В последние годы евангельский мир наводнили книги с рассказами людей, утверждающих, что они побывали на небесах в состоянии клинической смерти. В этих рассказах есть масса конкретных деталей о том, как выглядят небеса, кто там живет и что происходит в небесном мире. Но если сравнить их рассказы с Писанием, то становится ясно, что это лишь плод воображения, человеческие фантазии, а не истинные видения небес, как их описывает Слово Божье.
Самая известная подобная книга в американском евангельском христианстве, «Небеса реальны»1, легла в основу фильма, вышедшего в апреле 2014 года. Это история Колтона Берпо, чьи родители уверены, что он побывал на небесах, когда ему было всего четыре года; это было во время операции, когда он чуть не умер из-за разрыва аппендикса. Картина небес, обрисованная Колтоном, изобилует всевозможными удивительными и красочными подробностями, характерными для богатого детского воображения. В рассказе Колтона о небесах нет ничего возвышенного или просто поучительного. В этой истории нет ни следа захватывающей дух славы, отличающей все библейские описания небесного мира.
Истории, подобные рассказу Колтона, и ложны, и опасны. Читатели не только получают искаженную, небиблейскую картину небес, но и приучаются к субъективной, поверхностной, суеверной духовности. Изучая мистические рассказы якобы о путешествиях в мир иной, можно найти лишь путаницу, противоречия, ложные надежды, плохие доктрины и множество тому подобных бед.
Для нашей культуры характерно самолюбование, и это самолюбование заметно в рассказах людей, утверждающих, что они побывали на небесах. Они так об этом рассказывают, словно видели небеса в зеркале, а сами при этом были на первом плане. Они сравнительно мало говорят о Боге или Его славе. Но ведь именно слава Божья, как сказано в Библии, наполняет и озаряет небеса, это и делает их небесами. Вместо этого авторы таких историй, как кажется, только и заняты подробным пересказом, как им хорошо там было, какое они испытали умиротворение, счастье и утешение, какие они приняли почести и похвалы, как все это было интересно и увлекательно и насколько больше и лучше они теперь понимают то, чего бы никогда не смогли уловить в Писании. В общем, они славят себя, едва ли замечая Божью славу. Они обращают внимание практически на все, кроме того, что поистине самое главное на небесах.
Действительно, нет сомнений, что небеса – это место полного блаженства: там нет ни скорби, ни греха, лишь ликование и радость, там безраздельно царят благодать и мир. Именно на небесах собрано всякое истинное сокровище и всякая вечная награда для искупленных. Всякий, кому уготованы небеса, обретет там несравненно больше радости и чести, чем сейчас может себе представить ум падшего человека, и бесконечно больше, чем заслуживает любое падшее творение. Но если бы вы действительно видели небеса и выжили, чтобы рассказать об этом, ваше сердце и воображение было бы наполнено отнюдь не этим.
Вместо этого все ваше внимание было бы приковано к величию и благодати Того, Чья слава наполняет небеса.
К сожалению, доверчивых читателей хватает, и они всерьез принимают эти постмодернистские описания небес. Небывалый спрос на такие книги и их обширное влияние должно вызывать серьезные опасения у всех, кто по-настоящему любит Слово Божье.
Просто нет никаких причин верить тому, кто утверждает, что был на небесах и вернулся. В Иоанна 3:13 сказано: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах». А в Иоанна 1:18 сказано: «Бога не видел никто никогда».
У четырех библейских авторов действительно было видение небес, но не в состоянии клинической смерти. Такие видения были у Исаии, Иезекииля (ветхозаветные пророки), Павла и Иоанна (новозаветные апостолы). В Библии еще два человека, Михей и Стефан, видели небеса, но только мельком, и об увиденном ими упоминается лишь вскользь, без описания подробностей (2 Пар. 18:18; Деян. 7:55).
Лишь трое из этих людей впоследствии написали о том, что видели, и при этом они приводят сравнительно мало подробностей (Ис. 6:1–4; Иез. 1, 10; Откр. 4–6). У каждого из них в центре внимания было то, что и должно быть – Божья слава. Они также отмечали свой страх и стыд перед лицом такой славы. Они ничего не говорили об обыденных деталях, которые так ярко показаны в современных рассказах о небесах (например, о пикниках, играх, детских забавах, знакомых лицах, необычайных разговорах и т. д.). Павел не дал никакого описания небес, а просто сказал, что «человеку нельзя пересказать» того, что он видел. Итак, библейские описания небес едва ли могут еще сильнее отличаться от сегодняшних причудливых рассказов о небесах.
Лазарь из Вифании заболел и умер, его тело четыре дня лежало в гробнице и разлагалось, пока Иисус не воскресил его (Иоан. 11:17). Целая глава Евангелия от Иоанна посвящена тому, как Иисус возвратил Лазаря к жизни. Но нигде в Писании нет ни слова, ни намека, что же было с душой Лазаря в эти четыре дня. То же самое верно и для любого человека в Писании, который был воскрешен из мертвых, начиная от сына вдовы, воскрешенного Илией в 3 Царств 17:17–24 и заканчивая Евтихом, исцеленным Павлом в Деяниях 20:9–12. Ни один человек в Библии не оставил записанного рассказа о своем посмертном опыте в загробном мире.
Слишком многое в сегодняшнем интересе к небесам, ангелам и загробной жизни вызвано плотским любопытством. Библейское христианство не должно поддерживать или поощрять такие тенденции. Любое увлечение, побуждающее людей меньше полагаться на Библию, грозит серьезными духовными опасностями, особенно если оно ведет наивные души к суеверию, гностицизму, оккультизму, движению «Нью-эйдж» или любому другому религиозному заблуждению. Несомненно, именно этими путями идет больше всего людей, питающих свое ненасытное желание подробно узнать о загробной жизни, жадно проглатывающих рассказы тех, кто якобы посетил мир мертвых и вернулся назад.
Писание никогда не утоляло этого желания. Во времена Ветхого Завета любую попытку общения с мертвыми признавали грехом наравне с жертвоприношением детей ложным богам (Втор. 18:10–12). Еврейские Писания сравнительно мало говорят о том, куда идет душа после смерти, и народу Божьему было строго запрещено пытаться это самостоятельно выяснить. Вызывание мертвых было характерной чертой египетской религии. Также это было существенно в каждой из религий хананеев. Но по закону Моисея за этот грех была назначена смертная казнь (Лев. 20:27).
Новый Завет во многом дополняет наше понимание небес (и ада), но нам все равно не позволено добавлять свои субъективные идеи и основанные на личном опыте выводы к тому, что Бог прямо открыл в Своем безошибочном Слове. По сути дела, нам в любых духовных вопросах запрещено мудрствовать сверх того, что написано (1 Кор. 4:6).
Кто добивается того, чтобы знать о небесах больше, чем говорит Писание, тот грешит: «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века» (Втор. 29:29). Таким образом, предел нашему любопытству установлен рамками библейского откровения. Чарльз Сперджен говорил:
Воображать прекрасное – это как легкий намек на небеса, когда мы внизу. Но ни в коем случае не думайте, что воображение может изобразить небеса. Даже если оно будет самым прекрасным, если будет самым чистым от земной пыли, если оно возвысится благодаря величайшим познаниям и будет уравновешено самыми крайними предосторожностями, все равно воображение не сможет изобразить небес. «Не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Воображение – это хорошо, но только не для того, чтобы показать нам небеса. В конце концов, окажется, что ваши воображаемые небеса – сплошная ошибка. Хотя бы вы и настроили себе величественных замков, они окажутся воздушными и растворятся, словно дымка от легкого дуновения ветра. Ибо воображение не может сотворить небес. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку»2.
Только то, что Бог открыл в Писании, может служить надежным источником для ясного понимания небесного царства. Записанное Божье Слово на самом деле рисует нам удивительно ясную и полную картину небес и духовного мира. Но Библия, тем не менее, оставляет многие вопросы без ответа.
Нам надо признать пределы, установленные Самим Богом на то, что Он открыл. В высшей степени глупо строить домыслы там, где молчит Писание. Пытаться исследовать духовные тайны оккультными методами – недопустимо и греховно. А прислушиваться к любому, утверждающему, что он знает о Боге, небесах, ангелах и загробной жизни больше, чем Сам Бог открыл нам в Писании – серьезная опасность.
Впрочем, для христиан хорошо и полезно устремляться своими сердцами к небесам. Писание повелевает нам взращивать в себе такое отношение: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол.3:1–2). «Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:18). «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Фил.3:20).
Такой взгляд выражает самую суть истинной веры, согласно Евреям 11. У кого есть подлинная библейская вера, те считают себя странниками и пришельцами на земле (ст. 13). Они ищут небесного отечества (ст. 14). Они стремятся «к лучшему, то есть к небесному, посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (ст. 16). «Город», упоминаемый в этом стихе – небесный Иерусалим, невообразимое место, сама столица небес. Там будет вечная обитель искупленных. Неудивительно, что христиан волнует эта тема.
Но как бы ни увлекал людей вопрос, как выглядят небеса, если они при этом забивают себе голову кучей фантастических или бредовых идей, почерпнутых из опыта чьей-то клинической смерти, то они так и не посвятили свой ум тому, чтобы помышлять о горнем. Если безошибочная библейская истина, данная нам Богом, – единственный надежный источник знаний о небесах, к которому у нас есть доступ (а это действительно так), то именно этим должно быть увлечено наше сердце и разум, а не мечтами и фантазиями людей.
Источник: http://www.answersingenesis.org/articles/am/v9/n2/visits-to-heaven
Переведено и опубликовано на propovedi.ru с разрешения.
1 Heaven Is for Real: A Little Boy’s Astounding Story of His Trip to Heaven and Back (Nashville: Nelson, 2010).
2 Charles H. Spurgeon, The New Park Street Pulpit, 6 vols. (London: Passmore & Alabaster, 1856), 2:18.
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.