(Д-р Р. Альберт Молер-мл. – президент Южной баптистской богословской семинарии [США], главного образовательного органа Южной баптистской конвенции, к тому же представляющего собой одну из крупнейших семинарий в мире. Вдобавок к этим обязанностям, д-р Молер много пишет и выступает на богословских конференциях.)
Чарльз Сперджен возглавляет списки наиболее известных и влиятельных проповедников англоязычного мира. И даже спустя сотню лет после его смерти тысячи проповедей Сперджена продолжают публиковаться и не перестают пользоваться спросом. Чем объясняется сила его служения?
Нельзя не признать, что Сперджен был очень даровитым проповедником. Его голос был ясным и чистым по интонации и настолько мощным, что его без громкоговорителя могли слушать 20 000 человек одновременно. Благодаря этому в эпоху, когда еще не было радио и телевидения, Чарльза Сперджена услышали в общей сложности около 10 миллионов человек.
Однажды, проверяя акустику огромного зала Лондонской сельскохозяйственной академии, Сперджен воскликнул: «Се Агнец Божий, который берет на Себя грех мира!» Позднее один рабочий поделился с ним, что услышал этот возглас, находясь на стропилах, и после этого уверовал во Христа.
Как описывал Гарвуд Паттисон, «Его голос звучал, подобно могучему органу. С первых же нот он легко наполнял самые большие залы, но в то же время был столь проникновенным, что, казалось, был обращен лично к каждому слушателю. … Кристальной чистоте его звука недоставало лишь чуть большей эмоциональности, чтобы быть совершенным».
Однако, хотя голос Сперджена действительно был уникальным, не в этом состоял секрет его успеха. Многие другие священнослужители викторианской эпохи были наделены мощным голосом и прекрасной интонацией.
Популярность спердженовских проповедей отчасти объясняется уникальным подходом, объединяющим в себе богатство содержания и ясность подачи. Сперджен был чужд высокопарной элегантности аристократичных викторианцев, говорил просто и прямо. Иллюстрации он приводил из повседневной жизни и последних событий, а не из литературной классики, как было принято в ту эпоху.
Такой подход немедленно нашел одобрительный отклик среди лондонцев, изголодавшихся по практичной и актуальной проповеди. «Далеко не всякий известный проповедник снисходил до простого Евангелия на понятном английском языке, свободного от классических цитат и не перегруженного излишней риторикой». Своим ученикам Сперджен советовал читать Библию бок о бок с газетой, да и сам внимательно следил за жизнью страны. Скоротечные события, утверждал он, прекрасно иллюстрируют вечные истины.
Впрочем, благодаря такому популярному стилю он приобрел не только друзей, но и врагов. Реакция была разной в различных слоях общества. Сперджен завоевал народную любовь в Лондоне, где полным ходом шла индустриальная революция. Формировался новый средний класс, состоявший из предпринимателей, держателей магазинов и мелких управляющих, которые находили спердженовские проповеди понятными и убедительными. Они толпами стекались на его богослужения, а к ним примыкали люди из бедных слоев и аристократии.
Послушав молодого Сперджена, Джеймс Грант написал в Морнинг адвертайзер, что он, «несомненно, пошел по стопам Джорджа Уитфилда и, подобно этому великому проповеднику, королю кафедры, очень любит прямое обращение к аудитории».
Другие были настроены не столь одобрительно. Пожилые служители находили молодого выскочку бескультурным или, по крайней мере, несведущим в современной и классической литературе. Газетные карикатуры изображали Сперджена в виде динамо-машины, опрокидывающей удобно устроившихся за кафедрой стариков.
Сперджена даже обвиняли в театральности и манипулировании аудиторией. Но от подобных обвинений его избавляет сам Гельмут Тилике, лично наблюдавший нацистскую пропаганду и манипулирование. «Чарльз Хаддон Сперджен не имел ни малейшего представления о пропагандистских ухищрениях. … Он действовал исключительно силой Слова, которое само завоевывало аудиторию и изменяло сердца».
Сперджен говорил без обиняков и часто ссылался на каждодневную жизнь. «Ипсвичский экспресс» писал, что его проповедь «отдает дурновкусием, вульгарностью и наигранностью». Однако стиль его был вульгарным только по меркам викторианских аристократов. Для остальных лондонцев то, что аристократия называла вульгарностью, давно стало нормой жизни.
Сперджен не отступил перед обвинениями: «Если я и вульгарен, то не специально. Мое единственное намерение – убедить людей прислушаться к Слову Божьему. Я глубоко убежден, что проповедников с изысканными манерами у нас было предостаточно, и многим пора бы уже измениться. Бог призвал меня из самого низкого класса. Пусть другие служат своему классу, а эти люди – мои, и ими я должен быть понят».
Тилике отмечал «намеренно мирской» язык Сперджена и даже признавал «рискованность» некоторых его слов. «Учитель догматики, экзегет или профессор практического богословия тянулся за синим пером, эстет краснел, а преподаватель литургики багровел, читая его проповеди или слыша о его действиях. Священникам и левитам сложнее всего бывает слушать чужую проповедь просто и непредвзято».
Тилике считал «мирской язык» Сперджена силой, а не слабостью. «Критикам не помешало бы понять, что этот человек был готов изорвать в клочья свою одежду – в том числе священническую мантию – об острые шипы и камни, разыскивая заблудших овец. … Проповедь миру немыслима без того, чтобы на одежде не остались следы земли. В таком служении не бывает расфуфыренных одеяний».
«Юмор Сперджена, – писал Тилике, – подобен чистому пасхальному смеху, который ведет ко спасению, ибо священен. Душой его юмора была победа над миром…».
Однако, сколь революционным и эффективным ни был бы гомилетический подход Сперджена, не в этом кроется секрет его силы. Источником его силы была глубокая вера. Прежде чем быть великим проповедником, он был великим верующим, глубоко любящим Слово Божье и Евангелие Иисуса Христа.
(Продолжение следует)
Оригинал этой статьи был опубликован на сайте www.albertmohler.org. Статья переведена и опубликована с разрешения.
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.