Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Путеводитель в небеса (Обзор)

    Эллаин Дж. Путеводитель в небеса. – Б.м.: Приди и помоги, 2006. – 128 с. Обзор подготовил: Олег Горобец, пастор церкви «Благодать», г. Самара.
                                                                                     
    Джозеф Эллаин (1634–1668) получил образование в Линкольнском колледже Оксфорда, находящемся в Корпус-Кристи, который в то время стал самой радикальной пуританской семинарией. Об этой семинарии Генри Джессей написал в 1660 году: «Я думаю, едва ли можно во всем мире найти место, подобное Корпус-Кристи, где с таким энтузиазмом проповедовалась бы сила благочестия и чистоты поклонения Богу…» Как и все пуритане, Джозеф был горячим проповедником, а особенно его сердце горело сильным желанием и стремлением спасать души. Известный пуританский богослов Джордж Ньютон, ассистентом которого был Эллаин, сказал о нем следующее: «Его призывы и увещевания были наполнены такой силой, решительностью, любовью, нежностью, жизнью и святым рвением, что достигали сердец слушающих. Он растапливал и размягчал порой даже самые черствые сердца».Книга «Путеводитель в небеса» отображает суть проповедей Эллаина, а также дает нам возможность получить правильное представление о благовествовании пуритан. И хотя с того времени прошло уже больше трехсот лет, можно смело сказать, что «…в этой книге содержатся те принципы, которые должны быть в любой проповеди Евангелия» (6). И не забудьте: вам будет проповедовать пуританин. Приготовьтесь к серьезной самооценке.

    Книга состоит из двух вступлений, семи глав и заключения. В первом вступлении, написанном Ианом Мюрреем, дается краткая биография автора книги и то, какое влияние оказала эта книга на таких известных людей, как Уитфильд, Сперджен и многих других. А во втором сам автор после пламенного призыва к читателю и горячих молитв вводит читателя в суть дела. Обращение – вот главная тема Джозефа Эллаина. Он пытается как можно яснее, объяснить всем читателям своей книги, что такое библейское обращение, чтобы показать путь, ведущий в небеса.

    А начинает автор с того, чем обращение не является. «Ложные представления относительно обращения» – так называется первая глава. Лукавый изобретает много подделок обращения, обманывая одного этим, другого тем. Он очень хитер и искусен в обмане. И для того, чтобы обмануть, он будет использовать множество разных уловок (11). И поэтому автор перечисляет несколько таких подделок. Что подкупает в повествовании Эллаина, так это библейская аргументация. Все свои утверждения он подтверждает примерами из Писания. Если эту книгу будет читать человек, который ложно себя обнадеживает тем, что он христианин, но на самом деле таковым не является, то он найдет для себя здесь хорошие обличения. И наоборот, если человек сомневается в своем обращении и испытывает ложный страх, то он найдет здесь хорошее ободрение. Далее Эллаин пишет: «Я не решусь оставить вас не вполне прозревшими с едва приоткрытыми глазами. Ваше зрение не вполне ясно… и потому я хочу и дальше вести вас до конца пути, ведущего в небеса истины» (17). И поэтому вторую главу он посвящает сущности обращения. В ней он говорит об авторе обращения, о причинах обращения, о средствах, используемых для того, чтобы привести человека к обращению, о предмете обращения, а затем о сферах, которые затрагивает обращение. Очень серьезно Эллаин рассматривает эти сферы, помогая нам понять, что такое истинное обращение и почти постоянно сравнивая настоящее обращение с лицемерием. Автор часто прерывается, чтобы обратиться к читателю и заставить его задуматься над предметом разговора. Послушайте, вот некоторые из его обращений: «О, человек, читая эти строки, останавливаешься ли ты, чтобы испытать свое сердце?» (27) или: «Читатель, что делала твоя совесть, когда ты читал эти строки? Обдумывал ли ты все это в своем сердце? Размышлял ли ты над правильностью этих слов?» (28).

    Для беспечных и ленивых, для тех, кто лелеет надежду на всеобщее прощение или на широкое Божье сердце, вмещающее всех и вся, Эллаин написал третью главу о необходимости обращения. В ней он пламенно объясняет, что без обращения на небеса никто не попадет. И для автора это настолько важно, что в конце этой главы он восклицает: «Для меня не достаточно просто спасти свою душу. Как же я могу уйти с этой земли, не выполнив своего поручения?! Неужели никто из вас не встанет и не последует за мной? Неужели все мои слова пущены на ветер?» (54)

    Четвертая глава – признаки необращенного человека. В ней Эллаин перечисляет несколько категорий людей, кто, вне всяких сомнений, не освящен. Они носят на своем челе знаки, свидетельствующие об их необращенном состоянии (57). В пятой главе «Безысходность положения необращенного человека» автор сокрушается о том, что он не может показать грешнику, которого призывает к покаянию, ни красоту рая, ни ужасы ада, потому что тот духовно слеп и мертв. Он это делает очень ярко и красочно, но что самое главное очень искренно. А затем он так же искренно молится Тому, Кто может оживить и воскресить. В остальной части главы Эллаин постарался показать, что положение необращенного человека поистине безвыходно.

    В шестой главе «Рекомендации для необращенных» Джозеф дает шестнадцать советов, которые помогут читателю обратиться и быть спасенным. А в седьмой главе «Мотивы обращения» Эллаин в последний раз забрасывает сеть, чтобы поймать тех, которые, после столь долгих и убедительных увещеваний, всё еще не обратились. И в этот раз он говорит о милости, любви и призыве Божьем.

    Книга мала по объему, но ее нельзя прочитать за один присест, на одном дыхании, потому что она заставляет задуматься над прочитанным. Она сродни «Реформированному пастору» Ричарда Бакстера, где каждая фраза как острый скальпель или яркий луч освещающий тьму. Книгу нельзя прочитать один раз и забыть, она должна быть настольной. Как нельзя помыться и быть чистым навсегда. Она как моющее средство должна применяться всякий раз, когда мы чувствуем на себе налет нечистоты. Возможно, у многих из нас при чтении этой книги и подобных ей, возникает вопрос: «Не слишком ли придирчив автор? Может быть, он перегибает палку?» – или как у учеников Господа: «Кто же может спастись?» Но может, потому и нет в наше время великих пробуждений, что мы не так, как они, относимся к предмету разговора?

    И когда будете читать, не забывайте, что эта книга – благовестие, это проповедь неверующим людям, а потому сравните свое благовестие с благовестием Джозефа Эллаина.

    www.propovedi.ru
    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя