Можно ли многословие назвать грехом? Честно говоря, однозначного ответа на этот вопрос нет. Читая библейские предостережения о силе слов, мы можем поддаться искушению взять обет молчания! Однако мы быстро понимаем, что такой упрощенный ответ не решает проблему. Правильный ответ – тяжелый путь самодисциплины и любви. Этот нелегкий путь заключается в мудром обуздании самого сильного мускула в нашем теле. Это навело меня на мысли об опасностях, которые влечет за собой чрезмерная разговорчивость. Их очень много и они включают следующие 8 предостережений.
- Многословие открывает дверь греху. «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» (Прит. 10:19). «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (21:23). «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда» (13:3). Из упомянутых стихов следует, что чем больше говоришь, тем больше грешишь. Доказательство этого можно найти в отрезвляющей истине, записанной в Иакова 3:8: «А язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда». Наша задача – проявлять дисциплину и не говорить тогда, когда можно промолчать. В этом мудрость. «Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным» (Прит. 17:27-28).
- Многословие порождает сплетни. Словарь Даля так определяет сплетни: «Сплетня, сплетни мн.пересказы и наговоры, смутки, перенос вестей из дому в дом, с перессудами, толками, прибавками». Пересуды, толки и прибавки действительно характеризуют сплетни. Однако важно понимать, что достоверность информации во процессе передачи сплетни не имеет большого значения. Сплетни остаются сплетнями независимо от того, правдивы они или нет. Истина заключается в том, что есть определенные сведения, которые не нужно, а точнее, нельзя повторять из-за многочисленных страшных негативных последствий. Сплетни разрушают дружбу: «Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга» (Прит. 17:9). Они вызывают раздоры: «Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает» (Прит. 26:20). Сплетни приводят к потере доверия: «Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся» (Прит. 20:19). Они причиняют много боли другим людям: «Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева» (Прит. 18:8). Пуританин Томас Ватсон говорил: «Скорпион носит яд на кончике хвоста, а клеветник – на кончике языка. Слова его жалят глубоко, как иглы дикобраза» («Доктина покаяния»).
- Многословие – враг слушания. Я уверен, мы все можем признаться, что в разное время не слушали других, потому что в разуме у нас слишком скоро созрел ответ, еще до того, как человек закончил говорить. Притчи называют такого человека глупцом: «Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему» (Прит. 18:13). «Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? На глупого больше надежды, нежели на него». (Прит. 29:20). Иаков в Новом Завете также подтверждает эти слова: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак. 1:19). Обратите внимание на связь между скорым слышанием и медленными словами. Чем больше человек будет слушать, тем меньше он будет говорить, и наоборот. Итак, если я сознательно и намеренно приму решение слушать, меня не так сильно будет увлекать желание высказаться. А если я начну высказываться более осторожно, то стану лучше слушать других.
- Многословие может способствовать хвастовству. Хвастовство означает восхваление самого себя за дела или богатство. Хвастуны отличаются от сплетников тем, что много говорят не о других, а о себе. Книга Притчей предупреждает о таковых: «Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой» (Прит. 27:2). «Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит?» (Прит. 20:6). «Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками» (Прит. 25:14). Хвастовство – это мерзость перед Богом, потому что оно подпитывается гордостью. Вот почему мы особо внимательно должны прислушаться к предупреждению Иакова: «Теперь послушайте вы, говорящие: «Сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Иак. 4:13-16).
- Многословие приводит к лести. Вряд ли можно лучше определить лесть, чем это сделал Кент Хьюз: «Сплетни – это то, что говорят о человека за глаза, но никогда не скажут прямо в лицо. Лесть – это то, что говорят о человеке в лицо, но никогда не скажут за глаза». Библия разоблачает потаенные мотивы льстецов: «Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его» (Прит. 29:5). Блудница соблазняет свою добычу льстивыми словами (Притч. 2:16-18; 6:24; 7:21). Раньше всякий раз, когда я встречал льстецов, я задавался вопросом: «Чего они действительно хотят?» Берегитесь тех, кто источает чрезмерную, неверную или неискреннюю похвалу.
- Многословие может оказаться пустословием. Еслинеограничиватьсебявсловах, можетоказаться, чтомыведемпустыеречи. «От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб» (Прит. 14:23). Иначе говоря, много слов и мало дела неизбежно приведут нас к нищете. Иисус строго напоминает нам о горьких последствиях пустословия: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Матф. 12:36). Память о том, что мы дадим отчет на судилище Христовом, должна удерживать нас от пустословия, если оно закрадывается в наше сердце.
- Многословие приводит к сквернословию. Сквернословие, какибогохульство, совершеннонедопустимовжизниБожьегодитя. «Им [языком] благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие» (Иак. 3:9-10а). Если в воскресенье мы поем славу Богу, а в понедельник проклинаем людей, «не должно, братия мои, сему так быть» (Иак. 3:10). Не может «смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3:11-12). Поэтому, если мы называем себя новым творением во Христе, наша жизнь должна быть свободна от любого сквернословия (2 Кор. 5:17).
- Многословие может нанести ущерб многим людям. «Так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшойогонькакмного вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3:5-6). Центр пожарной информации США приводит следующую статистику: За 2000 год в пожарах было сожжено 8 422 237 акров лесов и полей, нанесен ущерб более 1,3 миллиарда долларов. Мы можем измерить ущерб, который наносят полям и лесам пожары. Но вред, нанесенный необдуманным словом, подсчитать невозможно. Дисциплинируя себя и удерживая язык за зубами, мы доверяем Святому Духу, который производит в нас плод воздержания (Гал. 5:23). А по мере возрастания в благодати и познании Господа Иисуса Христа, мы будем все больше и больше уподобляться совершенному (зрелому) человеку, который не согрешает в слове (Иак. 3:2).
Принесем ко Кресту все грехи языка и с покаянием исповедаем их. Будем молиться, чтобы нам более уподобиться тому духовно зрелому мужу. Всем нам не мешало бы от всего сердца молиться вместе с Давидом: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс. 140:3).
©www.counselingoneanother.com.Перевод и публикация на www.propovedi.ru осуществлены с разрешения автора.
Д-р Пол Тотджес с 1992 года несет служение пастора-учителя в «Библейской церкви Эммануила» в городе Шебойган (штат Висконсин, США). Исполняя свое служение, ему приходилось не раз бывать в других странах, в том числе в России, где он преподавал на темы, связанные с библейским консультированием. Д-р Тотджес – автор нескольких книг, в числе которых книга «Подлинно-библейское душепопечение», опубликованная в России в 2009 г. издательством «Библия для всех».