В качестве повторения перечислим уже рассмотренные нами отличительные черты азартных игр:
В предыдущих частях я уже цитировал Ефесянам 4:28: «Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся».
В этом повелении заключено намного больше, чем просто запрет воровать. Оно также означает, что правильный путь к обретению ценностей лежит через труд. Кроме того, здесь говорится, что правильное распоряжение излишком ценностей заключается в материальной помощи бедным. Азартные игры извращают все эти принципы.
Азартная игра – это экономическое мошенничество. В ней ничего не производится. Она ничего не вкладывает в экономический оборот. Когда вы инвестируете в фондовый рынок, то ваши деньги начинают работать на экономику. Это совсем не то же самое, что ставка в азартной игре, которая просто лежит в общем банке выигрыша, ожидая, когда кто-то один выиграет все.
Какие бы налоги и комиссии ни собирались с государственных лотерей, возвращаясь в реальный сектор экономики, они более чем перекрываются теми потерями, которые несут проигравшие люди. Статистика ясно показывает, что самые серьезные негативные последствия азартных игр ощущаются именно в тех слоях общества, где уже достаточно много людей живет за чертой бедности. Поэтому наихудшие последствия азартных игр постигают именно тех людей, которые больше всего нуждаются в благотворительности.
Вследствие этого внешнее процветание казино в таких местах, как Лас-Вегас, достигается за счет других людей, предприятий и частей общества. Проигрыш и выигрыш участников азартной игры всегда в сумме дают нуль.
Азартные игры просто переводят деньги из многих рук в руки немногих в результате легкомыслия, движимого сомнительными мотивами – что идет вразрез со всеми здравыми принципами экономики.
Библия содержит ясные принципы экономических отношений и обмена денег, товаров и услуг.
Конечно, имущество и ценности обычно передавались членам семьи (или законным наследникам) через механизм наследования. Кроме этого, было еще три законных способа обмена ценностей и передачи имущества другому владельцу. Один из них – это труд, когда человек получает зарплату соразмерно потраченным усилиям (Еф. 4:28; 2 Фес. 3:11-12; Лук. 10:7). Другой способ – торговля (включавшая покупку, продажу и другие инвестиции – см. Матф. 25:14-29). Третий способ заключался в дарении, включая дары благотворительности(Лук. 19:8; Еф. 4:28).
В азартных играх не присутствует ни один из положительных элементов, характерных для вышеперечисленных видов деятельности.В них нет никакого труда. Они не вкладывают ничего ценного в экономику. И они представляют собой нравственную противоположность благотворительности.
Если говорить о влиянии азартных игр на макроэкономику, то можно было бы много сказать о том зле, которое несет с собой индустрия азартных игр. Она порождает преступность и коррупцию, она разлагает характер, она не побуждает к благочестию, она подрывает частный бизнес, она убивает добро в обществе, она использует бедных и утверждает ложные ценности.
Кроме того, когда правительство одобряет азартный бизнес и даже участвует в его спонсировании, оно отступает от своей отведенной Богом роли, которая заключается в обеспечении общественного благополучия путем наказания преступников, поддержания порядка и защиты от внешних угроз. Когда правительство покровительствует азартному бизнесу, оно становится притеснителем бедных и вдохновляет такие виды деятельности, которые умножают все виды коррупции и зла.
Скажу снова: каждый приведенный мной аргумент означает, что азартные игры – зло в принципе.
Как христианам, нам повелевается быть довольными тем, что у нас есть, и доверяться Богу, что Он даст нам все необходимое. Нам запрещено желать того, что принадлежит ближнему, и заповедано любить ближнего как самого себя. Нам заповедано поступать с другими так, как мы хотим, чтобы они поступали с нами. Нам велено уклоняться от зла – воздерживаться от всего неправильного.
Вот почему, хотя я признал, что игра на лишнюю мелочь зачастую довольно безобидна (и меня это вовсе не беспокоит), все же мой совет верующим, которые спрашивают об этом, был бы таким: наивно и потенциально опасно заигрывать с любым видом азартных игр, называя это “отдыхом”. Если азартные игры порочны в принципе (что, как я считаю, подтверждается всеми библейскими аргументами), тогда будет мудро уклоняться от участия в них – неважно, о какого размера ставках и какой частоте участия идет речь.
В заключение позвольте сказать…
Я получил несколько писем от людей, которые утверждают, что приведенные мной библейские аргументы вовсе не доказывают, что азартные игры – зло по сути, потому что (по словам одного из них): «Вы не знаете сердца людей, и поэтому вы не можете доказать, что каждый, кто участвует в азартных играх, на самом деле желает имущества ближнего».
Что на это ответить? Мне кажется достаточно ясным, что участие в азартной игре – это попытка выиграть имущество ближнего. И, честно говоря, я не знаю ни одного праведного мотива для этого. Однако сам аргумент о неспособности знать чужое сердце справедлив в той же мере, в какой невозможно доказать, что каждый человек, заполняющий свое свободное время просмотром порнографии в интернете, испытывает греховную похоть. Тем не менее, я всем говорю, что этого нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Мужчине, которого застукали за этим делом, будет трудно убедить свою жену, что его занятие было совершенно невинным. В подобных случаях я рад предоставить человеку возможность самому отчитаться перед Богом и собственной женой.
Точно так же и тех, кто настолько находчив, что может оправдать игру на лишнюю мелочь как вид «азартного отдыха», я с радостью оставлю наедине с их совестью и с Господом, праведным Судьей. Не чувствуйте себя обязанными доказать мне, что ваше поведение не запятнано любостяжанием или самонадеянностью или другими дурными мотивами, которые я связал с участием в азартных играх.
Чтобы ни у кого не оставалось вопросов, позвольте лишний раз повторить: грехом я называю именно порочные мотивы, а не игровой аспект сам по себе. Я не устанавливаю законническое правило там, где Библия не дает правил. Я лишь пытаюсь дать небольшой пасторский совет и пролить немного библейского света на совокупность зла, сопровождающего азартные игры, чтобы вы могли дать более полный ответ на вопрос о том, позволительно ли участвовать в азартных играх, не ограничиваясь простым (и неразумным) заявлением, что раз нельзя доказать каким-то текстом Писания, что это грех, то не нужно высказываться против.
Нет, азартные игры – это чума нашей культуры (и каждой культуры, в которой они легализованы), и христиане не должны молчать или занимать нейтральную позицию по этому вопросу.
Фил Джонсон
Исполнительный директор служения «Благодать вам» (Grace to You)
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.