(Д-р Р. Альберт Молер-мл. – президент Южной баптистской богословской семинарии [США], главного образовательного органа Южной баптистской конвенции, к тому же представляющего собой одну из крупнейших семинарий в мире. Вдобавок к этим обязанностям, д-р Молер много пишет и выступает на богословских конференциях.)
Проповедь оказалась в цейтноте. По крайней мере, такое складывается впечатление, когда послушаешь тот стон, что нынче у нас песней зовется. Современной американской проповеди явно чего-то недостает, и этот недостающий элемент – ни что иное, как глубокая любовь к разъяснению Писания, отличавшая великих проповедников всех времен.
Нет, выдающиеся экспозиторы не исчезли, но их впору заносить в «Красную книгу». Большинство служителей оказались без доброго примера, многим не хватает хороших наставников, которые могли бы их воодушевить и направить. В викторианском Лондоне был прекрасный проповедник, чьи сила и убежденность сформировали не одно поколение людей. И сейчас самое время по-новому взглянуть на его служение. Это – Чарльз Сперджен.
«На темном фоне всеобщего богословского упадка девятнадцатого столетия яркой звездой сияет один проповедник, которого приходили послушать не меньше шести тысяч человек каждое воскресенье, проповеди которого каждый понедельник на протяжении многих лет пересылались в Нью-Йорк и распечатывались в ведущих национальных газетах, бессменно занимавший одну и ту же кафедру сорок лет и за все это время не перегоревший в служении и ни разу не повторившийся. Ему удалось возжечь огонь, ставший путеводным светом для множества поколений – не игрушечный костерок сенсационализма, а могучее пламя, охватившее сердца серьезных людей и подпитываемое топливом вечного Слова. Подобно чуду купины неопалимой, сердца горели в этом огне – и не сгорали». Так Гельмут Тилике отзывался о Сперджене – превосходнейшем проповеднике викторианской эпохи и одном из величайших королей кафедры всех времен.
Сперджен был легендой своего времени. Его имя было на устах у всего Лондона, когда ему еще не было и двадцати. Его популярность не угасла и до двадцать первого века, а его многочисленные труды и по сей день остаются в списке духовных бестселлеров. Чем объясняется этот феномен?
Викторианская эпоха, когда Британская империя находилась на вершине своего могущества, – это эра знаменитых проповедников, а Лондон, столица империи, служил подмостками для многих величайших служителей в истории церкви. Но самым славным и влиятельным из них был, несомненно, Чарльз Сперджен.
Начало его жизни не было особенно примечательным. Родился он 19 июня 1834 года в городе Келведон графства Эссекс. Его отец и дед были служителями конгрегационалистской церкви. Отец, Джон Сперджен, проповедовал сразу в нескольких приходах, так что ему приходилось довольно много путешествовать. А дед, Джеймс Сперджен, был хорошо известным служителем. Чарльз провел большую часть детства у дедушки в Стамборне. Там он и познакомился с горячей верностью Господу и с обширнейшей дедушкиной библиотекой, в которой было немало книг пуританских богословов.
Семья рано заметила в молодом Чарльзе духовные устремления, и дом приходского священника стал прекрасным местом для ранних богословских изысков Сперджена. Катализатором в этих изысках стала дедушкина библиотека пуританской классики. Многие дни он проводил на чердаке в компании Ричарда Сиббса, Джона Оуэна, Ричарда Бакстера и Джона Беньяна – последнего он особенно любил.
Внутреннее беспокойство Сперджена не унималось до 6 января 1850 года, когда он, наконец, отдал сердце Господу во время одного первометодистского собрания в Колчестере. В тот день у него словно гора упала с плеч. Об этом дне он потом писал в своей Автобиографии: «Бог уже не хмурится при виде меня, а улыбается. Я вижу глаза Отца – они струятся любовью, я слышу Его голос – он полон доброты. Я прощен, я прощен, я прощен!» Вскоре Сперджен примкнул к баптистской церкви, потому что при изучении Библии самостоятельно пришел к вере в крещение взрослых.
Всего через несколько месяцев он уже произносил свою первую проповедь, послушавшись уговоров старшего друга, убедившего его выступить на церковном собрании в местечке Тевершам. Позднее Сперджен напишет: «Дело казалось рискованным и опасным, но, положившись на силу Святого Духа, я решился по крайней мере рассказать о кресте Господнем. Что бы ни случилось, народ не уйдет домой без слова Божьего».
Под этим знаменем Сперджен и дошел до конца своего знаменательного служения. На следующий год его уже пригласили занять место пастора в маленькой часовне Уотербич, откуда молва о нем быстро распространилась по всему графству Кембриджшир. К 1853 году добрая репутация возвела его на кафедру знаменитой баптистской церкви на Парк-Стрит в Лондоне.
Церковь «Нью Парк» когда-то была самой известной и посещаемой в городе. В ней прежде несли пасторское служение Бенджамин Кич, Джон Гилл и Джон Риппон. Но к приходу Сперджена в зале, рассчитанном на 1200 мест, собирались около ста человек. Восемнадцать месяцев спустя из-за изобилия посетителей общине пришлось перебраться в более просторный Эксетер-Холл.
Центр действия в 1861 г. переместился в только что построенную церковь «Метрополитан табернакл» на юге Лондона, куда на проповеди Сперджена в течение тридцати лет каждое воскресенье стекалось не меньше 6000 человек.
Его беспримерное служение не поддается описанию, но в одном источнике о нем говорится так: «Сперджену не было еще двадцати, когда знаменитая лондонская церковь пригласила его на пасторское служение. Через два года он уже выступал перед десятитысячными аудиториями, и в двадцать два года стал самым популярным проповедником своего времени. Когда ему было двадцать семь, была построена новая церковь, чтобы вместить 6000 человек, собиравшихся на его проповеди. Более тридцати лет он продолжал служить в одной и той же церкви, не утеряв силы и популярности».
Поистине, Сперджен возвышался над прочими проповедниками своего века, подобно Колоссу. Его служения притягивали тысячи посетителей, тексты его проповедей расходились в считанные часы после его выступлений. Отличительной чертой служения Сперджена было то, чего недостает многим современным церквям – неиссякаемая любовь к разъяснению и провозглашению Слова Божьего. Можно ли воскресить такую любовь в наше время?
(Продолжение следует)
Оригинал этой статьи был опубликован на сайте www.albertmohler.org. Статья переведена и опубликована с разрешения.
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.