Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Совет молодым богословам

    Однажды богослова Джона Фрейма попросили ответить на вопрос: «Какой бы совет вы дали студентам богословия и молодым богословам, стоящим на пороге жизни, которую они планируют посвятить богословию?». Ниже мы приводим его ответ. В этом наставлении 30 пунктов:

        1. Задумайтесь над тем, что, возможно, вы не призваны к богословскому труду. Иакова 3:1 учит, что немногие из нас должны становиться учителями, помня, что мы подвергнемся более строгому суду. Кому много дано (духовное знание), с того больше спросится.
        2. Цените свои отношения со Христом, со своей семье и церковью больше, чем вы цените свои амбиции. Ваша жизнь может оказать на других людей большее влияние, чем ваше богословие. А недостатки в жизненном примере сведут на нет все влияние ваших идей, даже если сами идеи верны.
        3. Помните, что главная задача богословия – понять Библию, Божье Слово, и применить его к нуждам людей. Все остальное: исторические и лингвистические знания, экзегетическая точность и утонченность, осведомленность в современной культуре и философские изыски – все должно подчиняться единой цели. Если же этого подчинения нет, то вас можно будет назвать историком, лингвистом, философом, культуроведом, но не богословом.
        4. Занимаясь богословием (помните о его главной задаче в п.3), помните, что вы обязаны доказать то, что вы утверждаете. С одной стороны, это совершенно очевидно, но большинство богословов в наши дни даже не имеют представления как это делать. Богословие – полемическая дисциплина, поэтому богослов должен достаточно разбираться в логике и уметь убеждать, чтобы конструировать достоверные, здравые и убедительные аргументы. В богословии недостаточно лишь знаний по истории, культуре и другим наукам. Но так же недостаточно и цитировать людей, с которыми вы согласны, осуждая тех, с которыми вы не согласны. В действительности, вы должны быть способны представить богословские доводы в доказательство своих слов.
        5. Научитесь писать и говорить ясно и обоснованно. Лучшие богословы способны выразить глубокие идеи простым языком. Не пытайтесь убедить людей в своей компетенции с помощью затуманенной прозы.
        6. Не пренебрегайте духовными дисциплинами, практикуйте их постоянно. Не бойтесь, что вас будут обвинять в излишней набожности. Непрестанно молитесь. Читайте Библию для себя, а не только лишь как академический текст. Цените возможности участвовать в совместном поклонении и молитве как среди недели, так и по воскресеньям. Уделяйте внимание своему «духовному формированию», что бы это для вас не значило.
        7. Богослов – по сути проповедник, хотя обычно богословы заняты более глубинными темами, нежели обычные проповедники. Но будьте хорошим проповедником. Найдите способ, чтобы ваше богословие проговорило к сердцам людей. Найдите такой путь к сердцу слушателей и читателей, чтобы в вашем учении они услышали голос Бога.
        8. Будьте щедры. Не жалейте средств. Проводите время с учениками, потенциальными учениками и просто заинтересованными людьми. Дарите книги и статьи. Не будьте слишком щепетильными в вопросах ваших авторских прав. Дайте разрешение на издание ваших материалов любому, кто у вас попросит. Служение должно идти на первом месте, а деньги уже на втором.
        9. Допуская критику других богословов, традиций или движений, не забывайте о библейской этике. Никого не называйте еретиком, если на это нет серьезной причины. Не бросайтесь фразами типа «иное благовествование» (те, кто действительно проповедуют «иное благовествование» находятся под Божьим проклятьем). Не разрушайте репутацию других людей, неточно приводя их цитаты, вырывая цитаты из контекста или придавая их словам наихудший смысл. Будьте дружелюбны и милостивы до тех пор, пока у вас не появятся действительные причины быть жесткими.
        10. В спорах не занимайте скоропалительно позицию лишь одной стороны. Сначала проведите серьезный анализ, изучите обе точки зрения. Подумайте над такими вариантами: (a) возможно, обе стороны рассматривают тот же самый вопрос с разных углов зрения и в действительности не противоречат друг другу; (б) возможно, обе стороны упустили нечто, что могло бы стать точкой соприкосновения этих позиций; (в) возможно, они настроены друг против друга в связи с тем, что в одни и те же термины вкладывают разные значения; (г) возможно, есть третий вариант, который лучше двух противоборствующих позиций и который способен соединить эти две стороны; (д) возможно, эти разные взгляды, хотя и действительно отличаются, но могут сосуществовать в церкви, подобно тому как в Римлянам 14 сосуществовали вегетарианцы и те, кто допускали употребление мяса.
        11. Если у вас есть блестящая идея, не ожидайте, что все сразу ее поймут. Не стремитесь тотчас создавать группировку в ее поддержку. Не злословьте тех, кто еще не оценил ход ваших мыслей. Мягко ведите полемику с ними, понимая при этом, что вы сами можете быть неправы и высокомерны.
        12. Не поддавайтесь рефлексу критиковать все, что принадлежит иной традиции. Будьте смиренны и подумайте, чему эти другие традиции могли бы научить вас. Будьте готовы учиться, прежде чем учить других. Достаньте прежде бревно из собственного глаза.
        13. Будьте готовы критически переосмыслить свою собственную традицию. Неразумно считать, что некая одна единственная традиция вобрала в себя всю истину и всегда права. Пока богословы не станут более критично относиться к собственным деноминациям и традициям, вряд ли можно ожидать единства Тела Христова. Не будьте похожи на таких богословов, которые известны лишь своим желанием либо переделать арминиан на кальвинистов или кальвинистов превратить в арминиан.
        14. Рассматривайте вероучительные документы («символы веры») с правильной точки зрения. Богословская работа помимо прочего включает в себя переосмысление учения этих заявлений веры и, если необходимо, их преобразование в свете учения Слова Божьего. Не предполагайте, что в вероучении все моменты закреплены навечно.
        15. В полемике не позволяйте зависти руководить вами, например, когда богослов считает, что успех мегацеркви вынуждает его относиться к ней в крайней степени негативно.
        16. Не становитесь таким богословом, который будет известен своими неожиданными язвительными выпадами против других богословов и других христиан. Ваш враг – сатана, мир и плоть.
        17. Внимательно следите за своими сексуальными инстинктами. Избегайте порнографии в интернете и сомнительных отношений. Богословы не застрахованы от грехов, поразивших других христиан в церкви.
        18. Принимайте активное участие в служении хорошей церкви. Богословы, настолько же, насколько и обычные верующие, нуждаются в средствах благодати. Это особенно важно, когда вы учитесь в светском университете или либеральной семинарии. Чтобы поддерживать правильную богословскую позицию, вам нужна поддержка других верующих.
        19. Пройдите первоначальное обучение в семинарии, которая считает Библию Словом Божьим. Крепко утвердитесь в богословии Священного Писания прежде, чем вы отправитесь (что не запрещается) и из первых уст будете узнавать небиблейские позиции.
        20. Научитесь признавать и ценить мудрость, в том числе богословскую, относительно необразованных верующих. Не будьте похожими на богословов, всегда готовых негативно высказаться о простых верующих, описывающих свое хождение перед Господом. Не смотрите свысока на простых верующих, «снимите с себя просвещенную важность», как говаривал Гельмут Тилике. Иногда обычные верующие знают Бога лучше вас, и вам бы следовало этому у них поучиться.
        21. Не будьте похожи на богословов, увлекающихся всякими новыми веяниями в политике, культуре, герменевтике и даже богословии, полагающих, что нам следует перестроить свое богословие в соответствии со всеми модными течениями. Например, не думайте, что вам следует присоединиться к движению феминизма только потому, что так делают все. Большинство богословских течений, стремящиеся быть современными, являются небиблейскими.
        22. С осторожностью воспринимайте все модные богословские течения. Когда все пытаются запрыгнуть в последний вагон новомодного тренда, будь то богословие феминизма, естественного закона, литургии, освобождения, постмодернизма, самое время включить защитный механизм критического отношения. Не проведя серьезного изучения, не поддавайтесь влиянию моды. Когда возникает новое богословское течения, размыслите, что в нем может быть не так. Там всегда что-нибудь не так. Просто не бывает так, что чем новее, тем вернее. На самом деле, самые новые движения оказываются основаны на совершенно ложном фундаменте.
        23. Наша система докторских исследований подразумевает наличие «оригинальной мысли» и «нового слова». Однако этого нелегко достичь, учитывая, что Церковь изучает Писание уже много тысяч лет. Возможно, у вас будет искушение придумать нечто, что звучит по-новому (в том числе, через исследование, не являющееся, строго говоря, богословским, см. п.3). Что ж, напишите, чтобы выполнить требования, а затем займитесь изучением настоящего богословия.
        24. В то же время, не отвергайте инновации из-за самого факта новизны. Тем более, не отвергайте эту идею только потому, что она звучит не так, как вы привыкли. Научитесь различать то, как идея выглядит/звучит/ощущается, от того, что она на самом деле означает.
        25. Критически относитесь к аргументам, построенным исключительно на метафорах или на внебиблейских технических терминах. Не думайте, что эти термины имеют четкое и ясное значение. Как правило, это не так.
        26. Научитесь скептически относиться к скептикам. Неверующие и либеральные богословы в не меньшей, напротив, в большей, степени подвержены заблуждениям.
        27. Уважайте старших. Нет ничего отвратительнее, чем молодой богослов, который презирает тех, кто на протяжении десятилетий трудился на этом поприще. Несогласие может быть хорошим только тогда, когда вы не соглашаясь, проявляете уважение к опыту и вкладу, который внесли эти люди. Не забывайте о 1 Тимофею 5:1.
        28. Молодые богословы часто представляют себя по меньшей мере следующим Лютером, так же как юноши представляют себя очередной спортивной знаменитостью. Когда они вырастают и уже больше не могут играть в солдат и индейцев, они играют в Папу Римского и Лютера. Когда же папа отказывается с ними играть, они берут кого-нибудь еще и назначают его папой. Но в действительности Бог не ставил вас новым главой Реформации. А если поставил, то не спешите называть себя реформатором. Если это действительно так, пусть другие наделят вас титулом.
        29. Еще на заре своей богословской карьеры решите (но позвольте себе немного поэкспериментировать), на чем следует сосредоточиться, а на чем нет. Иногда приходится выбирать из нескольких вариантов, и уметь говорить «нет» бывает так же важно, а иногда и важнее, чем уметь говорить «да».
        30. Не теряйте чувства юмора. Мы должны серьезно относиться к Богу, но проще и к себе, и к своему богословию. Тот, кто утрачивает чувство юмора, утрачивает и чувство баланса. А чувство баланса – это, пожалуй, самое важное чувство в богословии.

    Отрывок из интервью, взятого у Джона Фрейма «Размышления богослова на всю жизнь» (“Reflections of a Lifetime Theologian: An Extended Interview with John M. Frame,” in Speaking the Truth in Love: The Theology of John Frame). Переведено и опубликовано с разрешения правообладателя.

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя