Первая статья из данной серии представлена здесь.
Джон Ньютон (1725–1807) обрел известность, благодаря сочиненным им гимнам (в том числе, благодаря гимну «О, благодать!» (“Amazing Grace”). Однако в свое время он считался непревзойденным мастером написания писем. Его называли «Великим почтовым кормчим человеческих душ». За свою жизнь он написал столько выдающихся писем, что они были изданы в нескольких томах. Немалую часть в этом собрании писем составляли письма его жене. Друг Ньютона Ричард Сесил написал в своей аннотации, что, читая подобные исполненные любовью письма, жены должны чувствовать себя на седьмом небе, а «мы, мужья, должны ощущать себя утратившими достоинство, потому что не пишем своим женам таких писем».
В нескольких письмах Ньютон обращается к теме споров и разногласий. В целом он презирал споры (было бы, наверное, страшно, если бы он испытывал от них удовольствие). При этом он считал, что совершенно не умеет их вести. Он говорил: «Я не только считаю, что они противны моему вкусу, но и ничего в них не смыслю». В то же время отсутствие опыта совершенно не означает неспособности дать добрый библейский совет. Ньютон всегда стремился дать такой библейский совет (разве не он поддержал Уильяма Уилберфорса в борьбе против работорговли?) В то время, когда лишь горстка англиканских служителей занимала евангельскую позицию, Ньютон особенно понимал, что кальвинисты, будучи в подавляющем меньшинстве, были слишком часто понуждаемы вступить в полемику.
Именно по этой причине он особенно беспокоился о том, что, если нам необходимо участвовать в полемике, то главным побуждением для нас должно стать стремление к славе Божьей. Он пишет: «Если мы действуем не в том духе, мы мало принесем славы Богу». Здесь более всего уместен первый вопрос Вестминстерского краткого катехизиса: как я должен говорить, писать или действовать в спорных ситуациях, чтобы в наибольшей степени прославился Бог?
В этом и состоит главный принцип. Но его необходимо раскрыть. Ньютон понимал, что иногда на словах мы вступаем в спор «для славы Божьей», но остаемся слепы и не видим того, как наши собственные побуждения влияют на нас и проявляются в речи и делах. Декларация «для славы Божьей» должна преобразовывать то, как мы реагируем в спорных ситуациях.
Если мы действуем «для славы Божьей», это не значит, что мы должны стойкий отпор в любом споре. В разных ситуациях нужна соответствующая реакция. Нельзя бросать жемчуг перед свиньями.
Приведем три спорные ситуации, предполагающие разную реакцию. В первой наилучшим ответом, отражающим Божью славу, будет молчание. Во второй – конфронтация и твердая позиция. В третьей – терпение. Почему же ответы должны так отличаться?
МОЛЧАНИЕ
Глава 36 книги Исаии приводит красноречивое описание похода ассирийского царя Сеннахирима на Иудею. Ассирийский военачальник Рабсак попытался разжечь спор. Езекия догадался, что Сеннахирим послал Рабсака «поносить Бога живого» (Ис. 37:17). Однако воеводы иудейские послушали повеление своего царя и «молчали и не отвечали ему ни слова» (Ис.36:21). Чем все закончилось? Бог принес отмщение. Ангел Господень поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч ассирийцев, а Сеннахирим отступил.
Разве иудеи не могли дать более смелый, более «верный» ответ, вступив с ассирийцами в словесную перепалку и тем самым выступив в защиту своего Бога? Почему молчание? Здесь можно выделить три причины:
1. Оскорбительные слова не защитили бы здесь Божью славу. В такое время мы должны обращаться к Господу, чтобы защитить Его славу и не отдать ее никому другому.
2. Лучше всего защитить Господню славу, если сначала поговорить с Богом о неверующих вместо того, чтобы говорить с неверующими о Боге. Отсюда и такая молитва Езекии: «И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его; и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один». Увы, далеко не все выдающиеся полемисты одновременно могут быть выдающимися молитвенниками.
3. Можно затмить Божью славу (по словам Ньютона), в зависимости от того, как мы будем реагировать на разногласия. Если человек хулит Бога, мы не слишком поможем Ему, если начнем в ответ хулить того человека.
ПРЯМОЙ РАЗГОВОР
Другой случай, уже в истории новозаветной церкви, произошел при меньшей аудитории, однако не стал от этого менее захватывающим.
Представьте себе, насколько накалена была обстановка: Петр только что ел и общался с язычниками. Но как только прибыли «некоторые от Иакова» (Гал. 2:12), он тотчас стал «таиться и устраняться», причем так стали поступать и другие верующие иудеи, и «даже Варнава» (ст. 11–14). Как отреагировал Павел: он «лично противостал» Петру лицом к лицу (ст. 11).
Павел был совершенно прав. Но почему здесь благочестивой реакцией было не смолчать или пройти мимо поведения Петра и Варнавы во избежание неловкой ситуации и потенциального разделения?
1. Участники конфликта были все собраны в одном месте и все верили в то же самое Евангелие. Павел не стал ждать, чтобы потом «выместить всю злобу» на Петре. Он совершил нелегкий, но нужный поступок. Он высказал свои претензии в лицо, глаза в глаза. Это прославляет Бога, потому что соответствует библейской модели (Матф. 18:15; Иак. 4:17).
2. На кону было Евангелие. Вопрос, по которому вышло разногласие, был одним из ключевых в благовестии (как указывает Павел в Гал. 2:15–21).
3. В конфликте участвовали «рукоположенные служители», а не простые верующие. Отход от Евангелия Петра и Варнавы мог послужить причиной того, что и другие верующие позволили бы себе то же самое, а это грозило бы катастрофическим разделением внутри всей церкви. Репутация Божьей славы требовала прямого действия.
ТЕРПЕНИЕ
Через несколько лет Павел столкнулся с ситуацией, которая на первый взгляд кажется совершенно идентичной. В римских церквях постоянно случались споры о «еде и днях». Некоторые члены церкви соблюдали особые праздники и воздерживались от определенной пищи. Скорее всего, распря была между христианами-иудеями и обращенными из язычников, которые составляли подавляющее большинство после того, как всех евреев, в том числе и исповедующих христианство, выгнали из Рима (см. Деян. 18:1–2). Но Павел искал лишь Божьей славы. Что же нужно было сделать, чтобы обе враждующие стороны «единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим.15:6)?
1. Удивительно, но именно «сильный», т.е. тот, кто занимает «правильную» позицию в споре (14:14), должен отказаться от притязаний на правоту и перестать требовать от других изменить образ мыслей и действий на «правильный». Слава Божья сияет ярче всего именно тогда, когда «сильный» принимает «немощного», ведь именно так поступил Бог во Христе: «Ибо Христос, когда еще мы были немощны,… умер за нечестивых» (5:6).
2. Другие христиане – рабы Божьи, но не наши. И принижать или презирать немощных означает презирать славу Господню. (Вспомните Матф. 25:40)
3. Нарочитое проявление «свободы» в спорных вопросах (принятие в пищу мяса, несоблюдение «дней» и т.д.) компрометирует саму свободу. Это значит, что нами движет не любовь, а желание удовлетворить собственную внутреннюю «потребность». Мы больше сосредоточены на собственной славе, нежели на славе Божьей. «Христос не себе угождал» (Рим. 15:3), разве мы не должны брать с Него пример?
Несомненно, эти примеры нельзя назвать исчерпывающими. Однако они хорошо иллюстрируют позицию Ньютона – во всем искать славы Божьей и сохранять в чистоте свое сердце. Христианам всегда стоит напоминать этот мудрый совет.
Источник: http://www.ligonier.org/learn/articles/consider–the–glory–of–god/
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.