Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Проверка церковной музыки. 10 вопросов

    Какой музыкальный стиль приемлем для использования в церковных богослужениях? Хотя вопрос представляется довольно простым, ответы на него часто сложны и противо­речивы. Ведь музыка и пение являются важными — если не сказать «центральными» — аспектами поклонения Богу. Если наша музыка неприятна Богу, то Ему будет неприят­но и поклонение, которое под эту музыку осуществляется.

    Итак, как же церкви могут достойно прославить Бога посредством музыки? Для того чтобы корректно ответить на этот вопрос, мы должны сначала рассмотреть принципы Божьего Слова. Ни личные предпочтения, ни культурные особенности не могут быть нашим ориентиром в этом воп­росе. Даже если речь заходит о музыке, нашим арбитром должно быть Писание.

    Ниже вы найдете десять вопросов, которые пасторы и ли­деры церкви (не исключая, впрочем, и членов церкви) дол­жны задать себе при оценке уровня музыкального служения. Хотя эти вопросы и зиждутся непосредственно на библейс­ких принципах, они не могут являться панацеей для каж­дого отдельного случая.

    1. Сосредоточено ли ваше певческое служение на Боге? Несомненно, истинное поклонение должно фокусироваться на Боге (Исх. 20:3-6), ибо только Он достоин хвалы (Пс. 148:13). Он заслуживает самой пылкой хвалы и должен занимать самое главное место в нашей жизни. Он наш превоз­несенный Царь, и Он должен восседать на престоле. Все то, что не сосредоточивает нашего внимания на Боге, можно считать идолопоклонством (ср. Иер. 2:13, 27, 28), а покло­нение лжебогам совершенно неприемлемо (Втор. 12:29-31; 16:21, 22; Гал. 5:19-21).

    Поскольку церковная музыка создается для поклонения, она должна сосредоточиваться на Боге, а не на человеке (ср. Пс. 26:6; 150:3, 4). Любые иные цели — второстепенны. Начиная со стиля и заканчивая манерой исполнения перед слушателями — ничто не должно отводить взор поклонни­ков от Бога — объекта нашего наивысшего внимания и обо­жания. Поскольку библейское поклонение требует сосредо­точенности на Боге, церковная музыка (если она достойно называется хвалой и поклонением) должна начинаться и заканчиваться Им.

    2. Провозглашает ли ваша музыка правильный взгляд на Бога? Недостаточно, чтобы музыка просто сосредоточи­валась на Боге, если этот взгляд неадекватен. Слишком много христианских песен нарушают заповедь «Не произноси име­ни Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7), обращаясь к Богу слишком фамильярно.

    Достойная нашего Спасителя музыка должна представ­лять Его почтенно и благоговейно (ср. Ис. 40:12-26). На страницах Библии мы встречаем примеры из жизни тех, кто радикально изменился после встречи с живым Богом (Моисей в Исх. 33, 34; Исайя в Ис. 6; Петр, Иаков и Иоанн во время Преображения, Мф. 17). В явлениях Господа, сви­детелями которых эти люди становились, в их благоговей­ном поклонении не было ни капли фамильярности. Итак, если мы на самом деле участвуем в поклонении, то наше пение должно четко указывать на величие, славу и могуще­ство Бога (ср. Евр. 10:31; Рим. 11:33-36; Откр. 14:7).

    3. Следуют ли музыка и пение в вашей церкви Боже­ственному порядку? Бог, Которому мы служим, есть Бог порядка. Это вполне очевидно из того, каким образом Он создал мир (Быт. 1; ср. Рим. 1:20). Неудивительно, что апо­стол Павел указывает коринфянам на то, что «все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40).

    В Еф. 5:18 апостол вторит своему совету, призывая хри­стиан постоянно пребывать под контролем Святого Духа. Церковное пение в таком случае никак не должно выво­дить верующих из-под влияния Святого Духа, вовлекая их в сферу действия других материй — будь то эмоции, психоло­гические позывы и т.п. Прихожане церкви должны нахо­диться под влиянием Слова Божьего, излагаемого в силе Духа (Кол. 3:16). Бездумная эмоциональность, нередко провоци­руемая повторениями и приглашениями «отрешиться от все­го», скорее указывает на языческие обряды (ср. Мф. 6:7), чем является формой поклонения, одобряемого Библией.

    4. Несет ли содержание песен здравое учение с точки зрения Писания? Хотя инструментальное поклонение вполне приемлемо во время богослужения (ср. 2 Пар. 5:13), чаще всего церковная музыка сопровождается песнопением. По самой меньшей мере, от этих стихов требуются вразу­мительность и соответствие учению Библии — слова песни должны передавать библейскую истину всем, кто ее поет (ср. Еф. 5:19, 20).

    Слова песен также должны быть ясными и соответство­вать библейскому контексту. Например, песню, которая ос­новывается на истинах Ветхого Завета (даже если это пря­мая цитата из Библии), не следует применять к церкви, если эти слова касаются исключительно Израиля до прихо­да Христа. (Отличный пример подобного подхода — пение Пс. 50:13 без объяснения контекста.)

    Церковная музыка (неважно, в каком стиле) должна уг­лублять библейское и богословское знание прихожан. Не­точная, вырванная из контекста, легкомысленная песня только затормозит духовный рост тех, кто ее поет.

    5. Призывает ли церковная музыка вашу церковь к един­ству? Как уже было замечено выше, основная цель музыки и пения в церкви — побудить людей к поклонению. Однако Библия также отмечает такую функцию христианских песно­пений, как назидание (1 Кор. 14:26; Еф. 5:19, 20). Поскольку Церковь — это Тело Христово (1 Кор. 12), наше поклонение Богу включает в себя служение другим людям (Рим. 12:1-9).

    Таким образом, цель общего поклонения — прославить Бога посредством служения другим. Помня об этом, мы никогда не посмеем эгоистично требовать первоочередного осуществ­ления своих личных желаний, но будем в первую очередь обращать внимание на исполнение желания других (Флп. 2:1-4). Более того, если какие-то наши действия становятся камнем преткновения для другого христианина, мы должны отнестись к этому с большим пониманием (Рим. 14; 1 Кор. 8).

    6. Насколько хорошо поставлено пение в вашей церкви? Церковная музыка, как и все, что мы делаем, должна ис­полняться для славы и чести Бога (1 Кор. 10:31). Будучи нашим Господином и любящим Отцом, Он несомненно зас­луживает самого лучшего из того, что мы можем Ему дать. Нельзя отдать Ему хоть что-то — это недостойно Его требо­ваний. Даже в ветхозаветном Израиле должны были отда­вать Господу самое лучшее, самое ожидаемое — первенцев (ср. Лев. 1-7; Числ. 18:32).

    Стоит ли говорить о том, что все, совершаемое во славу Его, мы должны совершать как можно лучше? У церкви может не быть средств, чтобы нанять симфонический оркестр или пригласить музыкальную, группу, но музыка должна исполняться от всей души и со всем старанием. Поклоне­ние не от чистого сердца — это не поклонение (Пс. 23:3, 4; Ам. 5:23). Музыка, которая исполняется небрежно, обыч­но отвлекает, уводя наше внимание от сосредоточенности на Боге, которая необходима для истинного поклонения.

    7. Приготовляет ли церковная музыка прихожан к слы­шанию Слова Божьего? 2 Тим. 4:2 призывает «проповедовать Слово». Чуть выше можно прочесть, как апостол Павел объясняет важность Пи­сания для нашей жизни (2 Тим. 3:16, 17). Мы можем познать Бога лишь через Его Слово; только через Библию Бог от­крывается нам. Поэтому Писание должно находиться в цен­тре поклонения общины — становясь и его основой, и его кульминацией.

    Именно поэтому пение (когда народ Божий обращается к Творцу) никогда не должно затмевать проповедь (когда Бог говорит с народом через Свое Слово). Поклонение через пение должно дополнять провозглашение истины. Церковная музыка, которая звучит перед проповедью, должна готовить собравшихся верующих к тому, что будет говорить Святой Дух. А церковная музыка, которая звучит после пропове­ди, должна усиливать эффект, который вызвало только что услышанное Слово (ср. Кол. 3:16, 17).

    8. Подчеркивает ли церковная музыка красоту Благой вести? Новозаветная модель церковной жизни подразуме­вает поместную общину, которая собирается в основном для того, чтобы поклоняться и назидать друг друга (ср. Деян. 2:41, 42). Благовестив же происходит в то время, когда ве­рующие живут повседневной жизнью (Мф. 28:18-20).

    Таким образом, поместная церковь (как собрание хрис­тиан) должна все-таки быть хорошим свидетелем для мира (ср. 1 Кор. 14:23-25). Ведь Павел напоминает, чтобы мы «во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога» (Тит. 2:10), а Петр призывает «возвещать совершенства» Бога (1 Петр. 2:9). Таким образом, церковная музыка дол­жна свидетельствовать о величии нашего Господа и Спаси­теля. Она никогда не должна порочить Его репутацию или вводить неверующих в заблуждение относительно евангель­ского учения.

    9. Располагает ли музыка к искреннему поклонению? Как уже было отмечено выше, церковная музыка должна быть сосредоточена на Боге, благоговейно представляя Его во всей Его славе. В то же самое время она не может быть скучной, пресной и монотонной. Ведь Бога нельзя назвать скучным. Да и небеса (где основным занятием будет покло­нение) тоже не являются скучным местом (ср. Откр. 4, 5).

    Поклонение, соответствующее Библии, хотя и должно про­исходить пристойно, также подразумевает наличие внутрен­него восторга и радостного стремления превознести Христа (ср. 1 Пар. 15:29; 16:4-6). Конечно, это рвение в разных цер­квах будет проявляться по-разному. И еще: эта искренняя страсть все же должна выражаться благопристойно и чинно. Но, тем не менее, бесстрастное поклонение скорее похоже на колыбельную, чем на славный гимн (Ин. 4:23).

    10. Основывается ли подход к музыке в вашей церкви на библейских принципах? Руководители церкви не долж­ны придерживаться неких стандартов только лишь потому, что так делали всегда. Они также не должны позволять, чтобы в их церкви использовались любые музыкальные сти­ли. Они должны исследовать Писание (как берийцы в Деян. 17:11), определяя те библейские принципы, на которых зиж­дется философия церковной музыки.

    Когда будут установлены эти принципы, руководитель музыкального служения может применять их для удовлет­ворения определенных потребностей прихожан. В конце кон­цов, пасторы должны стремиться к тому, чтобы не ставить личные предпочтения на один уровень с библейскими прин­ципами и не игнорировать библейские принципы, утверж­дая, что для церкви годится любая музыка.

     

     

    Натан Бузениц несет служение в пасторском совете церкви «Благодать» в Калифорнии, США (Grace Community Church, Sun Valley, California, USA) и преподает богословие в семинарии «Мастерз».

    Материал взят из книги «Золото глупца: не всё то золото, что блестит». Главный редактор: Джон МакАртур (Grace Publishing International, 2006). С.135-140.

     

    www.propovedi.ru

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя