Джош постепенно все больше и больше склонялся под грузом бесконечной критики. Когда он только начал свое пасторское служение в этой церкви, все прихожане казались очень дружелюбными и приветливыми. Но вскоре Джош обнаружил, что им многое не нравится. Они постоянно ставили под сомнение его лидерские качества и решения, жаловались на плохие проповеди, неудовлетворенные нужны, недостаток видения и роста.
Братья-служители тоже в этой ситуации не помогали. Они не могли обличить прихожан в сплетнях и клевете, и казалось, соглашались с обвинениями в адрес пастора, пока тот не доказывал обратное. По нескольку часов в неделю он отвечал на жалобы и оправдывался, а потом все начиналось сначала. Возможно, у Джоша хватило бы сил идти дальше, но он не мог видеть, как мучается жена, и решил сложить с себя пасторские полномочия.
В церкви Глена была обратная проблема. Старейшины церкви поддерживали его настолько, что безоговорочно соглашались со всеми его решениями, не замечая никаких недостатков. Всякие сомнения в правильности его поступков они игнорировали, замалчивая его ошибки. Служители давали ясно понять прихожанам, что любое несогласие с Гленом разрушает единство в церкви.
Когда одна женщина обличила Глена в неподобающем поведении во время личной встречи, старейшины посчитали, что ей это просто привиделось. Вскоре похожая жалоба поступила от другой прихожанки, и трое из служителей, наиболее близкие к Глену люди, решили разобраться в ситуации. Поговорив с Гленом и с женщиной, они приняли его версию и попросили ее уйти из церкви. И только когда Глена застали в гостинице с третьей женщиной, старейшины, наконец, признали, что у пастора есть большая проблема.
А вот Крису повезло. Лидеры в его церкви понимают его слабости и готовы помогать ему развивать и использовать его дары. Они постоянно проводят оценку его служения, ободряют его, но в то же время, не ставя под сомнение его авторитет, указывает на те области, в которых Крису нужно меняться и расти. Они научили прихожан правильно выражать свою озабоченность и задавать вопросы в духе взаимного уважения, в итоге обиды и разногласия не накапливаются.
Когда Криса обвинили в ненадлежащем исполнении его пасторских полномочий, братья поспешили разобраться в ситуации. Обвинения оказались обоснованными, Крис принял обличение старейшин и исповедовал свой грех. При этом руководство церкви во главе с Крисом не потеряло уважение прихожан. Наоборот, люди увидели, что лидеры готовы к честной и открытой подотчетности.
Эти три сценария я видел не раз в разных церквях и служениях по всему миру, часто сам становился участником в таких ситуациях. Каждый год сотни церквей и служений сталкиваются с большими проблемами, когда кто-то критикует поведение пастора или служителя, ставит под сомнение правомочность их действий. К сожалению, часто такие ситуации выливаются в увольнение пастора, раскол церкви, поруганную репутацию. А все потому, что в отношении лидера совершается одна из двух главных ошибок.
Первая ошибка — недостаточная защищенность лидера, чьи действия критикуют или ставят под сомнение. Если лидера не защитить, то сплетни и разговоры за спиной начнут расползаться бесконтрольно, люди будут делать поспешные выводы о проступках лидера, не предоставив ему возможности оправдаться. Кроме того, лидеру придется тратить много времени и сил на то, чтобы отвечать на необоснованные или незначительные обвинения, чаще всего по форме, а не по содержанию, предъявленные группой недовольных прихожан.
Такая динамика может привести к так называемой «атмосфере критики», что в итоге очень серьезно сказывается на состоянии лидеров. Если лидера постоянно критикуют, то его репутация рушится и подрывается авторитет; в результате во всей церкви или служении ослабевает посвящение людей своему делу, они просто падают духом. Лидер, которому приходится тратить много времени, отвечая на малозначительные замечания и придирки, не может служить эффективно, принося плод. И если в итоге лидер не выдерживает непрестанных жалоб, невозможности выступить в свою защиту и уходит из служения, начинается кампания против оставшегося руководства.
Вторая ошибка, встречающаяся во многих церквях и служениях — излишняя защищенность лидера. Соработники так слепо доверяют лидеру, что при малейшем намеке на критику сразу встают в защитную позу, принимают круговую оборону, так сказать. Любые обвинения в его адрес заранее считаются необоснованными, все действия руководителя оправдываются. Часто они при этом полагаются на опосредованную информацию или просто принимают объяснение слов и поступков обвинителя, предоставленное самим лидером. Чтобы защитить, оправдать лидера, они часто нападают на критикующего, стараются найти его вину, дискредитировать или наказать его. То есть, если пользоваться метафорой Иисуса, вместо того чтобы в смирении искать «бревно» в глазу лидера, эти люди немедленно начинают указывать на «соринки» в глазах других (Мат. 7:3-5).
Такая динамика создает «атмосферу отрицания», когда сглаживаются и замалчиваются все проблемы и разногласия. Если критика обоснована, излишняя защищенность лидера не позволяет определить проблему на раннем этапе, когда все можно исправить и обойтись «малой кровью». Если же обвинение серьезное, то круговая оборона может только усугубить обстановку, отсрочив необходимые изменения. Больше вреда будет нанесено окружающим, ослабеет доверие к тем, кому лидер должен быть подотчетным.
Но даже если обвинения в адрес лидера не имеют серьезных оснований, излишняя защищенность все равно может нанести значительный вред. Когда автоматически отвергаются искренние вопросы и замечания, прихожане понимают, что их голос никакого значения не имеет и перестают выражать свое мнение. Когда те, кто должен разобраться в сложившейся ситуации, не могут объективно оценить обстановку, подрывается авторитет как самого лидера, так и всего служения. Сомнения со временем накапливаются, постепенно разрушая репутацию лидера как в глазах прихожан, так и вне церкви. Кроме того, если христианская организация известна своей неспособностью принимать во внимание критику и тщательно разбираться с ситуации, то в будущем, когда возникнут более серьезные вопросы, никто не будет ей доверять.
Обеих крайностей — недостаточной защищенности и излишней защищенности — можно избежать, если поменять атмосферу критики или отрицания на атмосферу мира, когда лидеры и прихожане могут спокойно обсуждать разногласия, разбираться с претензиями к лидерам и решать другие конфликты, в соответствии с библейскими стандартами. Несколько важных концепций помогут научить людей в конструктивной манере решать разногласия или разбираться с претензиями к лидерам.
Как пишет в своих посланиях апостол Павел, христианские лидеры часто подвергаются критике, на них много жалуются, им приходится разрешать конфликты. Община может поддержать своих лидеров в их нелегком труде разными способами.
Часто критика в адрес лидеров выходит из-под контроля, потому что люди не умеют конструктивно выражать свое беспокойство. Церкви и организации могут ободрять, наставлять и поддерживать людей несколькими способами:
Если претензии к лидеру нельзя удовлетворить «неформальными» способами, а вопрос ни в коем случае нельзя игнорировать, стоит провести официальное разбирательство и разрешение конфликта. У этого процесса есть все шансы оказаться конструктивным, если учтены три важных момента:
Даже если люди не согласны с итогом процесса разрешения конфликта, они, скорее всего, примут этот результат, если посредники, занимающиеся разбором данной ситуации, внимательно отнеслись как ко всему процессу, так и к каждому отдельному участнику. Это очень важный момент: уделяйте внимание процессу и каждому участнику, и тогда люди, по большей части, будут удовлетворены результатом, даже если они не согласны с решением по сути. Если же не уделять внимание этим двум моментам, то лидерам придется тратить огромное количество времени, отвечая на массу претензий.
Каждая ситуация уникальна и требует индивидуального подхода, но существует несколько общих принципов, применимых в разрешении подобного рода конфликтов.
Если последовательно применять данные принципы, большинство претензий к лидерам можно разрешить позитивно. И в процессе люди научатся выражать свое несогласие конструктивным образом. Лидеров можно защитить от ложных обвинений и побудить к росту. Можно сохранить репутацию церкви. И что самое главное, имя Божье прославится и дети Его научатся обращаться друг с другом в духе Христа, праведно, честно и справедливо.
Если вам нужен совет по применению этих принципов в конкретной сложной ситуации, свяжитесь с нашей организацией, вы можете направить свои вопросы в отдел христианского посредничества (Institute for Christian Conciliation).
Copyright 2009 Peacemaker® Ministries. www.Peacemaker.net. Translated and published on www.propovedi.ru with permission.
1 Кен Сенди — адвокат и автор большого количества книг, в том числе: Миротворец: Библейские принципы разрешения конфликтов (Шандал, 2002 г). Он возглавляет Peacemaker Ministries (www.Peacemaker.net) – «Служение миротворца» — международную христианскую организацию, помогающую христианам и церквям находить библейские пути для разрешения конфликтов.
2 Например, в нашей организации «Миротворец» (Peacemaker Ministries) у нас есть такое правило: «Комитет исполнительного совета проводит ежегодную полную аттестацию президента организации, встречается с его родными, пастором, партнером по духовной подотчетности, командой служителей, руководителями и другими людьми, если комитет посчитает нужным. В начале каждого аттестационного периода комитет устанавливает и отражает в письменной форме определенные критерии и ожидания, которые становятся основой для оценки деятельности президента. Аттестация призвана укрепить лидерские качества, определить области, нуждающиеся в совершенствовании, и предложить план для дальнейшего роста. Каждый год президенту будет предложено сконцентрироваться на совершенствовании определенных областей лидерства и сообщить совету о достигнутых результатах».
3 Примеры ситуаций, когда необходимо привлечь третью сторону, приведены в ThePeacemaker, с. 146-147
4 Служение «Миротворец» может предоставить список квалифицированных посредников; таких людей, прошедших у нас обучение, можно найти и во многих христианских организациях и церковных объединениях.
5 Например, в Лондонском вероисповедании 1689 года говорится: «В случае возникновения недоразумений или разногласий как в доктринальных вопросах, так и вопросах управления, касающихся всех церквей вообще или какой-либо отдельной церкви и затрагивающих их мир, единство и взаимное назидание, а также в том случае, если какой-то член или члены какой-либо церкви оказались обиженными в результате примененных к ним дисциплинарных мер, не соответствующих истине и порядку, то в соответствии с волей Христа, церкви, поддерживающие общение друг с другом, должны в лице своих представителей собраться вместе для рассмотрения разногласий и дать совет по поводу спорных вопросов, а затем отчитаться перед всеми теми церквами, которых это касается. Однако эти представители не облечены, строго говоря, реальной церковной властью или какими-либо полномочиями по отношению к этим церквам, чтобы применять к ним или к отдельным лицам дисциплинарные меры, или навязывать свое решение церквам или их служителям» (Глава 26, раздел 15).
6 Пример формулировки: «Если возникает правовой спор внутри церкви или с церковью как одной из сторон, и его невозможно разрешить при помощи изложенной выше процедуры, мы, повинуясь Божьей заповеди, не будем выносить дело на рассмотрение гражданского суда (1 Кор. 6:1-8). Мы будем размышлять над вопросом, и если возникнет такая необходимость, привлечем к разбирательству третейский суд, в соответствии с «Процедурой христианского посредничества», разработанной отделом христианского посредничества (Institute for Christian Conciliation ) служения «Миротворец» (www.Peacemaker.net)».
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.