Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Доступность: пропуск в настоящее служение и лидерство

    Автор: Кен Сенди1

    Крегг обладал всем, что необходимо проповеднику Божьего Слова – глубоким посвящением Христу, образованием, богословской подготовкой, он много читал, любил исследовать Писание и по воскресеньям замечательно проповедовал.

    Он также считал себя хорошим пастором, любил обсуждать богословские темы, спорить по вопросам доктрин и рассказывать людям, как правильно применять Божье Слово в реальной жизни. Когда люди приходили к нему со своими вопросами и проблемами, он с готовностью помогал им докопаться до сути дела, открывая тайные грехи и прописывая конкретный план для духовного роста.

    Однако со временем все меньше и меньше людей обращались к нему за пасторским советом. Он бы очень удивился, если б узнал, что многие прихожане, уважая его как талантливого проповедника, не доверяли ему как пастору, не желали приходить к нему с вопросами и личными проблемами, а особенно с критическими замечаниями, даже высказанными в очень конструктивном ключе. Служение Крега за кафедрой процветало, а вот пасторское его служение увядало с каждым днем.

    Джейсон, пастор другой церкви, был успешен и на том, и на другом поприще – в проповеди и в пасторстве. Ему нравилось глубоко погружаться в Божье Слово и готовить практические уроки и проповеди, и так же страстно он погружался в проблемы людей, понимал их жизненные трудности, помогал являть истину Евангелия в своих ежедневных делах. Как у апостола Павла, у него было служение, о котором читаем в книге Деяния 20:20, он «учил всенародно и по домам». Паства любила его, люди свободно доверяли ему свои проблемы, предлагали идеи и даже высказывали критические замечания, церковь возрастала в любви к Господу и страстном желании распространять Его Царство.

    У Крега и Джейсона много общего: хорошее образование, твердая богословская позиция и страстное желание проповедовать и учить. Но и различие между ними тоже достаточно серьезное: прихожане из церкви Джейсона видели, что он все время доступен, к нему спокойно можно обратиться, тогда как паства Крега чувствовала дистанцию, он как бы возвышался над всеми, в результате люди перестали приходить к нему за пасторским советом. Крег был хорошим проповедником, но он не смог заработать «личностного» пропуска в служение, необходимого каждому хорошему пастору, дабы заботиться о вверенной Богом пастве.

    Многие лидеры на самых разных уровнях – дома, в служении, на работе – попадают в ту же самую ловушку и в результате лишаются способности вести людей и служить им.

    Вход только по пропускам

    Пропуск – это разрешение вступить на какую-либо территорию. Труднее всего войти во внутреннюю жизнь и глубокие переживания другого человека. Если хотите, чтобы люди впустили вас в свой мир – настоящий, запутанный внутренний мир, а не просто фасад, который мы все с готовностью демонстрируем – нужно заслужить такой пропуск в отношения.

    Дабы получить пропуск в жизнь и проблемы других людей, нужно обращаться с ними так, чтобы те могли утвердительно ответить на три ключевых вопроса, каждый из которых подразумевает множество более мелких вопросов, возникающих в сознании человека:

    • Могу ли я доверять тебе? Сохранишь ли ты мою тайну? Перестанешь ли меня уважать, если я расскажу тебе, сколько дел я натворил? Сможешь ли оставаться терпеливым и мягким, даже когда я буду невыносимым? Отвернешься ли от меня, если я что-то сделаю не так? Сможешь ли видеть во мне доброе, а не сразу же обвинять меня во всех моих проблемах? Могу ли я доверить тебе «хрупкий сосуд» своей жизни?
    • Действительно ли тебе не все равно? Может, ты просто из вежливости или по долгу службы терпишь меня? Или действительно хочешь мне помочь? Почему? Как можно любить человека с таким количеством проблем? Уделишь ли ты время мне, выслушаешь ли меня? Сможешь ли пробиться сквозь мои защитные механизмы и помочь мне разобраться в своем уставшем и запутавшемся сердце? Будешь ли любить меня, как Иисус, даже когда меня очень трудно любить?
    • А сможешь ли ты мне помочь? Способен ли ты разбираться с такими проблемами? Как справляешься с собственными трудностями? Есть ли у тебя опыт успешного решения таких вопросов? Есть ли у тебя какая-то особая подготовка в этой области? Если ситуация выйдет из-под нашего контроля, достанет ли у тебя смирения и мудрости помочь мне найти другого специалиста?

    Общаясь с людьми, лидер либо зарабатывает себе пропуск, либо теряет его. Достаточно рассказать в качестве иллюстрации к проповеди чью-то личную историю, в которой легко можно узнать героев, и вы потеряете доверие всей общины. Можно посмеяться над содержанием письма от члена церкви, и тем самым дать понять всей пастве, что не стоит делиться с вами своими переживаниями. Попробуйте проигнорировать человека, явно пытающегося привлечь ваше внимание, и в следующий раз он, скорее всего, уже не попытается к вам обратиться. Если сделать поспешные выводы относительно причин трудностей в жизни какого-то человека, разговор быстро иссякнет. Дайте поспешный, поверхностный совет, и в следующий раз ваши люди пойдут за словом мудрости к кому-нибудь другому.

    Но если вы сознательно стараетесь исполняться любовью Христа, учитесь смотреть на людей Его глазами, всем сердцем заботиться о них, они впустят вас в самые отдаленные районы своей жизни, открывая ее для пасторского служения.

    Качества доступного лидера

    Один из самых эффективных способов получить пропуск в жизнь паствы – это сознательно и с постоянством культивировать образ «доступного лидера». Люди чувствуют себя безопасно в окружении доступного лидера; они знают, что могут прийти к вам в любое время с вопросами, проблемами и даже критикой. Дабы заслужить такую репутацию, заработать себе такой имидж, лидеру нужно сознательно избегать всего, что может его пропуск отменить, развивать в себе привычки и настрой, побуждающие людей открываться перед ним.

    • Сохраняйте «мягкую авторитетность». В Библии говорится, что Бог устроил особую систему авторитетности в семье, церкви, на работе и в правительстве, чтобы поддерживать мир и порядок. Но Иисус предупреждает в Марка 10:42-45 об опасности, подстерегающей лидеров – искушении «господствовать, властвовать» над окружающими, выпячивая собственный авторитет, которому все должны подчиняться. Иисус говорит, что лучше всего вы сможете справиться с таким искушением, если выработаете отношение слуги, будете ставить себя ниже других, а не выше (ст. 43-45). Культивируя христоподобное отношение к окружающим, описанное в послании к Филиппийцам 2:1-11, лидер-слуга сможет заменить свой крутой настрой жесткого авторитаризма на мягкую авторитетность, такой авторитет людям гораздо легче принять, они спокойно могут прийти к этому лидеру с вопросами, заботами и критикой, не позволяя всем этим настроениям далеко зайти.
    • Справляйтесь с гордыней и воспитывайте истинное смирение. Часто лидеры более образованны в христианском аспекте, чем все остальные, у них богаче опыт. И это преимущество становится уязвимым местом лидера, когда в гордыне своей он начинает считать себя выше остальных, бездумно отвергать советы, предложения и критику. Эндрю Мюррей пишет:

    “Нехватка любви, безразличие к нуждам, чувствам и слабостям окружающих; поспешное и необдуманное осуждение и замечание, часто маскирующееся как праведный и искренний совет; безудержный нрав, обидчивость, раздражительность; озлобленность, отчужденность имеют своим истоком не что иное, как гордость, всегда ищущую своего. обидчивость, раздражительность; енний совет; и слабостям окружающих; поспешное и необдуманное осуждение и замечание, часто скр”2

    Многие лидеры пытаются скрыть свою гордость за напускным смирением. Один из самых важных показателей истинного смирения – стремление «почитать один другого высшим себя», что значит ценить идеи и интересы окружающих так же высоко, как свои собственные (Фил. 2:3-4). Другой признак настоящего смирения – искреннее принятие критики и исправления, от кого бы ни исходило такое «наблюдение» (Прит. 13:10, 17:10). Посему мудрые лидеры размышляют и молятся над отрывками Писания, посвященными гордыне и смирению (см. Прит. 11:2, 19:20; Ис. 66:3; 1 Пет. 5:5-6), просят Бога помочь им отложить самоуверенность, гордыню, всякое проявление надменности и облечься в смирение, искренне принимающее вопросы, предложения, критику и все, что помогает нам приходить к Богу как пустым сосудам, чтобы зависеть от Него, находить в Нем полноту – это и есть сущность истинного смирения.3 [2]

    • Стремитесь иметь Сердце Пастыря. Ежедневные дела, занятость в служении могут отвлекать лидеров от главного, отдалять их от паствы, подавая таким образом сигнал – «все люди с проблемами, держитесь в стороне». Поэтому духовный лидер должен постоянно просить Бога даровать ему сердце пастыря, так чудесно описанное в книге Исайи 40:11: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (см. также Матф. 18:12-14). Такое отношение помогает завоевать доверие, люди чувствуют себя безопасно и свободно приходят к пастору с вопросами, заботами, вместо того чтобы прятать проблемы или обсуждать их с другими прихожанами. Я стараюсь применять этот принцип в общении со своими подопечными при помощи молитвы: «Господь, помоги мне послужить этому человеку так, чтобы, читая слова Исайи 40:11 через месяц, он мог сказать – именно так поступил со мной Кен, когда я обратился к нему со своей проблемой».4
    • Следите, чтобы организационная динамика не мешала вашей доступности. В некоторых церковных и деноминационных традициях присутствует определенная динамика, способная сделать пастора недоступным для людей. Повышенное внимание к богословским и доктринальным моментам может способствовать ущербности лидеров в области личных взаимоотношений, когда готовиться к проповеди им намного приятнее, чем общаться с людьми (в моей деноминации присутствует как раз такая тенденция). Доступность также страдает, когда церковное устройство приуменьшает роль общины в принятии решений («Мы ведем, а вы внедряете») или не создает механизмов подотчетности за пределами закрытого лидерского круга в поместной церкви. В такой церковной культуре лидеры не способны прислушиваться к идеям и предложениям паствы, признавать собственные слабости и недостаточный уровень компетенции, искать совета за пределами круга лидеров. Если же церковное устройство побуждает людей играть в политические игры, лавируя между разными группировками в церкви, лидеры будут отчужденно держаться в личных взаимоотношениях. В итоге получается лидерство недоступное и неэффективное.5

    Смиренные и духовно зрелые лидеры (как Джейсон в приведенной в начале этой статьи иллюстрации) могут противостоять такой организационной динамике, но только если знают о существовании этих ловушек и бдительно относятся к их влиянию на доступность лидера.

    • Смотрите на Божий народ Его глазами. Один из самых эффективных методов борьбы с личной и организационной динамикой, препятствующей доступности – привычка видеть членов церкви глазами Бога: как «образ и подобие Его» (Быт. 1:27), «избранных Божиих, святых и возлюбленных» (Кол. 3:12), «царственное священство, народ святой, людей, взятых в удел» (1 Пет. 2:9), людей, обладающих «в преизбытке всякой премудростью и разумением» (Еф. 1:8), исполненных Духом Святым (1 Кор. 6:19), способных «наставлять друг друга» и «судить… дела житейские» (Рим. 15:14; 1 Кор. 6:3). Если лидер помнит, что эти стихи описывают всех святых, не только рукоположенных служителей, он с большим смирением сможет принимать вопросы, предложения и даже критику от любого человека, в котором обитает Дух Христов.
    • Покажите людям, что готовы тратить на них время. Несмотря на всю Свою занятость, Иисус ясно давал понять, что у Него есть время на людей. Самаритянка, богатый юноша, Никодим, Мария и Марфа… все они знали, что могут обратиться к Нему, и Он не проигнорирует их, ссылаясь на большую занятость. Есть много разных способов дать понять людям, что готовы уделить им время. Открытые заверения в искренней заинтересованности и готовности пообщаться должны подкрепляться соответствующим поведением – все своим видом покажите, что никуда не торопитесь, задавайте вопросы и терпеливо выслушивайте ответы, иногда стоит достать мобильный и попросить секретаря перенести то или иное мероприятие, потому что вы заняты «очень важным делом».
    • Будьте открыты. Люди не особо делятся своими проблемами с лидерами, у которых в жизни все правильно и прекрасно – как такой человек может понять неуверенность, промахи, трудности и грех в жизни другого? Но когда лидер берет пример со своей паствы, подобно Павлу (см. Рим. 7:7-25; 1 Тим. 1:15-17), и открыто говорит о собственных слабостях и проблемах, а также об искупительной Божьей благодати, прихожане могут свободно приходить к нему как брату, понимающему и принимающему своих попутчиков на христианской дороге.
    • Умейте понимать намеки. Измученные люди не всегда готовы разом выложить все свои заботы. Чаще они намекают на определенные проблемы, наблюдая за ответной реакцией. Если просто проигнорировать такие слова, человек закроется и попытается искать помощи в другом месте. Но если дать понять, что даже намек на какие-то трудности достоин вашего внимания («Ну как ты сегодня?» – «Бывало и лучше» – «Что случилось?» – «Да ничего особенного, с детьми небольшие проблемы» – «Слушай, я сам отец и знаю, что все это непросто. Может, расскажешь мне подробнее за чашкой кофе?»), человек впустит вас в самые глубокие аспекты своей жизни («Вчера сын меня так довел, что я ему сказал – не могу дождаться, когда ты уже наконец закончишь школу и уедешь из дома. Сегодня он не вернулся домой из школы, и мы не знаем, где он»). Замечайте малейшие намеки, и это может привести к служению, меняющему жизнь.
    • Ищите доброе, хорошее в окружающих (даже если оно спрятано за чем-то плохим). Люди с проблемами и заботами инстинктивно пытаются защититься, иногда путем нападения. Они чувствуют себя уязвимыми для критики и поэтому возводят высокие стены. Со страхом лучше всего бороться, обращая внимание на свидетельства Божьей благодати в жизни другого человека, даже если присутствует и явный грех. Апостол Павел опять же дает нам чудесный пример. Зная, что ему необходимо наставить на путь истинный далеко зашедшую в грехах Коринфскую церковь, он начинает свое первое послание к ним удивительными словами: «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, – ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, – так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, [чтобы вам быть] неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа. Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (1 Кор. 1:4-9; сравн. Фил. 4:8-9).

    Если люди из собственного опыта знают, что вы предпочитаете обращать внимание на проявления Божьей благодати в их жизни, они скорее приоткроют занавес над аспектами, особенно нуждающимися в благодати.

    • Слушайте внимательно, не предлагая поспешных решений проблемы. Часто люди прекрасно знают, что необходимо сделать для решения проблемы, но им все равно нужно рассказать кому-то о ситуации, человеку, готовому выслушать, посочувствовать и понять. Поэтому человек готов открыться лидеру, умеющему слушать терпеливо и внимательно, предлагая решение только после того, как все уже высказано, и прихожанин готов к поискам ответов на вопросы (см. Прит. 18:13).
    • Не медлите исповедовать грех, большой или маленький. Когда лидеру указывают на ошибку или грех, постыдный или кажущийся незначительным, естественная реакция – защищаться, что часто побуждает лидера преуменьшать свою неправоту или пытаться рационально ее объяснить. Не уверенный в себе лидер может даже в ответ начать обвинять другого человека («Что происходит в твоем собственном сердце, если ты ищешь недостатки во мне?»). Такая реакция либо спровоцирует спор, либо положит конец разговору, в любом случае показывая, что бесполезно обращаться к лидеру с такими вещами. Мудрый лидер терпеливо выслушает все претензии, попросит Бога помочь увидеть истину, даже если ее совсем не много в высказанных жалобах, а затем подаст пример смирения, искренне исповедовав свои ошибки и поблагодарив брата или сестру за совет (см. Матф. 7:3-4; Прит. 15:32, 17:10; см. также статью «Крест и критика» («The Cross and Criticism»)).
    • Очень осторожно обличайте грех других. Когда человек запутался, если он страдает, переживает, чувствует, что его незаслуженно обидели, чаще всего во всем этом есть и доля его вины; и, скорее всего, рассказывая об обидах, человек будет грешить. Если нет угрозы непоправимого греха, лучше дать ему высказаться, не прерывая его, позволить излить все чувства и мысли, даже если они греховны, дабы точно понять, что же его так угнетает. Показав свою озабоченность и неравнодушие, внимательно выслушав человека, можно уже давать какие-то советы и наставления (см. Иоанн. 4:1-30).
    • Будьте подотчетны кому-то. Если человек знает, что ему придется действовать в одиночку, предъявляя вам какие-то претензии, то, возможно, он даже и не станет пытаться, особенно если у вас неплохо подвешен язык. Если же вы подотчетны другим лидерам церкви, которые готовы помочь обличить вас в чем-то, то многие не побоятся рассказать вам о беспокойстве и несогласии по тому или иному вопросу. Поэтому мудрый лидер постарается показать, что действительно подотчетен другим лидерам и готов открыто и честно разбирать спорные моменты собственной жизни (см. статью из этого же цикла «Подотчетность: признак мудрого и защищенного лидера» (“Accountability: The Mark of a Wise and Protected Leader”)).

    Проверьтесь на доступность.

    Даже если лидер искренне желает быть доступным, часто он просто не замечает, как отталкивает людей. (У меня точно есть такая проблема!) Если вы смело готовы протестировать себя на доступность, существует несколько способов.

    • Во-первых, прочитайте данную статью еще раз и попросите Бога помочь вам оценить себя по всем перечисленным параметрам.
    • Во-вторых, дайте почитать статью мужу/жене и детям и попросите их прокомментировать все перечисленные выше качества. Пусть они приведут конкретные примеры – ваши сильные и слабые стороны в каждом из этих моментов.
    • В-третьих, вместе со своей лидерской командой оцените устройство церкви, ее культуру, посмотрите, мешает ли внутренняя политика и динамика доступности лидера. Затем оцените всех индивидуально и вместе, похвалите проявления доступности и исповедуйте слабые моменты.
    • В-четвертых, имейте смелость выйти за рамки внутреннего круга и попросить совета у людей, готовых высказывать нелицеприятные вещи, например, учителя воскресной школы, который всегда подвергает сомнению ваши идеи, члена церкви, который очень прохладно с вами общается с той самой встречи в офисе несколько месяцев назад. (Каждый раз, применяя этот совет на практике, я понимал, что окружающие не считают меня таким уж доступным)6 [5]
    • В-пятых, если вы (индивидуально или в команде) хотите получить действительно искренние замечания от людей, дайте понять, что они могут говорить смело и открыто, никаких репрессий с вашей стороны не последует. Можно, например, поручить нескольким членам церкви, пользующимся доверием, встретиться с разными людьми и выслушать их мысли по поводу вашей доступности, заверив, что все замечания будут переданы вам общим списком, без конкретных имен. Хотя такой подход, конечно, не идеален, по сравнению с открытым диалогом, но он основан на библейском принципе посредничества в решении сложных ситуаций (Исх. 20:18-19; 1 Цар. 19:1-6; 1 Тим. 2:5); и когда люди чувствуют себя в безопасности, они предоставляют более здравую, конкретную, достоверную информацию.
    • Наконец, попросите Бога помочь вам принять полученные замечания и советы. Исповедуйте конкретный грех перед теми, кого вы обидели. Если Бог покажет вам определенную тенденцию, оказавшую влияние на многих людей, попросите Его даровать вам смирение и мужество исповедоваться перед целой группой. Если нужно исповедоваться перед всей общиной, можно сделать это в проповеди на тему «Благодать христоподобной доступности» (это качество должны воспитывать в себе все христиане, особенно если они занимают лидерские позиции в семье, церкви или на работе).

    Это непростая задача – стать доступным лидером и заслужить пропуск в жизнь других людей. Те же самые качества, которые выделяют человека на фоне окружающих и заставляют признать его лидерство, могут стать причиной закрытости, дистанции. Кто, как не Иисус имел все причины для подобной ауры. Но Его смирение, любовь и желание найти связи с людьми на глубоком личном уровне помогали им постоянно искать безопасного убежища в Его присутствии и впускать Его глубоко в свою жизнь. Если вы являетесь лидером, ищите Божьей благодати в этом вопросе и учитесь становиться такими же доступными, как Христос.

    Copyright 2009 Peacemaker Ministries. www.Peacemaker.net. Translated and published on www.propovedi.ru with permission.

    1 Кен Сенди – адвокат и автор большого количества книг по церковному лидерству и служению, в том числе: Миротворец: Библейские принципы разрешения конфликтов (Шандал, 2002 г). Он возглавляет Peacemaker Ministries (www.Peacemaker.net) – «Служение миротворца» – международную христианскую организацию, помогающую христианам и церквям находить библейские пути для разрешения конфликтов. Статья переведена и опубликована на www.propovedi.ru с разрешения автора.

    2 Andrew Murray, Humility (Wilder Publications, Radford, VA, 2008), 13.

    3 Я рекомендую две книги о смирении: Эндрю Мюррей «Смирение – сокровище святых» (Новосибирск, «Посох») и C. J. Mahaney, Humility: True Greatness (Multnomah, Sisters, OR, 2005).

    4 Очень хорошие мысли по поводу лидерства-пасторства изложены в Tim Laniak, While Shepherds Watch Their Flocks (ShepherdLeader Publications, 2007).

    5 Как справедливо заметил Эд Клуни: «Самая несовершенная структура в руках посвященных служителей гораздо лучше, чем библейски верная форма церковного управления, лишенная любви и практикуемая в духе гордыни и возмездия» (The Church [InterVarsity Press, Downers Grove, 1995], 202).

    6 Сначала можно написать письмо, например: «Дорогой/дорогая _____, хотел бы попросить тебя помочь мне оценить собственную доступность для общения с людьми. Пожалуйста, прочитай статью, которую я прилагаю к письму, и напиши мне, в свете прочитанного, насколько я доступен. Пиши так, как тебе удобно, можно привести общие наблюдения или оценить меня по пунктам, перечисленным в статье. Будет хорошо, если ты сможешь привести конкретные примеры, иллюстрирующие мои слабые и сильные стороны в этих аспектах. Я искренне хочу стать более доступным для окружающих, поэтому чем конкретнее и честнее твои замечания, тем лучше. Спасибо!»

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя