороны сделали все возможное, чтобы быть в мире с этим человеком. Или же причиной этого может быть только ваш грех. Но чаще всего в разногласиях бывают виновны обе стороны.

    Возможно, вы, смотря на эти качества, думаете, что все они демонстрируют слабость человека. По-вашему, «они ниже вашего достоинства». Если вы так думаете, тогда я призываю вас подумать еще раз. Каждое из этих отношений характеризует нашего Бога Отца и Господа Иисуса Христа. И если мы хотим быть Его последователями, то также должны проявлять эти качества. Послушайте слова апостола Павла: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5).

    Итак, первое средство сохранения единства — это облечься в отношения единства.

    Продолжениеследует.

    www.propovedi.ru

    1 Это перевод второй из трех лекций, произнесенных на семинаре о духовном руководстве, который проводился 13 октября 2010 г. при поддержке Программы «В помощь проповеднику» в Церкви «Преображение», г. Самара.

    2 Том Пеннингтон — старший пастор Библейской церкви «Кантрисайд» в Далласе, Техас (США). Он несколько раз приезжал в Россию для преподавания семинаров по гомилетике в рамках Программы «В помощь проповеднику» при Церкви «Преображение» (г. Самара), а также был одним из приглашенных докладчиков на Конференции Проповедников, которая проводилась в Церкви «Преображение» в 2010 году.

    3 Буквальный перевод с греч.: пресвитеры, старейшины. – Примечание переводчика.

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя