«Удивительная сила новой привязанности» – классическая проповедь Томаса Чалмерса, шотландского математика, политического экономиста и руководителя Свободной церкви Шотландии. Несколько месяцев назад я распечатал эту проповедь и с тех пор она все время находится в моей сумке. Вчера после работы в офисе мне захотелось прогуляться на свежем воздухе, я взял сумку и направился в парк неподалеку. Я нашел уютный столик в тени, пролистал бумаги в сумке и решил достать «Удивительную силу». Я очень рад, что сделал это. Эта проповедь – серьезнейший вклад в наше понимание процесса обращения, а точнее возрождения Святым Духом и дарования нам нового сердца веры. Эта проповедь также важна для понимания того, как мы возрастаем в святости, а именно последовательно заменяем наши старые земные привязанности новыми, сверхъестественными привязанностями к Богу, которые производит в нас Евангелие.
Основная посылка Чалмерса: существует два возможных способа перестать любить этот мир (стать святым, освящённым):
1. Избавить сердце человека от обольщения миром, показав его суетность («отложить»; Еф. 4:22), или
2. Заменить любовь к миру на что-то более стоящее («облечься»; Еф. 4:24).
Во введении к проповеди Чалмерс пишет:
Есть два способа, при помощи которых моралист может попытаться избавить человеческое сердце от любви к миру: он либо может попробовать показать суетность мира и тем самым убедить человека не любить того, что не достойно любви, либо предложить другой, более достойный предмет почитания, например Бога, и тогда человек не просто отбросит старую привязанность, на смену которой ничего не придет, а заменит старую на новую.
Главная цель Чалмерса: опять таки, он пишет:
Моя цель — доказать, что первый способ в силу устройства человеческой природы не может привести к желаемому результату, и что только второй способ может спасти человеческое сердце от губительной привязанности, которая поработила его.
Другими словами, Чалмерс убежден: мы становимся святыми только когда меняются наши желания.
Из проповеди Чалмерса я выбрал 12 важных принципов, которые влияют на наше понимание процесса освящения и наш подход к служению взаимного душепопечения.
- Любовь можно рассматривать в двух разных проявлениях. “Существует два вида любви. Первый возникает тогда, когда предмет любви находится на расстоянии; в таком случае любовь есть желание. Второй появляется тогда, когда предмет любви находится в нашем распоряжении; тогда любовь есть наслаждение.”
- Любовь является мощнейшей движущей силой для достижения желаемого. “Движимый желанием, человек отправляется в путь, посвящает себя какой-либо деятельности с целью удовлетворить желание. Его разум начинает работать на полную мощность. Поступательно приближаясь к одной великой и всепоглощающей цели, он не позволяет себе отвлекаться на мелочи, которые иначе привлекли бы его внимание.”
- Человеку естественно увлекаться желаемым. Иными словами, не все желания греховны. Все «естественные» желания (земные желания невозрождённого человека) пропитаны грехом, но существуют благочестивые желания – как, например, самое большое стремление – любить Бога, которое становится новой привязанностью верующего человека. Если «механизм останавливается (в результате попытки просто перестать любить мир) и не получает нового импульса от другого желания, пришедшего на смену утраченного, человек, со всей своей тягой к действию, оказывается в болезненном и неестественном состоянии недееспособности…. Таким образом, бессмысленно пытаться лишить человека, обладающего склонностью к действию, одного стимула к действию, не предоставляя другого.»
- За действием «отложить» обязательно следует «облечься». «Превосходящая сила новой привязанности сможет совершить то, чего не совершит никакая критика старого, пусть даже пустого и глупого, пристрастия».
- Освобождение от рабства любви к миру может произойти только благодаря обращению к новой, более привлекательной привязанности. «Вы должны представить его мысленному взору другой объект, обладающий такой ценностью, что он сможет отбросить старую привязанность и заняться чем-то другим, настолько же интересным и ценным для него, как и то, чем он дорожил раньше…. Если не иметь предмета устремления и не заниматься никакой деятельностью невыносимо и противоестественно для человека, тогда существующее устремление и соответствующее ему занятие невозможно прекратить устранением желанного предмета. Необходимы новый желанный предмет и новая деятельность, поэтому самый верный способ отвратить разум от какого-либо объекта состоит не в том, что заставить разум смотреть в пустоту и мрак, а в том, чтобы представить разуму другой, еще более привлекательный объект».
- Одно достигнутое желание сразу же заменяется другим – сердце человека всегда должно быть увлечено. В процессе подобных перемен сердце никогда не остается без предмета желания. Пристрастие к какому-то определенному предмету или занятию может быть побеждено, но само желание обладать чем-либо неистребимо…. Такова природа человеческой привязанности, что люди всегда должны быть устремлены, что кража желания без замены чем-то другим приводит разум в такое же состояние опустошенности и муки, которое испытывает тело, лишенное пищи».
- Сердце человека всегда жаждет чему-то поклоняться, поэтому зачастую производит идолов самостоятельно. «Сердцу необходимо что-то любить, поэтому никогда человек по доброй воле не согласится лишить себя всех привязанностей и не оставить себе ничего, что было бы мило его взору».
- Попытки моралиста искоренить пагубные пристрастия не могут изменить сердце человека, потому что это лишь замена одного обитателя сердца на другого. «Моралист, пытающийся таким образом искоренить пагубные пристрастия, терпит неудачу из-за этого механизма самозащиты. Говорят, что природа не терпит пустоты. Сердце тоже. Его поочередно могут заселять разные привязанности, но если оно остается пустым, то это приводит к невыносимым страданиям…. Лишить сердце привязанности — значит оставить его в пустоте и безнадежности, поэтому единственная сила, достаточная для изгнания старого пристрастия, — это сила новой привязанности».
- Глупо призывать невозрождённого человека оставить грех, не рассказав ему Евангелия. «Побуждать человека, в котором еще не действует великая и возвышенная сила возрождения, — значит побуждать перестать любить все то, что есть в мире, то есть пытаться лишить его всех привязанностей его сердца».
- Для того, чтобы победить, новая привязанность должна быть ценнее и прекраснее. «Человек не просто расстается со старой привязанностью, а заменяет ее на новую».
- Недостаточно просто показать человеку суетность мира. «Любовь к миру нельзя изгнать простым доказательством суетности мира… Но разве нельзя заменить ее любовью к чему-то более достойному? Сердце не может просто отказаться от мира».
- Чтобы расставание с грехом было окончательным, необходимо воспринимать Христа как величайшее сокровище и достойный объект любви. «Одним словом, если для того, чтобы человек перестал любить что-то дорогое ему, надо привить ему любовь к чему-то другому, значит, не критикой первого, а описанием достоинств другого можно покончить со старым и сделать все новым».
Можно еще много сказать о проповеди Чалмерса и из нее. Главное, что хотел проповедник донести нам, это что ключ к освящению находится в замещении любви к этому миру на всепоглощающую любовь к Богу, о чем гласит нам прекрасный богодуховенный текст о созерцающем Христа освящении: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18).
Когда мы наставляет друг друга с целью преображения в образ Христа, давайте будем осторожны, чтобы не попасть в дьявольскую ловушку морализма, считая, что можно достичь святости просто избегая мирских привязанностей. Напротив, будем жаждать бесконечно прекрасной привязанности – любви к Господу.
(c) www.counselingoneanother.com
Источник: http://counselingoneanother.com/2012/08/23/becounseled-by-thomas-chalmers-1780-1847/ . Переведено и размещено на www. propovedi.ru с разрешения.
Д-р Пол Тотджес с 1992 года несет служение пастора-учителя в библейской церкви «Иммануил» в городе Шебойган (штат Висконсин, США). Исполняя свое служение, ему приходилось не раз бывать в других странах, в том числе в России, где он преподавал на темы, связанные с библейским душепопечением. Д-р Тотджес – автор нескольких книг, в числе которых книга «Подлинно-библейское душепопечение», опубликованная в России в 2009 году издательством «Библия для всех».