Я верю в проповедь
Джон Стотт
Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа
Второе послание к коринфянам 4:5
Человек, призванный на служение, несет на себе огромную ответственность, возложенную самим Господом, который назван в Новом Завете «Пастыреначальником» и «Пастырем овец великим» (см. 1 Пет. 5:4; Евр. 13:20). Причем, Писание сообщает, что эта ответственность подразумевает обязанность проповедовать Божье Слово и оказывать заботу о душах.
Первостепенная задача служителя, которому вверено на попечение Божье стадо, заключается в том, чтобы питать его Божьим Словом посредством проповеди. Об этом ясно свидетельствуют многие новозаветные тексты, например, Второе послание к Тимофею.
«Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15).
«Итак, заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово…» (2 Тим. 4:1-2)
Подобным образом, один из выдающихся проповедников двадцатого столетия Мартин Ллойд-Джонс пишет: «Я считаю проповедование самым высоким, прекрасным и славным призванием из всех возможных. Если к этому требуется что-либо добавить, то я без колебания скажу, что наиболее острой нуждой сегодняшней христианской Церкви является истинное проповедование»3.
Без сомнения, ответственность служителя – пастыря и проповедника – заключается не столько в произнесении красивых и умных речей, сколько в заботе о душах, которая также ясно предписана Священным Писанием.
В Послании к колоссянам 1:28-29 апостол Павел описывает свое служение следующим образом: «…мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе, для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно». Своим примером он дает понять, что проповедь Христа должна включать в себя вразумление, которое подразумевает вложение истины в разум4, и научение человека посредством истины.
Апостол Петр также призывал пастырей-пресвитеров взять на себя ответственность за кормление и заботу паствы, давая им повеление, которое когда-то он получил и сам от Господа Иисуса Христа: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь… пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним» (1 Пет. 5:1-2; ср. Иоан. 21:15, 16, 17).
Послание к евреям 13:17 напоминает о той же самой ответственности: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет». Слова автора этого послания помогают увидеть связь между заботой о душах и проповедью, поскольку эта забота осуществляется, между прочим, и посредством проповеди. Чуть раньше он ясно отмечает это: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божье» (Евр. 13:7).
Таким образом, служитель должен оказывать заботу о душах посредством проповеди, чему должно способствовать тщательно подобранное применение на основании провозглашаемой библейской истины.
Поскольку проповедь является одним из очевидных инструментов заботы о душах, служитель должен внимательно подходить к изучению библейского текста и его применению в проповедническом служении. Для того чтобы проповедь эффективно достигала этой цели, пастор и проповедник должен постоянно совершать три важных шага: осознавать возможную проблему, тщательно готовиться к проповеди и продумывать должное применение.
Проповедуя Божье Слово своей пастве, служитель неизбежно сталкивается с очевидной трудностью. При осуществлении заботы о душах во время проповеди с кафедры он вынужден иметь дело с разнообразием, характеризующим и слушателей, к которым он обращается, и библейскую истину, которую он возвещает.
Без сомнения, в любой поместной церкви люди отличаются друг от друга по полу, возрасту, семейному положению, духовному развитию, переживаемым трудностям и прочим внутренним особенностям и внешним обстоятельствам. Это разнообразие объясняет тот дифференцированный подход, к которому призывает Священное Писание.
«Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фесс. 5:14).
«Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою» (1 Тим. 5:1-2).
«Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2).
Приведенные выше библейские тексты не только упоминают различные группы людей, но и предписывают различные по содержанию и характеру подходы к заботе о них. Другими словами, люди с разными духовными трудностями нуждаются в соответствующем наставлении. К примеру, бесчинных не нужно утешать, их нужно вразумлять, а слабых не нужно обличать, их нужно поддерживать. Точно также различные возрастные группы требуют особого отношения. Так, старца нельзя укорять, к нему нужно подходить с уважением, как к отцу. Различие по полу тоже определяет характер служения. Например, молодых сестер следует наставлять «со всякою чистотою». Итак, разным людям в церкви нужно разное применение библейской истины.
К счастью, Священное Писание имеет ответы на духовные запросы любой нуждающейся души, так что в любом случае в дело должно пойти Божье Слово. Псалом 18 чудесно демонстрирует достаточность особого Божьего откровения для тех, кто нуждается и в укреплении, и в мудрости, и в ободрении, и в просвещении, и в очищении от греха независимо от пола и возраста.
Само Писание ясно свидетельствует о своем проникновенном и многогранном воздействии на душу человека.
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17).
«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).
Однако нельзя не отметить, что библейская истина, вверенная служителям, чрезвычайно богата и разнообразна. Это разнообразие подчеркивает важность мудрого подхода к составлению применения в проповеди, чтобы люди в церкви получали соответствующую их духовным нуждам заботу. По этому поводу Джон Райл делает справедливое утверждение о служении проповедника: «Если он истинный муж Божий и знает, как преподнести проповедь, он никогда не будет проповедовать голым стенам и пустым скамьям»5. Другими словами, пастор и проповедник, стоя на кафедре, должен обращаться к живым людям с учетом их реальных духовных нужд.
Итак, служитель должен стремиться к некоему балансу в своей проповеди, чтобы его весть содержала в себе духовную пищу для всех, призыв для всех и вызов для всех. В связи с этим Мартин Ллойд-Джонс напоминает: «На богослужения приходят не умы или интеллекты, а живые люди. Они живут в реальном мире со всеми его условностями, испытаниями и трудностями, и задача проповедника – не только помнить об этом, но и учитывать это в своих проповедях»6.
Бесспорно, только Дух Святой может удовлетворить глубинные потребности души человека и произвести в его сердце подлинные перемены. Уповая на эту работу, служитель, тем не менее, ответственен за мудрое использование «меча Духа» (Еф. 6:17), обращая внимание на сердце человека, в действительности, отчаянно нуждающееся в Господе. Другими словами, проповедь будет тогда осуществлять заботу о душах, когда она будет касаться сердца, во-первых, самого проповедника, а во-вторых, его слушателей.
Многие известные проповедники обращали внимание на этот простой факт. Например, Чарльз Сперджен подмечал: «Проповедь, которая вероятнее всего сокрушит сердца слушателей, это та проповедь, которая сначала сокрушает сердце проповедника и выходит прямо из сердца проповедника»7. Согласно Джону Оуэну, «человек может хорошо говорить людям лишь ту проповедь, которую прежде услышала его собственная душа»8. Причем, служитель первым должен осознавать свою огромную духовную нужду, нужду в Господе в виду своей нищеты перед Ним. По этой причине Джон Пайпер пишет: «Любая проповедь, если она исходит из искреннего сердца проповедника, возможна только при осознании своей безнадежной слабости»9. Слова этих проповедников прошлого и настоящего созвучны отношению апостола Павла, которое он выразил в Первом послании к коринфянам 9:27: «…но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». Как же проповеднику не упустить своего собственного сердца, проповедуя другим? Отвечая на этот вопрос, можно отметить четыре важных составляющих подготовки проповеди.
Заблаговременная подготовка. Во-первых, внимательное отношение к своему сердцу невозможно в условиях спешки. Для того чтобы применить библейскую истину к себе, нужно время. Поэтому важно начинать подготовку к проповеди заблаговременно, выделяя время для размышления. Более того, самая лучшая подготовка к проповеди осуществляется в контексте личного поклонения и изучения Слова. Псалмопевцы оставили современным проповедникам чудесный пример, засвидетельствовав свое стремление углубляться в Божье Слово с раннего утра: «Очи мои предваряют [утреннюю] стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое» (Пс. 118:148).
Молитвенный настрой. Во-вторых, та проповедь наиболее вероятно коснется сердца, которая пропитана молитвой на этапе ее подготовки. Поскольку только Дух Святой силен открыть значение библейского текста, каждый этап подготовки проповеди важно сопровождать молитвой о Божьем просвещении и действии в жизни самого служителя. Нередко служители рискуют вместо проповеди подготовить некий «духовный сухарь», который, несмотря на продуманный конспект, хорошую структуру и обилие иллюстраций, лишен духовной силы из-за отсутствия глубокого доверия Богу и упования на Его действие. Такой «продукт» не будет затрагивать сердца самого проповедника и, скорее всего, застрянет в горле его слушателей. Для того чтобы сделать этот «сухарь» удобоваримым, его нужно пропитать слезами молитвенной подготовки.
Псалмопевцы показывают современным проповедникам добрый пример молитвенного подхода к Священному Писанию.
«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Пс. 118:18).
«Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем» (Пс. 118:34).
Мартин Ллойд-Джонс также отмечает, что «первая и самая важная задача проповедника – подготовить себя, а не свою проповедь»10.
Действительно, одним из главных вызовов, с которым сталкивается служитель, является баланс между глубоким изучением Писания и тщательной подготовкой к проповеди, с одной стороны, и молитвой и упованием на работу Святого Духа, с другой стороны. Известный богослов начала двадцатого столетия Бенджамин Уорфилд однажды подчеркнул необходимость этого баланса следующим образом: «Иногда мы слышим, как люди говорят, что десять минут на коленях дают более истинное, глубокое и действенное знание Бога, чем десять часов со своими книгами. Вот надлежащий ответ: “Что?! Более, чем десять часов со своими книгами и на коленях?!”»11
Вдумчивая работа с текстом. В-третьих, подготовка к проповеди подразумевает внимательное изучение и серьезное размышление над текстом. В Пасторских посланиях апостол Павел призывает Тимофея именно к такому подходу к Священному Писанию и его апостольскому наставлению. Например, Павел акцентирует внимание на ответственности изучать текст и верно преподавать его в процитированном ранее тексте: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15). Чуть раньше, в той же главе, апостол призывает молодого служителя размышлять над его учением и уповать на Божье просвещение: «Разумей12, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем» (2 Тим. 2:7).
Внимательность к нуждам людей. В-четвертых, при подготовке к проповеди важно думать не только о себе, но и о нуждах других людей, которые, в действительности, весьма созвучны переживаниям самого служителя, поскольку пастор или проповедник является в той же степени частью тела Христова, что и остальные, так же нуждается во взаимноскрепляющих связях и взаимном влиянии, так же вовлечен в процесс духовного роста. Однако подобная внимательность к другим возможна лишь тогда, когда служитель хорошо знает своих овец, участвует в их жизни и готов вкладывать в них свою душу. Именно такой подход демонстрировал на своем примере апостол Павел. В Первом послании к фессалоникийцам 2:8 он признается: «Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны».
Если проповедь касается самого служителя, то у нее появляется больше шансов затронуть и сердце его слушателей. Шотландский проповедник Джеймс Стюарт однажды очень точно выразил желаемый эффект библейской проповеди: «Цель искренней проповеди – оживить совесть святостью Бога, напитать разум истиной Бога, поразить воображение красотой Бога, открыть сердце для любви Бога, предать себя воле Бога»13. Поэтому при подготовке проповеди важно обращать внимание на несколько аспектов, которые помогают сокрушить равнодушие слушателей.
Глубина библейской истины. Во-первых, готовясь к проповеди, служитель должен придать своей проповеди глубину, помочь слушателям лучше понять смысл текста, объяснить трудные для понимания тексты, показать интересные библейские параллели, обратить внимание на значимые детали текста, подарить слушателями чувство открытия и привести их в трепет перед божественной мудростью. Конечно же, все это невозможно без глубокого изучения библейского текста, не ограниченного работой с уже известными даже для самих слушателей комментариями.
Вызов для слушателей. Во-вторых, составляя проповедь, служитель должен подумать о том, какой вызов получат его слушатели. Для этого проповеднику важно насытить свою проповедь серьезными вопросами, заставляющими задуматься о своем духовном состоянии, исследовать свое сердце и оценить свою посвященность в следовании за Господом. Достижению той же цели служат и пламенные призывы, направляющие слушателей к познанию Господа, к оценке своей жизни в истинном свете и полной отдаче своего сердца Богу.
Провозглашение Христа и Евангелия. В-третьих, размышляя над содержанием проповеди, служитель должен привлекать внимание слушателей ко Христу, ясно изображать Его перед их глазами и показывать превосходство познания Господа над каждодневной суетой и рутиной, в которые погружены его слушатели. К примеру, Сперджен призывает: «…каждый раз старайтесь, чтобы в вашей проповеди было много Христа»14. Более того, проповедь обретает особую силу, напоминая слушателям о Евангелии Иисуса Христа, Его удивительной благодати и необходимости подлинной веры и живого упования как для спасения, так и для последующего освящения.
Итак, глубина библейской истины, серьезный вызов и насыщенность Христом и Евангелием делают проповедь по-настоящему живой и действенной.
Наконец, пастор или проповедник сможет более эффективно заботиться о душах, если будет стремиться к сбалансированному применению в своей проповеди. К сожалению, найти нужный баланс бывает не так уж просто. При подготовке к проповеди важно не совершать следующих ошибок.
Во-первых, не делайте свое применение слишком общим или слишком частным. Если применение будет слишком общим, банальным и простым, оно будет распространяться на большинство слушателей, но, скорее всего, не будет иметь серьезного воздействия на них; если оно будет слишком частным, конкретным и специфическим, оно сильно коснется лишь некоторых, для большинства же слушателей оно окажется просто неактуальным.
Во-вторых, не делайте свое применение направленным против людей. Применение должно быть конкретным, однако, важно избегать опасности проповедовать против конкретных людей, находящихся в церкви. Библейская проповедь будет нацелена на созидание, а не на разрушение, которое неизбежно при ведении «кафедральной войны». Служитель, который действительно заботится о душе, будет избегать публичного унижения человека. Для его исправления он найдет иные средства, к примеру, обличение один на один, наставничество или душепопечение.
В-третьих, не делайте свое применение слишком оторванным от текста. Применение должно иметь прямую связь со значением проповедуемого отрывка из Писания. Отклонение в сторону лишает пассажи и призывы проповедника авторитета, стоящего за библейским текстом. Поэтому не стоит пользоваться Писанием в качестве «трамплина» к своим собственным размышлениям вслух о наболевших проблемах церкви.
В-четвертых, не делайте свое применение слишком поверхностным. Применение должно быть глубоким. Другими словами, оно должно содержать не просто перечисление правильных, но формальных действий, нацеленных на внешние изменения и подкрепленных простыми, но не раскрытыми истинами, но затрагивать сердечные нужды и проблемы, отталкиваясь от верно истолкованного библейского текста.
Важность тщательно продуманного применения ради заботы о слушателях демонстрируют как отрицательные, так и положительные примеры.
К сожалению, нет ничего особенно трудного в том, чтобы оставить души без соответствующей заботы, даже проповедуя им. Прежде всего, слушатели могут справедливо жаловаться на однообразную и поверхностную проповедь, которая не касается их сердца. Так, члены церкви могут годами слышать проповедь о начатках веры, питаться молоком и так никогда и не получить твердой пищи (ср. Евр. 5:11–6:3).
Более того, существует и реальная опасность проявления нечувствительности к духовным нуждам и проблемам аудитории. К примеру, разным людям должно напоминать разные слова Христа о семье в контексте следования за Господом. Непокорным и настроенным против своих родителей детям не нужно внушать то наставление Господа, которое они с наибольшей вероятностью рискуют применить неверно: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лук. 14:26). Им, скорее, следует услышать другие слова Иисуса Христа, а именно: «Почитай отца твоего и матерь твою» (Лук. 18:20).
Такое несоответствие применения нуждам аудитории нередко осуждается на страницах Библии, но, к сожалению, все еще имеет место в проповедях, звучащих с церковных кафедр в настоящее время.
Например, Иов, обращаясь к своим друзьям, подчеркивает недостаток заботы с их стороны из-за неверного применения истины. В Книге Иова 16:2 содержится его скорбный вердикт: «…жалкие утешители все вы».
Пророки постоянно обличали народ, князей, священников и лжепророков в том, что они ищут мира тогда, когда мира нет, тем самым пытаются избежать обличения и исправления своих грехов. Например, в Книге пророка Иеремии 6:14 Господь заключает: «…врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: “Мир! Мир!”, а мира нет» (ср. также 8:11).
Подобное же несоответствие можно наблюдать и в так называемых евангелизационных проповедях, которые содержат призыв выйти вперед, чтобы засвидетельствовать свое покаяние. Совершив механическое действие и не пережив духовного преображения, люди рискуют услышать заверение в спасении и уйти с ложной надеждой.
Эта практика существует уже пару столетий и имеет достаточно хорошо проанализированную историю, к сожалению, весьма печальную. Например, известный американский благовестник начала двадцатого столетия Билли Сандей заявлял: «Подойдите и пожмите мою руку… в знак принятия Иисуса Христа»15. При этом, из-за количества желающих выразить свое покаяние таким образом он даже упростил привычную ныне процедуру, перестав требовать от «кающихся» того, чтобы они произносили шаблонную «молитву грешника». В итоге, «он мог пожимать руки со скоростью 84 рукопожатий в минуту: использовал обе руки и к нему стояли две очереди. Вышедшие вперед получали карточку, на которой было написано: “Выходом вперед такой-то и такой-то стал теперь дитем Божьим и обрел вечную жизнь”»16.
Несмотря на очевидные злоупотребления на уровне применения, которые лишают души надлежащей заботы о них, можно найти и множество положительных примеров как в служении Иисуса Христа и апостолов, так и в проповедях последующих поколений христианских служителей.
В качестве иллюстрации можно привести пару проповедей самого Иисуса Христа. Например, анализируя обличительную проповедь Господа Иисуса, обращенную к городам, в которых было явлено множество чудес (см. Матф. 11:20-24), Стюарт Олиотт дает три очень полезных совета на основании Христова примера17:
укажите на конкретную группу людей;
укажите на конкретные грехи;
укажите на судный день.
Подобным же образом, Иисус Христос называет по именам основные грехи книжников и фарисеев, обличая их в двадцать третьей главе Евангелия от Матфея: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что…» (ср. 23:13-16 и далее).
Еще одним примером дифференцированного подхода к применению библейской истины является апостол Павел, который в своих посланиях демонстрирует необходимую чувствительность и внимательность. Например, так называемые «домашние кодексы» в посланиях апостола Павла содержат особое обращение к разным группам людей, находящихся в церкви – к женам и мужьям, детям и родителям, рабам и господам (см. Еф. 5:22–6:9; Кол. 3:18–4:1; 1 Тим. 5:1-2).
Послания апостола Павла к Тимофею также демонстрируют его удивительную заботу о молодом сотруднике. К примеру, только во второй половине четвертой главы первого послания содержится поразительная концентрация конкретных повелений, связанных с ситуацией, в которой оказался Тимофей: «да не пренебрегает», «будь» (1 Тим. 4:12), «занимайся» (4:13), «не неради» (4:14), «заботься», «пребывай» (4:15), «вникай», «занимайся» (4:16).
В своем служении пастора и проповедника этот молодой шотландский служитель первой половины девятнадцатого века оставил добрый пример заботы о душах. Например, в своих пасторских посланиях-проповедях МакЧейн обращается к разным группам людей в своей церкви и дает им соответствующее наставление. В одном из таких посланий он размышляет о причинах того, почему в церкви есть необращенные души, и предлагает всем виновным задуматься о своих грехах: «Одна из причин, которую нужно рассмотреть, – ваш служитель. <…> Теперь я перейду к причинам в вас, дорогие дети Божьи. <…> Наконец, я думаю о причинах в вас самих, необращенные души!»18
Он же, к примеру, обращается с особыми наставлениями и к разным возрастным группам: «Мои дорогие дети из Воскресной школы, в воскресные вечера я всегда вспоминаю о вас, а также о тех, кто терпеливо трудится среди вас. Пусть Сам Господь ободрит вас и даст совершенную награду. Всем вам, мои дорогие друзья, я говорю: “Поддерживайте свою близость ко Христу”»19.
Еще одним добрым примером заботливой проповеди является Джон Райл. Часть его проповедей издана даже на русском языке в виде нескольких книг. Например, в проповеди, носящей название «Женщина, о которой нельзя забыть»20, он обращается к слушателям с разными духовными проблемами, давая им соответствующее наставление:
Позвольте мне обратиться непосредственно к читателю, дабы запечатлеть в его совести несколько чрезвычайно важных вопросов. Вы видели историю жены Лота – её привилегии, её грех и её конец. Было достаточно много сказано о бесполезности привилегий без дара Духа Святого, об опасности любви к миру сему и о реальности ада. Позвольте мне подвести итог всему вышесказанному, напрямую обратившись к вашему сердцу. В дни света, знания и открытого исповедания религии я хотел бы зажечь маяк, чтобы сохранить души от кораблекрушения. Я хотел бы установить буй в фарватере, которым следуют духовные пилигримы, и написать на нём: «Вспоминайте жену Лотову».
А. Неужто вам нет дела до второго пришествия Христа? Увы, многим до него нет дела! Они живут, подобно жителям Содома и людям во времена Ноя: пьют, едят, разводят сады и строят дома, женятся и выходят замуж и ведут себя так, будто Христос и не собирался возвращаться. Если вы таковы, говорю вам прямо: «Берегитесь: вспоминайте жену Лотову».
Б. Ваша духовная жизнь холодна или, может быть, еле теплится? Увы, многие таковы! Они пытаются служить двум господам: Богу и маммоне. Они становятся подобны хамелеону: и не очень добросовестные христиане, и не совсем люди мира сего. Если вы таковы, говорю вам прямо: «Берегитесь: вспоминайте жену Лотову».
В. Вы в нерешительности, и уже подумываете о том, чтобы возвратиться в мир? Увы, многие таковы! Они боятся креста, они втайне терпеть не могут трудности и позор, связанные с твердостью религиозных убеждений. Они истомлены пустыней и пресытились манной, они охотно возвратились бы в Египет, если бы могли. Если вы таковы, говорю вам прямо: «Берегитесь: вспоминайте жену Лотову».
Г. Вы втайне лелеете грех? Увы, многие таковы! Они далеко заходят в исповедании религии, многое делают правильно и очень схожи с народом Божьим. Но у них всегда есть какая-нибудь любимая привычка, которую они никак не могут оторвать от сердца. Скрытая любовь к миру сему, алчность или похоть приросли к ним, как кожа. Они желали бы видеть поверженными всех своих идолов, кроме этого. Если вы таковы, говорю вам прямо: «Берегитесь: вспоминайте жену Лотову».
Д. Вы заигрываете с малыми грехами? Увы, многие таковы! Они держатся основных евангельских доктрин и избегают явного распутства или открытого нарушения Божьего закона, однако готовы закрыть глаза на маленькие нарушения и находят этому извинение: «Подумаешь, всего лишь вспыльчивость, или – легкомыслие, или – непостоянство, или – забывчивость». Они говорят нам: «Бог не принимает эти маленькие погрешности всерьёз. Никто из нас не совершенен, Бог не взыщет за это». Если вы таковы, говорю вам прямо: «Берегитесь: вспоминайте жену Лотову».
Е. Вы надеетесь на религиозные привилегии? Увы, многие таковы! Они пользуются возможностью постоянно слушать проповеди и участвовать в церковных обрядах, и тем себя успокаивают. Они «разбогатели и ни в чем не имеют нужды» (Откр. 3:17), в то время как у них нет ни веры, ни благодати, ни духовного разумения, ни готовности к небесам. Если вы таковы, говорю вам прямо: «Берегитесь: вспоминайте жену Лотову».
Ж. Вы полагаетесь на религиозные знания? Увы, многие таковы! Они не невежественны, как другие: они знают разницу между истинной верой и ложной. Они могут рассуждать, возражать, спорить, цитировать писания. Но при этом они не обращены, мертвы по грехам и преступлениям. Если вы таковы, говорю вам прямо: «Берегитесь: вспоминайте жену Лотову».
З. Вы исповедуете веру, и при этом прилепляетесь к миру? Увы, многие таковы! Они хотят, чтобы их считали христианами – их привлекает серьезность, уравновешенность, порядочность, регулярное посещение церкви. И в то же время их одежды, вкусы, друзья, развлечения ясно свидетельствуют о том, что они принадлежат миру сему. Если вы таковы, говорю вам прямо: «Берегитесь: вспоминайте жену Лотову».
И. Вы надеетесь на то, что у вас будет возможность покаяться на смертном одре? Увы, многие таковы! Они знают, что они не то, чем должны быть: они ещё не рождены свыше и должны умереть. Но льстят себе тем, что когда их постигнет смертельная болезнь, у них будет время покаяться, ввериться в руки Христа и уйти из мира прощёнными и освящёнными, чтобы попасть в небеса. Они забывают о том, что многие люди умирают неожиданно и, чаще всего, умирают так, как живут. Если вы таковы, говорю вам прямо: «Берегитесь: вспоминайте жену Лотову».
К. Вы – член евангельской церкви? Многие таковы и, увы, не больше того! Они слышат истину от воскресенья к воскресенью, но их сердца остаются твердыми, словно жернова. Проповедь за проповедью звучат в их ушах. Месяц за месяцем их призывают покаяться, уверовать, прийти ко Христу и получить спасение. Проходят год за годом, а они не изменяются. Они держатся за возможность послушать любимого служителя и точно так же держатся за свои любимые грехи. Если вы таковы, говорю вам прямо: «Берегитесь: вспоминайте жену Лотову».
Осознавая, что проповедование является одним из основных призваний пастора, служитель должен проявлять заботу о душах стремиться с его помощью. Достижению этой цели будут способствовать внимательное изучение текста, чувствительность к духовным нуждам своего сердца и сердца других людей и тщательно продуманное применение. В итоге, ответственность пастора и проповедника такова, что можно без раздумий присоединиться к восклицанию апостола Павла: «И кто способен к сему?» (2 Кор. 2:16) Поэтому, для того чтобы совершать столь ответственное служение, нужна особая мотивация, которая характеризовала бы сердце служителя.
Во-первых, забота о душах посредством проповеди невозможна без любви к церкви Божьей, к «стаду Божьему, какое у вас», к конкретным людям в общине. Если проповедник стремится выпятить свое «Я» и продемонстрировать свои способности и власть, его служение перестанет быть служением по своей сути и будет игнорировать духовные нужды людей.
Во-вторых, забота о душах посредством проповеди требует от служителя немало личной дисциплины, чтобы глубоко изучать библейский текст, пропитывать подготовку молитвой и тщательно продумывать применение проповеди.
Наконец, забота о душах посредством проповеди не является конечной целью служения пастора или проповедника. Каждая проповедь должна произноситься со славу Божию, как в Его присутствии, чтобы забота о душах, находя в них отклик, провозглашала величие и любовь Бога. Джон Пайпер напоминает: «Цель проповеди – это слава Бога, отраженная в людских сердцах, радостно преклоняющихся перед Ним»21.
В этом отношении пастор и проповедник может подражать апостолу Павлу, который свидетельствовал о себе: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам» (2 Кор. 4:5-7).
Soli Deo Gloria!
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.