Не является ли библейский Бог верховным эгоистом? Этот вопрос возникает у людей, когда они размышляют, что Бог все делает ради Своей славы. Так не страдает ли Бог манией величия?
Люди ограничены рамками человеческой системы отсчета. Когда мы думаем о мотивации, то мы неизбежно отталкиваемся от представления о том, что мотивирует нас самих. Для человека искать своей собственной славы — это чистой воды нарциссизм. Человеческий эгоизм постоянно у нас на виду. И если быть честными, то мы знаем, что сами непроизвольно ищем собственной славы.
Фактически, в этом и заключается сущность греха. Наше стремление к славе по своей сути идолопоклонническое и эгоистичное. Павел замечательно пишет об этом в Римлянам 1:22-23: «Называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся». Эта подмена, крадущая у Бога славу, лежит в самом сердце греха. Мы хотим иметь славу, которая принадлежит только Богу.
Размышляя о Боге, мы автоматически думаем о Нем по-человечески. И мы связаны представлениями, что стремление к своей славе порочно. Но если мы хотим правильно размышлять о Боге, нам нужно мыслить в совершенно иных категориях, и сделать это мы можем только благодаря данному нам откровению. Бог должен дать нам даже систему отсчета, в которой мы сможем размышлять о Нем, и Он делает это в Своем Слове.
Библия говорит нам, что Бог все делает ради Своей славы. Как Бог сказал Своему народу через пророка Иезекииля: «Посему скажи дому Израилеву: «Так говорит Господь Бог: Не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего, которое вы обесславили у народов, куда пришли. И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их»» (Иез. 36:22-23).
Спасительные деяния Бог совершает ради Своей собственной славы, даже когда это искупление Его народа. Он делает это, чтобы оправдать Свое имя и явить Свою силу и святость. Само творение, вплоть до последнего атома и молекулы, являет Его славу. «Небеса проповедуют славу Божью, и о делах рук Его вещает твердь», — воспевает псалмопевец о том, что Бог сотворил мир с целью явить Свою славу (Псалом 18:2).
В конечном счете, творение — это театр славы искупительной любви Бога. В этом представлении разворачивается великая история о Божьем искуплении, совершенном во Христе. А при завершении истории откровение нового неба и новой земли станет сценой для явления славы триединого Бога на протяжении вечности.
Означает ли это, что Бог страдает манией величия?
Отправная точка для ответа на этот вопрос — совершенство Бога. Бог, будучи единственным совершенным существом, все делает совершенным образом. Он в совершенстве являет Свое совершенство. Он даже ревнует о Своей собственной славе. Жан Кальвин напоминает нам: «Бог назван ревнителем, потому что Он не потерпит никакого соперничества, которое могло бы принизить Его славу». У человека такое отношение было бы безобразным и отвратительным. У Бога же оно совершенно и свято.
Герман Бавинк так выразил эту истину: «Бог не может обрести покой ни в чем, кроме Себя, и не может быть доволен ничем, кроме Себя. И Ему не остается ничего, как только искать Своей собственной славы». Подобным образом, хотя и с совершенно иных богословских позиций, Карл Барт понимал Божью славу как «Его достоинство и право не только занимать, но подтверждать и провозглашать, выделять и едва ли не обретать такое заметное положение, чтобы всюду было очевидно, что Он — единственный».
Это просто логический вывод из того, что для Бога значит быть единственным совершенным существом. Будучи таковым, Он не может искать вне Себя чего-то или кого-то более великого. В одном тексте из Послания к евреям, который часто не замечают, сказано, что «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою» (Евр. 6:13). Когда люди клянутся, обычно призывают Божье имя. Но когда Бог дает обетование, Он не может призвать никакого более великого имени, кроме Своего. И это не проявление эгоизма или нарциссизма, а просто неопровержимая логика.
Даже в таком случае озадаченные этим вопросом могут остаться в недоумении. Даже когда Бога признают единственным совершенным существом, все равно это кажется лишь сухой логикой.
Самая важная поправка к этому искаженному представлению — это осознание того факта, что Божья слава — великодушная и щедрая. Его слава — это Его собственная радость, и явление Его славы приносит Его творениям истинную радость.
Когда человек прославляет себя, он лишает радости других. Самовозвышение и мания величия человека приносят окружающим только страдания и вред, а не благословение или радость.
Но когда Бог являет и выражает Свою славу, Он делится Своей радостью с творениями и Своей целостностью со всем творением. Если говорить прямо, то без знания Божьей славы мы лишились бы истинной радости. Бог не был бы совершенным — и даже был бы эгоистом — если бы не являл Своей славы и не позволял нам разделять Его божественную радость и чувство удовлетворения.
Страдает ли Бог манией величия? Может, Он наивысший Эгоист? Нет, конечно. На самом деле, это надменный и безответственный вопрос. Как может Бог в Своем совершенстве быть не тем, кто Он есть? Но в каком-то смысле этот вопрос полезен, поскольку он направляет внимание к сущности Божьей славы и возвращает богословскую точку отсчета в исходное положение. Бог проявляет любовь к нам, когда являет Свою славу и ревнует о Своем имени и репутации. Наша величайшая радость — созерцать Его славу и прославлять триединого Бога всю вечность.
Падшие творения, плененные грехом, не могут понять, что лишать Бога славы — значит лишать себя истинной радости. Чтобы мы узнали об этом, необходима Божья благодать. И, как ни поразительно, Бог прославляет Себя, когда открывается грешникам и спасает их через совершенное искупление от греха во Христе.
На данный момент мы видим наиболее полное проявление Божьей славы в кресте Христовом. Одно это отвечает на поставленный вопрос намного убедительнее, чем любой аргумент.
Soli Deo Gloria.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Calvin, Four Last Books of Moses, I:423.
Bavinck, Reformed Dogmatics, II:434.
Barth, Church Dogmatics, II, 1:641. Барт, нео-ортодокс, имеющий много недостатков во многих аспектах богословия, тем не менее, очень ясно выразил суть Божьей славы.
Оригиналэтойстатьи (наангл. языкеиподназванием«The Divine Egotist — Is God Arrogant, Selfish, or Megalomaniacal?»)былопубликован 20 февраля 2009 г. насайтеwww.albertmohler.org. Статья переведена и опубликована с разрешения.
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.