Приобретенная благодать — это праведность и благодать, которые Христос обеспечил и приобрел для нас, и участниками которых Он нас делает.
Эта приобретенная благодать была достигнута ради нас послушанием, страданиями и непрерывным ходатайством Христа.
Приобретенная благодать — это благодать оправдания или принятия Богом.
Приобретенная благодать — это благодать освящения или святости перед Богом.
Приобретенная благодать — это благодать привилегии.
Наше общение с Христом в этой приобретенной благодати ясно видно в том, что нет почти ничего из того, что совершил Христос, о чем бы не было сказано, что мы совершили это с Ним (Гал. 2:20; 2 Тим. 2:11; Кол. 3:3; Рим. 6:4; Кол. 2:12; 3:1; Еф. 2:5-6).
Христос приобрел эту благодать оправдания, освящения и привилегии Своим совершенным послушанием воле Божьей. Христос мог быть абсолютно святым только через повиновение закону творения, моральному закону, какими были ангелы. Ничего больше не требовалось бы от Него как от простого человека, ходящего перед Богом. Но Христос подчинил Себя каждому закону и указанию, которые грех сделал необходимыми, и которым Он мог бы не подчиняться, потому что был безгрешен. Он сделал это, чтобы «исполнить всякую правду» (Матф. 3:15).
Послушание Христа было послушанием Посредника (Евр. 5:8). Именно Его послушание в страданиях дало жизнь Его смерти (Флп. 2:8).
Христос был послушен до смерти, потому что через Свою смерть Он сделал Свою душу приношением за грех (Ис. 53:10; Иоан. 17:19; Евр. 9:14; Еф. 5:2).
Праведность Христа как Посредника в Его человеческой природе была абсолютным, полным, точным соответствием души Христа воле, мысли и закону Бога. В Самом Себе Он был совершенно и неизменно праведен. Человек Иисус Христос имел эту праведность по причине благодати единства Его божественности и Его человеческой природы. И как наш Первосвященник, Он был свят, безобиден, неосквернен и отделен от грешников (Евр. 7:26). Он был Агнцем Божьим без пятна и порока (1 Пет.1:19).
Истинным послушанием Христа было Его добровольное, радостное и послушное исполнение каждой обязанности и каждой заповеди, которого Бог требовал от человека как от человека и от человека как от грешника.
Христос исполнил все, что требовалось от нас силой каждого закона. Он исполнил то, что требовал закон природы в период невинности. Он исполнил моральный закон, закон обрядов и судебный закон. Христос исполнил их все. Таким образом, Он «подчинился закону» (Гал. 4:4).
Христос также исполнил духовный закон как Посредник. Это касалось только Его, и не предназначено для нашего подражания (например, Иоан. 10:18). Он повиновался повелению Отца отдать Свою жизнь и снова принять ее. Он молился за тех, которые казнили Его (Лук. 23:34). Он молился только за Своих избранных (Иоан. 17:9).
ОБЩЕНИЕ СО ХРИСТОМ В БЛАГОДАТИ ПРАВЕДНОСТИ
Нам был необходим Посредник, Который был бы и Богом, и Человеком в одной Личности, Посредник, Который был бы совершенно свят. Поэтому только Христос способен быть нашим Первосвященником и Посредником.
Все, что Христос мог совершать в повиновении, Он совершал благодаря Своей присущей праведности и Духу Божьему (Ис. 61:1).
Будучи совершенно праведным, Христос мог быть подходящей жертвой и приношением за грех и без активного послушания. Поэтому должна быть какая-то другая причина Его жизни активного повиновения.
Повиновение Христа особым повелениям Бога, данным Ему как Посреднику, не вменяется нам. Повиновением этому закону Христос приобрел для нас все блага, необходимые для нашего спасения.
Христос также повиновался закону, чего Бог требовал и от нас. Некоторые считают, что это повиновение было подготовкой к пролитию Его Крови и Его жертвоприношению. Они говорят, что Его смерть является единственной причиной нашего оправдания и той праведности, которая вменяется нам. Его повиновение — это всего лишь акт послушания, который не является причиной нашего оправдания. Это неправильно.
Повиновение Христа «даже до смерти, и смерти крестной» было объединено с Его смертью, которая была частью общего состояния Его уничижения, и поэтому оно вменяется нам вместе с Его смертью.
Послушание Христа за нас засчитывается нам Божьей благодатью, и по этой причине мы приняты как праведники перед Ним.
Христос повиновался закону как Посредник. Он был воплощен, чтобы быть Посредником (Евр. 2:14; Гал. 4:4).
То, что сделал Христос как Посредник, Он сделал для тех, для кого Он стал Посредником, или за которых и для блага которых Он принял обязанность Посредника перед Богом (Рим. 8:3-4). Христос сделал для нас то, что мы не могли сделать сами по причине греха. Он сделал это так, чтобы праведность закона была исполнена в нас.
Нельзя сказать, что цель послушания Христа состояла только в том, чтобы подготовить Себя к смерти и жертвоприношению, потому что Он был Агнцем без пятна и порока, и поэтому был вполне подходящим, чтобы стать жертвой за грех. Он не нуждался в том, чтобы сделать Себя подходящей жертвой за грех через путь послушания.
Если послушание Христа, которое было совершено ради нас, не вменяется нам, тогда не было причины для того, чтобы Он жил в этом мире столько лет в совершенном послушании всем законам Бога. Если бы Он умер раньше, Его смерть сама по себе была бы достаточным искуплением наших грехов.
Если бы совершенное послушание Христа не было направлено для нашего блага, то от Него требовалось бы лишь послушание закону природы, единственному закону, которому Он как безгрешный человек был бы подчинен. Его послушание этому закону было бы Его добровольным актом как принявшего облик человека.
Послушание Христа не может считаться частью Его страданий, оно ясно отличается от Его страданий. Делать — это одно. Страдать — это совершенно иное.
КАКОЙ БЫЛА ЦЕЛЬ ПОСЛУШАНИЯ ХРИСТА
Жизнь Христа в послушании показала Его добровольное подчинение и полное исполнение всего закона Божьего, который должны исполнять все святые. Это правда, что все акты послушания Христа от крови Его обрезания до Крови на кресте сопровождались страданиями, и вся Его жизнь может рассматриваться как долгое умирание. Но когда мы видим Его готовность и послушание во всем этом, то эта готовность и послушание отличаются от Его страданий как таковых, и, таким образом, мы можем смотреть на Его готовность и послушание как на Его действенную праведность.
Павел говорит, что Христос повиновался не за Себя, а за нас и вместо нас (Гал. 4:4-5). Из этого текста Писания мы видим, что Христос был рожден от женщины и подчинен закону, и это значит, что Он повиновался закону за нас. Мы были под законом, и не только под осуждением закона, но также и были обязаны совершенно исполнить его (Гал. 4:21). Галаты не желали быть под наказанием закона, а только под обязанностью исполнять закон. Итак, если Христос воплотился и стал подзаконным не ради Себя и повиновался ему не для Себя и не ради Своего собственного оправдания, то Он сделал все это для нас и для нашего блага и оправдания. Теперь давайте проследим, как это помогает нам в нашем принятии Богом.
КАК НАМ ПОМОГАЕТ ПОСЛУШАНИЕ ХРИСТА
Совершенное послушание Христа закону засчитывается нам. Смерть — это наказание за грех, и поэтому мы не можем быть освобождены от смерти, кроме как через смерть Христа (Евр. 2:14-15). Человек не может быть освобожден от осуждения смерти до тех пор, пока он не выполнит все, чего требует закон (Матф. 19:17). Так как человек не в состоянии исполнить все заповеди, то это должно быть сделано за него через поручительство. Христос не только повиновался всем заповедям ради человека, но также и понес наказание смерти. Хотя мы и были освобождены от наказания смерти, мы всё еще обязаны повиноваться закону. Это послушание не предназначено для того, чтобы заслужить принятие Богом, но оно является выражением благодарности Богу за наше освобождение от смерти.
Почему умер Христос? Он умер, потому что закон требует смерти грешника, а Он поручился за грешников.
В каком смысле мы освобождены от смерти? Мы освобождены от смерти как от наказания. Мы всё равно должны умереть, но теперь смерть является для нас последней битвой с действием греха и доступом в личное присутствие Отца.
Как Христос явил совершенное повиновение закону? Он сделал это в ответ на завет дел, который был дан человечеству: «Делай это, и будешь жить». Христос совершенно повиновался в силе благодати, которую Он принял. Он повиновался так, что мог обеспечить человеку жизнь. Он повиновался, чтобы исполнить завет Бога с человеком.
В таком случае, освобождены ли мы от повиновения? Да. Мы свободны от повиновения закону нашими собственными силами, и мы свободны от повиновения ему для приобретения вечной жизни. Сказать, что мы всё еще должны повиноваться для приобретения вечной жизни, — значит, сказать, что мы всё еще находимся под условиями ветхого завета. Мы не освобождены от повиновения как пути хождения перед Богом, но мы освобождены от повиновения как от способа сделать себя достаточно хорошими, чтобы приблизиться к Богу.
Через повиновение Христа закону мы сделаны праведными (Рим.5:18-19). Его повиновение вменено нам в праведность.
Повиновение Христа было действенным, так как действенным было непослушание Адама. Непослушание Адама было действенным нарушением закона, и точно так же послушание Христа было действенным исполнением закона (Матф. 5:17). Не существует такого понятия, как «пассивное» послушание. Послушание — это действие, в котором нет места страданиям.
Праведность, которую мы получаем, должна быть такой праведностью, которую мы могли бы иметь, если бы мы исполнили весь закон (Флп. 3:9). Таким было повиновение Христа закону. И таким образом Он «сделался для нас… праведностью» (1 Кор. 1:30).
Результат смерти Христа основан на примирении. Примирение — это уничтожение вражды и восстановление нас в то состояние мира и дружбы, в котором находился Адам до грехопадения.
Но нет ли чего-то большего, что еще нужно сделать? Хотя Адам в состоянии невинности не был под гневом, он все равно должен был повиноваться, для того чтобы войти в жизнь. Но нужно ли еще что-то делать после удаления вражды и совершения примирения? Да. «Будучи примиренными Его смертью», мы спасены совершенным послушанием Христа закону, которое Он показал во время Своей жизни. В Писании ясно говорится о примирении через невменение нам греха (Пс. 31:1; Лук. 1:77; Рим. 3:25; 2 Кор. 5:19). Так же ясно упоминается оправдание через вменение нам праведности (Иер. 23:6; Рим. 4:5; 1 Кор. 1:30). В жизни Христа мы имеем это оправдание через вменение нам праведности.
Это показано на примере Иисуса, Первосвященника, одетого в запятнанную одежду (Зах. 3:3-5). В этих стихах нам ясно преподаются две истины относительно нашего свободного принятия Богом. Во-первых, вина нашего греха, наша запятнанная одежда, удалена. Это сделано через смерть Христа. Плодом этого является прощение грехов. Во-вторых, перемена одежды символизирует вменение нам праведности Христа. Плодом этого является право на вечную жизнь. Святой Дух называет эту перемену одежды «ризою спасения» и «одеждой правды» (Ис. 61:10). Второе становится нашим только через повиновение Христа, как и первое стало нашим через Его смерть.
Возражение. Но если это так, то мы так же праведны, как и сам Христос, так как мы праведны Его праведностью.
Ответ. Во-первых, есть большая разница. Праведность, которая засчитывается нам, была присуща Христу, и была Его собственной. Эта праведность Христа была засчитана, вменена или бесплатно дана нам, так что мы сделались праведными тем, что не принадлежало нам. А во-вторых, истина заключается в том, что Христос был праведен этой праведностью не для собственного блага, а для нас. Поэтому не может быть сравнения. Мы праведны Его полной и совершенной праведностью, которую Он явил для нас. Через смерть Христа вина и наказание за грех были удалены от нас. Через Его послушание, зачтенное нам, мы имеем полную и совершенную праведность.
ОБЩЕНИЕ С ХРИСТОМ В ЕГО СМЕРТИ И САМОПОЖЕРТВОВАНИИ
Он жил для нас, и Он умер для нас. Он был нашим во всем, что Он сделал, и во всем, что Он перенес.
Смерть Христа была уплаченной ценой
(1 Кор. 6:20; 1 Пет. 1:18-19; Матф. 20:28; 1 Тим. 2:6)
Христос уплатил цену нашего искупления. Искупление — это освобождение кого-то из рабства или плена и от лишений, которые сопровождают это состояние, путем уплаты выкупа. Искупитель платит цену тому, кто имеет власть над пленным.
В общем, искупление — это избавление. Поэтому Христос назван «Избавителем» (Рим. 11:26). Он отдал Себя, чтобы «избавить нас» (Гал. 1:4). Он есть «Иисус, избавляющий нас от грядущего гнева» (1 Фес. 1:10).
Искупление — это освобождение кого-то из рабства или плена. Без Христа мы все — пленники и узники (Ис. 61:1). Мы узники, «сидящие во тьме», в темнице (Ис. 42:7; 49:9). Мы узники во рве, «в котором нет воды» (Зах. 9:11). Мы — «плененные сильным… и добыча тирана» (Ис. 49:25). Мы находимся в плену, который должен быть пленен (Пс. 67:19). Мы подвержены рабству (Евр. 2:15).
Сам Бог помещает нас в темницу и в рабство. То, что мы должны, — это наши «долги» перед Ним (Матф. 6:12; 18:23-27). Мы оскорбили Его (Пс. 50:6). Бог является Судьей и Законодателем (Иак. 4:12). Грешить — значит восставать против Бога. Он заключил всех людей в непослушание (Рим. 11:32). Сам Бог низвергнет тела и души всех нераскаявшихся в адское пламя (Матф. 10:28). Все люди подвержены Его гневу, и все мы находимся под Его гневом через приговор закона, который является нашей темницей (Иоан. 3:36).
Страдания, которые сопровождают это состояние, бесчисленны. Рабство сатаны, греха и мира является итогом этих страданий. Смертью Христа как ценой выкупа мы освобождены из этого рабства (Кол. 1:13-14; Тит. 2:14; 1 Пет. 1:18-19; Евр. 9:15; Гал. 4:5).
Мы освобождены из этого рабства и от всех страданий через уплату указанной цены в руки Бога, Чьей высшей властью мы были пленены по приговору закона. Мы освобождены от долга перед великим Властителем (Матф. 18:23-24). Мы также освобождены от наказания греха и от Божьего проклятья и гнева (Отк. 1:5).
Святой Дух часто напоминает это искупление Христом (Рим. 3:24-25; 1 Кор. 6:20; 1 Пет. 1:18; Матф. 20:28; 1 Тим. 2:6; Еф. 1:7; Кол. 1:13; Гал. 3:13).
Смерть Христа была жертвой.
Смерть Христа так же была жертвоприношением. Для Него было приготовлено тело (Евр. 10:5). В этом теле Христос должен был исполнить то, на что указывали ветхозаветные жертвы и приношения. Христос пожертвовал это тело (Евр. 10:10). Вся Его человеческая природа подразумевается под словом «тело», потому что Его душа так же стала «жертвой умилостивления»(Ис. 53:10). И поэтому сказано, что Он отдал Себя (Еф. 5:2; Евр. 1:3; 9:26). Он отдал Себя как жертву Богу (Рим. 5:10; Евр. 2:17). Итак, смерть Христа как жертвоприношение была так же искуплением и примирением.
Грех разрушил дружбу, которая первоначально существовала между Богом и человеком (Ис. 63:10). Поэтому теперь на нас пребывает Божий гнев (Иоан. 3:36). Мы по своей природе находимся под Его осуждением (Еф. 2:3). Все это удалено смертью Христа как жертвой за грех (Дан. 9:24; Рим. 5:10). Таким образом, через смерть Христа мы получили «примирение» (Рим. 5:11). Павел сказал: «…Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их…» (2 Кор. 5:19; см. также Еф. 2:12-16).
Смерть Христа была наказанием.
Смерть Христа так же была наказанием. Он был наказан вместо грешников (Ис. 53:5). Бог возложил все наши беззакония, то есть наказание за них, на Христа (Ис. 53:6). Он «понес на Себе грех многих»(Ис. 53:12). Он «грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» (1 Пет. 2:24). «Ибо незнавшего греха Бог сделал для нас жертвою за грех…»(2 Кор. 5:21). Следующие стихи описывают, что значит понести грех: Второзаконие 19:15; 20:17; Числа 14:33; книга Иезекииля 18:20.
Когда Христос понес наше наказание, Он полностью удовлетворил Бога, Который был оскорблен, и по причине этого оскорбления Бог требовал наказания. Справедливость не может требовать больше, чем «око за око, зуб за зуб». Таким образом, именно то наказание, которого мы заслужили, Христос добровольно взял на Себя, когда Он согласился стать нашим Посредником. Замещение Им нас, которое Бог допустил, стало средством, которым было совершено умилостивление Бога за наши грехи.
Поэтому, если мы желаем иметь общение с Христом, мы должны поддерживать общение не только в Его жизни послушания за нас, но и в Его смерти за нас, которая была ценой, жертвоприношением и наказанием.
ХОДАТАЙСТВО ХРИСТА
Господь Христос идет еще дальше. Он не оставляет нас просто прощенными и искупленными, а продолжает Свою работу до самого конца. «…Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Христос воскрес, чтобы совершить полный труд приобретенной благодати через Свое ходатайство (Евр. 7:25).
Ходатайство Христа — это Его присутствие перед лицом Божьим (Евр. 9:24). Когда первосвященник приносил жертву за грех, он приносил кровь жертвы в Святое святых. Святое святых было местом, где пребывал Бог. Итак, для того чтобы совершить искупление за себя и за людей, первосвященник приносил кровь в Святое святых. Таким же образом, после того как Господь Христос принес Самого Себя как жертву перед Богом, Он теперь является в присутствие Божье, окропленный Своей собственной Кровью, как бы для того, чтобы напомнить Богу об обещании искупить грешников Кровью Своего Сына, которое Он дал Христу, а также о том, что Он обещал дать этим искупленным грешникам все блага, которые были приобретены Кровью Сына Божьего.
Через Свое ходатайство Христос посылает нам Святого Духа и дает нам уверенность, что Он сделает это для нас (Иоан. 14:16).
* Джон Оуэн (1616-1683) был одним из ведущих пуританских пасторов и теологов. Данная глава взята из следующего источника: Д.Оуэн. Общение с Богом / Пер. сангл.Ю. Мырзы,С. Денисюка: — Пенза: Откровение, 2010. —192 с. Чтобы узнать дополнительную информацию об указанной книге или приобрести ее, пишите по адресу bookzakaz@mail.ru.
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.