Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    «Евангелие» от Рима

    В Послании к римлянам 11:6 Павел говорит о спасении следующее: «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью».

    Вопреки этому утверждению, Римская католическая церковь занимает невероятную позицию, проповедуя такое евангелие, в котором спасение предлагается одновременно и по благодати, и по делам. Сотериология католической церкви представляет собой сакраментальный синергизм, в котором добрые дела человека совместно с Божьей благодатью делают свой вклад в оправдание грешника.

    Это прямо противоположно протестантскому пониманию Евангелия, согласно которому спасение обретается только благодатью через веру.

    Несмотря на отдельные экуменические усилия, различия в учении между католицизмом и протестантским евангельским учением заключаются в самой их сущности, а не просто в разном понимании значения терминов.

    Данная публикация представляет собой краткий обзор католического учения в вопросах, касающихся сущности Евангелия (с целью показать, насколько далеко оно отошло от библейской вести о спасении). Выдержки из католических источников приводятся в каждом из представленных аргументов.

    * * *

    I. Согласно католическому учению, спасение дается не только по благодати через веру и не исключительно благодаря вмененной грешнику праведности Христа.

    Тридентский собор, каноны об оправдании, канон 9: «Если кто говорит, что нечестивый оправдывается только верой… тот да будет проклят».

    Тридентский собор, канон 11: «Если кто говорит, что люди оправданы либо только через вменение праведности Христа, либо одним лишь прощением грехов, исключая благодать и милосердие, излитое в их сердца Святым Духом и присущее им, или что оправдывающая нас благодать заключается только в Божьем благоволении, тот да будет проклят».

    II. Согласно католическому учению, добрые дела необходимы для спасения. Они не просто являются плодами оправдания (как утверждают протестанты), но они фактически служат причиной оправдания. Они достойны награды и будут вознаграждены вечной жизнью.

    Тридентский собор, канон 24: «Если кто говорит, что обретенная праведность [или оправдание] не сохраняется и не возрастает перед Богом через добрые дела, но что эти добрые дела являются лишь плодами и признаками обретенного оправдания, а не причиной возрастания в праведности, тот да будет проклят».

    Католическая энциклопедия в статье «Освящающая благодать» утверждает, что грешник «формально оправдывается и делается святым посредством его же личной праведности и святости», так что «для оправдания необходимы другие действия кроме веры», включая дела милосердия, епитимью с раскаянием и подаяние милостыни.

    Католические ответы: «Хотя только Божья благодать делает нас способными любить других, эти действия любви угодны Ему, и Он обещает вознаградить за них вечной жизнью (Рим. 2:6-7; Гал. 6:6-10). Таким образом, добрые дела достойны награды. Когда мы впервые приходим к Богу с верой, нам нечего предложить Ему. Затем Он дает нам благодать повиноваться Его заповедям в любви, и Он вознаграждает нас спасением, когда мы приносим Ему обратно эти действия любви (Рим. 2:6-11; Гал. 6:6-10; Матф. 25:34-40)… Мы не “заслуживаем” свое спасение добрыми делами (Еф. 2:8-9; Рим. 9:16), но наша вера в Христа ставит нас в особые исполненные благодатью отношения с Богом, чтобы за свое послушание и любовь, а также за свою веру, мы были вознаграждены вечной жизнью (Рим. 2:7; Гал. 6:8-9)».

    Обратите внимание на путаницу в католическом богословии, когда оно пытается придерживаться евангелия благодати и дел. С одной стороны, католики заявляют, что верующие не заслуживают своего спасения добрыми делами. Но с другой стороны, они упорно утверждают, что Бог вознаграждает за добрые дела вечной жизнью. Это взаимоисключающие понятия. Что же такое вечная жизнь – бесплатный дар, который принимается по благодати, или награда, которую получают на основании добрых дел?

    Но католики, очевидно, не видят этого вопиющего противоречия. А отсюда вытекает утверждение Католического катехизиса о том, что небеса – это «Божья вечная награда за добрые дела, совершенные с помощью благодати Христовой» (С. 1821). Другими словами, небеса предлагаются на таком основании: благодать плюс дела.

    Католический богослов Людвиг Отт повторяет запутанное утверждение о том, что вечная жизнь – это одновременно и дар Божьей благодати, и награда за добрые дела человека:

    Тридентский собор учит, что для оправданного вечная жизнь одновременно является даром, или обещанной Богом благодатью, и наградой за его добрые дела и заслуги… Согласно Святому Писанию, вечное блаженство в небесах – это награда… за добрые дела, совершенные на этой земле; награды и заслуги – это связанные понятия (Ludwig Ott. Fundamentals of Catholic Dogma [Rockford: Tan, 1974]. С. 264).

    Отт также утверждает:

    Как Божья благодать является исходной предпосылкой и основанием (сверхъестественных) добрых дел, посредством которых человек заслуживает вечную жизнь, так и спасительные дела одновременно являются Божьими дарами и делами человека, достойными награды (Fundamentals of Catholic Dogma. С. 264, 267).

    В частности, католическое богословие утверждает, что для спасения необходимо совершение таинств, включая крещение и соблюдение Десяти Заповедей.

    Католический писатель Джон Хардон пишет: «Необходимы ли таинства для спасения? Согласно тому, как Бог соблаговолил спасти нас, таинства необходимы для спасения» (John Hardon, Вопрос # 1119).

    Католический катехизис: «Тридентский собор учит, что соблюдение Десяти Заповедей обязательно для христиан и что оправданный человек по-прежнему обязан соблюдать их [сн., см. DS 1569–1570]; Второй Ватиканский Собор подтверждает: “Епископы, помощники апостолов, получают от Господа… задание научить все народы и проповедовать Евангелие каждому творению, чтобы все люди могли обрести спасение через веру, крещение и соблюдение заповедей”» (С. 2068).

    Обратите внимание, что «крещение» и «соблюдение Десяти Заповедей» были добавлены к «вере» как обязательные условия для «обретения спасения» неверующими. Это похоже на заявление иудействующих в Книге деяний апостолов 15 главе, которые в апостольские времена хотели добавить обрезание и соблюдение Закона Моисеева в качестве обязательных требований для спасения. Фактически, крещение в католическом богословии считается эквивалентом обрезания, а Десять Заповедей являются сутью и выражением всего Моисеева Закона.

    Посмотрите, как апостол Павел в Галатам 1:6-9 отреагировал на подобное синергическое евангелие иудействующих.

     

    III. Согласно католическому учению, через водное крещение человеку дается прошение грехов. Все серьезные грехи, совершенные после крещения, должны быть искуплены согрешившим через дела епитимьи.

    Католическое учение об епитимье представляет собой искаженное понимание библейской доктрины о покаянии.

    Тридентский собор, канон 29: «Если кто говорит, что тому, кто упал после крещения… может быть поистине возвращена та праведность, которую он потерял исключительно верой без таинства епитимьи, вопреки тому, что святая Римская и Вселенская Церковь – наставленная Христом и апостолами – до настоящего времени исповедовала, соблюдала и утверждала, тот да будет проклят».

    Католический катехизис: «Посредством крещения прощаются все грехи: как врожденный грех, так и все грехи, соделанные лично, а также отменяется наказание за грех [сн., ср. Собор во Флоренции (1439): DS 1316]» (С. 1263).

    Католический катехизис: «Христос установил таинство епитимьи для всех грешных членов Его Церкви, а кроме того, для тех, кто после крещения впал в смертный грех и тем самым утратил полученную при крещении благодать и ранил тело Церкви. Именно таковым таинство епитимьи предлагает новую возможность обратиться и восстановить благодать оправдания» (С. 1446).

    Католический катехизис: «Отпущение грехов удаляет грех, но оно не избавляет от всех последствий греха. Поднятый из греха грешник должен продолжать восстанавливать полностью свое духовное здоровье посредством совершения чего-то большего для возмещения за грех: он должен ‘совершить возмещение’ за свои грехи или ‘искупить’ их. Это возмещение называется также ‘епитимьей’» (С. 1459).

    Католик Джон Хардон пишет: «Епитимья… необходима, потому что мы должны искупить свою вину и совершить возмещение для наказания, которого заслуживают наши грехи… Мы приносим возмещение за свои грехи любым добрым делом, совершаемым в состоянии благодати, но особенно посредством молитвы, епитимьи и делами милосердия» (Вопрос #1320).

    IV. Согласно католическому учению, жертвы Христа на кресте недостаточно для того, чтобы искупленные пошли напрямую на небеса. Таким образом, грехи, за которые не было должным образом заплачено в этой жизни, будут очищены после смерти в чистилище.

    Тридентский собор, канон 30: «Если кто говорит, что после принятия благодати оправдания вина каждого покаявшегося грешника полностью прощается и его долг вечного наказания полностью изглаживается, так что для него не остается никакой необходимости во временном наказании ни в этом мире, ни в чистилище, прежде чем ему откроются врата небес, тот да будет проклят».

    Руководство для современного католика: «Если ты умрешь в любви Божьей, но с каким-либо пятном греха, то это пятно будет удалено через очистительный процесс, называемый чистилищем. Это очищение от пятен греха главным образом служит временным наказанием за твои простительные или смертные грехи, которые уже были прощены, но за которые не было совершено должной епитимьи во время твоей жизни» (С. 47).

    Католический катехизис говорит, что чистилище предназначено для «всех, кто умирает в Божьей благодати и дружбе, с уверенностью в своем вечном спасении, но с еще недостаточным очищением; таковые после смерти проходят через очищение, чтобы достичь святости, необходимой для входа в небесную радость» (С. 1030).

    Папа Павел VI: «Доктрина о чистилище ясно демонстрирует, что даже когда вина за грех была снята, наказание за него или его последствия могут оставаться и нуждаться в искуплении и очищении. Так происходит часто. Фактически, в чистилище души тех, ‘кто умер в милости Божьей и истинно покаялся, но не совершил возмещения за свои грехи и ошибки через должную епитимью’, очищаются после смерти через наказания, предусмотренные для устранения их долга» (Павел VI, Indulgentiarum Doctrina, 1 января 1967).

    Это, конечно, прямо противоречит библейскому учению о Божьем прощении грехов:

    Послание к римлянам 8:1: «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе».

    Второе послание к коринфянам 5:18-21: «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».

    Послание к колоссянам 2:13-14: «И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту».

    V. Согласно католическому учению, жертва Христа на кресте повторяется каждый раз во время совершения мессы.

    Тридентский собор: «В этой божественной жертве… Христос присутствует и приносится в жертву бескровным образом, принеся однажды Себя с кровью на алтарь креста… Это поистине жертва умилостивления… Если кто говорит, что принесение жертвы в мессе – это лишь принесение жертвы хвалы и благодарения или что это только воспоминание о жертве, совершенной на кресте, но не действительная жертва умилостивления… и что она не должна приноситься ради живых и мертвых за их грехи, страдания, возмещения и другие потребности, тот да будет проклят» (Доктрина о жертве, совершаемой в мессе, канон 3).

    Католик Джон Хардон пишет: «Жертва на алтаре… это не просто воспоминание страданий и смерти Иисуса Христа, но это истинное и должное принесение жертвы. Христос, вечный Первосвященник, бескровным образом приносит Себя как самую желанную Жертву вечному Отцу, как Он сделал это на кресте… В мессе, в не меньшей степени, чем на кресте, Иисус реально приносит в жертву Свою жизнь Своему небесному Отцу… Следовательно, месса, в не меньшей степени, чем крест, служит искуплению грехов» (Вопросы #1265, 1269, 1277).

    Это прямо противоречит библейскому учению о смерти Христа:

    Послание к евреям 7:26-27: «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого».

    Послание к евреям 10:10-14: «По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая за тем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых».

    Библейская позиция по этому вопросу такова: в противоположность католическому учению, спасение даруется только через веру, только благодатью и только на основании совершенного Христом. (Хотя добрые дела являются следствием нашего нового рождения, они не служат его причиной. Добрые дела – это плод оправдания, а не его корень.)

    Вот лишь некоторые библейские тексты в поддержку этого утверждения:

    Евангелие от Луки 18:9-14: «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: “Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю”. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже! Будь милостив ко мне грешнику!” Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой, а не тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

    Евангелие от Иоанна 20:31: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его».

    Книга деяний апостолов 16:30-31: «И, выведя их вон, сказал: “Государи мои! Что мне делать, чтобы спастись?” Они же сказали: “Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой”».

    Послание к римлянам 4:2-5: «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность».

    Послание к римлянам 10:9-10: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению».

    Послание к ефесянам 2:8-10: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».

    Послание к Титу 3:4-8: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам».

     

     

     

    Переведено и размещено на сайте www.propovedi.ru с разрешения правообладателя.

    Оригинал статьи был опубликован на английском языке по следующей ссылке: http://thecripplegate.com/the-gospel-according-to-rome/

    1 Натан Бузениц несет служение в пасторском совете церкви «Благодать» в Калифорнии, США (Grace Community Church, Sun Valley, California, USA) и преподает богословие в семинарии «Мастерз».

     

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя