Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Вера Авраама

    «Аврам поверил Яхве, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6)

    Вера Авраама — это яркий пример спасительной веры. На основании книги Бытие и богодухновенного толкования Павла в Послании к римлянам можно сделать вывод, что вера Авраама характеризовалась следующими признаками:

    1) Во-первых, Авраам не просто поверил в Бога, а поверил Богу. Как мы прочитали, Аврам поверил Яхве. То есть, он поверил обещанию Бога, Его словам. Сегодня многие люди с готовностью говорят, что верят в существование Высшего Разума или Вселенского Судьи, но многие ли верят тому, что этот Разум и Судья сказал в Своем Слове, Библии? Именно в этом кроется главное отличие спасительной веры от человеческих подделок.

    2) Во-вторых, чтобы поверить Божьему обещанию, Авраам должен был знать хотя бы о некоторых качествах Бога и верить в них. Он должен был знать о том, что Бог имеет власть над природой и способен восстановить омертвелые функции его тела. В связи с этим апостол Павел и написал в процитированном выше тексте, что Авраам поверил Богу, «животворящему мертвых» (Рим. 4:17). В другом месте книги Бытие Бог скажет Аврааму, что «поставил его отцом многих народов» (Быт. 17:5; ср. Рим. 4:17а); поэтому Авраам должен был поверить в то, что Божьи обещания абсолютно непреложны. Бог может говорить о том, что еще не состоялось, как об уже состоявшемся: «Ты уже отец многих народов, хотя у тебя еще не родился сын обетования!» В связи с этим Павел сказал, что Авраам поверил Богу, «называющему несуществующее как существующее» (Рим. 4:17б).

    3) В-третьих, вера Авраама была сильнее надежды. Он не просто надеялся на то, что Бог, возможно, ему поможет. Он твердо поверил, что Бог обязательно исполнит Свое слово! Он верил даже тогда, когда, по человеческим меркам, надежда уже давно должна была умереть. Поэтому апостол пишет: «Он, сверх надежды, поверил с надеждою…» (Рим. 4:18).

    Многие люди надеются на то, что на Божьем суде у них все как-нибудь обойдется. Такую веру народа в благополучное решение их посмертной участи выражает, к примеру, детская сказка «Атякш-йога и смерть». По сюжету сказки, после смерти главного героя на особых весах якобы взвешивают его добрые и злые дела. Злых дел у него оказывается очень много, а добрых — мало, как комочек ваты. Тем не менее, чаши весов стоят на одном уровне. Он удивляется: «Почему так?» И потом замечает: «Добрые дела, оказывается, хоть малы с виду, да важно весят». Эта сказка выражает надежду неверующего человека на то, что, хотя он и преступник пред Богом и даже не может похвастаться большим количеством добрых дел, а все равно как-нибудь ему удастся избежать ада. Авось его маленькие и незначительные добрые дела окажутся очень весомы пред Богом! Такая слепая и, в общем-то, нечестивая надежда есть у очень многих людей. Но очень немногие действительно верят в Божьи обещания. Настоящая вера поднимается гораздо выше обычной надежды.

    4) В-четвертых, хотя Авраам и мог испытывать сомнения, колебаться и падать, тем не менее, его вера никуда не исчезла. Он «поверил Богу» в 85 лет (Быт. 15 гл.) и продолжал верить в 100 лет (Быт. 21 гл.). Поэтому Павел пишет: «И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием» (Рим. 4:19-20). В отличие от этого, у многих людей вера исчезает как пар, стоит только им столкнуться с трудностями или даже просто мирскими заботами. О таких людях Христос говорил: «А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода…» (Лук. 8:13-14; курсив наш. — А. П.).

    5) В-пятых, Авраам был настолько тверд в вере, что был способен воздать славу Богу тогда, когда обещание еще не исполнилось. Потому что он был абсолютно уверен в том, что Бог непременно исполнит все Свои обещания. В связи с этим Павел пишет: «…пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное» (Рим. 4:20-21). Возможно, апостол имеет в виду все те случаи, когда Авраам ставил жертвенники и возносил на них благодарственные приношения. Авраам начал делать это, как только пришел в Землю Обетованную, задолго до рождения Исаака (ср. 12:7-8; 13:4, 18).

    Таковы признаки спасительной веры. Именно такую веру Бог засчитал Аврааму за праведность: …и Он вменил ему это в праведность (15:6).

    «Аврам поверил Яхве, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6)

    Здесь произошло оправдание Аврама. Поскольку только теперь Аврам был оправдан Богом, мы имеем все основания полагать, что только в этот момент он по-настоящему поверил Божьему обещанию, поскольку настоящая вера всегда сопровождается оправданием. Если раньше Аврам сомневался в Божьих словах и полагал, что его наследником будет усыновленный им слуга (ср. Быт. 15:2), то теперь он всем сердцем поверил в невозможное: Бог произведет наследника из его чресл, то есть от него самого.

    Слово «праведность» (евр. צְדָקָֽה) относится к сфере судопроизводства, когда судья объявляет человека либо правым (то есть свободным от наказания), либо виновным (то есть подлежащим наказанию). Аврам был объявлен правым, то есть свободным от наказания.

    Важно заметить, что Бог не просто признал Аврама праведным, то есть как бы по факту согласившись с тем, что тот достаточно верен, добр и хорош для Господа. Нет, Бог именно «вменил» ему праведность. Слово «вменил» (евр. חָשַׁב) означает «засчитал», «помыслил», «назначил». Бог стал считать Аврама правым, то есть свободным от осуждения и вины. То же самое слово встречается в других похожих случаях в контексте книги Бытие. Например, Рахиль и Лия говорили о своем отце Лаване: «…не за чужих ли он нас почитает?» (31:15). На самом деле они не были чужими Лавану, но он посчитал их таковыми. Также и о Фамари сказано, что «…увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лице свое» (38:15). На самом деле Фамарь не была блудницей, но Иуда посчитал ее за таковую. Точно так же, когда об Авраме сказано, что Бог «вменил ему это в праведность», это означает, что Аврам не был праведным, но Бог посчитал его таковым.

    Что именно было засчитано Авраму вместо праведности? Вера! Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность (15:6). Через веру в Божье обещание Яхве оправдал Аврама, то есть объявил его невиновным и свободным от осуждения и наказания. Что подразумевает такое оправдание? Оно подразумевает, что у самого Аврама не было (достаточной) праведности, но была вера. И Бог засчитал ему веру за праведность. То же самое подтверждает богодухновенный толкователь — апостол Павел, говоря об этом событии в Послании к римлянам: «Ибо что говорит Писание? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность«. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим. 4:3-5). Вменение праведности в этих стихах параллельно оправданию нечестивого. Таким образом, оправдание — это когда Бог берет нечестивого человека и начинает считать его праведным через веру в Божьи обетования. Разумеется, это не исключает дальнейшего освящения бывшего нечестивого. Заметьте, что в 1 Коринфянам 6:11 о нечестии верующих говорится в прошедшем времени: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Тем не менее, основанием для оправдания является не собственная праведность человека, а исключительно Божья благодать, принимаемая и усваиваемая через веру.

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя