Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Чарльз Сперджен: неиссякаемая любовь к проповеди. Часть 3.

    (Д-р Р. Альберт Молер-мл. – президент Южной баптистской богословской семинарии [США], главного образовательного органа Южной баптистской конвенции, к тому же представляющего собой одну из крупнейших семинарий в мире. Вдобавок к этим обязанностям, д-р Молер много пишет и выступает на богословских конференциях.)

    Чарльз Сперджен был человеком недюжинных способностей и солидного положения, но в первую очередь он был проповедником. Ему не было равных в свое время, да и по сей день евангельские служители видят в нем образец. Почему?

    Гомилетический подход Сперджена, каким бы революционным и эффективным он ни был, никогда не был для него источником силы или основой служения. Проповедь Сперджена отличалась прежде всего убежденностью, и лишь потом – удачной подачей.

    Когда викторианцы минимизировали вероучение, а трактариане1 разглагольствовали о доктринальном «резерве», Сперджен смело провозглашал полноценное Евангелие со всеми его вероучительными нормами. В этом смысле он был, скорее, исключением. Он твердо держался библейской веры, кальвинистских убеждений и евангельского призыва.

    «Я читаю текст и немедленно связываю его с крестом», – пояснял Сперджен. В этом кратком утверждении кроется его подход к проповеди. Нередко ему доводилось проповедовать по пять-семь раз в неделю, однако большую часть времени всегда занимала подготовка к воскресной проповеди в «Метрополитан Табернакл». В течение всей недели он находился в постоянном поиске текстов, стремясь через молитву, чтение Библии и разговор с друзьями (особенно со своей преданной супругой Сюзанной) найти наиболее подходящий текст для воскресной проповеди.

    Субботним вечером в шесть он удалялся от семьи и друзей и не отрывался от работы, пока не будет готов подробный план утренней проповеди. Опираясь на этот план, он мог сходу сказать сорокапятиминутную, а то и часовую проповедь.

    Выбор текста для проповеди был для Сперджена самым мучительным занятием и отнимал уйму времени. «Кто ходит взад-вперед целую неделю», – писал он, – «надеясь, что текст в последнюю секунду упадет к нему с неба, тот искушает Бога и заслуживает того, чтобы в воскресный день оказаться перед слушателями совершенно безмолвным».

    Его переживания видны в следующих словах: «Я часто говорил, что сложнее всего мне бывает остановиться на каких-то определенных текстах, которые послужат основанием для моей следующей проповеди. <…> Как только какое-то место Писания завладеет моими душой и сердцем, я отдаю ему безраздельное внимание, как можно точнее вникая в смысл оригинального текста и изучая контекст, чтобы не пропустить литературного обрамления отрывка. Затем я записываю все мысли, которые мне приходят на данную тему, оставляя на последний момент их упорядочивание для представления слушателям».

    Но из любого текста: ветхозаветного или новозаветного, – Сперджен всегда находил дорожку к Евангелию, к крестному подвигу Спасителя. И это Евангелие он раскрывал в полноте: с учением о заместительном искуплении, предостережением о вечном наказании грешников и вестью о благодати Божьей в Иисусе Христе.

    Некоторым англичанам такая бескомпромиссная проповедь была явно не по нутру. Многие восхищались проповедями Сперджена, но закрывали глаза на его богословие. Но это проповедника не устраивало. Иэйн Мюррей пишет: «Можно либо принять богословские убеждения Сперджена, либо забыть о них. Последнее, на мой взгляд, и произошло в двадцатом веке. Однако в отрыве от своего богословия Сперджен выглядит настолько же ненастоящим, как и изображающие его дешевые китайские статуэтки, продававшиеся шарлатанами около века назад».

    Знаменитый проповедник нередко оказывался участником жарких богословских диспутов на разные темы: от возрождения посредством крещения и до спора о проникновении в Церковь либеральных идей. В каждом случае он оставался верен евангельским убеждениям и не отступал от главенства Евангелия.

    Он никогда не поступался учением о заместительном искуплении, авторитете и богодухновенности Писания, вечном наказании грешников, первородном грехе и уникальности христианства. Недостаточный акцент на заместительном искуплении в проповедях многих современников сильно тревожил Сперджена, ибо он не представлял себе, как можно назвать евангельской проповедь, стыдящуюся того, что Бог совершил во Христе для избавления грешников.

    Как писал он сам: «Я всегда считал, подобно Лютеру и Кальвину, что суть и содержание Евангелия выражаются словом замещение: Христос занял место человека. Если я вообще понимаю Евангелие, то оно заключается в следующем: я заслуживаю вечной погибели, единственная моя надежда на спасение – в том, что Христос понес наказание вместо меня, а за один грех не платят дважды».

    Сперджена всегда волновал результат проповеди. Один из студентов его всемирно известного пасторского колледжа однажды спросил его, как можно проповедью приводить ко Христу неверующих. «Ты что, ждешь, что после каждой твоей проповеди люди будут обращаться к Господу?» – спросил Сперджен. Студент поспешил ответить: «Конечно, нет». На что знаменитый проповедник произнес: «В этом-то и проблема».

    Однако главным для Сперджена было, конечно, содержание проповеди, результат же он предавал Господу. «Проповедь должна нести истинное учение – здравое, весомое, изобильное. Мы восходим на кафедру не для того, чтобы просто выговориться, ведь нам поручено донести до народа важные приказания свыше. Мы не можем позволить себе разглагольствовать ни о чем».

    Он предупреждал, чтобы студенты оценивали проповеди не по структуре и манере преподнесения, а по содержанию. «Красиво представить проповедь – дело хорошее, но что, если представлять будет нечего? <…> Искуснейшее выступление будет полным провалом, если в нем не прозвучит учение о благодати Божьей – оно пронесется над аудиторией, подобно кучерявому облаку, так и не напитав дождем иссохшей земли. Томящиеся души, наученные горьким опытом, будут вспоминать об этом с нескрываемым разочарованием».

    «Братья, – призывал Сперджен, – не обесценивайте свои проповеди. Не сбывайте их весом, а предлагайте поштучно. Пусть вас уважают не за количество слов, а за качество мысли».

    Сперджен твердо стоял на кальвинистских позициях, и при этом повсеместно проповедовал Евангелие. Когда его спросили, как он думает примирить свое понимание избрания с евангельским призывом, обращенным ко всем людям, он, не задумываясь, ответил: «А нужно ли мирить тех, кто никогда не ссорился?»

    Подобное сочетание мужества и энергичности вылилось в служение, равных которому не было ни в современную эпоху, ни, пожалуй, во все времена. По смерти Сперджена Тексан Кэрролл сказал о своем британском коллеге: «С кем из людей его можно сравнить? Он объединял в себе проповеднический талант Джонатана Эдвардса и Уайтфильда, организаторские способности Уэсли и мужество Лютера. Во многом он был похож на Лютера, во многом – на Павла».

    Однако, живя или умирая, Сперджен никогда не старался привлекать внимание к собственной персоне. Его рука всегда указывала на крест Христов. Как говорил Тилике, «Его проповедь никогда не иссякала, потому что он никогда не брал на себя роль ее источника и вдохновителя». Сам Сперджен наверняка подтвердил бы мнение Тилике. Он потому проповедовал с такой силой о благодати Божьей, что сам испытал силу благодати.

    И в наше время, сотню лет спустя, было бы неплохо помнить об этом великом человеке и о результатах его служения. Но самое главное, мы должны помнить о глубокой уверенности в Писании и о доктринальной стороне проповеди. Новые Сперджены, где вы? Отзовитесь!

    Оригинал этой статьи был опубликован на сайте www.albertmohler.org. Статья переведена и опубликована с разрешения.

    1 Трактарианство – по названию “Трактатов для нашего времени”, издававшихся основателями этого религиозного движения. Они выступали за возвращение к католицизму, но без слияния с римско-католической церковью. Движение организовано в 1833 англокатоликами во главе с оксфордскими священниками Дж. Ньюманом и Дж. Киблом (примеч. пер.).

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя